Упражнения для развития фонационного дыхания у младших школьников с нарушением слуха
статья по теме

Шаповалова Елена Викторовна

Упражнения для развития фонационного дыхания у младших школьников с нарушением слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonatsionnoe_dykhanie.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

«Упражнения для развития

фонационного дыхания у младших школьников

с нарушением слуха».


         Дыхательные упражнения в сочетании с речью способствуют развитию речевого дыхания, которое, в отличии физиологического, характеризуется коротким глубоким вдохом и длительном выдохом – во время него и происходит речевое высказывание. В качестве речевого материала на занятиях используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и, наконец, фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выхода возрастает.

          « Прялица »

          Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепотку, у левой щеки, а затем начинают опускать ведущую руку вниз, имитируя движения плетения пряжки, одновременно пропевая гласный звук ( « тянут длинную нить»). Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую звуковую ниточку

( до 1 секунды), а затем длинную звуковую нить ( от 3 до 6 секунд).

          «Клубок для котёнка»

          Дети имитируют наматывания звуковой нитки на клубок с пропеванием гласных звуков. В процессе автоматизации звуков предлагаем ребёнку наматывать ниточку на клубочек и тянуть согласные звуки: с, з, ш, ж, л, р.

          «Пальчики здороваются»

          Дети произносят цепочку из четырёх слогов, например да – до – ду - ды, одновременно совершая движения пальцами одной руки или двумя руками сразу: на слог да  соединяются подушечки большого и указательного пальцев на слог до – большого

и среднего пальцев.

         «Венок»

         Детям дают задания называть цвета, числа, дни недели с условием, что каждый следующий ребёнок повторяет то, что сказал предыдущий, и продолжает ряд.

         «Кузовок»

         По предложению педагога ребёнок, сделав глубокий вдох, говорит: «Я знаю пять названий овощей…» - и продолжает после паузы и второго вдоха: «Капуста, кабачок…».

       

         «Колечко»

         Дети сидят вокруг стола, на котором разложены игрушки или музыкальные инструменты. Педагог шёпотом называет один из них рядом сидящему ребёнку, тот также шёпотом передаёт это название следующему и т.д.  (по цепочке). Последний ребёнок подходит к столу, берёт названый предмет и громко называет его.

        «Музыкальная лесенка»

        Педагог называет детям, как можно изменить высоту голоса, произнося по слогам фразу: «Вот и – ду я вверх (голос повышается), вот и – ду я вниз (голос понижается)». Упражнение выполняется как с музыкальным сопровождением, так и без него.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словарного запаса как условие формирования устной речи младших школьников с нарушенным слухом

Обучение словесной речи, в частности ее устной форме, - суть всей коррекционной работы и одна из основных задач всего учебно-воспитательного процесса в школе для неслышащих детей. «От того, на сколько...

Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях

Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...

Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях

Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...

Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха

Материал для педагогов в работе с детьми с нарушением слуха, также с детьми с различными проблемами развития....

Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

СПУСКАЕМСЯ ПО ЛЕСЕНКЕИсходное положение: Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении.Содержание упражнени...

Статья: Педагогические рекомендации по развитию внимания младших школьников с нарушенным слухом в условиях учебной деятельности

Работа по развитию внимания у младших школьников с нарушенным слухом должна совершаться в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо формировать умственные действия. Во-вторых, нужно научить ребен...

Статья "Теоретические основы проблемы развития коммуникативных умений и навыков младших школьников с нарушением слуха"

В статье рассматриваются различные подходы к вопросу формирования умений и навыков коммуникативного характера у детей с нарушениями слуха, описанные выдающимися учеными. Авторами показана значимость м...