«Разметка и запиливание шипа».
план-конспект урока (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Разметка и запиливание шипа».
Цель:
1. Ознакомить с технологией изготовления столярного шипа. Совершенствовать навыки работы с ручным столярным инструментом.
2. Развивать мышление на основе работы с планом; глазомер, навыки самоконтроля в процессе выполнения практической деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к материалу, инструменту; ответственное отношение к выполнению работы, соблюдение правил безопасной работы.
ХОД УРОКА
- Организационная часть
Приветствие, проверка внешнего вида учащихся, организация рабочих мест, создание рабочего настроя.
- Повторение пройденного материала
- Что такое угловое серединное соединение брусков на сквозной шип? В чем его сущность?
- От чего зависит прочность указанного соединения?
- В каких изделиях, имеющихся в мастерской, применяется угловое серединное соединение на сквозной шип?
- Сообщение материала урока
Разметка шипа
Для разметки элементов соединения потребуются миллиметровая линейка, угольник, рейсмус и карандаш. Необходимо помнить, что от точности и правильности разметки зависит качество соединения. Поэтому перед работой надо обязательно проверить разметочные инструменты и остро заточить карандаш. Линейка должна быть металлической с четкими делениями. У угольника контролируют состояние кромок пера: необходимо, чтобы они были ровными, без вмятин, располагались точно под прямым углом к колодке, У рейсмуса должен быть исправен зажим брусочков, иглы плоско заточены и выступали не более чем на 2мм. И только после такого контроля состояния инструментов можно приступать к разметке. Сначала отмеряют необходимую длину бруска и отпиливают припуск. От торца откладывают по линейке длину шипа и наносят карандашом метку. По угольнику и этой отметке проводят линии на всех четырех сторонах бруска. После этого устанавливают рейсмус на заданный размер (толщина шипа) и проводят риски на двух противоположных сторонах заготовки и торце. Шип размечен.
Изготовление шипа
Запиливание шипа. После разметки приступают к запиливанию шипа. Эту операцию выполняют с помощью лучковых шиповых пил с шириной полотна 40— 50 мм или ножовок. Зубья у таких пил прямоугольной формы, высотой 3—5 мм. Перед пилением брусок закрепляют в заднем или боковом зажиме верстака. Во многом это определяется размерами заготовки. Так, например, в боковом зажиме крепят очень широкие или длинные (более 1 м) детали. Запомните, что при запиливании шипа полотно инструмента должно проходить снаружи от рисок, а при долблении гнезда стамеску устанавливают внутри проушины, но рядом с риской.
Последовательность операций при запиливании шипа:
- Подготовить пилу к работе.
- Закрепить брусок в зажиме верстака.
- Установить полотно пилы рядом с риской (с внешней стороны от нее).
- Осторожно сделать первый короткий разрез.
- Контролируя работу по линиям разметки, запилить половину шипа
- Сделать такой же пропил с другой стороны шипа.
- Перевернуть деталь в зажиме верстака и, повторяя предшествующие операции, закончить пропил до линии разметки.
Спиливание щечек.
Для этой операции применяются пилы шириной полотна 35—50 мм и мелкими зубьями высотой 2—4 мм, имеющими форму прямоугольного треугольника. Спиливают щечки в стусле или закрепив брусок в зажиме верстака. Проще всего работать, прижав брусок к упору на верстаке, но такая операция требует от учащихся определенных навыков и довольно утомительна.
При пилении инструмент следует держать немного наклонно от основания шипа.
Сначала спиливают щечку с одной стороны шипа, а затем, перевернув брусок, с другой стороны. Но надо очень внимательно следить за тем, чтобы случайно не пропилить сам шип.
Подгонка шипа к гнезду. Опытный столяр выполняет элементы соединения так, что шип плотно входит в гнездо. Такое соединение очень прочное и надежное.
Но иногда из-за погрешностей в разметке и изготовлении шип или совсем не входит в гнездо, или, наоборот, остаются очень большие зазоры. В первом случае приходится подгонять шип к гнезду, удаляя стамеской или напильником лишний материал. Это вынужденные, дополнительные операции, на них затрачивается много времени. Так что намного быстрее и лучше сразу качественно размечать и изготавливать шип и гнездо. Во втором случае, когда шип значительно меньше гнезда, соединения не получится — это брак.
- Практическая работа
Разметка и запиливание шипа на материалоотходах. Контроль выполнения работы.
- Подведение итогов урока
Анализ проделанной работы, выявление возможного брака, его причин и способов устранения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разметка и запиливание шипов и проушин»
Технология получения шипового столярного соединения. 1) Разметка. Разметка является характерной особенностью этого вида соединения. Она будет состоять из нескольких этапов: Размет...
Запиливание шипа и долбление проушины. http://nsportal.ru/node/1929807/svidetelstvo/0
Методическая разработка урока для учащихся 6 класса, которую можно использовать при изучении темы Шиповое соединение....
Запиливание шипа и долбление проушины.
Методическая разработка урока для учащихся 6 класса, которую можно использовать при изучении темы Шиповое соединение....
Разметка и запиливание шипа
Данный материал предназначен для учащихся 6 классов....
Запиливание шипа и долбление проушины.
Методическая разработка урока для учащихся 6 класса, которую можно использовать при изучении темы Шиповое соединение....
Запиливание шипа и долбление проушины
Научить учащихся правильно запиливать шип и долбить проушину, совершенствовать знания, умения и навыки при изготовлении шипового соединения....
План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Разметка и запиливание шипа».
Ознакомление с технологией изготовления столярного шипа. Совершенствование навыков работы с ручным столярным инструментом;развивитие мышления на основе работы с планом; глазомер, навыки самоконт...