Доклад «Введение ФГОС ООО: первый опыт, проблемы, пути решения.»
опыты и эксперименты на тему
Введение ФГОС ООО: первый опыт, проблемы, пути решения.
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования.За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении целей образования и путях их реализации.
Традиционное образование во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков и выпускникишкол, отлично знавшие материал по предметам, не всегда умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, быстро переучиваться. Актуальность введения стандартов нового поколения еще и в так называемом парадоксе отличника. Практика показывает, что нынешний отличник не способен адаптироваться к реальному миру. Он знает и
( теоретически) умеет больше своих сверстников, но производит впечатление менее развитого, менее самостоятельного, значительно более зависимого человека. Тогда как неуспевающие ученики чаще добиваются успехов в жизни за счет развитых коммуникативных способностей, умений взаимодействовать в группе, идти на риски.
Федеральный государственный образовательный стандарт не исключает формирование знаний, умений, навыков у обучающихся, однако акцент передвигается с развития предметных результатов на личностные и метапредметные (http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm).
В нашей школе в 2014 году на основном уровне было введено опережающее обучение по федеральным стандартам в 5 классе. Подготовка к введению ФГОС началась заранее и осуществлялась в соответствии с планом . Основные направления работы:
- изучение методических материалов ФГОС ООО;
- создание нормативно – правовой базы по ФГОС;
- изучение и выбор УМК ;
- разработка основной образовательной программы основного общего образования;
- разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;
- разработка программ внеурочной деятельности;
- разработка системы мониторинга достижений основных планируемых результатов;
- просветительская работа с родителями обучающихся по вопросам ФГОС;
- создание условий (кадровых, материально – технических) для реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Введение ФГОС ООО: первый опыт, проблемы, пути решения.» | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Аксубаевская СОШ №2»
Доклад
«Введение ФГОС ООО: первый опыт, проблемы, пути решения.»
Подготовила учитель татарского языка
и литературЯруллина Гульшат Минасхатовна
2015 год
Введение ФГОС ООО: первый опыт, проблемы, пути решения.
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования.За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении целей образования и путях их реализации.
Традиционное образование во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков и выпускникишкол, отлично знавшие материал по предметам, не всегда умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, быстро переучиваться. Актуальность введения стандартов нового поколения еще и в так называемом парадоксе отличника. Практика показывает, что нынешний отличник не способен адаптироваться к реальному миру. Он знает и
( теоретически) умеет больше своих сверстников, но производит впечатление менее развитого, менее самостоятельного, значительно более зависимого человека. Тогда как неуспевающие ученики чаще добиваются успехов в жизни за счет развитых коммуникативных способностей, умений взаимодействовать в группе, идти на риски.
Федеральный государственный образовательный стандарт не исключает формирование знаний, умений, навыков у обучающихся, однако акцент передвигается с развития предметных результатов на личностные и метапредметные (http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm).
В нашей школе в 2014 году на основном уровне было введено опережающее обучение по федеральным стандартам в 5 классе. Подготовка к введению ФГОС началась заранее и осуществлялась в соответствии с планом . Основные направления работы:
- изучение методических материалов ФГОС ООО;
- создание нормативно – правовой базы по ФГОС;
- изучение и выбор УМК ;
- разработка основной образовательной программы основного общего образования;
- разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;
- разработка программ внеурочной деятельности;
- разработка системы мониторинга достижений основных планируемых результатов;
- просветительская работа с родителями обучающихся по вопросам ФГОС;
- создание условий (кадровых, материально – технических) для реализации ФГОС.
Изучение методических материалов ФГОС ООО.
В период перехода на новые образовательные стандарты необходима методическая и психологическая готовность учителей школы. Тут мы столкнулись со следующими проблемами:
- недостаточное понимание актуальности введения ФГОС;
- недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности у некоторых учителей;
- неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся (контрольно- оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно – оценочной деятельности);
- психологическая неготовность педагогов к изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, связанная с традиционным подходом к профессии (в силу возраста или профессиональной усталости).
Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестраиваться, а потому, что трудно перестраиваться.
