Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха
методическая разработка

Материал для педагогов в работе с детьми с нарушением слуха, также с детьми с различными проблемами развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_razvitiya.docx13.88 КБ

Предварительный просмотр:

               Коррекция сенсорного и интеллектуального

                      развития детей с нарушением слуха.

   Работа по развитию познавательной сферы ребенка с нарушением слуха и речи, также по развитию его личности включает в себя коррекцию сенсорного и интеллектуального развития, мнестической, речевой, эмоционально-волевой, мотивационной сфер.

   В процессе обучения происходит развитие основных видов чувствительности, восприятия пространственно-временных понятий, накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Работа по развитию слухового восприятия входит во все этапы обучения и воспитания школы.

     Совместное использование сохранных анализаторов и остатков слуха способствует развитию познавательной деятельности и личности ребенка.

   Интеллектуальное развитие ребенка с нарушением слуха осуществляется через развитие психических процессов. Развитие мышления наглядно-действенного и наглядно-образного, словесно-логического, формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Формирование воображения, развитие самостоятельности ребенка, его самосознания через совместную деятельность. Обязательна работа по развитию речи ребенка с нарушением слуха в соответствии с программой.

   Обучение строится с опорой на все виды речи, опираясь на речевой материал программы.

   Необходимо формировать умения объяснять свои действия, правильно строить свои высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

     Развитие основных видов чувствительности.

   Виды деятельности.

   Определение формы окружающих предметов. Распознавание предметов с помощью осязания. Распознавание предметов по различным признакам (цвет, форма, величина). Ориентировка в пространстве. Определение сходства и различия предметов. Группировка предметов. Задания на формирование операций обратимости (накладывание на контур частей). Выделение признаков предметов и их классификация по признакам с помощью учителя, самостоятельно. Ориентировка в пространстве (внизу, вверху, справ, слева), во времени по календарю.

     Развитие ощущений и восприятий.

    Виды деятельности.

   Задания на сохранение равновесия. Ходьба по прямой, по узкой доске. Упражнения на выполнение точных движений пальцев рук, ассиметричных движений по подражанию.

   Определение направления источника звука по вибрации. Определение и выбор предмета по осязанию.

     Развитие внимания и наблюдательности.

    Виды деятельности.

   Определение по картинкам, что не дорисовал художник с помощью

   учителя, самостоятельно. Нахождение замаскированных предметов в картинках, их называние.  Определение лишних предметов на картинке, различий и сходства с отчетом или со словесным обьяснением.

     Развитие памяти.

   Виды деятельности.

   Запоминание и воспроизведение наглядного или словесного материала. Запоминание и называние картинок. Зарисовка картинок к предьявленным словам с последующим проговариванием.  Называние предметов по показанной, затем закрытой картинке.

     Развитие мышления.

    Виды деятельности.

   Упражнения на развитие мышления и воображения. Выделение «четвертого» лишнего. Решение логических задач. Выделение логических связей при рассмотрении сюжетных картинок.

   

   

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Пути совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха на уроках математики»

В докладе говорится о основных путях совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушенным слухом на уроках математики....

Развитие словарного запаса как условие формирования устной речи младших школьников с нарушенным слухом

Обучение словесной речи, в частности ее устной форме, - суть всей коррекционной работы и одна из основных задач всего учебно-воспитательного процесса в школе для неслышащих детей. «От того, на сколько...

Упражнения для развития фонационного дыхания у младших школьников с нарушением слуха

Упражнения для развития фонационного дыхания у младших школьников с нарушением слуха...

Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях

Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...

Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях

Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...

Статья: Педагогические рекомендации по развитию внимания младших школьников с нарушенным слухом в условиях учебной деятельности

Работа по развитию внимания у младших школьников с нарушенным слухом должна совершаться в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо формировать умственные действия. Во-вторых, нужно научить ребен...

Статья "Теоретические основы проблемы развития коммуникативных умений и навыков младших школьников с нарушением слуха"

В статье рассматриваются различные подходы к вопросу формирования умений и навыков коммуникативного характера у детей с нарушениями слуха, описанные выдающимися учеными. Авторами показана значимость м...