Методическая разработка интегрированного логопедического занятия и урока «Мир природы и человека»
презентация урока для интерактивной доски

Филиппова Олеся Александровна

Методическая разработка интегрированного логопедического занятия и урока "Мир природы и человека". Закрепление и совершенствование знаний о жизни лесных животных зимой и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь лесных животных зимой

Слайд 2

Меняют цвет шубок

Слайд 3

Делают запасы на зиму

Слайд 4

Впадают в спячку

Слайд 6

Артикуляционная гимнастика

Слайд 7

Домики для животных



Предварительный просмотр:

План – конспект интегрированного логопедического занятия и урока окружающего мира,

для обучающихся 4 К класса с лёгкой и умеренной умственной отсталостью (1-4 классы).

Составили: учитель О.Я.Шакая, учитель-логопед О.А.Филиппова.   

Тема занятия: «Весна».

Цель:

  • Создание условий для повторения и обобщения знаний о времени года весна.
  • Уточнение и расширение словаря по теме «Весна».

Задачи:

Образовательные

  • повторить и обобщить знания об основных признаках и явлениях весны;
  •  обогащать активный и пассивный словарь учащихся;
  • упражнять в правильном согласовании имён существительных с глаголами

Воспитательные

  • воспитывать интерес к учёбе;
  • учить правилам самоконтроля, воспитывать самостоятельность и формировать коммуникативные навыки (умение работать в коллективе);
  • стимулировать познавательную активность учащихся;
  • воспитывать стремление к правильному выполнению заданий;
  • воспитывать наблюдательность и любовь к природе.

Коррекционно-развивающие

  • коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполненияучебных заданий и смены видов деятельности во время урока;
  • развитие длительного диафрагмального дыхания, посредствам выполнения дыхательной гимнастики;
  • развитие звукобуквенного анализа;
  • развитие логического мышления (установление причинно-следственных связей и последовательности явлений природы);
  • коррекция и развитие кратковременной и долговременной памяти;

Ожидаемый результат: закрепление и совершенствование знаний о весне и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме.

Оборудование:

  1. Карточки с зашифрованными месяцами
  2. Карточки: март, апрель, май.
  3. Иллюстрации весенних месяцев
  4. Цветные магниты
  5. Фонограмма пение птиц
  6. Болотные кочки
  7. Словарики.
  8. Иллюстрации признаков весны.
  9. Картинка скворечника.

Ход занятия:

     Организационный момент:

Игра в ручеёк с использованием массажных ковриков.

Эй, ручеёк, ручеёк,

Далеко ли ты потёк?

Тороплюсь я в речку,

Речку – быстротечку.

Вместе с речкою к реке

Мы помчимся налегке

И с рекою вскоре

Добежим до моря.

    Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте с ними поздороваемся и начнём наше занятие.

Актуализация знаний:

   Ребята, сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир природы. Путешествие это будет необычным. Вот послушайте стихотворение и отгадайте к кому в гости мы отправимся:

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

Дети – это весна.

        Сообщение темы занятия:

- Правильно, молодцы, сегодня на уроке мы будем говорить о весне. Об изменениях в природе, весенних месяцах и характерных признаках весны. Садитесь на свои места.

Основная часть:

Задание1: дети делятся на 3группы, каждая группа получает карточку, в которой зашифрован один весенний месяц.

- Выполнив задание, вы узнаете, какой месяц спрятался в вашей карточке. На карточках зачеркните повторяющиеся буквы, из оставшихся букв составьте слово.

КВЕМКВАЕВРКЕТВЕ

ТОСАТОСПТОСРТОЕТОЛСТЬ

ТСДЯТМСДТАЯСДЙТДЯ

 На доску вывешиваются расшифрованные три весенних месяца в неправильном порядке. – Расставьте весенние месяцы в правильном порядке. Рассмотрите иллюстрации и подберите подходящую для каждого месяца.

Какой сейчас идёт месяц? (Апрель) давайте составим звуковую схему этого слова.

Физкультминутка (под пение птиц)

Ребята весело шагают

И ноги выше поднимают.

Поставят руки на бочок

И по тропинке скок-поскок.

Смотри! Болото впереди!

По кочкам надо нам  пройти.

Бежит тропинка через лес

И вьётся словно змейка

Попробуй быстро пробежать

И не упасть сумей-ка.

Задание 2:

   Ребята, посмотрите внимательно на картинки. Какие изменения произошли в природе с наступлением весны?

  • Солнце светит ярче
  • Тает снег (проталина)
  • Капает с крыш (капель, сосульки)
  • Появляются почки на деревьях
  • Первая травка и цветы (подснежники)
  • Просыпаются от зимней спячки насекомые и животные
  • Прилетают птицы (скворцы, грачи, ласточки)

А сейчас достаём словарики и запишем весенние слова (капель, проталина, подснежник, почки).

