Конспект урока чтения в 3 классе К.Д. Ушинский «Наше Отечество»
план-конспект урока
Цель: Формирование навыков выразительного чтения..
Задачи: - воспитывать любовь к Родине, интерес и уважение к её истории,гражданственность, патриотизм;
- способствовать развитию связной речи, навыков выразительного чтения целыми словами;
- учить высказывать свои суждения на заданную тему.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю.
- Формирование мотивации к учению.
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
- работать по коллективно составленному плану;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение.
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Познавательные УУД:
- отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
- Дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников;
Коммуникативные УУД:
- умениеоформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом.
- участвовать в диалоге на уроке.
- Участвовать в работе в паре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_.nashe_otechestvo.docx | 30.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г. Лабинска
Конспект урока
чтения в 3 классе
К.Д. Ушинский «Наше Отечество»
Подготовила и провела : Стригунова М.В. – учитель начальных классов
Цель: Формирование навыков выразительного чтения..
Задачи: - воспитывать любовь к Родине, интерес и уважение к её истории, гражданственность, патриотизм;
- способствовать развитию связной речи, навыков выразительного чтения целыми словами;
- учить высказывать свои суждения на заданную тему.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю.
- Формирование мотивации к учению.
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
- работать по коллективно составленному плану;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение.
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Познавательные УУД:
- отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
- Дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников;
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом.
- участвовать в диалоге на уроке.
- Участвовать в работе в паре.
Оборудование: презентация , иллюстрации учебника.
ХОД УРОКА.
I. Орг. момент
1. Ребята, у нас сегодня гости, повернитесь, пожалуйста, к гостям и поприветствуйте их.
2. Снятие эмоционального напряжения.
Создадим хорошее , дружелюбное настроение. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь! И, пожалуйста, садитесь.
Руки? – На месте!
Ноги? – На месте!
Локти? – У края!
Спина? - Прямая!
3. Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для губ: «Улыбка». «Хоботок» (чередование);
Упражнения для языка: «Болтушка», «Часики», «Качели», «Лопатка», «Иголочка», «Лошадка».
Артикуляционная гимнастика:
Ду – ду – ду … Утром в школу я иду!
Шо- шо –шо … В школе очень хорошо!
Не – не – не … Подарили ранец мне!
Ас – ас - ас … Здравствуй, мой любимый класс!
Же -= же –же …Класс на первом этаже!
Са – са – са … Залетела в класс оса!
Су –су –су … Не боимся мы осу!
II. Включение в учебную деятельность.
Прочтём стихотворение
Ручеёк заливисто журчит.
Одуванчик ярко золотится.
Солнце так развесило лучи,
Словно крылья радужной жар-птицы.
И, на воле весело играя,
Я скажу вам: «Нет прекрасней края!»
Стихотворение это не простое, а с «секретом».
Из первых букв каждой строчки составьте слово.
Что получилось? ( Дети читают хором - РОССИЯ)
-Чем же для нас является Россия? (РОССИЯ-ЭТО НАША РОДИНА).
III. Сообщение темы и целей урока:
- Вы уже догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о Родине, об Отечестве) .Молодцы, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о нашей Родине. Наша Родина прекрасна. Ей посвящают свои произведения поэты и писатели, художники и музыканты; о ее героическом прошлом и настоящем печатают книги, снимают фильмы.
Откройте учебник стр. 86 и прочтите тему нашего урока.
- Как называется произведение? Кто написал?
Сегодня мы узнаем, как о Родине написал Константин Дмитриевич Ушинский в своем произведении "Наше отечество".
( Тема урока:«Наше Отечество»)
Определим задачи на урок:
1.Прочитать рассказ «Наше Отечество».
2. Выяснить, есть ли разница между словом Родина и Отечество, или эти слова обозначают одно и то же?
3. Порассуждать на тему «Моя малая родина».
4. Перед тем, как приступить к чтению предлагаю вам зрительную гимнастику ( внимание на экран).
