Презентация к уроку "Духовная деградация человека в рассказе А. П. Чехова "Ионыч"
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

мецлер людмила васильевна

Данная презентация является приложением к одноименному уроку. Цель ее , в первую очередь, создать необходимое эмоциональное восприятие материалов урока; в наглядной, лаконичной форме подвести учащихся к формулировке выводов п теме; облегчить лингвистический анализ текста.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Обывательщина
косность, узость интересов, отсутствие общественного кругозора
Мещанство
психология и поведение человека с мелкими интересами и узким кругозором
Любовь к сытости и покою
Конформизм 
пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений; приспособленчество, соглашательство.
А. П. Чехов«Ионыч».
Тема урока
«………………………человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Цель:
Проследить, как меняется герой и под влиянием чего это происходит.
Композиция
Построение произведения.
Найдите соответствия
I главаII главаIII главаIV главаV глава
ЛюбовьВесна жизниФинал КрахПоследняя вспышка
Проверьте себя!
I главаII главаIII главаIV главаV глава
Весна жизниЛюбовьКрахПоследняя вспышкаФинал
Каким предстает герой?
1 гр.- 1-2 глава.2 гр. – 3-4 глава.3 гр. – 5 глава.
1 глава
приятно, удобно, не чувствует усталости, смеётся, напевает, “хорошие, покойные мысли”, “недурственно”
2 глава
волнуется, страдает, мучается, “пьянит надежда”, восхищается, ждёт любви, ужасается, “ох, не надо бы полнеть”
3 глава
ошеломлён, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно биться сердце”, жаль любви, стыдно, успокоился
4 глава
спешно принимает больных, ни с кем не сходится, хочет говорить, жаловаться, “огонёк в душе погас”, раздражается, “старимся, полнеем, опускаемся”, “а хорошо, что я тогда не женился”
5 глава
“пополнел, ожирел”, “живётся ему скучно”, “ничто его не интересует”, “жадность одолела”
Вывод
Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует.
Тема урока
«Духовная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Испытание любовью
Как развиваются отношения Старцева и Котика?
«Екатерина Ивановна ….очень нравилась ему»«Я не видел вас целую неделю, а если бы вы знали, какое это страдание!»«Она восхищала его…»На душе было радостно, тепло, и в то же время какой-то холодный кусочек рассуждал: «Остановись, пока не поздно!»
«Любовь моя безгранична. Прошу, умоляю вас, будьте моей женой!»«…перестало беспокойно биться сердце. …Жаль было своего чувства, этой своей любви»«Сколько хлопот, однако!»«Что-то мешало ему чувствовать, как прежде»«Он вспомнил о своей любви…, и ему стало неловко»
«А хорошо, что я на ней не женился»«Огонек все разгорался в душе…»«Он вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас»
Вывод
Страсть к обогащению вытеснила чувство к Екатерине Ивановне.
Анализ эпизода
«На кладбище»
Проблемный вопрос
Символом чего становится образ кладбища в рассказе?
«Казалось, что здесь было светлей…»«сонные деревья»«так хорош и мягок лунный свет»«нет жизни»«обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную»«веет прощением, печалью и покоем»
«кругом безмолвие»«это не покой и тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние»«лампадка…отражала лунный свет и, казалось, горела»«хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви»«луна ушла, и вдруг все потемнело»«- Я устал…»
«Я устал…» жить(?)
Вывод
Так завершился процесс превращения неглупого человека в стяжателя, довольствующегося тусклой, обыденной жизнью, а точнее, не жизнью, а существованием.
Проблемный вопрос:
Что же является причиной этой духовной деградации?
Семья Туркиных
Вывод
Эта мёртвая среда захватила его, обманула и изуродовала.
отношение к чтению романа Веры Иосифовны
«Вера Иосифовна читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, – не хотелось вставать».
отношение к игре Котика
Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, …и слушать эти шумные, надоедливые, но все же культурные звуки, – было так приятно, так ново… Прекрасно! – сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. 
отношение к шуткам Ивана Петровича
Умри, несчастная!И все захохотали.«Занятно», – подумал Старцев, выходя на улицу.«Недурственно…» – вспомнил он, засыпая, и засмеялся.
Вывод
внутренний конфликт изначально присутствует.Старцев не способен сопротивляться среде.
Причины деградации:
Среда, в которую он попадает, вынуждает его жить по законам общества уездного города С. Сам Старцев не может и не хочет сопротивляться этому.
“Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро”. А. П. Чехов.
Творческая работа
« Почему в начале – доктор Старцев, а в конце – Ионыч?»
В помощь!
Ион"Терпеливый" (евр.) Фамилия Старцев ведет свое происхождение от слова «старость», которое легло в основу прозвища Старец – так называли не только человека преклонного возраста, но и старожила, старого поселенца.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

Данная  презентация к уроку  литературы по теме  "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

Презентация. Урок по литературе в 7 классе «Уметь любить человека» ( По рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Тема урока: «Уметь любить человека» (по рассказу  А.П. Платонова «Юшка»)Цели урока: Личностные:- раскрыть понятие «нравственный человек»;- развивать способности к самоучению, саморазвитию;-ф...

Презентация на тему "Маленький человек" в рассказах А.П.Чехова и в произведении В.Маканина "Человек свиты".

Данная презентация выполнена ученицами 10 класса как иллюстративный материал к защите реферата на тему "Маленький человек" в рассказах А.П.Чехова и в произведении В.Маканина  "Человек свиты"....

Конспект урока по литературе в 10 классе "Духовная деградация человека в рассказе А. П. Чехова "Ионыч"

Целью данного  урока было раскрытие трагизма повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.Задачи: формировать умение проводить лингвостилистический анализ ...

Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)

Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...

Душевная деградация человека в рассказе А.П. Чехова "Ионыч"

Таблица по рассказу А.П. Чехова "Ионыч"...

УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")

УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению  М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")...