«Развивающие игры и занимательные упражнения для детей ОВЗ с когнитивными особенностями в соответствии с ФГОС»
учебно-методический материал
Данные игры и упражнения способствуют развитию и успешному обучению детей с ОВЗ интеллектуального аспекта в образовательной школе, усваивать новые знания и способы действия, выходящие за пределы его собственных возможностей. В представленных играх показаны основные направления использования их на занятиях с детьми разного уровня интеллектуального развития в условиях одного класса. Следует помнить и о том, что продолжительность занятий с ребенком ОВЗ не должна превышать 30 мин. в день.Педагоги в своей работе могут применять аналогичные игровые задания, упражнения, игры на развитие тех или иных психических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_igry_i_zanimatelnye_uprazhneniya.docx | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развивающие игры и занимательные упражнения
для детей ОВЗ с когнитивными особенностями
в соответствии с ФГОС»
У детей с ограниченными возможностями здоровья умственной сферы деятельности особенно страдает произвольное внимание, когда требуется целенаправленная деятельность. Эти дети быстро отвлекаются, внимание у них неустойчиво. Снижена способность к распределению между разными видами деятельности, т.к. сужены объем внимания и переключаемость с одного вида деятельности на другой.
Восприятие — более сложный процесс, чем ощущение. Это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Оно связано с речью, мышлением, памятью, представлениями, а также особенностями личности. Восприятие детей с задержкой психического развития характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщенности. У них образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами, поэтому воспитанники с трудом постигают смысл воспринимаемого. Перечисленные дефекты восприятия отрицательно сказываются на успешности обучения обучающихся (не соблюдают строку, трудности при письме элементов букв, в послеслоговом чтении, в расположении предметов в пространстве и т.д.). Для совершенствования восприятия полезны занятия рисованием, лепкой, конструированием, спортивные игры и физические упражнения.
Восприятие времени особенно сложно умственно отсталым детям. Длительность, скорость, последовательность явлений осознаются ими с большим трудом. В играх и упражнениях хорошо закреплять представления о сутках (утро, день, вечер, ночь), днях недели, месяцах. Ввести в понятийный словарь временные слова-понятия: раньше, позже, сначала, потом, до, после, затем.
У детей ОВЗ с задержкой умственного развития отмечается пониженная цветовая чувствительность. С трудом усвоив основные цвета (красный, синий, желтый, зелёный), дети еще долго путают их оттенки.
Они нередко используют цвет, не соответствующий окраске реального объекта (раскрашивают кошку в синий цвет, огурец в красный и т.д.), не понимают, что цвет может быть постоянным признаком того или иного предмета.
Наиболее сложными для детей ОВЗ со слабыми умственными способностями являются словесно-логические операции, выполнение которых протекает только в умственном плане. На протяжении всех лет обучения особое внимание уделяется развитие мышление учащихся, поднимая его от наиболее доступных наглядных форм к абстрактным словесно-логическим понятиям. Предлагаемые ниже игры и упражнения способствуют не только активизации мыслительной и речевой деятельности, но и развивают такие психические процессы, как представления, память, воображение, эмоции, воля. При их выполнении ребенок должен найти сходства и различия в предметах и явлениях, сравнить предметы на основе выделенных признаков, сделать обобщение, умозаключение.
Память детей можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы. Не следует заниматься механической тренировкой памяти, заучивать ненужное или малопонятное. Ребёнок должен понимать то, что ему предлагается запомнить. Наибольшие возможности для обучения приемам осмысленного запоминания представляет классификация. Например, в процессе классификации ребенок создает группу «Обувь». Выбирает из предложенных картинок те, на которых изображены туфли, тапочки, сапоги, сандалии и т.д. Называет их и дает им общее название — обувь. Через некоторое время классификация идет уже «в уме».
