Работа учителя-логопеда с детьми с ОНР: традиции и новации
статья
Традиционные методы работы логопеда и новые технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_uchitelya-logopeda_s_detmi_s_onr.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Курочкина Елена Федоровна
Учитель - логопед
ГБДОУ детский сад № 79 компенсирующего вида
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Работа учителя – логопеда с детьми с ОНР: традиции и новации.
Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Общее недоразвитие речи встречается у 40% дошкольников. Логопеды выделяют четыре уровня речевого развития:
- 1 уровень – характеризуется полным отсутствием связной речи. В медицинской сфере такое состояние носит название «безречевые дети». Малыши общаются при помощи упрощённой речи или лепета, а также активно жестикулируют;
- 2 уровень – наблюдается начальное развитие общей речи, но запас слов остаётся беден, а ребёнок допускает большое количество ошибок во время произношения слов. В таких случаях максимум, что может ребёнок – произнести простое предложение, которое будет состоять не более, чем из трёх слов;
- 3 уровень – отличается тем, что дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно;
- 4 уровень – самая лёгкая стадия. Это объясняется тем, ребёнок разговаривает довольно хорошо, речь практически не отличается от сверстников. Тем не менее наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.
Логопедическая работа зависит от уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности и неречевых процессов: внимания, памяти и мышления.
При ОНР 1 уровня обращают внимание на грамматическую сторону речи, но не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания.
При ОНР 2 уровня развивают речевую активность и понимание речи, лексико-грамматические средства языка, фразовую речь и уточнение звукопроизношения и вызывания отсутствующих звуков.
При ОНР 3 уровня развивают связную речь, совершенствуют лексико-грамматическую сторону речи. Закрепляют правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие. На этом этапе уделяют внимание подготовке к усвоению грамоты.
При ОНР 4 уровня детей обучают до достижения возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого совершенствуют произношение, лексику и грамматику, развернутую фразовую речь. Развивают первичные навыки чтения и письма.
Традиционными направлениями коррекционно-логопедической работы при ОНР считаются такие как: формирование произносительных навыков; развитие фонематического восприятия; развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; расширение знаний об окружающем мире и формирование соответствующего объёма словаря путём привлечения к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; воспитание у детей умения правильно составлять распространённые и сложные предложения, употребляя разные конструкции предложений в связной речи; развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи. Необходимы следующие условия для успешной коррекции: эмоциональный контакт взрослого с ребёнком; игровая форма предъявления задания; подбор двигательных и речевых игр и упражнений, направленных на активизацию всех форм общения, в том числе и речевых.
Работа по развитию у детей с ОНР зрительного внимания, слухового внимания, памяти, моторики может проводиться параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений. С целью установления с детьми эмоционального и делового общения используют различные дидактические игры, игры-инсценировки.
При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приёмы, такие как выделение основных содержательных звеньев сюжета, пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций. В занятия по пересказу входят: упражнения в словоизменении, подборе лексем и словоформ, упражнения в дополнении предложения нужным по смыслу словом. Методика обучения рассказыванию по картинам строится с учётом отмечаемых у детей с ОНР речевых нарушений и особенностей психического и познавательного развития.
Наряду с традиционными методами работы с детьми с ОНР используют современные инновационные технологии. Инновация — новое, а инновационные технологии — привнесение нового и действенного. Иными словами — это методы обучения и развития дошкольников с ОВЗ путем сотрудничества как равноправных партнеров учителя-логопеда и детей с ОВЗ. Инновационные технологии являются дополнением в коррекционной деятельности.
В логопедической практике чаще всего пользуются следующими технологиям: арт-терапевтические, здоровьесберегающими, технологии сенсорного воспитания, информационные.
Арт-терапевтические технологии:
- музыкотерапию применяют у детей с ОНР для развития слухового внимания, чувства темпа, ритма, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков.
- изо-терапия – метод психолого-коррекционной работы с детьми с ОНР.
- кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, способствует улучшению памяти, улучшает мыслительную деятельность.
- сказкотерапия – это создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка через проживание сказки.
- мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
- песочная терапия: ребёнок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребёнок прислушиваться к себе и проговаривает свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с общим недоразвитием речи.
Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для детей с ОВЗ. Цель данных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Широко используются в коррекционной работе: ‒ различные виды массажа; ‒ различные виды дыхательной и голосовой гимнастик; ‒ артикуляционная, мимическая гимнастика; ‒ логопедическая ЛФК; ‒ гимнастика для глаз; ‒ упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук; ‒ упражнения на релаксацию; ‒ психопластика; ‒ упражнения на профилактику нарушений осанки; ‒ Cу-джок терапия; ‒ логоритмика.
Сенсорные технологии воспитания, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио видео средства, мультимедийный проектор, компьютеры, телекоммуникативные сети) для работы с информацией.
На каждом занятии должны учитываться коррекционные и общеобразовательные задачи. Ведущим принципом является личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку.
Список использованных источников:
- Жукова Н.В., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», М. 1989.
- «Логопедия» под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н., М., 1998.
- «Методика развития речи детей дошкольного возраста» Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Николаичева А.П., М., 1984
- Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании», М., 2003.
- Вренева Е.П «Использование компьютерных технологий в работе логопеда», М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
Выступление на городском семинаре для руководителей и старших воспитателей...
Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Обобщение и распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...
«Применение музыкотерапии в логопедической работе, как одного из методов инновационного подхода в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя-логопеда
Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтенияМузыкотерапия – метод психотерапии и Арт-терапии (лечение музыкой),...
Особенности работы учителя-логопеда с неговорящими детьми
Социально-психологическое сопровождение детей с особенностями развития....
«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».
laquo;Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями». Важной и неотъемл...
Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...