Использование элементов сказкотерапии на уроках.
статья
в данной статье предложена система занятий , построенных на основе элементов скакотерапии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов сказкотерапии на уроках.
Русский язык в коррекционной школе рассматривается как ведущий учебный предмет, направленный на социальную адаптацию и реабилитацию умственно отсталых школьников. Поэтому урокам русского языка, основной задачей которых является развитие речи учащихся, необходимо уделять особое внимание в общей системе обучения, тем более коррекционного.
Русский язык – это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь в свою очередь является каналом развития интеллекта. Вот почему основополагающим в обучении считают принцип развития речи. Это главное на любом этапе урока.
Педагогика творчества рекомендует учителю незаметно создавать такие ситуации, при которых ученик чувствовал бы себя ведущим в познавательном процессе. Используя на уроках обычные каналы усвоения знаний, стараться, чтобы эти знания были выведены из самостоятельного наблюдения, из эксперимента, сравнения предметов, явлений, выполнения практических работ (это главное на любом этапе урока). Все это содержит творческий элемент.
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выделить свою мысль. Может ли учитель что-то изменить в современной школьной ситуации? Может и должен! Но решить эту проблему нельзя, даже научив правильно писать слово, в нужном месте ставить запятую. Это лишь форма. А для нас важно то главное и внутреннее, что выражается через форму. Язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть понятым, т.е. через язык выразить часть своего «Я»; мысль, настроение, отношение к чему-либо. Таким образом, содержанием школьного предмета «Русский язык» в классе, обучающемся по программе VIII вида, должно быть развитие в ребенке способности так владеть словом, чтобы он умел сказать именно то, что хотел, донести до другого часть своего «Я».
Реализовать такое содержание преподавания очень трудно, потому что школьника с нарушением интеллекта надо научить чувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать (на своем уровне) его философские основы.
Если идти по этому пути, то многое приходится, как бы открывать заново, выходя за рамки привычного формализованного понимания предмета. Очень многие понятия в русском языке остаются для ребят «мертвыми», потому что учителя часто недооценивают самого слова, а тем более, если это слово – грамматический термин.
Сделать многие понятия в русском языке «живыми» для учащегося можно не только вниманием к самому слову, но и созданием живой ситуации на уроке. Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности, разнообразные игровые моменты, элементы сказкотерапии, вызывающие положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.
Сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:
1. в качестве дидактического материала;
2. как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее;
3. как вид работы по развитию речи.
Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока, является опорой для развития памяти.
«Сказочный» дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя «сухие» правила учебника. Сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает увидеть основное в изученном явлении, легко запомнить главное. Подача нового материала через сказку дает мне прекрасную возможность вырастить из «нераскрывшейся почки» детского разума прекрасный цветок сознания.
Сказки хороши тем, что всесторонне влияют на развитие детей. Из них они черпают множество знаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают ребенку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Сказочное воздействие активизирует ресурсы личности, открывает новые возможности его взаимодействия с окружающим миром, делает более глубинный контакт учителя и ребенка. На уроке я стараюсь быть другом для детей, которому можно довериться, соучастником поисков, для которого ход рассуждений так же интересен и нов, как он интересен и нов для самих школьников. Работая с детьми, сказка дает великолепный общий язык для нас. Обычно мы разговариваем на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у нас, у взрослых. Тем более что это взрослый чего-то хочет. Язык сказки естественно сближает.
Сказкотерапия – это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные черты личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности. Это и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. То есть процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Привлекательность использования элементов сказкотерапии на моих занятиях объясняется тем, что:
- сказка информативна;
- сказка экологична;
- сказка безгранична;
- сказка наглядна;
- сказка эмоциональна;
- сказка мудра.
Безусловно, могу сказать, что уроки с элементами сказкотерапии вызывают большой интерес у детей и дают хорошие результаты. Благодаря таким занятиям учащимся легче различать звуки речи (фонемы) на слух, выделить их из слова, сравнивать между собой. А это - главное условие не только формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму. Наряду с этим, обеспечивается психологический комфорт во время занятий, активизируются и восстанавливаются высшие психические функции (память, внимание, восприятие, мышление). Уроки приносят детям радость, исключены скука и переутомление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов исследования на уроках математики при решении экономических задач
Мастер - класс по применению элементов исследовательской деятельности на уроках математики....
Использование элементов здоровьесбережения на уроках химии
Одним из способов повышения мотивации обучения какому - либо предмету является использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках....
«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе по формированию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...
Использование элементов сказкотерапии на логопедических занятиях.
Сюжеты сказок для проигрывания их на логопедических занятиях с детьми при помощи настольных игрушек....
Методическая разработка на тему: «Использование приемов сказкотерапии на уроках сельскохозяйственного труда»
Теоретические основы использования сказкотерапии в общей и специальной педагогике. План – конспект обобщающего урока по теме «Овцы и козы»...
Использование элементов сказкотерапии в работе с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Доклад на школьное методическое объединение воспитателей....
Использования элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Проблема повышения эффективности коррекционного воздействия на детей с нарушениями интеллекта остается особо актуальной в коррекционной педагогике.Согласно Л.С. Выготскому к интеллектуальным нарушения...