«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
план-конспект урока (5 класс)

Открытый урок в 5 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus._yaz._5_kl.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам и лексическому значению слов

Задачи:

Образовательные:

-учить различать одушевленные имена существительные и неодушевленные; повторить знания учащихся об имени существительном;

учить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

обогащать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие задачи: 

- развивать познавательную активность учащихся, умение реализовывать    имеющиеся знания путем активизации логического мышления; коррекция и развитие связной речи, путем формирования умения отвечать на вопросы полным, развернутым предложением; развитие внимания и памяти.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к уроку русского языка, любовь к родному языку;  воспитывать культуру поведения на уроке.

Оборудование: презентация, проектор

                

Ход урока

I.Организационный момент. 

-Добрый день, ребята.  Поднимите руку те, кто готов к уроку, опустите себе наголову и погладьте себя со словами: «Я умница»

II Минутка чистописания

-Ребята, какое сегодня число?

-Открываем тетради, записываем число  классная работа.

Для того, чтобы узнать какую букву мы будем сегодня писать – найдите одинаковый звук в словах

Гора, гайка, берега, снегири (Слайд 1)

- Какая буква обозначает этот звук на письме?

- Спишите с доски, продолжив закономерность

Гг // Ггг // Гггг

- Прочитайте слова и скажите какое задание будет. Составьте пословицу и объясните смысл. Спишите.

Глаза, а, руки, боятся, делают. 

III Актуализация знаний

Какую большую тему мы начали изучать?

Какие вы знаете части речи?

С какой частью речи  мы сейчас работаем?

Проверим, что вы   знаете о  существительном?

Возьмите карточку

 Тест. Поставьте  знак + около  верного высказывания. (Слайд 3)

Имя существительное-это часть речи, которая   обозначает:

-действия предмета  и отвечает на вопросы   что делает?  Что сделает?

- предмет  и отвечает на вопросы   кто?  или  что?

- признак предмета  и отвечает  на вопросы какой?  какая?  какое?  какие?

…прочти  свой  ответ.

IV Изучение нового материала

(Слайд 4)

-Посмотрите на слайд.

Прочитайте слова.

 Б.седа, в_рёвка, г.рой, в.рблюд, м_трос,  ж.лезо, б.нзин.

-Какое задание вы могли бы предложить?

- Можно ли проверить написание этих слов?

- Как узнать, что вы правильно написали эти слова?

Молодцы, правильно!

Задание: вставьте пропущенные буквы в слова.

 -Ребята, кто правильно выполнил это задание  погладьте себя по голове.

Слайд 5

-Подумайте и скажите. Какое еще можно предложить задание?

- Посмотрите внимательно на эти  слова, подумайте и скажите, на какие две группы можно разделить теперь эти   существительные.

-Какие слова отвечают на вопрос кто?

-Что вы о них можете сказать?

-Что интересного заметили? Какие предметы они называют?

-Какие слова отвечают на вопрос Что?

Какие это предметы и явления?

Можно ли их назвать живыми?

А теперь, давайте обобщим, всё, что мы сказали, в одно общее правило-вывод.

(Слайд 6)

ВЫВОД: Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО,  называются одушевлёнными.

Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО, называются неодушевлёнными.

Физминутка

- Я буду называть вам имена существительные, если они одушевленные то вы выполняете наклон вперед; если они неодушевленные то  приседаете.

Кофта, дети, рабочий, дождь, ветер, ученик, строитель, цветок, водитель, машина.

V Закрепление полученных знаний

А) - Чтобы закрепить полученные знания, выполним упражнение 166 на стр. 105. Какое задание нужно выполнить?

( К каждому прилагательному необходимо подобрать одушевлённое и неодушевлённое имя существительное).

(один ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях)

Б) - У вас на столах карточки двух цветов, вам необходимо выбрать задание по силам.

Карточка №1 

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

Карточка №2

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик.

- Выберите карточку, подпишите и приступайте к работе.

(Проверить задание у соседа по парте)

VI. Итог урока

- Какие бывают имена существительные?

- Что значит неодушевленные?

-На какой вопрос они отвечают?

- Приведите примеры.

-Что значит одушевленные?

-На какой вопрос они отвечают?

-Приведите примеры

VII. Домашнее задание

С.103 упр.164

 

  VIII Рефлексия.

– У вас на краю парты лежат смайлики, возьмите их.

Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданиями.

? – если вы не совсем хорошо поняли алгоритм действий и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

– урок понравился и вы довольны своей работой,

– урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

                

ГБОУ «Болгарская школа-интернат для детей  с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме:

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

                Подготовила и провела

                                     учитель высшей кв. кат.

                Кузяева  С. Е.

                Дата проведения:

                28.11. 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные".

Все имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные. Однако различение категории одушевленности и неодушевленности в системе грамм...

Урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок  в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" с использованием ИКТ....

Конструкт урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Конструкт к уроку русского языка в 5 классе по ФГОС "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". Урок изучения нового материала....

Презентация к уроку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по ФГОС "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". Урок изучения нового материала....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Урок изучения нового материала, составленный на основе Программы по русскому языку к учебнику 5 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение». 2007г.) Методическая разработка ...

конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"

Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные....