Инклюзиное образование - проблемы, пути решения.
статья

Возможен ли мир без барьеров и границ? Проблема равенства в получении образования между людьми очень актуальна в наше время.

Решение этой проблемы связано с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства и прав, но и устранения барьеров и границ на пути социального, образовательного и профессионального включения людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie_-_problemy_puti_resheniya.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование - проблемы, пути решения

"Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом"

Дэвид Бланкет

        Возможен ли мир без барьеров и границ? Проблема равенства в получении образования между людьми очень актуальна в наше время.

        Решение этой проблемы связано с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства и прав, но и устранения барьеров и границ на пути социального, образовательного и профессионального включения людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества. 

        Отношение общества и государства к лицам с отклонениями в развитии прошло долгий путь эволюции от агрессии и неприятия, через изоляцию, к пониманию необходимости включения людей с недостатками в развитии в социальную жизнь, создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

        Сегодня, благодаря гуманистическим взглядам общества, развивается тенденция к сближению специального (дефектологического) и общего образования, созданию инклюзивного образовательного пространства, где каждый индивид с особенностями развития чувствовал бы себя полноценным членом общества, а также реализуется право каждого ребенка, в том числе и с самыми тяжелыми формами физических, интеллектуальных и психических дефектов, на получение доступного ему образования.

        Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include -заключаю, включаю) или включенное образование - термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

        Это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Они посещают общеобразовательные школы по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Кроме того, им оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей - обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.

        Нормативно понятие "инклюзивное образование" определено п. 27 ст. 2 Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ как доступное образование для всех детей, при котором учитываются особые образовательные потребности и индивидуальные возможности каждого ребенка. В самом общем виде инклюзивное образование определяется как новое перспективное стратегическое направление образовательной политики и практики, в значительной степени затрагивающее основы общего образования.

        Процесс внедрения инклюзивного образования столкнулся с рядом трудностей и проблем. Так, одной из основных проблем является профессиональная неготовность педагогов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Первичной и важнейшей ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов и уровня их профессиональных компетентностей. Уже на первых этапах развития инклюзивного образования обнаружился недостаток профессиональных компетенций педагогов к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов. 

        Основным психологическим "барьером" является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность педагога, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с "особыми" детьми. 

        Структура психологической готовности педагога к данному виду деятельности включает следующие компоненты: эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии; готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке; удовлетворенность собственной педагогической деятельность.

        Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в первую очередь – это работать с детьми с разными возможностями в обучении и учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому.

        Поэтому сотрудничество учителей массовой и коррекционной школы является одним из эффективных способ удовлетворения особых потребностей детей со специальными образовательными нуждами в условиях инклюзивного класса. Сегодня как никогда видно, что существует потребность в различных моделях сотрудничества и совместного преподавания общих и специальных педагогов. Именно богатый опыт учителей коррекционных школ -  источник методической помощи инклюзии.

        Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей. Успешно работать с детьми, имеющими нарушения развития, не могут люди, не получившие специальное дефектологическое образование.

        Учитывая, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает возможность свободного выбора образовательного учреждения, каждому педагогу необходимо обладать определенным уровнем сформированности инклюзивной компетентности как составляющей его профессиональной компетентности.

        Законодательное закрепление инклюзивного образования актуализирует проблемы и вопросы, связанные с подготовкой в системе высшего и среднего профессионального образования специалистов особого типа, обладающих инклюзивной компетентностью и способных работать в новых условиях. 

        В настоящий момент все еще не уделяется должного внимания подготовке кадров, готовых работать в системе инклюзивного образования. Как правило, в данной ситуации речь идет о программах переподготовки и повышения квалификации уже работающих учителей, а в высшей школе не ведется специальной подготовки будущих педагогов инклюзивного образования. Вместе с тем для осуществления интегрированного (инклюзивного) образования в общеобразовательных организациях необходимо внести изменения в организацию образовательного процесса на уровне среднего и высшего профессионального образования, направленные на формирование инклюзивной компетентности будущих педагогов. Данную проблему можно решать разными способами.

        В частности, в систему подготовки педагогов могут вводиться дисциплины, способствующие пониманию особенностей детей с ОВЗ и специфики их обучения в условиях общеобразовательных учреждений. В процессе освоения данных дисциплин у студентов как будущих педагогов будут  формироваться общие и профессиональные компетенции, а также разовьётся адекватное и толерантное отношение к детям с ОВЗ.
        В средних и высших учебных заведениях нужно готовить педагогов не только с базовым уровнем знаний, но и со специальным компонентом профессиональной (специальной) квалификации, чтобы они могли осуществлять профессиональные функции, учитывая разные образовательные потребности учащихся, создавая условия для их развития и саморазвития.

         Возможен и другой вариант, когда существующие программы дополняются краткосрочными (обычно практическими) курсами, отражающими потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Таким образом, законодательное закрепление инклюзивного образования требует полномасштабных изменений в подготовке специалистов, осуществляющих обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья на уровне средних и высших учебных заведений, а также в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

        

        

        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мусорная проблема: пути решения"

Информационно-исследовательский проект ученика 7 класса....

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2013 году в образовательных учреждениях Октябрьского района Оренбургской области: проблемы, пути решения

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2013 году. Результаты выполнения заданий части А,В,С.Пути решения проблемы....

"Информационная безопасность несовершеннолетних: проблемы, пути решения"

Информационная  безопасность, материалы для педагогического совета...

"Развитие системы образования: опыт, проблемы, пути решения"

laquo;Деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы  в условиях модернизации образования»...

Презентация к уроку английского языка в 9 классе по теме "Подростки и их проблемы. Пути решения."

Урок английского языка в 9 классе по теме «Подростки и их проблемы» по УМК М.З. Биболетовой  построен так, чтобы учащиеся, опираясь на ранее полученные знания,  умели высказываться по данной...

Доклад «Введение ФГОС ООО: первый опыт, проблемы, пути решения.»

Введение ФГОС ООО: первый опыт, проблемы, пути решения.Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования.За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении...

«Внедрение ФГОС среднего общего образования. Первый опыт, проблемы, пути решения».

laquo;Внедрение ФГОС среднего общего образования.Первый опыт, проблемы, пути решения».Статья из опыта работы школы....