Закройте глаза, откройте. (2 раза)
IV. Работа по теме урока
Работа над рассказом К.Д. Ушинского «Наше Отечество».
1.Введение в тему.
а) -Как называется рассказ, который мы будем читать? («Наше Отечество») - Кто автор этого рассказа? (К.Д. Ушинский)
- Читали ли мы раньше произведения К. Ушинского? ( Читали на внеклассном чтении рассказ «Утренние лучи»)
б) Рассказ о К.Д. Ушинском.
Ребята, перед вами портрет замечательного педагога и писателя – Константина Дмитриевича Ушинского. Он жил почти двести лет назад. В семье мальчик получил хорошее воспитание, посещал местную гимназию, а в 16 лет отправился в Москву, где поступил и окончил университет. Константин Дмитриевич Ушинский известен и как автор прекрасных книг для детей. В интересных рассказах он раскрывал перед детьми многообразие окружающего мира, прививал детям правильные понятия о жизни. По его учебникам «Детский мир» и «Родное слово», предназначенным не только для школы, но и для семейного чтения, многие поколения русских людей учились грамоте и чтению.
С тех пор прошло много времени, но рассказы Ушинского и сейчас мы можем прочитать на страницах современных учебников и книг.
в) Работа по иллюстрациям учебника:.
- На иллюстрации изображен Георгий Победоносец. Сегодня мы видим изображение Георгия Победоносца на гербе России и столицы нашей Родины -Москвы.
В давние времена на землю одного царя нападал жестокий дракон. Он уничтожал посевы, сжигал и рушил жилищ. Жители страны, чтобы прекратить разбойные набеги дракона, согласились отдавать ему на растерзание своих детей. Все жители поочередно отдали своих детей, пришла очередь царской дочери Елизаветы. Вывели дракону царскую дочь. В это время в стране оказался молодой воин – Георгий. Своим острым копьём он пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.
Рассмотрите иллюстрацию на стр.87.
-Какое историческое время изображено на иллюстрации: прошлое или настоящее? (и прошлое и настоящее)
-Докажите.
-Что относится к прошлому? (Богатыри, летописец, старинные книги)
-Что относится к настоящему? (Самолёт. Мальчик.)
-Кстати, что необычного вы заметили в его одежде? (Свитер раскрашен в цвета российского флага. А какие еще символы государства вы знаете – герб, гимн.)
- Что изображено справа от мальчика? Слева? За спиной?
- Вы уже догадались, о чём пойдёт речь в тексте? (о России, о её прошлом и настоящем).
2.Чтение рассказа учителем:
- А теперь я прочитаю рассказ, а вы послушайте внимательно и ответьте на вопрос: "Почему Ушинский назвал свой рассказ «Наше отечество»?».
(Потому что про Родину, про Россию про отечество,, …)
Как иначе можно озаглавить этот рассказ? (Наша Родина, наша Россия…)
- Что узнали из рассказа? КАК автор называет нашу Россию?
(Отечество, Родина, матушка, мать.)
- Словарная работа.
Перед тем, как вы будете читать текст самостоятельно, прочитаем слова, которые могут вызвать затруднения
Словарь::
го-су-дарст-во (Что такое государство?)
О-те-чест-во
ис-по-кон веку - с давних времён
ле-то-пи-сец – человек, который описывал исторические события;
Физминутка.
Потрудились – отдохнем,
Встанем глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
4. Чтение рассказа учащимися.
(Чтение «по цепочке» по смысловым частям.)
- Сейчас будем читать вслух « по цепочке».
Текст рассказа, ребята, трудный , потому что в нём есть очень длинные предложения, поэтому будем читать по смысловым частям.
Читать надо выразительно, обращать внимание на знаки препинания, стараться читать целыми словами.
5.Выборочное чтение. Беседа по содержанию.
Ответьте словами текста.
- Почему Россию называют Отечеством? (Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.)
