«Оценивание обучающихся с ЗПР при работе с текстом на уроках русского языка»
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Титова Светлана Николаевна

    При работе с обучающимися с ОВЗ(ЗПР) нужен, конечно, индивидуальный подход, но и особая система оценивания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

«Оценивание обучающихся  с ЗПР при работе с текстом на уроках русского языка»

Цель: познакомить коллег с системой оценивания обучающихся с   ЗПР  при работе с текстом

Задача:

  • показать практическую значимость использования данных приёмов работы для успешной подготовки учащихся с ЗПР к ГВЭ .

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация.

Предполагаемый результат: участники  познакомятся с опытом работы по оцениванию обучающихся с ЗПР при работе с текстом.

     Проблемы специального образования являются актуальными в работе школы.  Это связано с тем, что число детей с ЗПР  неуклонно растет.
    Поэтому наша задача - подготовить учащихся с ЗПР к самостоятельной жизни в меняющемся обществе, дать  необходимые знания, которые помогут им получить аттестат и быть успешными.

    В классах, где я работаю, обучается пятеро детей с ЗПР, к которым нужен особый подход.
    Они слабо читают, плохо понимают прочитанное, из – за этого не могут правильно отвечать на вопросы, составлять предложения, пересказывать, сочинять и т.д. Всё это связано с особенностями их мыслительной деятельности.

Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР проявляются:

  • в бедности их словарного запаса;
  • в упрощенном изложении материала;
  • в большом количестве различных ошибок; 
  •  в слабом чтении.

     При работе с этими детьми, безусловно, нужен индивидуальный подход, но и особая система оценивания, которая покажет самому ребёнку, что он может быть успешным. Мотивация успеха – первый шаг к продуктивной работе.

           Конечно, первостепенное значение для детей имеет  устное одобрение учителя.

           Говоря об оценивании детей с ЗПР, «изобретать велосипед» не нужно, всё прописано в программе. И если говорим об индивидуализации обучения, то и оценивание должно быть таковым.

            Через несколько лет на ГВЭ они должны будут показать умение комплексно работать с текстом (изложение исходного текста, сочинение на основе текста и т.д.), поэтому считаю, что нужно уже сейчас как можно больше уделять времени обучению детей на основе текста, в том числе и детей с ЗПР.

 Таким образом, ставлю перед собой методическую цель.

      Методическая цель – разработать оптимальную систему оценивания, которая поможет в обучении детей с ЗПР, а также подготовить диагностический материал для проверки их знаний.

      Готовя ребят к контрольной, большую работу я проводила на основе текста. Комплексная работа показала, что, опираясь на материал текста, ребята с ЗПР  выполняли  задания лучше, т.к. для них были подготовлены варианты ответов к вопросам.

    Это  объясняется тем, что у обучающихся с ЗПР хорошо
работает механизм «припоминания» и более развита зрительная память, чем слуховая. Варианты ответов выполняли для них роль подсказок, помогающих вспомнить правило. Поэтому готовлю карточки с текстом, в которых есть подсказки, где      прописываю правило,   название орфограммы, используемой в словах данного текста, а также образец выполнения задания.

     К некоторым  текстам  даю проверочные карточки, которые предъявляются учащимся после того, как задание выполнено. В них содержится ответ на поставленную задачу.

     Карточка с подсказкой  помогает ребёнку выполнить работу, корректировать  действия. Проверочная карточка формирует очень важное качество  - умение контролировать проделанную работу.

     Если учащийся, пользуясь проверочной карточкой, самостоятельно исправляет свои ошибки, то они приравниваются к негрубым.
    Можно говорить, что на основе текста готовлю тестовые задания по определённой теме.

   
Основа такого задания – построение заданий ГВЭ.

Задания:  

1.  Репродуктивные вопросы по теории и практике; по правописанию или пунктуации с одним вариантом ответа.

2. Задания творческого характера без вариантов ответа, деформированный текст (его необходимо списать и расставить знаки препинания) и задания к нему поискового характера (из разряда «найди и выпиши»).

3. Письменное грамматическое задание (если необходимо).

Деформированный текст (с пропущенными буквами или словами) составляется или берётся из учебника с учетом как ранее изученных правил, так и правил «новых». Такое задание должно быть небольшим по объему, иначе ребята не успеют все выполнить.  В деформированный текст включаются те правила, которые не усвоил ребёнок.

     Для каждого такого задания разрабатывается шкала перевода баллов в привычную школьную отметку.

Общее правило:

- не менее 80% правильно выполненных заданий и не более 1орфографической и 1пунктуационной ошибки – «5»,

- не менее 60% и не более 3-х орфографических и 3-х пунктуационных ошибок  – «4»,

- не менее 40% и 4-5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок – «3»,

- менее 40% выполненных заданий или более 5 орфографических и 5 пунктуационных ошибок – «2».

    Но в каждом конкретном тестировании эти правила могут незначительно изменяться.

