Практическое занятие Тема: «Что такое успех?»
план-конспект урока по теме

Христофорова Анна Сергеевна

Упражнения и беседа для подростков с целью повышение у воспитанников уровня профессиональной зрелости, способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию. Расширить представление воспитанников о возможностях реализовать свои жизненные цели и планы при помощи составления собственной «Формулы успеха».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe_zanyatie_chto_takoe_uspeh.docx66.33 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие

Тема: «Что такое успех?»

Цель – повышение у воспитанников уровня профессиональной зрелости, способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию. Расширить представление воспитанников о возможностях реализовать свои жизненные цели и планы при помощи составления собственной «Формулы успеха».

Задачи:

  1. произвести опрос воспитанников по теме «Что такое успех»;
  2. познакомить воспитанников с понятием «успешность» с точки зрения Р. Бендлера, Э. Берна;
  3. научить учащихся составлять «формулу успеха».

План:

  1. Опрос, выяснение мнения воспитанников по теме
  2. Кто такие успешные люди?
  3. Формула успеха
  4. Мозговой штурм по формуле успеха.
  5. Рефлексия

1.  Опрос, выяснение мнения воспитанников по теме.

  1. Как вы думаете, что такое успех?
  2. Назовите людей, которые, по вашему мнению, являются успешными.
  3. Как вы думаете, что нужно сделать для того чтобы быть успешным?
  4. Что такое формула успеха и есть ли она у Вас?

2. Кто такие успешные люди?

Успешность с точки зрения Р. Бендлера, Э. Берна.

Мы все читаем книги, смотрим телевизор, общаемся с достаточно большим количеством людей. Наверняка каждому из нас известны люди, которых называют "везунчиками" и говорят, что "они родились в рубашке". Для этих представителей человечества жизнь вроде бы не составляет труда, им хорошо в этом непростом мире. Им всегда везет, обстоятельства всегда складываются благоприятно для них. Они никогда не жалуются на нехватку денег, им достаются самые красивые женщины и самые мужественные мужчины. Они достигают тех должностей, которые хотят. Они всегда выглядят веселыми и беззаботными. Они всегда УСПЕШНЫ.

Но мы также знаем людей, которым в этой жизни не везет – большей частью или всегда. Они призваны в этот мир не радоваться, а отбывать наказание. Они работают в "поте лица своего", да только хлеб их всегда скуден, а уж на то, чего хотелось бы,  денег никогда не хватает. В лучшем случае они могут надеяться, что повезет в будущем. Поэтому они всегда покупают не то, что хотят, а то. На что есть деньги, и потом еще переживают, расставшись с деньгами и сомневаясь: "А стоило ли?". Мир воюет против них. Никогда они не достигают желанных должностей – всегда какой-нибудь (нехороший) человек перехватывает желанное место. Это дает им повод завидовать ему. Впрочем, завидуют они всем и во всем: у того жена красивее, у этой муж зарабатывает, те лучше отремонтировали квартиру, вон уже третью машину за год меняет, а я только вторую, сосед вон сколько зарабатывает, дети у нее воспитаннее, ей класс лучше дали, а у меня… Подобные люди пребывают в вечном раздражении, все  не по ним. Это  НЕУДАЧНИКИ.

Вот такие небольшие зарисовки. Изучением причин того, почему одни люди успешны, а другие нет, в психологии занимались представители различных направлений. Рассмотрим две точки зрения на понятие "успешность"

НЛП (Р. Бендлер, В. Сатир): в зависимости от стиля поведения и общения все люди делятся на две категории – "ПРИНЦЫ" и "ЛЯГУШКИ". 

"ПРИНЦЫ":

  1. Чувствуют, что они уникальны, ни на кого не похожи, что других, точно таких же, как они, в мире не существует;
  2. Независимы: не навязывают себя другим, но и остальным не позволяют это делать;
  3. Самостоятельны: не подгоняют себя под требования и нормы окружающих, но и последних не переделывают под свои стандарты;
  4. Принимают себя такими, какие есть: не тратят время, обижаясь на родителей, которые их такими уродили, и на бога, который это допустил; не жалеют себя, таких несчастных;
  5. У них могут быть разные способности, либо отсутствовать многие из них, но их внимание обращено на имеющиеся и на то, как эффективнее их применить. Для них вообще характерно слово "ЭФФЕКТИВНОСТЬ"
  6. Они могут ошибаться и терпеть поражение, но никогда не потеряют самоуважение и чувство собственного достоинства. "Можно все потерять, но ведь и можно, предприняв соответствующие усилия, все восстановить".
  7. Они  не боятся проявлять свои чувства.
  8. Признают за собой и за другими определенные права.
  9. Ответственны, но не стараются решать проблемы вместо других людей.
  10. Не стремятся убежать от своего прошлого и "закрыть глаза" на будущее.
  11. Делают то, к чему лежит их душа. Это не означает, что все, чем они занимаетесь, приносит им удовольствие. Они  могут дисциплинировать себя "сейчас" в ожидании удовольствия в будущем. Тем не менее, если им  все-таки приходится выполнять работу, которая не слишком нравится, они пытются внести в нее изменения.
  12. Они  умеют радоваться и наслаждаться всем.
  13. Они  не замыкаются на своих проблемах,

"ЛЯГУШКИ":

  1. Живут в ощущении своей беспомощности и зависимости от окружающих.
  2. Им всегда кто-то или что-то мешает жить.
  3. Они никогда не живут в настоящем.
  4. Все их силы расходуются на переживание собственной  неуспешности или хамства окружающих, но отнюдь не на анализ происходящих непосредственно с ними событий.
  5. Их  раздражает, что мир живет не по их правилам, и они стремятся этот мир переделать. Поэтому они пытаются манипулировать людьми, заставляя их делать то, что они не хотят делать, но,  по их представлениям, должны.
  6. Их  мир – мир чувств, но они переживают их в  себе.
  7. Они   всячески сопротивляются всему новому.
  8. Они  считают, что весь мир должен заботиться о них. Они  не любят самостоятельно принимать решения.
  9. Они  чрезмерно зависимы от мнения окружающих.