Данные проблемы решались следующим образом:
- создание рабочей группы по созданию и доработке ООП;
- проведение тематических педагогических советов и заседаний школьных МО по актуальным вопросам ФГОС ООО;
- оказание адресной методической помощи учителям ( зам.директора по УВР);
- посещение уроков в начальной школе учителями – предметниками. Было посещено 14 уроков учителями математики, русского языка и литературы, биологии ,истории;
- обучение учителей навыкам проектной и исследовательской работы ( через практические семинары, индивидуальную работу);
- посещение курсов ПК по вопросам ФГОС ( 100% учителей);
Однако эффективность данных курсов низкая, т.к. это в основном был обзорный курс тем. Практические занятия не дали ожидаемого результата в силу того, что у учителей на тот момент еще не было практических навыков работы по вопросам ФГОС. Хотелось бы, чтобы была проведена системная курсовая подготовка по всему комплексу вопросов , связанных с введением ФГОС ( « Формирование и диагностика УУД»; « Контрольно-оценочная деятельность»; « Целеполагание и контроль результатов метапредметных и предметных достижений» и т. д.)
Создание нормативно – правовой базы по ФГОС.
Нормативно – правовая база в нашей школе представлена :
- федеральными документами по ФГОС ООО;
- локальной нормативно-правовой базой ( положения и должностные инструкции)
Изучение и выбор УМК.
Сложность выбора УМК в его многообразии и частом изменении федерального перечня учебников. В начальной школе нами была опробована программа « Перспективная начальная школа», которая оказалась достаточно сложной для наших ребят. Мы остановились на программе « Школа России».
Разработка основной образовательной программы основного общего образования, рабочих учебных программ по предметам учебного плана, программ внеурочной деятельности.
Основная образовательная программа школы разрабатывалась на основе Примерной образовательной программы основного общего образования и Стандартов. БУП для 5 класса составлялся отдельно, по 5-ти дневной учебной неделе. Школьный компонент составляет 1 час. Т.к. выпускнику основной школы предстоит защита проекта в качестве зачетной работы, он был использован для ведения программы « Основы проектной деятельности». Программы по внеурочной деятельности составлены учителями самостоятельно на основе авторских программ и отвечают потребностям обучающихся.
Затрагивая вопрос внеурочной деятельности, хочется сказать о проблемах в данном вопросе.
Это проблема чрезмерной загруженности детей. Почему то сложился стереотип, что обучающиеся сельских школ в силу отдаленности от социокультурных центров, не знают чем занять себя в свободное время. Внеурочная работа ( кружки, секции) в нашей школе велись всегда. Кроме того , обучающиеся школы принимают активное участие во всевозможных районных, областных и всероссийских мероприятиях. Подготовка к урокам сегодня занимает все больше времени ребенка. В результате у ученика практически не остается свободного времени. Отсюда усталость, эмоциональный перегруз, потеря интереса к определенной деятельности. Родители обучающихся также негативно относятся к обязательности внеурочной деятельности в силу вышеназванных причин. В селе данный вопрос усложняется еще и тем, что многие дети живут в удаленных деревнях и большое количество времени тратится на дорогу.
И, наконец, в сельской школе мало учителей, поэтому масса работы и урочной и внеурочной ложится на плечи одного педагога, который сегодня еще работает и с предшкольными группами, и в летних школьных лагерях, и с детьми с ОВЗ ( отдельная программа), и реализует ФГОС. Вопрос: когда учителю все успеть?
Разработка системы мониторинга достижений основных планируемых результатов.
На сегодняшний день в школе для мониторинга предметных результатов используются традиционная система материалы ЦОКО. Помощь в мониторинге метапредметных результатов и сформированности ключевых компетенций оказывает Тверской ЦОКО. А вот с оценкой личностных достижений обучающихся мы испытываем определенные трудности.
Они связаны, во – первых, как говорилось выше, с чрезмерной загруженностью учителя, а работа по оценке личностных результатов каждого ребенка требует времени, а во – вторых – с немаленькой численностью класса (в 5 классе 22 человека). Мое мнение, для более успешной работы учителя по полному и грамотному внедрению ФГОС, наполняемость класса не должна превышать 10-12 человек.