    Исхожу из того, что, оценивая любую контрольную работу для обычных детей, мы ставим удовлетворительно за не менее 45% правильно выполненных заданий. Думаю, что такой подход может применяться при работе с детьми ОВЗ (ЗПР) 5 -7 класса.

Планируемые результаты для обучающихся с ЗПР  5 -  7 класса:

владеть практическими умениями работы с текстом малого объёма.

  Текст - это опорно-ключевое понятие школьного курса «Русский язык». В настоящее время существенно расширяются его функции, т.к. он  выступает в качестве всякой организованной знаковой системы, имеющей смысл, формирующей коммуникативную компетенцию обучающихся, в т.ч. с ОВЗ (ЗПР).

Для карточек – текстов использую

задания для обучающихся 5 - 7 класса при работе с текстом:

  1. Определить стиль, тип текста.
  2. Озаглавить текст.
  3. Какова тема текста?
  4. Какова главная мысль текста?
  5. Выписать ключевые слова.
  6. Найти предложение, в котором отражена главная мысль текста.
  7. Составить план текста.
  8. Вставить пропущенные буквы, графически обозначить орфограммы
  9. Найти слова на изучаемую орфограмму, объяснить.
  10. Объяснить лексическое значение слова.
  11. Выделить грамматическую основу в предложениях (ии) текста и т.д.

Образец. Задания для обучающихся  с ЗПР при работе с текстом:

  1. Какова тема текста?(ПОДСКАЗКА: Тема – то, о чём говорится в тексте. В тексте рассказывается  о …).
  2. В каком предложении отражена главная мысль текста:

а) ….  б) …   в) …

3. Озаглавить текст. (Подсказка: «…», «…», «…».)

Карточка - текст

  Тема «Гласные в корнях с чередованием (Повторение, 6кл.)»

     На небе разг..рается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто соб..раются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка …

     Задание: 1.Списать текст, вставляя пропущенные буквы, графически объяснить орфограммы. (ПОДСКАЗКА:

 - в корне –гор-/гар- в безударном положении пишется – о, под ударением – а;

  - в корне -бир-/бер- перед суффиксом -а- пишется и; в остальных случаях  – е;                            

               2. Продолжить текст. (Подсказка:

1) Она быстро скрылась во ржи.

2) Я остановился около неё.

3) Он побежал в противоположную сторону.

Критерии оценивания:

  1. 2 слова с пропущенной орфограммой  –  2б за правильное написание слов, 2б за правильное объяснение орфограмм.
  2.  1б за предложение.

2б «3» ( не более 4-5 орфографических ошибок)

4б «4» (не более 3-х орфографических ошибок)

5б  «5»      (не более 1 орфографической ошибки)

Тема «Части речи» (6кл.)

    1. Хорош русский лес ранней весной! 2. Гибкие ветки берёз густо покрыты смолистыми почками. 3. Маленькие осинки выстроились на опушке леса. 4. Они ждут тепла.      5. Возле ручья красуется ива. 6. На широкой поляне разместился могучий дуб. 7. Скоро всё зазеленеет, зацветёт, оживёт.

Задание:

  1. Прочитать, выписать предложение, в котором заключена основная мысль     текста. (ПОДСКАЗКА. Основная мысль – то, что хотел сказать автор читателю.Ответ: №1, №4, №7)
  2. Определить, какой частью речи является каждое слово этого предложения.

(ПОДСКАЗКА: имя сущ. отвечает на вопросы кто? что?                             Полное  имя прил. – какой? какая? какое? какие? Краткое имя прил. -  каков?

                              глагол  - что делать? что сделать?)

ПРОВЕРОЧНАЯ КАРТОЧКА

    1. Хорош русский лес ранней весной!

 (каков?) Хорош ( краткое прилаг.) (какой?)русский (прилаг.) (что?) лес (сущ.) (какой?) ранней (прилаг.) (чем? что?) весной (сущ.).

Критерии оценивания:

Всего: 9б

4 – 5б «3»

6 – 7б «4»

8 - 9б «5»

ЛИТЕРАТУРА

1. Учебник: Русский язык. 5,6,7 класс. Учебники для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская,М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014.

2. Лидман-Орлова К.Г.Самостоятельная работа по русскому языку. - М: Просвешение, 1990.

3. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6класс. – М:ТЦ Сфера, 2010.

4. Соловьёва З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. Вербум -М. М:2000.

5. Устинова О.В. Тестирование как метод контроля  знаний на уроке русского языка при работе с обучающимися с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.

Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом  даёт возможность каждому учен...

Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни через работу с текстом на уроках русского языка

Данная методическая разработка содержит материал, как средствами родного русского языка можно воспитывать у старшеклассников ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Кроме теори...

Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка"( Из опыта работы)

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка" является обобщением опыта учителя по данной теме. Преподаватель называет основные тенденции изучения русского языка, объясняет, зачем текст на у...

Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...