Система дидактических игр и упражнений, направленных на предупреждение дисграфии у учащихся с ОВЗ
статья

Чернов Василий Александрович

В работе изложены теоретические аспекты работы по коррекции и предупреждению дисграфических ошибок письма учащимися с ОВЗ  при обучении грамоте. и предложена система  коррекционных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_18-19.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1

Доклад:

«Система дидактических игр и упражнений, направленных на предупреждение дисграфии у учащихся с ОВЗ»

Выполнила: Чернов В.А.,  учитель -логопед

2018-2019 учебный год

Проблема нарушений письменной речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых актуальных для специальной педагогики, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения, превращается в средство дальнейшего получения знаний обучающимися. Речевая деятельность представляет собой сложное функциональное единство, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга. Поэтому в понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. К нарушениям чтения и письма относятся дислексия и дисграфия.

В настоящее время дисграфия является одним из наиболее распространенных нарушений письменной речи. Исследования ряда учёных в области специальной педагогики показывают, что нарушения речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы в целом.

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажение и замены букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

У всех обучающихся коррекционной школы VIII вида, нуждающихся в логопедической помощи, отмечается системное недоразвитие речи, а именно, несформированность всех сторон речи: лексики, грамматики, звуковой стороны речи. Помимо этого несформированными остаются артикуляционные уклады, фонематическое восприятие, активный словарь, связная речь, слоговая структура, грамматический строй речи, функция словообразования, высшие психические функции. Также наблюдаются нарушения общей и мелкой, артикуляционной моторики и т.д.

На фоне СНР разных степеней тяжести у обучающихся с ОВЗ при анализе письменных работ отмечаются дисграфия  разных видов.

Таким образом, опираясь на классификацию специфических ошибок, для удобства и в целях лучшей организации коррекционного воздействия, дидактические игры и упражнения, используемые в нашей системе можно распределить на пять групп:

  • Предупреждение ошибок  письма на уровне буквы;
  • Предупреждение ошибок  письма на уровне слога;
  • Предупреждение ошибок  письма на уровне слова;
  • Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания;
  • Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.

I. Предупреждение ошибок письма на уровне буквы.

1. В русском языке 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Дети должны чётко усвоить понятия “верх”, “низ”, “право”, “лево”. Для осуществления этой цели проводятся графические диктанты.

При работе на уроке письма детям предлагается игра-соревнование “Внимательные глазки”:

- Посмотри внимательно на карточки, на них есть как правильные буквы, так и их зеркальные двойники. Задание: убрать неправильные буквы, а правильные вспомнить и назвать города, которые начинаются с данных букв.

2. Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, в какую сторону написана буква, где расположены её элементы, и в каком количестве. Определение букв “на ощупь”- вызываются дети сразу по несколько человек, необходимо с закрытыми глазами по картонному контуру определить букву, придумать с этой буквой слово.

3. Определение букв, написанных в разном положении, игра “Полубуковка” или “Сломалась буква”.

4. Создание ассоциативных связей. Игра “На что похожа эта буква?”

5. Систематическое придумывание детьми слова на данную букву в определённой позиции: начало, середина, конец слова.

6. Нахождение букв в геометрических фигурах и др.

II. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

  1. Придумывание слов на заданный слог в определённой позиции.
  2. Составление схем слогов с использованием цветных фишек.
  3. Проведение с детьми игры “Живые буквы”. Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару так, чтобы получился слог (любой или заданный только по опорному гласному звуку, либо по опорному согласному, либо слог называется сразу полностью). В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука.
  4. Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, от конца и т.д.

Согласитесь, данные виды упражнений традиционно предлагаются авторами различных Азбук, Букварей, учебных пособий по обучению чтению, но вместе с обучающей направленностью, они предупреждают специфические трудности обучения письму.

III. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

1. Традиционные упражнения, широко представленные в Букваре: деление слова на слоги; выделение ударного слога; составление звуковой схемы к слову и придумывание слова к схеме.

2. Придумывание слов к данному слову:

  • по ритмическому рисунку (ра-ра-ра ___начинается игра, ре-ре-ре___много снега во дворе);
  • по опорным признакам (белое, тёплое, парное…..);
  • на обобщающее понятие (Какое слово “лишнее” и почему?- зима, весна, среда; добавь нужное слово- стол, шкаф,….; назови одним словом – автобус, трамвай, троллейбус );
  • к заданным схемам с буквами, обозначающими гласные звуки:

http://festival.1september.ru/articles/417937/img1.gif

  • родственных слов (зима, зимушка, зимовать, зимовьё….);
  • синонимов, антонимов, омонимов (проиллюстрировать свои примеры рисунками);

3. Занимательные упражнения со словами:

  • игра “Слово рассыпалось” (ы, з, б, у– зубы) и “Наборщики”;
  • игра “Буква потерялась”: ду..- ….(дуб, душ, дух…); д.м– …(дом, дым, дам);
  • игра “Кто быстрее, кто больше?” (из букв предложенного слова придумать другие слова)

с –     сахар,
и –     ирис
р –     рак
о –     озеро
п –    пыль

  • чтение слов в обратном порядке;
  • придумывание “лесенок” слов на данную букву в определённой позиции:

в начало, в середину или в конце слова:

кот

лук

крот

парк

кошка

ножик

  • разгадывание кроссвордов, чайнвордов, ребусов.