Игры, направленные на развитие памяти, способствуют развитию целенаправленного процесса запоминания, расширению объема памяти. Дети знакомятся с рациональными приемами осмысленного запоминания и припоминания, учатся устанавливать связи между предметами.
- Игры на развитие внимания.
Игра: «Кто больше увидит?»
Предложить детям внимательно рассмотреть картинку и перечислить, что он видит на ней. (У этой игры много вариантов, которые предлагаются в зависимости от класса):
Задание. Найди ошибку.
а) найти фигуру, которую не туда положили. Выкладывается несколько стопок карточек, подобранных на основе определенных геометрических фигур, однако среди треугольников лежит квадрат, между ромбами — прямоугольник и т.п.;
б) сказать, что неправильно?
Дано несколько суждений, часть из которых заведомо алогичны. Прочитать предложения и найти ошибочные суждения.
Например: (кошка умеет летать; зимой холодно; На сосне выросли красные яблоки; у собаки родились телята.)
Изображены фигуры 3—4 видов (треугольник, круг, квадрат, ромб). Всего 5—10 рядов по 10 фигур в каждом ряду. Фигуры в ряду расположены произвольно. Нужно:
а) расставить значки, как показано в образце;
б) расставить значки только в квадратах и треугольниках;
в) поставить значки в ромбах и подчеркнуть все квадраты.
Дается таблица с предметами 5—10 рядов по 8 в каждом. Предметы расположены произвольно.
а) вычеркнуть все грибочки;
б) вычеркнуть все мячики;
в) вычеркнуть все елочки красным карандашом, а мячики — синим;
г) вычеркнуть все мячики и подчеркнуть елочки.
Упражнение «Построй дорожку»
Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо:
а) все треугольники (круги, квадраты);
б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).
Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотреть с ним таблицу. Особо выделите те признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при выполнении задания
Упражнение «Найди игрушку»
Завяжите глаза ребенку и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам.
Упражнение «Определи на ощупь»
На столе разложить предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность изучить эти предметы. Затем завязать ребенку глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения. Можно заменить один предмет другим, можно поменять их местами и т. д. Ребенок должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это упражнение и с открытыми глазами.
Игра «Как же их отличить?»
Показать одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги).Рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт
.
- Игры для совершенствования восприятия пространства.
Величины, формы, расстояния, местоположения и пространственных отношений между предметами.
Упражнение: «Угадай и нарисуй».
а) на ощупь узнать фигуры, находящиеся в мешочке (плоские, из картона или фанеры), назвать их, а затем нарисовать;
б) раскладываются геометрические фигурки, одинаковые с теми, что лежат в мешочке. Вы показываете любую фигуру и просите достать из мешочка такую же.
Упражнение: «Из каких фигур?»
а) вспомнить и назвать предметы, похожие на: квадрат, прямоуголькик, круг, треугольник;
б) закончить рисунок по заданным фигурам.
Упражнение: Выложи фигуры из палочек.
Сначала дается детям образец, убирается, чтобы восстановить фигуры по памяти.
Упражнение: «Какая рука?»
Нужно:
а) определить, какой рукой девочка держит флажок;
б) в какой руке мальчик держит шар;
в) на какой ноге стоит девочка;
г) какой рукой мальчик держит ручку.
Упражнение: «Что где находится?»
Нужно назвать, что изображено в середине, что в левом верхнем углу и т.д.
Упражнение: «Твой путь».
Нужно рассказать, как ты идешь в магазин и, что где находится (справа, слева, сзади, впереди и т.д.).
Упражнение: «Внимательно слушай и рисуй».
Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Дети должны зарисовать их на указанном месте согласно инструкции (вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т.д.).
Упражнение: «Лабиринт».
а) помогите зайчику найти дорогу;
б) по какой дороге дети идут в школу.
Упражнение: «Дорисуй предметы».
Попросить детей назвать, а затем дорисовать предметы, изображенные на рисунках. А затем можно или заштриховать, или раскрасить.
Упражнение: «Узнай, что изображено».
