Методическая разработка интегрированного логопедического занятия и урока «Мир природы и человека»
презентация урока для интерактивной доски
Методическая разработка интегрированного логопедического занятия и урока "Мир природы и человека". Закрепление и совершенствование знаний о жизни лесных животных зимой и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Меняют цвет шубок
Делают запасы на зиму
Впадают в спячку
Артикуляционная гимнастика
Домики для животных
Предварительный просмотр:
План – конспект интегрированного логопедического занятия и урока окружающего мира,
для обучающихся 4 К класса с лёгкой и умеренной умственной отсталостью (1-4 классы).
Составили: учитель О.Я.Шакая, учитель-логопед О.А.Филиппова.
Тема занятия: «Весна».
Цель:
- Создание условий для повторения и обобщения знаний о времени года весна.
- Уточнение и расширение словаря по теме «Весна».
Задачи:
Образовательные
- повторить и обобщить знания об основных признаках и явлениях весны;
- обогащать активный и пассивный словарь учащихся;
- упражнять в правильном согласовании имён существительных с глаголами
Воспитательные
- воспитывать интерес к учёбе;
- учить правилам самоконтроля, воспитывать самостоятельность и формировать коммуникативные навыки (умение работать в коллективе);
- стимулировать познавательную активность учащихся;
- воспитывать стремление к правильному выполнению заданий;
- воспитывать наблюдательность и любовь к природе.
Коррекционно-развивающие
- коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполненияучебных заданий и смены видов деятельности во время урока;
- развитие длительного диафрагмального дыхания, посредствам выполнения дыхательной гимнастики;
- развитие звукобуквенного анализа;
- развитие логического мышления (установление причинно-следственных связей и последовательности явлений природы);
- коррекция и развитие кратковременной и долговременной памяти;
Ожидаемый результат: закрепление и совершенствование знаний о весне и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме.
Оборудование:
- Карточки с зашифрованными месяцами
- Карточки: март, апрель, май.
- Иллюстрации весенних месяцев
- Цветные магниты
- Фонограмма пение птиц
- Болотные кочки
- Словарики.
- Иллюстрации признаков весны.
- Картинка скворечника.
Ход занятия:
Организационный момент:
Игра в ручеёк с использованием массажных ковриков.
Эй, ручеёк, ручеёк,
Далеко ли ты потёк?
Тороплюсь я в речку,
Речку – быстротечку.
Вместе с речкою к реке
Мы помчимся налегке
И с рекою вскоре
Добежим до моря.
Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте с ними поздороваемся и начнём наше занятие.
Актуализация знаний:
Ребята, сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир природы. Путешествие это будет необычным. Вот послушайте стихотворение и отгадайте к кому в гости мы отправимся:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети – это весна.
Сообщение темы занятия:
- Правильно, молодцы, сегодня на уроке мы будем говорить о весне. Об изменениях в природе, весенних месяцах и характерных признаках весны. Садитесь на свои места.
Основная часть:
Задание1: дети делятся на 3группы, каждая группа получает карточку, в которой зашифрован один весенний месяц.
- Выполнив задание, вы узнаете, какой месяц спрятался в вашей карточке. На карточках зачеркните повторяющиеся буквы, из оставшихся букв составьте слово.
КВЕМКВАЕВРКЕТВЕ
ТОСАТОСПТОСРТОЕТОЛСТЬ
ТСДЯТМСДТАЯСДЙТДЯ
На доску вывешиваются расшифрованные три весенних месяца в неправильном порядке. – Расставьте весенние месяцы в правильном порядке. Рассмотрите иллюстрации и подберите подходящую для каждого месяца.
Какой сейчас идёт месяц? (Апрель) давайте составим звуковую схему этого слова.
Физкультминутка (под пение птиц)
Ребята весело шагают
И ноги выше поднимают.
Поставят руки на бочок
И по тропинке скок-поскок.
Смотри! Болото впереди!
По кочкам надо нам пройти.
Бежит тропинка через лес
И вьётся словно змейка
Попробуй быстро пробежать
И не упасть сумей-ка.
Задание 2:
Ребята, посмотрите внимательно на картинки. Какие изменения произошли в природе с наступлением весны?
- Солнце светит ярче
- Тает снег (проталина)
- Капает с крыш (капель, сосульки)
- Появляются почки на деревьях
- Первая травка и цветы (подснежники)
- Просыпаются от зимней спячки насекомые и животные
- Прилетают птицы (скворцы, грачи, ласточки)
А сейчас достаём словарики и запишем весенние слова (капель, проталина, подснежник, почки).
