Методы групповой работы -1
презентация урока для интерактивной доски (5 класс)
Методы групповой работы с детьм сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей. Учебный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 321.78 КБ |
![]() | 354.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение
Термин «социальная групповая работа» был предложен американским классиком социальной работы Г. Конопкой и другими исследователями в середине ХХ в., чтобы показать специфику поддержки человека через возможности социально-ориентированных методов помощи. Согласно подходу Г. Конопки, социальная работа с группами является методом социальной работы, который помогает клиентам в проблемных ситуациях расширять их возможности социального функционирования и через целенаправленный опыт группы более эффективно справляться с индивидуальными, групповыми проблемами или проблемами в микро-социальной среде.
Основные модели социальной работы с группой клиническая модель - под группой понимается совокупность индивидов , находящихся в трудной жизненной ситуации, групповая деятельность направлена на работу с поведенческими отклонениями. Модель взаимопомощи связана с межгрупповой поддержкой, когда члены группы принимают совместное участие в разработке программы помощи наряду с социальным работником. Социально-ориентированная модель направлена на работу по активизации различных групп населения, среди которых можно выделить работу с молодежью, работу в микро-социальной среде.
Модель социальных целей Клиническая модель Модель взаимодействия(взаимопомощи) Тип сервиса Социализация и потребление Интеграция и адаптация Адаптация, социализация, интеграция, потребление Роль социального работника Помощник Агент взаимодействия Посредник Образ члена группы Участник, гражданин, возмущенный, руководитель Девиант , представитель какой либо малой группы Эго и альтер -эго Тип деятельности Широкий спектр деятельности и задач, включающий в свой состав и работу в микросоциуме Использование директивных и не директивных средств влияния, включающих в свой состав добавочные средства группы Обучение членов группы посредством интерперсональных отношений Необходимые умения Программирование Интервенции в групповом процессе , достижение специфических целей Категоризация и диалог Теоретическая база Электрическая теоретическая база Социальная ролевая теория, социобихевио-ристская теория, эго психология, групповая динамика Системная теория и теория поля Цель группы Социальное сознание и социальная ответственность Лечение социальной дисфункции и специфических поведенческих взаимодействий Достижение обоюдной помощи системы. Начальные, но специфические цели
Список литературы 1. Фирсов М.В. Теория социальной работы М., 2000. 2. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. ИНФРА-М., 2002. стр. 36-46 3. Социальная работа. П\р Курбатова. Р-н-Д 2000. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные виды социальной групповой работы Группы, восстановления. Данные группы организуются в микросоциуме в местах проживания клиентов. Основная цель — совместное рациональное проведение свободного времени. В основе групповой динамики лежит спонтанная активность группы, добровольное приобщение членов группы к участию в различных развлечениях, играх, совместному обсуждению информации, касающейся политики, экономики, культуры Группы , восстановления умений. Основная цель этих групп помочь клиенту восстановить утраченные умения или приобрести их.
Образовательные группы. Соц. работа в образовательных группах строится на основе общего интереса клиентов к определенной проблеме. Эти проблемы, как правило, фокусируются вокруг реальных потребностей отдельных индивидов или их семей. Работа строится на основе социальных запросов клиентов. Такими запросами могут быть: правильная организация семейного бюджета, воспитание детей, вопросы внутренней и внешней политики и т.д . Посредничество. Процесс помощи включает: настрой, приготовление соц. раб. к встрече с клиентом в группе, переходы от стадии к стадии и окончание. Цели — гармонизация потребностей личности и общества. Метод направлен на оказание практической помощи в преодолении неблагоприятной среды. Группы самопомощи. Помощь, которая оказывается в группе, строится на взаимной поддержке ее членов. Социальный работник, организуя процесс, передает свои функции группе. Участник группы представляет свой случай, который группа обсуждает, помогая ему рационально осознать ее сущность, в процессе групповой работы проблема клиента снимается.
Цели групповой работы Самосовершенствование и личностный рост. Участниками являются здоровые люди, желающие улучшить свое социальное функционирование; Т-группы, группы способствующие улучшению межличностных отношений, развитее навыков общения; Преодоление жизненных и личностных проблем. В группе помогают разрешить жизненные и личностные проблемы, снять напряжение, связанное с кризисом; Терапия психических расстройств у лиц, находящихся в психиатрических больницах в связи с нарушением в эмоциональной и поведенческой сфере ; Само-осознание существующих проблем; реалистичное оценивание своих проблем; принятие социальных норм и ценностей .
Функции групповой работы Постановка задач решение сложных задач Исправительная Профилактическая Социализирующая формирование сплоченного коллектива обмен опытом личностное самоопределение.
Классификация групповых методов дискуссионные методы -Групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности. Объектом обсуждения могут быть: реальные случаи, проблемы различного характера; ситуации межличностного взаимодействия; ситуации морального выбора . игровые методы -Их целесообразно поделить на операционные и ролевые. Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения. Ролевые игры с элементами драматизации способствуют раскрытию и совершенствованию потенциала самовыражения. сенситивный тренинг -тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства
Этапы групповой работы формирование проблем; решение проблем уточнение решаемой проблемы, более глубокое осознание объективного противоречия, порождающего данную проблему; уточнение направления общей деятельности, ее планирование; исследование (анализ) проблемы; обсуждение альтернатив с руководством, выбор оптимального варианты решения.
Основные стадии группового развития 1-й — целенаправленное, теплое, основанное на понимании профессиональное взаимодействие между профессиональным социальным работником и членами группы; 2-й — управление групповым процессом, осуществление взаимодействия между всеми членами группы; 3-й — установление вербальной коммуникации между членами группы; 4-й — установление невербальной коммуникации между членами группы; 5-й — целенаправленный выбор и создание членами группы необходимой терапевтической среды.
Стадия ориентации — каждый клиент осознает себя в качестве члена группы: происходит выбор ролей, ориентации в складывающейся ситуации, проявляются определенные страхи перед неизвестными формами взаимодействия. На этой основе формируется « псевдосплоченность ». Стадия власти — оформляются роли в группе: идет борьба за лидерство, растет сопротивление; может возникать агрессия в отношении одного (или нескольких) из членов группы ; оформляются нормы и ценности при непосредственном участии группы . Стадия переговоров — происходит структурирование группы: оформляется групповая позитивная сплоченность; совместно вырабатываются цели, роли и задачи группы; выявляются сходные проблемы и эмоциональные переживания . Функциональная стадия — стадия активно работающей группы: заинтересованность в разрешении проблем; поддержка членов группы друг другом; искренность и спонтанность — характерные тенденции группового развития; стадия принятия решения . Стадия распада группы — ситуация, когда отдельные члены группы и группа в целом приходят к осмыслению и решению своих проблем; формулируется задача завершения совместной групповой деятельности.
Кодекс поведения в группе слушай внимательно все выступления; не критикуй высказываемые идеи; воспринимай все предложения положительно; не перебивай выступающего, соблюдай тишину; избегай дебатов и философских рассуждении; не стесняйся высказывать свое мнение - самое простое предложение часто бывает гениальным; не ошибается тот, кто ничего не делает; соблюдай личные права членов группы: право выдвигать идею; право отстаивать свою точку зрения; право на обдумывание; право на пересмотр, уточнение своей позиции, выдвижение нового предложения; не обижайся; будь доброжелательным; не допускай чрезмерной фамильярности в общении с другими; каждый член группы ответственен за результативность работы. Успех и неудачу делим поровну.
Заключение Работа в группах широко применяется в социальной работе. Она позволяет личности быть независимой, более раскрепощенной. Основные задачи групповой работы помощь во взаимодействиях с другими людьми, решение проблем с общением и взаимодействием, социальное развитие и изменение окружающей социальной среды. Группа – не только некоторое количество людей, собранных вместе. Это система, в ней имеется особая атмосфера, которая выражается в словах, мимике, позах, жестах и которая передается всем индивидам. В процессе групповой деятельности происходит осмысление личностных нужд и потребностей, вырабатываются цели и задачи последующих встреч, намечаются принципы и методы самопомощи.
Список литературы 1. Фирсов М.В. Теория социальной работы М., 2000. 2. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. ИНФРА-М., 2002. стр. 36-46 3. Социальная работа. П\р Курбатова. Р-н-Д 2000. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод групповой работы учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения.
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи пр...

Конспект урока по теме "Разветвляющийся алгоритм" с использованием метода групповой работы
Конспект урока по теме "Разветвляющийся алгоритм" с использованием метода групповой работы.К конспекту прилагается презентация, контрольная работа (4 варианта), задачи для практической работы (4...

Презентация по теме "Использование метода групповой работы на уроках русского языка и литературы"
Плюсы и минусы групповой работы:плюсы- повышается учебная и познавательная мотивация- снижается уровень тревожности учащихся- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.- ...

Презентация по теме "Использование метода групповой работы на уроках русского языка и литературы"
Плюсы и минусы групповой работы:плюсы- повышается учебная и познавательная мотивация- снижается уровень тревожности учащихся- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.- ...

Доклад с заседания МО «Применение методов групповой работы на уроках технологии»
Пусть ум и руки Ваши родят лишь чудеса,И мир станет прекрасней от мудрости творца!...

Статья "Тренинг - эффективный метод групповой работы"
Социальное окружение ребёнка является основным источником его развития, поэтому важно не то, что ребёнок может делать здесь и теперь, а то, что он сегодня может выполнить с помощью взрослого или в сов...