Перед ребенком картинки, на которых знакомые изображения даны не полностью. Попросить детей подумать и сказать, что они узнали, кому принадлежат те или иные элементы изображения.
Упражнение: «Кого ты видишь?»
а) обведи контуры каждого животного;
б) обведи контуры игрушки и т.д.
Игра «Пригласим на день рождения» (Развивающая среда: бумага, карандаш.)
Показать одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах — это гости и конфеты. Как узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия. Сравнивать в кругах можно любые предметы и любое их количество — больше или меньше на 1- 3 предмета. Можно ставить знак равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково.
- Игры для совершенствования восприятия времени.
Упражнение: «Разложи по порядку».
Положить таблички со следующими словами и попросить детей расположить их в порядке возрастания времени.
Реши задачу.
Вася гостил в деревне неделю и пять дней. Сколько всего дней он был в деревне?
Упражнение: «Который час?»
Используя игрушечные часы, попросить детей определить время на часах, а затем поставить стрелки соответственно указаниям педагога.
Упражнение: «К чему относится?»
Взять картинки с изображением времен года и карточки с изображением следующих предметов: саней, лыж, лодки, сачка для ловли бабочек и т.д. Ребенок должен назвать предмет и подкладывать к картинкам с соответствующим временем года.
Упражнение: «Определи время».
На табличках написано: ночь, утро, день, вечер; на карточках запечатлены ситуации, характерные для каждого времени. Предлагается ребенку установить, когда происходит действие, изображенное на карточках, и подложить их под соответствующие таблицы.
- Игры для совершенствования восприятия цвета.
Упражнение: «Подбери подходящий лепесток».
Перед ребенком кладут карту с изображением нескольких цветков: ромашка, василек, мак, подсолнух. У каждого из цветов недостает одного лепестка. Они прилагаются отдельно. Предложить ребёнку найти им место с учетом цвета и формы.
Упражнение: «Узнай по цвету».
Предлагаются полоски разного цвета. Затем показать контуры предметов (листья, огурец, арбуз, василек, лимон и т.д.)
Задание. Покажи полоску соответствующего цвета.
Упражнение: «Чьи платья висят?»
На рисунке изображены девочки, в их волосах бантики разного цвета. На веревке висят платья того же цвета. Дети должны сказать, кому из девочек принадлежит каждое платье.
Упражнение: «Найди в вазе эти фрукты (по цвету)».
Задание. Кто назовет больше предметов?
а) что бывает красным?
б) что бывает зеленым?
в) что бывает желтым?
Игра «Заколдованные сказки» (Развивающая среда: кружочки разного размера и цвета).
а) Играть с заколдованными героями сказки «Теремок». Выложить на стол маленький и большой серый кружочки и попросите ребенка «расколдовать» их — определить, кто здесь заяц, а кто мышка; потом — оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. д. А кто их заколдовал — придумайте сами. Таким же образом обыгрываются сказки «Колобок», «Репка», «Лиса, заяц и петух» и другие любимые сказки ребенка.
б) в коробке лежат цветные кружочки — искать в них героев сказок. Фантазируем. Например, зеленый кружочек — это и лягушка из «Теремка», и крокодил из «Мойдодыра»
Игра «Разложи фигуры».
Игра состоит из 24 карточек (8x6 см) с изображением геометрических фигур четырех видов, трех цветов (синие, красные, зелёные), большого и маленького размера.
1. вариант. Молча разложить фигуры в кучки: сначала в 3 кучки с учетом формы, затем в 3 кучки с учетом цвета.
2. вариант. Положить на стол любую карточку с фигурой, ребенка попросить выложить карточку с фигурой, отличающейся только одним признаком. Например: если маленький красный круг, то ребенок должен положить большой красный круг или маленький красный квадрат и т.д.
- Игры для развития мышления и речи детей.
Упражнение: «Задачи - головоломки».