Трансактный анализ (Э. Берн): "Каждый из нас уникален и неповторим. Мы все прошли индивидуальный путь развития. У нас была особая семейная атмосфера со своими традициями воспитания. Мы все рождены для того, чтобы добиться успеха и реализовать себя. К 5-6 годам у каждого формируются базовые установки, которые проявляются в самооценке и оценке других на протяжении всей жизни человека. Тот, кто воспринимает себя позитивно, более успешен в общении, деятельности и т.п.

Возможны 4 вида психологических установок на общение с окружающими:

1). "я ОК – ты ОК"  (у меня все хорошо – у тебя все хорошо). Эта установка позволяет конструктивно сотрудничать, ценить себя и других. При данной установке человек способен решить все проблемы.
2). "я ОК – ты не ОК". Эта установка характерна для тех, кто не добрал внимания и ласки в детстве, кого обижали. Человек с такой установкой перекладывает ответственность за свои трудности на других. У таких людей затруднено конструктивное сотрудничество, т.к. по их мнению все поступают не так.
3). "я не ОК – ты ОК". эта установка возникает из мнения, что все выросли в хороших здоровых семьях, а мне не повезло. Личность испытывает бессилие по сравнению с другими, избегает тесных контактов с окружающими, либо нуждается в симбиотической связи с сильными.
4). "я  не ОК – ты не ОК". эта установка близка к ненормативной, вызывает чувство безнадежности, потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены депрессиям, непредсказуемы.
Надо отметить, что редко кто придерживается одной из этих установок. Как правило, всегда имеется большая или меньшая доля одной из них. Чаще доминирует какая-то одна установка. Важно поверить, что эту установку можно изменить. Важно укрепить в себе состояние "я ОК – ты ОК"

3. Формула успеха: ХОЧУ-МОГУ-НАДО.

Правильный выбор профессии позволяет человеку полностью реализовать собственный потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.
Во-вторых, необходимо обладать набором профессионально важных качеств для этой работы: интеллектуальных, физических, психологических.
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
Можно представить эти условия в виде трех окружностей – "ХОЧУ", "МОГУ", "НАДО". Предположим, что кому-то из вас нравится считать звезды в ночном небе. И это у него прекрасно получается. Но почему-то никто не торопится оплачивать такой труд. "ХОЧУ" и "МОГУ" совпадает, а вот надо лежит в стороне. Возможны и другие варианты:

 

 

1. Желания, возможности самого человека и требования рынка труда далеки друг от друга. Можно быть уверенным, что этот человек не станет профессионалом, а его труд не будет востребован.

 

 

 

 

2. Желания, возможности и требования рынка пересекаются, хотя не совпадают. Можно прогнозировать большую профессиональную успешность, чем в первом случае.

 

  

  1. Все факторы совпадают. Можно уверенно говорить о том, что этот человек будет получать удовольствие от своей работы, делать ее лучше других и всегда будет в цене.

4. Мозговой штурм по формуле успеха.

  1. Рефлексия: закончите предложение «Чтобы стать успешным человеком надо…»

Литература и интернет источники:

  1. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни - М., 1991.
  2. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М., 1990.
  3. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2003, 272 с.
  4. Гуткин М.С., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9-ых классов общеобразовательных учреждений –М.: Просвещение, 2005
  5. Источник: Сверч Л.П. Элективный курс "Как стать успешным" (для учащихся 10-11-ых классов). – Иркутск, 2006.
  6. Критерии педагогической успешности http://library.sibstu.kts.ru/paradigma/2/5.htm 
  7. Сверч Л.П. « Как стать успешным» программа элективного курсы для 10-11 классов. Г. Иркутск
  8. Профессиональная успешность http://www.vashakomanda.ru/article14.htm
  9. ритериев успешности менеджера http://www.iteam.ru/publications/human/section_47/article_819/
  10. Успешность женской карьеры http://www.womanbum.ru/index2.php?cid=9&id=358

Успешность http://www.sunhome.ru/psychology/1745Психологический анализ понятия «Успешность» http://www.rpmonitor.ru/rms/detail.php?ID=5947


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие Тема: «Создай свою команду лидеров» - сюжетная игра

Занятие направленно на развитие творческих и организаторских способности подростков, развитие способности к целеполаганию и организации групповой работы....

Методическая разработка для проведения практического занятия Тема: «Распорядок дня» Дисциплина ОГСЭ.03. Иностранный язык (английский) Для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Данная методическая разработка по теме "Распорядок дня" предназначена для преподавателей средних медицинских учебных заведений....

Логопедическое занятие . Тема: Что такое текст. Понятие о тексте. Признаки текста

Дать понятие текста; выделить основные признаки текста; развивать логическое мышление посредством операций сравнения; тренировать память, воспитывать культуру устной и письменной речи; работать над пр...

Методическая разработка практического занятия. Тема: "Защита окружающей среды"

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со студентами 1 курса обучения по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»; тема – «Защита окружающе...