Презентация "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему
Презентация к уроку "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poet_i_poeziya_lermontov.ppt | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Молитва» 1829 год творчество- «всесожигающий костер» поэзия- «страшная »
1837 год- гибель А.С.Пушкина «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…» Тютчев «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтова Гибель Пушкина отразила трагедию поэта в обществе, в среде равнодушного света, безразличного к истории и славе России.
Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда- все молчи!... Но есть и божий суд, наперстники разврата! Есть грозный суд: он ждет…
« Божий суд» «Грозный суд» Не только суд Судьбы и совести- это суд потомков. Стихотворение являет собой одновременно сатиру и элегию. Оно преисполнено гнева и ненависти к виновникам смерти Пушкина, восхищения мятежностью поэта и грустного осознания напрасности его одинокого бунта.
Пророк 1841 год. С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока . Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи; Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой: «Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!» В основе сюжета : конфликт между поэтом и толпой. Никто не понимает, его преследует всеобщая вражда Ожидает изгнание и пустыня В бездуховном мире поэт обречен на одиночество Пророк - это человек, посланник Бога, призванный открыть истину людям.
Поэт Пушкина и Лермонтова. «Я памятник воздвиг…» Пушкин верит, что он пророк , что поэзия будет воспринята народом Поэт- пророк , но он одинок, непонят, отвергнут обществом . Пушкин и Лермонтов представляют поэта как пророка , но судьба поэта- пророка изображается ими по-разному.
Каково назначение поэзии в стих. Пушкина «Пророк»? Глаголом жечь сердца людей Выберите из антонимических пар необходимую лексику для характеристики поэзии Пушкина. Активность поэзии- пассивность поэзии, действенность поэзии- бездейственность поэзии, вмешиваться в жизнь- равнодушно взирать на жизнь, влиять на умы и чувства- быть незаметной для восприятия ума и сердца. А какой должна быть поэзия, по мнению Лермонтова, в чем ее главная цель?
«Поэт» 1838 год. Вопрос : какова цель поэзии? Ответ: идейное содержание стих. «Поэт» Определите особенности композиции , от нее выйдите к определению жанра и системе образов . Предложение для формулировки идейного содержания . В стихотворении «Поэт» Лермонтов затрагивает тему…. И утверждает мысль… .
Тезис . В стихотворении «Поэт» Лермонтов затрагивает тему поэта и назначение поэзии и утверждает мысль об активности и действенности поэзии как главной ее ценности, поэзия должна вмешиваться в жизнь, влиять на умы и чувства граждан. Док-ва. 1.Жанр . Через какой прием утверждается мысль? аллегория Каковы особенности композиции? Сюжет + размышления Аллегорически раскрываемое идейное содержание стихотворения и особенности композиции приближают его к жанру притчи , где автор выступает в качестве обличителя человеческих пороков.
Сколько частей ? 1 часть- сюжетная .Рассказ о судьбе булата , служившего «наезднику» много лет, «не зная платы за услугу». 2 часть- горькие размышления автора о назначении поэзии и роли поэта . Система образов. Образ клинка и поэзии Множество бытовых деталей: 1 часть -золотая отделка, наездник, кольчуга, Терек, казак, труп, лавка армянина, стена и др. Воссоздают обычный путь боевого кинжала, которым некогда дорожил хозяин и который оказался в роли украшения, попав в чужие руки .
Какие выражения называют поэзию? «звук..могучих слов», «стих», «гордый …язык» Кинжал «таинственный» Поэзия сравнивается с «божьим духом» Какова сила клинка? Какова сила поэзии? (цитаты) Какова судьба клинка? Какова судьба поэзии? Так же как клинок, попавший в чужие руки, становится не нужным, «бесславным и безвредным», «игрушкой золотой», так и поэт в новом «изнеженном» веке лермонтовского поколения «свое утратил назначенье» Какие чувства испытывает Лирический герой? Чувство горечи и возмущения.
Какие средства помогают понять внутреннее состояние героя? Высокая лексика, сравнение и эпитеты, риторические вопросы и обращение Какой еще образ создает автор? Образ поколения. Какие приемы использует автор при создании характеристики? Эпитет «ветхий » и олицетворение «морщины прятать под румяны …» говорят о мире современников поэта как мире разрушающемся , лицемерном, скрывающем свои проблемы, не способного к восприятию правды-»простого и гордого… языка».
Ритм Четырехстопный и шестистопный ямб создают особый энергичный ритм. Тональность. Торжественность Горестное размышление Отчаянный призыв Сомнения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 9классе на тему"Тема поэта и поэзии" в лирике М.Ю.Лермонтова
презентация к уроку 4 "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"...
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова
Презентация к уроку по литературе в 9 классе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова"...
тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова и его предшественников
Материал к семинару в 10 классе...
Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского.
«Маяковского ведут массы…, это гений масс, потому что и он их ведет. Маяковского ведет история, он ведущий и ведомый. Маяковский начал с явления себя миру: с показа, с громогласия… Маяковский ничего н...
Урок литературы с применением сингапурского метода на тему:"Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова" в 9 классе
На уроке раскрывается тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова. Автор использует структуры сингапурской методики: Финк-Райт-Раунд-Робин, Зум Ин, Таймд-Пэа-Шэа, микс-Пэа-Шэа....
Конспект урока по литературе на тему: «Духовная поэзия в творчестве М.Ю. Лермонтова»
(На основе следующих стихотворений: «Мой дом», «Ангел», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», «Ветка Палестины…» «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Выхожу один я на дорогу…» - 7...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности
В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....