- Составь 2 квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 9 палочек и др.
- Возьми 9 палочек и составь квадрат и 4 треугольника.
- Ребенок должен представить фигуру и догадаться, как ее составлять.
- Убери 2 палочки, чтобы остался один прямоугольник.
- Составь домик из 6 палочек, а затем переложи 2 палочки, чтобы получился флажок.
- Убери 3 палочки, чтобы осталось 3 таких же квадрата.
- Убери 4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата.
- Переложи 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону.
- Нарисуй фигурку, которую нужно.
- Внимание ребенка привлекается к отличительным признакам изображенных предметов, к их очерёдности.
- Продолжи числовой и буквенный ряд.
- Вычеркни лишнюю фигурку, цифру.
Упражнение: « Назови, одним словом».
Лиса, заяц, медведь, волк — ...
Сыр, колбаса, хлеб, масло — ...
Кровать, стул, диван, кресло — ...
Шапка, юбка, трусы, майка — ...
Сосна, ель, ива, клен — ...
Игра: «Зоологическое лото» (настольная игра на закрепление знаний о животных).
Упражнение: «Кто что любит?»
Набор карточек с животными, подобрать каждому животному из другого набора карточек то, что этот зверь ест.
Упражнение: «Кому что надо?»
Попросить ребенка подобрать к карточкам с изображениями знакомых ситуаций карточки, на которых нарисованы недостающие предметы.
Отгадай загадку (найти картинку - отгадку).
Например: без рук, без ног, а ходит. Или дать текст загадок и попросить его нарисовать отгадки.
Игра «Нужные вещи» (многофункциональность некоторых вещей)
С показом или без него спросить ребенка: «Для чего нужна щетка?» — «Для чистки обуви, зубов, ковра, одежды, посуды».
« Бумага?» — «Рисовать, заворачивать, для книг и газет»
« Палочка?» — «Рисовать, для постового, для флажка».
Стекло, песок, зонт? И т.д.
Упражнение «Слушай и выбирай»
Упражнение «Верно – неверно»
Упражнение «Подбери рифму»
Упражнение «Повтори слоговой ряд».
Упражнение: «Составь из букв слова».
Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук»
Упражнение на определение места звука в словах (начало, середина, конец)
Упражнение «Дополни слово»
- Вставь в слова пропущенные буквы.
- Назови слово, которое начинается с последней буквы.
- Например: сова — альбом — море — енот... (Для этих целей полезны игры в города, цвета и т.п.).
Упражнение « Назови слова- противоположности»: тонкий — ... острый — ... чистый — ... громкий — ... низкий — ... здоровый — ... зло — ... лето — ...
Упражнение: «Закончи предложение». Летом тепло, а зимой... Птицы летают, а змеи... Осенью листья желтые, а летом...(Задание. Кто больше сочинит).
Дать ребенку предметные картинки, нужно подобрать рифму к предметам. Огурец —
молодец. Очки — значки. Цветок — платок и т.д.
Упражнение «Разложить по порядку и составить рассказ» (3—4 картинки по сюжетным картинкам).
Игра «Дружные фигурки»
Нарисовать на листе бумаги круг, звездочку, квадрат, ромбик и т. д. Среди них — две одинаковых. Ребенок должен найти их и заштриховать, а как — пусть придумает сам. Самое главное — не выходить за контуры.(вместо геометрических фигур можно нарисовать фрукты, мебель, игрушки или цифры и буквы.)
Игра « Делим – собираем»
Один из играющих перечисляет: колеса, мотор, руль, кабина. Другой называет предмет, который состоит из этих частей, — машина. Аналогично: стебель, листья, лепестки? Четыре ножки, крышка? Окна, двери, потолок, стены? И т. д.
Играем наоборот: стул — спинка, ножки, сиденье. Телефон — кнопки с цифрами, корпус. И т. д. А апельсин? Дольки, кожура. А суп? Вода, картофель, капуста, лук. А персик? Мякоть, косточка. А наволочка, букет?.
