Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха
методическая разработка
Материал для педагогов в работе с детьми с нарушением слуха, также с детьми с различными проблемами развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_razvitiya.docx | 13.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция сенсорного и интеллектуального
развития детей с нарушением слуха.
Работа по развитию познавательной сферы ребенка с нарушением слуха и речи, также по развитию его личности включает в себя коррекцию сенсорного и интеллектуального развития, мнестической, речевой, эмоционально-волевой, мотивационной сфер.
В процессе обучения происходит развитие основных видов чувствительности, восприятия пространственно-временных понятий, накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Работа по развитию слухового восприятия входит во все этапы обучения и воспитания школы.
Совместное использование сохранных анализаторов и остатков слуха способствует развитию познавательной деятельности и личности ребенка.
Интеллектуальное развитие ребенка с нарушением слуха осуществляется через развитие психических процессов. Развитие мышления наглядно-действенного и наглядно-образного, словесно-логического, формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Формирование воображения, развитие самостоятельности ребенка, его самосознания через совместную деятельность. Обязательна работа по развитию речи ребенка с нарушением слуха в соответствии с программой.
Обучение строится с опорой на все виды речи, опираясь на речевой материал программы.
Необходимо формировать умения объяснять свои действия, правильно строить свои высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.
Развитие основных видов чувствительности.
Виды деятельности.
Определение формы окружающих предметов. Распознавание предметов с помощью осязания. Распознавание предметов по различным признакам (цвет, форма, величина). Ориентировка в пространстве. Определение сходства и различия предметов. Группировка предметов. Задания на формирование операций обратимости (накладывание на контур частей). Выделение признаков предметов и их классификация по признакам с помощью учителя, самостоятельно. Ориентировка в пространстве (внизу, вверху, справ, слева), во времени по календарю.
Развитие ощущений и восприятий.
Виды деятельности.
Задания на сохранение равновесия. Ходьба по прямой, по узкой доске. Упражнения на выполнение точных движений пальцев рук, ассиметричных движений по подражанию.
Определение направления источника звука по вибрации. Определение и выбор предмета по осязанию.
Развитие внимания и наблюдательности.
Виды деятельности.
Определение по картинкам, что не дорисовал художник с помощью
учителя, самостоятельно. Нахождение замаскированных предметов в картинках, их называние. Определение лишних предметов на картинке, различий и сходства с отчетом или со словесным обьяснением.
Развитие памяти.
Виды деятельности.
Запоминание и воспроизведение наглядного или словесного материала. Запоминание и называние картинок. Зарисовка картинок к предьявленным словам с последующим проговариванием. Называние предметов по показанной, затем закрытой картинке.
Развитие мышления.
Виды деятельности.
Упражнения на развитие мышления и воображения. Выделение «четвертого» лишнего. Решение логических задач. Выделение логических связей при рассмотрении сюжетных картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Пути совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха на уроках математики»
В докладе говорится о основных путях совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушенным слухом на уроках математики....
Развитие словарного запаса как условие формирования устной речи младших школьников с нарушенным слухом
Обучение словесной речи, в частности ее устной форме, - суть всей коррекционной работы и одна из основных задач всего учебно-воспитательного процесса в школе для неслышащих детей. «От того, на сколько...
Упражнения для развития фонационного дыхания у младших школьников с нарушением слуха
Упражнения для развития фонационного дыхания у младших школьников с нарушением слуха...
Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях
Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...
Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях
Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...
Статья: Педагогические рекомендации по развитию внимания младших школьников с нарушенным слухом в условиях учебной деятельности
Работа по развитию внимания у младших школьников с нарушенным слухом должна совершаться в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо формировать умственные действия. Во-вторых, нужно научить ребен...
Статья "Теоретические основы проблемы развития коммуникативных умений и навыков младших школьников с нарушением слуха"
В статье рассматриваются различные подходы к вопросу формирования умений и навыков коммуникативного характера у детей с нарушениями слуха, описанные выдающимися учеными. Авторами показана значимость м...