Мы рассмотрели варианты оценки личностных результатов обучающихся, и ведем работу в данном направлении.
Просветительская работа с родителями обучающихся по вопросам ФГОС.
Важной составляющей в работе по внедрению ФГОС является просветительская работа с родителями обучающихся. Проблема нашей школы – низкий образовательный и культурный уровень большинства семей ( около 80%). 40% из них – это асоциальные семьи. Кроме того, большинство родителей, не имея возможности устроиться на работу по месту жительства, вынуждены ездить на работу в город ( 45 км) , работают посуточно, а значит не имеют возможности заниматься должным образом своими детьми. Эта работа ложится на плечи школы.
Проведя анкетирование по вопросам изучения общественного мнения по вопросам ФГОС среди родителей 1,5 классов, мы выявили, что большинство родителей, особенно первоклассников, не знают о введении ФГОС и о том, что их ребенок будет учиться по новым стандартам.
С целью ознакомления родителей с основными вопросами образования их детей, было проведено общешкольное родительское собрание по теме «Что такое ФГОС».
Кроме того, родителям были предложены памятки: « Что такое УУД» и
« Основные вопросы ФГОС».
Администрацией школы и учителями ведется большая индивидуальная работа с родителями ( беседы, рекомендации ).
В мае планируется общешкольное родительское собрание по теме
« Современные технические средства обучения: интерактивная доска».
Создание условий ( кадровых, материально – технических) для реализации ФГОС.
Введение ФГОС требует создания определенных кадровых и материально – технических условий. В нашей школе полностью оснащен компьютерный класс, все классы, где работа идет по программам ФГОС, снабжены учебниками, кабинеты подключены к локальной сети и сети интернет, доступ к небезопасным сайтам ограничен фильтрами безопасности, рабочее место каждого учителя оборудовано компьютером, имеются интерактивные доски, которые используются учителями для прямого назначения, а не являются просто экраном.
Однако есть и проблемы. Это нехватка площадей : здание построено по типовому проектуи, согласно требованиям ФГОС, в нем должны быть зоны отдыха, игровая зона, комната психологической разгрузки для учителя и учащихся, актовый зал, зал для занятий ритмикой и ЛФК.
Другая проблема – недостаток квалифицированных специалистов смежных отраслей ( педагога – психолога, логопеда, врача ЛФК). В нашей школе данную проблему пытаемся решать путем тесного сотрудничества с Центром медико – психологической помощи ,заключения договоров с логопедом и психологом на временную работу.
Выводы: Введение новых образовательных стандартов во многом меняет школьную жизнь ребенка, учителя. Это новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, новая информационно-образовательная среда, далеко выходящая за пределы школы. Конечно это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой неизбежно будут возникать трудности и проблемы. Но многие проблемы при желании можно решить .Задача учителя – научить ребенка учиться. И тогда мы вырастим образованного и достойного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мусорная проблема: пути решения"
Информационно-исследовательский проект ученика 7 класса....
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2013 году в образовательных учреждениях Октябрьского района Оренбургской области: проблемы, пути решения
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2013 году. Результаты выполнения заданий части А,В,С.Пути решения проблемы....
"Развитие системы образования: опыт, проблемы, пути решения"
laquo;Деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы в условиях модернизации образования»...
«Внедрение ФГОС среднего общего образования. Первый опыт, проблемы, пути решения».
laquo;Внедрение ФГОС среднего общего образования.Первый опыт, проблемы, пути решения».Статья из опыта работы школы....
«Работа по ФГОС в сельской малокомплектной школе: проблемы, пути решения».
В настоящее время в России малая сельская школа становится важным социальным фактором и обладает рядом преимуществ перед обычной школой....
Проблемы, опыт и пути решения дистанционного обучения обучающихся.
Статья из личного опыта во время внедрения дистанционного образования....
Сборник. Опыт. Проблемы. Пути решения. (Из опыта работы ГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2")
Статья на тему: "Трудности в работе с детьми с РАС"...