Нарисуйте части предмета, например: длинные уши, маленький хвостик, — попросите ребенка догадаться, чьи это части (зайчик, и дорисовать предмет. Покажите часть предмета — ребенок должен определить, что это такое
Игра «Сравнение величин»
Можно использоать широкие и узкие полоски бумаги, кубики. Предложить построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.
- Игры, направленные на развитие памяти.
Упражнение: «Посмотри-ка!»
Дается 10 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложить
Упражнение: «Слушай и повторяй».
Постучать по столу определённое число раз и попросить ребёнка произвести услышанное.
Упражнение: «Назови слова», которые запомнил.
Ребенку дается 5—10 картинок и задание прочитать слова, которые надо запомнить и к каждому слову подобрать подходящую картинку, чтобы эта картинка помогла, и запомнить слово. Картинки: лиса, книга, сыр, машина «скорой помощи», метла, еж. Слова для запоминания: еда, учение, зоопарк, болезнь, работа. Через 20—30 мин. после того, как ребенок отобрал картинки, спросить, какие слова он запомнил.
Данные игры и упражнения способствуют развитию и успешному обучению детей с ОВЗ интеллектуального аспекта в образовательной школе. Помогают усваивать новые знания и способы действия, выходящие за пределы его собственных возможностей. В представленных играх показаны основные направления использования их на занятиях с детьми разного уровня интеллектуального развития в условиях одного класса. Задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень сложности их постоянно возрастает. Поэтому педагогам, занимающимся с детьми, лучше придерживаться определенной последовательности при выполнении упражнений и проведении игр.
Следует помнить и о том, что продолжительность занятий с ребенком ОВЗ не должна превышать 20 мин. в день.
Педагоги в своей работе могут применять аналогичные игровые задания, упражнения, игры на развитие тех или иных психических процессов.
- Аванесова В.Н. "Дидактические игры как форма организации обучения в детском саду". // Умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддьякова. – М., 1972
- Артемова Л.В. "Окружающий мир в дидактической игре дошкольников". – М.: Просвещение, 1992.
- Бондаренко А.К. "Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада". - М., 2001. - 129 с.
- Выготский Л.С. "Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии". – 1966, - № 6.
- "Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников". Под ред. Л.Н. Венгера. – М.: Просвещение, 1973.
- Карабанова О.А. "Игра в коррекции психического развития ребенка". – М.: Педагогика, 1994. -246с.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. "Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников": Кн. для Учителя. - М.: "БУК-МАСТЕР" 1993 - 191 с.
- Метиева Л.А. Удалова Э.Я. "Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии": Сборник игр и игровых упражнений. - М.: Издательство "Книголюб", 2008. - 128 с.
- Сорокина А.И. "Дидактические игры в детском саду". – М.: Просвещение, 1982.
- Удальцова Е.И. "Дидактические игры для детей дошкольного возраста". Москва, 1958.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- 4 лет. Из опыта работы
представлены игры и способы общения с неговорящими детьми...
Моторно-двигательная стимуляция Игры и игровые упражнения для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
Игры на стимуляцию моторно-двигательной сферы направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных инте...
Игры и игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста.
Игры с элементами кодирования....
Развивающие игры по развитию речи для детей 4-5 лет
Речь ребенка будет более эффективной, если с ним больше разговаривать, больше читать, и играть в развивающие игры. Игры, которые здесь перечислены, прививают ему желание говорить....
«Организации двигательной активности детей на прогулке в ДОУ в соответствии с ФГОС»
«Организации двигательной активности детей на прогулке в ДОУ в соответствии с ФГОС»...
Аналитический отчет «Создание развивающей предметно – пространственной среды и психолого-педагогических условий по музыкальному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» П. ШКОЛЬНОЕ»...
Семинар – практикум для педагогов по теме: «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений....