Семинар – практикум для педагогов по теме: «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал
Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_dlya_vospitateley_po_teme_samoobrazovaniya.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –
ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»
Семинар – практикум для педагогов по теме:
«Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Аверченкова Ю.Н.
Учитель-логопед
2018г.
Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»
Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений.
Задачи:
1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений, как средство для развития фонематического восприятия. ·
I. Как известно, ребенка окружает мир людей, их взаимоотношений, предметов и явлений. Ребенок и сам является частицей этого мира. Речь – одна из важнейших его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным законам.
Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы).
К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав). Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить с помощью игр
1. «Гуление». Обращайтесь к ребенку, произносите звуки, которые он уже умеет произносить: «агу!». Старайтесь, чтобы он подражал вам, повторяя звуки и слоги.
2. «Ладушки». Хлопая в ладоши, приговаривая текст. Учите ребенка выполнять действия под стишок.
Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения. Уже к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Можно предложить ему ряд игр:
1. «Угадай, чей голосок». Взрослый звуками изображает какой-либо предмет (кошку, собаку, самолет). Ребенок угадывает
2. «Разведчики». Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо.
Трехлетний ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми. Используем следующие игры:
1. «Угадай, кто пришел», «Договори стишок». Подобрать потешки, считалки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договаривать последнее слово или последний звук.
2. «Петрушка ошибается». В гости пришел Петрушка. Он просит научить произносить его слова внятно и громко. Иногда Петрушка путает звуки, удивляется и просит разъяснить ошибки.
По данным Р.Е. Левиной, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.
Предлагаю игры:
1.«Какие бывают слова?» Просим ребенка назвать ласковые слова (солнышко), слова звучащие громко (тигр), звонкие слова (звонок), тихие слова (шепот).
2. «Верни слово». Взрослый называет слово шепотом, а ребенок его повторяет, как бы «возвращает» обратно.
Одной из частых причин нарушений звукопроизношения являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков, по этой причине слова, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые. Эти нарушения звукопроизношения особенно коварны тем, что с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начинают отражаться и на письме.
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
II. В общей системе работы по развитию фонематического восприятия большое место занимают игры и игровые упражнения:
У детей младшего возраста:
игры, которые направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.
игры на определение направления звучания.
игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.
игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности
Например, с детьми младшего возраста проводят следующие игры:
“Что звучало?” | развивать слуховое восприятие, внимание; дифференцировать звуки, производимые музыкальными игрушками (колокольчик, дудочка); узнавать, знать и называть звучащие игрушки; понимать и использовать глаголы: “звенит”, “гудит”, “стучит”. |
“Шуршит, трещит” | дифференцировать неречевые звуки; знать и употреблять глаголы в прошедшем времени: “шуршала”, “трещала”. |
“Где колокольчик (барабан, погремушка)?” | определять направление звука, называть его положение в пространстве, используя наречия: “впереди”, “сзади”; узнавать и называть существительные, обозначающие звучащие игрушки. |
“Где позвонили?” | определять направление звука; понимать и употреблять наречия: “спереди”, “сзади”, “вверху”, “внизу”. |
“Дождь льет и капает” | различать темп звучания (частое и редкое звучание звyкoпoдражаний). |
“Прискакал или пришел?” | развивать переключаемость слухового внимания, воспроизводить движения в соответствии с ритмом ударов в бубен, развивать координацию движений, мелкую моторику. |
“Веселые куклы”
| соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием; знать и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в речи наречия: “тихо”, “громко”; дифференцировать громкий и тихий звуки. |
“Фрукты” | различать неречевые шумы; узнавать, называть в речи существительные, обозначающие фрукты или фруктовые деревья: “яблоко”, “виноградинка”, “яблоня”. |
“Коробочка гремит” | дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые и звучанию шумовые коробочки. |
“Найди пару” | дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые по звучанию. |
“Высокие — низкие” | одинаковые по звучанию, дифференцировать высокие и низкие неречевые звуки. |
“Собака и щенок” | развивать слуховое восприятие; различать высокие и низкие неречевые звуки. |
“Дождик” | слышать и называть долгие и короткие звуки; показывать долготу звука; понимать и употреблять в активной речи прилагательные: “длинная – короткая” (дорожка), “долгий – короткий” (звук). |
“Нарисуй звук” | слышать и различать неречевые звуки по длительности их звучания. |
В среднем возрасте:
игры, направленные на развитие у дошкольников умения выделять заданное слово из ряда других.
игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать громкое и тихое, “высокое – низкое” звучание, определять длительность звучания речевых звуков.
игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать гласные звуки из ряда других.
игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать звуки речи.
игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать слоги.
игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять количество услышанных речевых звуков.
“Будь внимательным” | выделять заданное слово из ряда других. |
“Кто самый внимательный?” | выделять заданное слово из текста. |
“В лесу” | дифференцировать громкое и тихое звучания слога АУ; воспроизводить звукоподражания тихо и громко. |
“Медведица и медвежонок” | развивать слуховое внимание, дифференцировать звукоподражания, производимые высоким и низким голосом. |
“Вьюга воет, а ветерок помогает” | развивать слуховое восприятие, определять длительность звучания речевых звуков. |
“Успокой Таню” | выделять звук А из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени “плачет”, “уронила”. |
“Дадим ромашке попить” | учить выделять гласный А из ряда других. |
“Паровозик” | выделять звук У из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени “бежит”, “гудит”. |
“Песни леса” | продолжать развивать слуховое внимание, фонематический слух, выделять гласный У из ряда гласных звуков. |
“Угадайка” | дифференцировать звуки [И], [У]; соотносить звукоподражания с предметом; развивать мелкую моторику. |
“Дом большой — дом маленький” | дифференцировать звуки [А], [О]; развивать общую моторику. |
“Повтори за мной” | дифференцировать звуки П-Б в слогах, словах. |
“Повторялки” | развивать слуховое внимание; дифференцировать прямые и обратные слоги. |
“Аленушка-ревушка” | учить определять количество произнесенных речевых звуков, развивать слуховое внимание и память. |
“Весенний дождик” | развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие слов, близких по звуковому составу; координировать речь с движением. |
Предложенные игры и игровые упражнения значительно повышают интерес у детей в непосредственной образовательной деятельности. Всё это положительно влияет на процесс развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста (Приложение 1).
Параллельно ведётся работа с родителями в виде папок – передвижек, консультаций, рекомендаций, памяток, индивидуальных бесед (Приложение 2,3,4).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей на тему "Развитие фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи"
Ознакомление родителей с этапами работы по формировани ю и развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями...
Семинар-практикум: «Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов....
Игры и игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста.
Игры с элементами кодирования....
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.
В материале выделены этапы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОВЗ....
Семинар-практикум для педагогов «Адаптированные методы ТРИЗ – РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
В ходе данного мероприятия педагоги познакомятся с методом ТРИЗ, направленным на активизацию речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»...
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков».
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков». ...
Семинар-практикум для педагогов на тему: "Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков"
На сегодня наука еще не в состоянии точно регистрировать суицидальные намерения, так как психологи не могут охватить вниманием всех подростков и их социальные ситуации дома, в школе, в дружеском общен...