- Как вы думаете, от какого слова образовалось слово Отечество? (отец)
- Почему называют Родиной? (Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное.)
- А почему матерью? (А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоили своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.)
А теперь, ребята, найдите слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с мамой. (вскормила вспоила, выучила, защищает, бережёт)
Вот какие хорошие и добрые слова нашел Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме.
Каждая мама своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и наша Родина каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.
- Подумайте и скажите, мамы все разные или чем-то похожи?
(Все мамы разные, но похожи тем, что любят и защищают своих детей)
-А может быть, можно выбрать другую маму, получше, покрасивее, подобрее?
Нет. Каждый любит свою маму.
-А есть ли на Земле другие государства?
(Да, есть много других стран. Называют.)
-А может быть у человека 3 Родины или 4?
(Родина у нас одна. В русском языке слово Родина и употребляется только в единственном числе).
Найдите подтверждение словам в рассказе.
Читаем последний абзац.
- Определите главную мысль рассказа. (Одна у человека родная мать - одна у него и Родина.)
- И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться?
(Её надо любить, беречь, защищать, охранять. Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).
- Какой рассказ мы с вами читали?
- А теперь еще раз давайте вспомним, как Ушинский называет Россию?
(Отечество, Родина, мать)
V. Итог урока.
Какие задачи мы ставили перед собой вначале урока? Первую задачу мы выполнили - прочитали рассказ.
Сейчас выполним вторую задачу – выясним, есть ли разница между словом Родина и Отечество (сравнить значение слов). (Работа в парах)
(Родина, Отечество – это страна, где человек родился, и гражданином которой является)
Вывод: Разницы в значении слов нет.
Обратите внимание: слова – Россия, Родина, Отечество пишутся с большой буквы.
Наша страна огромна, но в этой большой стране у каждого человека есть свой маленький, дорогой сердцу уголок - город, улица, дом, где он родился, где живут его родные и близкие люди. Это его малая родина.
-Какой город – наша малая родина? (Дети рассказывают о своем городе)
VI. Рефлексия.
- С каким произведением вы познакомились на уроке? (Наше отечество)
- Кто написал его? (К.Д. Ушинский)
- Что нового узнали из рассказа?
- Мы с вами говорили про наше Отечество, про нашу Родину, говорили о любви к Родине большой и малой.
VI. Д/з: Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество», подготовить рисунок на тему «Моя Родина», подобрать 1- 2 пословицы о Родине.
Сегодня на уроке вы все очень хорошо работали, были активными, дружными.
-Урок окончен. Спасибо вам, ребята!
А нашим гостям скажем хором:
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка интегрированного урока ОБЖ и история, 10класс. Тема: «Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества».
Интегрированный урок-лекция способствует созданию у школьников правильного представления о Российской армии и роли в формировании государственности России, приобрет...
Классный час. Сергий Радонежский - великий святой и защитник нашего Отечества.
Цель: Подвести учащихся к восприятию знаний о русских святых, памятниках православной культуры, на примере «Жития Сергия Радонежского»....
Наше Отечество: викторина
Данная викторина по истории России расчинана на учащихся 6-11 классов...
КОНКУРС "СОХРАНИМ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ О ВЕТЕРАНАХ И ЗАЩИТНИКАХ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА"
Итоги конкурса "Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества"...
1 класс "Школа России" Урок обучения грамоте К. Ушинский "Наше Отечество"
Материал к открытому уроку в 1 классе "Школа России"....
Значение преподобного Сергия в истории нашего Отечества
Жизненный подвиг преподобного Сергия – это жертвенное служение на благо святой Руси, это ему мы обязаны сплочением и сохранением нашего народа и укреплением нашей государственности.Сергий стал н...
План-конспект к уроку ОБЗР 8 класс "Вооруженные Силы Российской Федерации – защита нашего Отечества"
План-конспект к уроку ОБЗР 8 класс "Вооруженные Силы Российской Федерации – защита нашего Отечества"...