ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ГРУППАХ ДОУ.
консультация
В данной статье авторы делятся опытом работы с родителями. Комплексная программа помощи ребенку со зрительной патологией неотделима от совместной работы специалистов с родителями. ФГОС ДО ориентируют родителей на активное участие в коррекционно-образовательном процессе, призывая их быть участниками всех проектов, а не только сторонними наблюдателями. В группах для детей с нарушением зрения педагогами используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ГРУППАХ ДОУ
Нуриахметова Татьяна Викторовна
учитель-дефектолог МАДОУ детский сад №30
Российская Федерация город Нефтекамск
Пакиева Снежана Михайловна
учитель-логопед МАДОУ детский сад №30
Российская Федерация город Нефтекамск
Аннотация:
В данной статье авторы делятся опытом работы с родителями. Комплексная программа помощи ребенку со зрительной патологией неотделима от совместной работы специалистов с родителями. ФГОС ДО ориентируют родителей на активное участие в коррекционно-образовательном процессе, призывая их быть участниками всех проектов, а не только сторонними наблюдателями. В группах для детей с нарушением зрения педагогами используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Ключевые слова:
Информационные технологии; компьютерные технологии; интерактив; формы работы; работа с родителями; семья; партнёрские отношения; вебинар; онлайн; консультации; Skype; WhatsApp; Консультационный центр.
Работа с родителями является важным звеном в комплексной программе помощи ребенку со зрительной патологией.
Такие семьи требуют особой заботы и внимания, ведь болезнь ребенка является психической травмой для родителей и осознание этого факта делает их уязвимыми. Зачастую взрослые оказываются в растерянности, не зная как относиться к дефекту своего ребенка. Некоторые родители стремятся оградить своего ребенка от всех проблем и их постоянное тревожное настроение передается ребенку. Для других характерно неумение сдерживать свой гнев, раздражение. Многие родители приходят в состоянии растерянности, подавленности: «Как помочь своему ребенку?» Характерно то, что в основном родители плохо представляют особенности дефекта зрения у своего ребенка.
ФГОС ДО ориентирует на активное взаимодействие педагогов с родителями, которым отведена особая роль: они должны участвовать в реализации адаптированных и общеобразовательных программ, создавать в семье условия, благоприятные для общего развития ребенка, взаимодействовать с педагогами по преодолению нарушений в развитии детей. Родители должны стать активными участниками коррекционно-образовательного процесса, участниками всех проектов, а не только сторонними наблюдателями.
В группах для детей с нарушением зрения используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Слово «интерактив» пришло из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Таким образом, интерактив – это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие нескольких сторон.
Цели интерактива:
• Обмен опытом
• Выработка общего мнения
• Формирование умений и навыков
• Создание условий для диалога
• Групповое сплочение
• Изменение психологической атмосферы
Задачи интерактивного взаимодействия:
- Повышение уровня компетентности родителей и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
- Обеспечение информационно-просветительской поддержки в выборе родителями направлений развития и воспитания посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку
- Индивидуальная работа с семьями воспитанников. Дифференцированный подход к семьям разного типа: установление партнёрских отношений, приобщение родителей к жизни ДОУ.
Формы интерактивного взаимодействия:
• Онлайн консультации: Skype, WhatsApp,
• Вебинары
• Интернет сообщества: группа в ВК, чат WhatsApp
• Прямой эфир в Инстаграмм и Вконтакте
• Офлайн консультации
• Консультационный центр
• Семейный клуб
• Круглый стол
• Родительская гостиная
• Игротеки
• Проектная деятельность
• Тифло- и логошкола
• Деловая игра
Повседневную жизнь невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Сотрудники ДОУ активно практикуют новые формы взаимодействия семьи и детского сада.
На сегодняшний день у родителей всегда есть возможность получить консультацию профессионала: тифлопедагога, логопеда, психолога или медсестры из любой точки мира, используя простой и удобный мессенджер WhatsApp или общаясь по Skype. Онлайн консультации в Skype и WatsApр помогают повысить качество работы с родителями и разнообразить формы поддержки образовательного процесса. Родители в удобное для них время, не выходя из дома, получают интересующую их информацию. Педагоги показывают родителям приёмы работы с детьми, отвечают на вопросы, проводят мастер классы. Как правило, взрослые интересуются вопросами сохранения и укрепления здоровья, секретами воспитания, профилактикой вторичных нарушений.
Если общение в WatsApр ограничено количеством участников (не более двоих одновременно), то в Skype есть возможность активного взаимодействия нескольких лиц. К тому же, в Skype можно использовать демонстрацию экрана с показом презентации и видеообщение и общение в чате. Все эти возможности, конечно же, повышают эффективность взаимодействия и компетенцию как родителя, так и специалиста.
Наступившая эра общения в формате видео - это самый востребованный способ обмена знаниями, новостями, впечатлениями. И полезным доступным инструментом для обучения и коммуникации является вебинар. Вебинар - это форма встречи спикера со зрителями с помощью видеотрансляции с целью донесения определенной информации.