Данный вид упражнений позволяет рассматривать слово не только как лексическую, грамматическую единицу речи, но и развивать образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание и речь.

IV. Предупреждение ошибок на уровне словосочетания.

1. Сочетания существительных с прилагательными, глаголами, числительными:

  • подбор как можно большего количества слов к предлагаемому существительному. Яблоко (какое?) – сочное, красное, целое, ароматное, печёное, червивое. (Что можно сделать с яблоком?) – сорвать, купить, помыть, откусить, уронить, нарисовать, сварить.
  • изменение слов таким образом, чтобы получилось верное словосочетание, игра “Помоги Незнайке” – длинная вечер(длинный), чёрный крылья (чёрные); кофта – красн___ , син___; пальто- красн__, син____ и т.д.;
  • согласование числительных с существительными типа: один цыплёнок, два цыплёнка, пять цыплят;
  • При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа “Дразнилки”. Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определённым количеством предметов; при этом дети проговаривают вслух: “У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов”, или “У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона”
  • соединение стрелками слов. Например:

один

зеркало

одно

вёсла

одна

сутки

два

вёсел

одно

пень

пять

весло

одни

комната

одни

ножницы

V. Предупреждение ошибок на уровне предложения.

1. Составление предложений по интонационным схемам, и наоборот.

2. Составление предложений детьми, в которых:

  • переставлены слова: У Юли красивая кукла. Красивая кукла у Юли.
  • пропущены предлоги: Мы гуляли лесу.
  • пропущены имена существительные, прилагательные, наречия, глаголы: Летом листья зелёные, а осенью____. Скажу я слово высоко, а ты ответишь___________. Скажу я слово далеко, а ты ответишь____. Папа___ машину

3.Выделение границ предложений в тексте. Сначала дети хлопками 

выделяют конец смысловой фразы. Затем расставляют точки в предложениях, записанных на доске и карточках (текст написан слитно). И, наконец, детям даётся задание соединить части разорванных предложений. В завершении работы над предложением дети работают над деформированным текстом.

Заключение.

Каждый ребёнок, имеющий проблемы в развитии, может преодолеть определённые трудности в овладении грамотой на начальных этапах обучения, если ему будет обеспечена своевременная коррекционно-педагогическая помощь. Таким образом, систематическое применение разнообразных упражнений, игр, заданий занимательного характера на уроках в коррекционной школе VIII вида позволяет предупредить и скорректировать имеющиеся нарушения письма у учащихся с ОВЗ.

Список литературы

  1. Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти трудные согласные: как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей и, логопедов и родителей.- М.: 5 за знания, 2005.- 128 с.
  2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие _М.: ТЦ Сфера, 2007.-56с.
  3. Бурина Е. Д. Такие похожие разные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв: Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. -СПб.: КАРО, 2006.-96 с.
  4. Елецкая О. В., Горбачевская н.Ю. логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: формирование представлений о пространстве и времени: методическое пособие/ Науч. ред. О. В. Защиринская.- СПб.: Издательство 2 Речь”, 2005.-180 с.
  5. Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М., “Просвещение”, 1972.
  6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 336с.
  7. Логопедия: /Под ред. Л.С.Волковой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 680с.
  8. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- 224с.
  9. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. М.: ООО “ Аквариум –Принт”, 2006.-80с.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии в дошкольном возрасте

Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза,  не дифференцированность зрительного восприятия и пам...

Задания и упражнения, направленные на развитие творческих способностей учащихся

Считаю, что в центре занятий по развитию творческих способностей,  таких как нестандартность мышления, способность к ассоциациям, творческое воображение и других,  должны стоять специа...

Специальные упражнения, направленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся при подготовке к ГИА

Деятельностные способности формируются у школьников лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.Как развить в детях чувств...

Комплекс физических упражнений направленный на предупреждение гиподинамии у детей-школьников

Под влиянием гиподинамии в организме происходят существенные изменения со стороны ЦНС, крово- и лимфообращения, мышечной системы, обменных процессов и т.д. Все это ведет к детренированности и изменени...

Комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся

Комплекс упражнений для предупреждения и устранения речевых ошибок в письменных работах учащихся (более 40 упражнений)....

Статья по РКИ (русский язык как иностранный) на тему: "Система упражнений, направленных на формирование у иностранных учащихся навыков определения рода имён существительных".

В статье рассматриваются проблемы, связанные с разработкой системы упражнений, направленных на обучение иностранных учащихся русской категории рода. Высказывается предположение о том, что типология уп...

Дидактические игры и упражнения, направленные на предупреждение и коррекцию зеркальных ошибок письма у младших школьников

Дисграфия – такое нарушение, которое выражается в стойких специфических (т.е. не связанных с применением орфографических правил) ошибках. Возникновение этих ошибок никак не связано с наруше...