Задание 3:Игра с мячом

Весна замечательное время года. Хочется петь и играть. И мы с вами сейчас поиграем мячик. Слушайте внимательно и отвечайте на вопросы.

  • Солнце весной какое? (весеннее, яркое, тёплое, жёлтое, круглое)
  • Солнце что делает? (светит, греет)
  • Небо весной какое? (голубое, светлое, яркое)
  • Облака какие? (воздушные, лёгкие, голубые, белые)
  • Ручьи что делают? (бегут, звенят, текут)
  • С сосульками, что происходит? (тают, капают, свисают с крыш)
  • Что делают птицы? (возвращаются с юга, вьют гнёзда, поют, радуются весне)

Объяснение нового материала:

Мы сказали о том, что весной возвращаются с юга перелетные птицы. Каких перелетных птиц вы знаете? (ласточка, скворец, грач, жаворонок, аист, соловей).

Поднимите руку, кто видел в этом году грача? Многие путают грачей с воронами. А вы знаете, как отличить ворону от грача? (У вороны голова, хвост, крылья чёрные, а остальное – серое. Грачи примерно ростом с ворону, но перья сине-чёрные).

 - Послушайте загадку:

На шесте дворец,

Во дворце жилец,

А зовут его …(Скворец)

- Что же за дворец у скворца? (Скворечник) Картинка скворечника прикрепляется на доску. А сейчас послушайте рассказ о скворце:

 Прилёт скворцов – верный признак весны, они возвращаются с теплых стран совсем ранней весной, когда еще лежит снег.. После прилёта скворцы начинают устраивать свои гнёзда. Они чистят домики-скворечники, носят в клювах былинки и  мягкую подстилку, устраивают уютное гнездо. Скворец – певчая птица, он способен подражать голосам многих  птиц и некоторым звукам животных. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне: скрип, свист, мяуканье и даже кваканье. Скворцы верные помощники человека, они уничтожают в садах и огородах вредных насекомых, а люди, чтобы привлечь скворцов к своим домам, сколачивают и вешают для них искусственные домики – скворечники.

 А еще весной из-под снега появляются первые цветы – первоцветы. Какие цветы появляются первыми из-под снега? (подснежники, ландыши, мать – и – мачеха)

       Дыхательная гимнастика:

Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберем лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3 – 4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

Задание 4: Работа с учебником

    Откройте учебники на том месте, где у вас лежат закладки (1 кл. – стр.26-27; 2 кл. – стр.26-27; 3 кл. – стр.32-35; 4 кл. – стр.110 зад.1, 2). Педагоги работают с учениками в группах. Каждая группа рассказывает о том, что нового узнали из учебников.

Задание 5: Обобщение

  • Ой беда, ой беда!

Тает снег, кругом.

Не обуешь валенки,

На снегу …(проталинки)

  • Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает (подснежник)

  • Рад весне братишка Саша

И собака рада Жулька.

На припёке с крыши нашей

Утром свесилась…(сосулька)

  • Всех перелётных птиц черней

Чистит пашню от червей

Взад-вперёд по пашне вскач,

А зовётся птица…(грач)

  • Из-под снега побежал

Заворчал и зажурчал.

Я кораблик смастерю

И ему я подарю.

В блеске солнечных лучей,

Унесёт его…(ручей)

  • Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает…(капель)

  • Все деревья спят зимой,
  • Просыпаются весной.

Ну, а раньше, чем листочки

Набухают, это…(почки)

Домашнее задание:

Ребята, когда вы пойдете гулять, обязательно обратите внимание на изменения в природе, что изменилось с приходом весны. Запомните, каких птиц, насекомых, а может и даже животных, вы встретите. А на следующем уроке нам об этом расскажите.

 Рефлексия:Что вам понравилось? Что запомнилось?

На доске солнечный круг, на столах у детей лучи трёх цветов. Если вам понравилось сегодняшнее занятие, то прикрепите к солнечному кругу жёлтый лучик, если не очень понравилось, то белый. А если вообще не понравилось, тогда красный лучик. Учащиеся выходят по одному.

Молодцы! Наше занятие окончено. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»

На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....

Методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата" (1 класс).

Предложена методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата". Занятие проводится в 1 классе в начале учебного года....

Методическая разработка : Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Мы идём в цирк».

(Формирование лексико – грамматического строя и развитие связной речи) ...

План-конспект к интегрированному логопедическому занятию и уроку "Мир природы и человека"

Конспект составлен для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости....

Презентация к интегрированному логопедическому занятию и уроку "Мир природы и человека".

Закрепление и совершенствование знаний о жизни лесных животных зимой и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме....

Методическая разработка. Конспект логопедического занятия с детьми с отклонениями в умственном развитии. Тема урока: «Звук и буква «А»

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику други...