Каким образом это происходит? Участники-родители просто выходят в интернет в нужное время по отправленной им ссылке и подключаются к виртуальной комнате. В вебинаре всегда участвуют две стороны: докладчик-ведущий и слушатели. То есть, вебинар – онлайн-встреча в виртуальной комнате, где говорит спикер, а все остальные участники его слушают. Есть и обратная связь – в виде чата, куда можно написать свой вопрос или просто поделиться впечатлениями. Кроме того, ведущий может дать право голоса любому из слушателей, например, кто- то из родителей может поделиться успешным опытом семейного воспитания или привития определённых навыков своему ребёнку. Ещё один «плюс» такого общения в том, что вебинар может проходить как в прямой трансляции, так и быть доступным в записи.
Современные родители являются активными участниками различных интернет сообществ. Есть такое сообщество и у тифлогрупп. В социальной сети «В Контакте» создана закрытая группа для родителей специализированных групп № 5,6, где специалисты и воспитатели размещают различную полезную информацию (консультации, фотографии с мероприятий, новости и т.д.) Родители оставляют комментарии, общаются и делятся своим опытом. Данная форма работы с родителями также оказалась эффективной.
Очень интересной формой взаимодействия с родителями являются прямые эфиры. Прямой эфир - это положительно зарекомендовавшая себя форма видеоформата для пользователя определённой сети. Подобный видеоформат захватывает мир, это прекрасный способ заявить специалисту о своих профессиональных компетенциях. Выступающий делится с подписчиками в режиме реального времени «полезностями» и наработками и отвечает в режиме реального времени на поступившие вопросы гостей и участников эфира. Прямой эфир — это эффективный инструмент продвижения и идеальный выбор для случаев, когда с подписчиками нужно поделиться чем-то важным, но фото и видео (из-за ограничения максимальной длины) публикации не подходят. Теперь мы общаемся с подписчиками глаза в глаза, задаём вопросы напрямую, отвечаем на вопросы родителей, проводим собственные интервью и опросы.
На базе ДОУ д/с №30 г. Нефтекамска Республики Башкортостан функционирует Консультационный Центр по оказанию консультативной и диагностической помощи детям от 2 месяцев до 8 лет. Прием ведут высококвалифицированные специалисты: учителя-логопеды, тифлопедагог, медицинская сестра, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Онлайн-консультации проходят по запросу. В целях обеспечения обратной связи люди могут задать свои вопросы по электронной почте детского сада.
Основные задачи Центра:
- оказание консультативной и диагностической помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей 0-7 лет, не посещающих образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные дошкольные учреждения;
- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
- оказание помощи в смягчении адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада. - оказание помощи родителям, имеющим детей с нарушением зрения –повышение информированности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста, в том числе и на дому.
С целью привлечения родителей к деятельности консультационного центра дали информационные объявления в СМИ, разместили информацию на сайте ДОУ, а также создали страницу в Инстаграмм KC_30_Neftekamsk.
Одной из важнейших форм работы являются офлайн консультации. Специалисты (дефектолог, логопед, медсестра) проводят беседы с каждым родителем об особенностях развития детей с нарушениями зрения, о патологии органов зрения, о принципах воздействия на нее, о зрительных возможностях ребенка.
Семейные клубы — ещё одна форма взаимодействия с семьёй. Вся система клубной работы в детском саду осуществляется под девизом «Поверь в свое дитя!». Коллектив отказался от форм типа родительских собраний, где общение построено по схеме назидательно-поучительной, а родители являются пассивными слушателями. В клубе родители объединены общей проблемой, поисками оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формируется родителями.
Используются любые способы вовлечения родителей в процесс реабилитации детей. Очень результативной формой взаимодействия с семьёй стала мини-школа для родителей (тифлопедагогическая, логопедическая). Дефектолог и логопед показывают специальные приёмы и игры для развития у детей зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, развития мелкой и артикуляционной моторики,
Интересной формой взаимодействия с семьей стала игротека, где родители играют вместе с детьми в «умные» игры.
Удачной находкой совместной деятельности педагогов и семьи оказалась проектная деятельность, объединившая ДОУ и семью.
Активно включение родителей в процесс лечения, обучения и воспитания детей даёт отличные результаты: зрение детей повышается, а выпускники тифлогрупп обучаются как в массовых классах школ, так и в инновационных заведениях города: в гимназии и в лицее. Организовывая работу с родителями, мы делаем родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса, учим их адекватно оценивать и развивать своего ребенка
Таким образом, поиск новых форм взаимодействия ДОУ и семьи способствует положительной динамике развития ребёнка, его успешной социализации и повышению компетентности родителей.
Список литературы:
- Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй. / Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70
- Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада с семьей
Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором всем нам предстоит жить. Именно поэтому, говоря о первостепенных задачах в работе с родителями мы подчерк...
вариативные формы взаимодействия детского сада и семьи
совместная работа детей, родителей и воспитателей, направленная на развитие понавательной деятельности детей посредством приобщения к бурятской культуре...
"Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребёнка"
Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоцион...
Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка
Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожд...
ПРОГРАММА «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Задачи программы:u содействовать укреплению здоровья;u формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и ...
Формы взаимодействия детского сада и семьи на современно...
По силе, глубине своего специфического воздействия на ребенка семья — важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека. Но для воспитания полноценной...
Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка
Уважаемые родители, помните, что семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья переда...