Задание 3:Игра с мячом
Весна замечательное время года. Хочется петь и играть. И мы с вами сейчас поиграем мячик. Слушайте внимательно и отвечайте на вопросы.
- Солнце весной какое? (весеннее, яркое, тёплое, жёлтое, круглое)
- Солнце что делает? (светит, греет)
- Небо весной какое? (голубое, светлое, яркое)
- Облака какие? (воздушные, лёгкие, голубые, белые)
- Ручьи что делают? (бегут, звенят, текут)
- С сосульками, что происходит? (тают, капают, свисают с крыш)
- Что делают птицы? (возвращаются с юга, вьют гнёзда, поют, радуются весне)
Объяснение нового материала:
Мы сказали о том, что весной возвращаются с юга перелетные птицы. Каких перелетных птиц вы знаете? (ласточка, скворец, грач, жаворонок, аист, соловей).
Поднимите руку, кто видел в этом году грача? Многие путают грачей с воронами. А вы знаете, как отличить ворону от грача? (У вороны голова, хвост, крылья чёрные, а остальное – серое. Грачи примерно ростом с ворону, но перья сине-чёрные).
- Послушайте загадку:
На шесте дворец,
Во дворце жилец,
А зовут его …(Скворец)
- Что же за дворец у скворца? (Скворечник) Картинка скворечника прикрепляется на доску. А сейчас послушайте рассказ о скворце:
Прилёт скворцов – верный признак весны, они возвращаются с теплых стран совсем ранней весной, когда еще лежит снег.. После прилёта скворцы начинают устраивать свои гнёзда. Они чистят домики-скворечники, носят в клювах былинки и мягкую подстилку, устраивают уютное гнездо. Скворец – певчая птица, он способен подражать голосам многих птиц и некоторым звукам животных. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне: скрип, свист, мяуканье и даже кваканье. Скворцы верные помощники человека, они уничтожают в садах и огородах вредных насекомых, а люди, чтобы привлечь скворцов к своим домам, сколачивают и вешают для них искусственные домики – скворечники.
А еще весной из-под снега появляются первые цветы – первоцветы. Какие цветы появляются первыми из-под снега? (подснежники, ландыши, мать – и – мачеха)
Дыхательная гимнастика:
Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберем лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3 – 4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).
Задание 4: Работа с учебником
Откройте учебники на том месте, где у вас лежат закладки (1 кл. – стр.26-27; 2 кл. – стр.26-27; 3 кл. – стр.32-35; 4 кл. – стр.110 зад.1, 2). Педагоги работают с учениками в группах. Каждая группа рассказывает о том, что нового узнали из учебников.
Задание 5: Обобщение
- Ой беда, ой беда!
Тает снег, кругом.
Не обуешь валенки,
На снегу …(проталинки)
- Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает (подснежник)
- Рад весне братишка Саша
И собака рада Жулька.
На припёке с крыши нашей
Утром свесилась…(сосулька)
- Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей
Взад-вперёд по пашне вскач,
А зовётся птица…(грач)
- Из-под снега побежал
Заворчал и зажурчал.
Я кораблик смастерю
И ему я подарю.
В блеске солнечных лучей,
Унесёт его…(ручей)
- Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает…(капель)
- Все деревья спят зимой,
- Просыпаются весной.
Ну, а раньше, чем листочки
Набухают, это…(почки)
Домашнее задание:
Ребята, когда вы пойдете гулять, обязательно обратите внимание на изменения в природе, что изменилось с приходом весны. Запомните, каких птиц, насекомых, а может и даже животных, вы встретите. А на следующем уроке нам об этом расскажите.
Рефлексия:Что вам понравилось? Что запомнилось?
На доске солнечный круг, на столах у детей лучи трёх цветов. Если вам понравилось сегодняшнее занятие, то прикрепите к солнечному кругу жёлтый лучик, если не очень понравилось, то белый. А если вообще не понравилось, тогда красный лучик. Учащиеся выходят по одному.
Молодцы! Наше занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»
На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....
Методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата" (1 класс).
Предложена методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата". Занятие проводится в 1 классе в начале учебного года....
Методическая разработка : Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Мы идём в цирк».
(Формирование лексико – грамматического строя и развитие связной речи) ...
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса по теме : "Предложный падеж имени существительного. Предлоги «в» и «на»".
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса...
План-конспект к интегрированному логопедическому занятию и уроку "Мир природы и человека"
Конспект составлен для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости....
Презентация к интегрированному логопедическому занятию и уроку "Мир природы и человека".
Закрепление и совершенствование знаний о жизни лесных животных зимой и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме....
Методическая разработка. Конспект логопедического занятия с детьми с отклонениями в умственном развитии. Тема урока: «Звук и буква «А»
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику други...