Шесть шляп мышления
статья
Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_priyom-shest_shlyap_myshleniya.docx | 400.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Прием "Шесть шляп мышления" на уроке: как его применять? Описание стратегии и примеры использования
(Доклад на ШМО классных руководителей)
Прием «Шесть шляп мышления» был впервые предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения. Технологию Боно уже взяли на вооружение такие ведущие мировые компании, как IBM, British Airways, Pepsico, Mary Key. А основоположники технологии развития критического мышления адаптировали прием «Шесть шляп» для обучения детей.
Мозговой штурм на уроке: описание метода, примеры
Прием корзина идей. Что это такое и как его использовать на уроке? Примеры
Прием "Дерево предсказаний" на уроках в школе: варианты применения
Как работать с приемом «Шесть шляп мышления» на уроках
«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.
Алгоритм работы с приемом
Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.
Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).
Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
А также:
Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.
Это эталон приема «Шесть шляп». Но каждый учитель может адаптировать стратегию, исходя из собственных планов и темы урока.
Примеры использования приема
Предмет: Русский язык.
Тема: Лексика и развитие речи.
Заданная ситуация: сказка «Курочка Ряба». Ученикам предлагается рассказать сказку по-новому, в зависимости от цвета шляп.
Белая — деловая речь, много терминов, точных фактов. Например, «Курица по кличке Ряба родилась в 2015 году и уже через 6 месяцев приобрела репродуктивную способность. Хозяева курицы — дед по имени Иванов Петр Алексеевич и его супруга Иванова Антонина Семеновна…».
Желтая — в сказке должно быть много эпитетов, сравнений. Здесь употребляется речь художественная, образная.
Черная — вполне возможно предложить составить сказку ужасов. Или написать сценарий для экранизации в жанре триллера.
Красная — чувственная сказка. Это может быть сказка в стихах.
Зеленая — креатив. Сказка должна иметь самый неожиданный конец. Или предложить рассказать сказку с использованием жаргона, либо представить ее в жанре пантомимы.
Синяя — нейтральная. Участники этой группы будут представлять жюри.
Предмет: литература.
После изучения произведения, например, «Герой нашего времени», учитель предлагает для групп следующие задания:
Белая — факты из истории создания произведения, объяснить поему выбрана именно такая структура, такой жанр.
Желтая — найти аргументы, почему это произведение считается одним из лучших в русской классике.
Черная — обосновать негативное восприятие главного героя. Либо доказать, что этот роман неактуален в наши дни.
Красная — рассказать об эмоциях, чувствах и впечатлениях после прочтения произведения.
Зеленая — доказать, что роман актуален в наши дни, чему он учит современных подростков.
Синяя — эксперты.
Это лишь два варианта использования приема «Шесть шляп мышления» на уроках. По аналогии можно составить задания для групп и на уроках по другим предметам. Допустимо, что будет, например, не 6, а 4 шляпы. Обучение — дело творческое, так что при известной доли фантазии этот прием поможет разнообразить работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы обучения как средство активизации учащихся на уроках русского языка и литературы (метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»).
Метод Эдварда де Боно "Шесть шляп мышления"...
шесть шляп мышления
презентация...
Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).
Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.). На уроке предполагается изучение нового м...
Методический прием "шесть шляп мышления"
Технология проблемного обучения «Шесть шляп»- эффективное средство формирования ключевых компетентностей:-компетентности «готовность к разрешению проблем» - ребёнок анализирует поставленную перед ним ...
Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка
Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...
Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.
«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...