доклад на школьный ППК на тему:Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
материал
Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практике я использую такие упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более эмоциональным и интересным.
Все упражнения разделены на четыре группы:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_razvitiya_soznatelnogo.docx | 33.85 КБ |
prezentatsiyachtenie.pptx | 680 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практике я использую такие упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более эмоциональным и интересным.
Все упражнения разделены на четыре группы:
1.Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
Первая группа – логические упражнения.
1.Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
2.Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;
Липа, береза, ель, сосна;
Зеленый, красный, синий, желтый;
Лошадь, корова, свинья, овца;
Шарф, варежки, пальто, кофта.
3.Какое слово лишнее и почему?
Красивый, красный, синий, зеленый;
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;
Лук, морковь, огурец, яблоко;
Гриб, ландыш, ромашка, василек.
4.Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
У них одинаковое количество букв;
Они одного рода;
Они состоят из двух слогов.
5.Путем перестановки букв составь слово.
У к л б о; с н о а с; у п к с.
6.Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза;
Кора, лото, боксер;
Молоко, нерест, тарелка.
7.Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея, рама;
Пуговица, молоток, лава;
Укор, бузина, тина;
Поворот, пороша, канава.
8.Составь новое слово, взяв последний слог.
Мебель, ружьё;
Соломка, пора, мель;
Лиса, бельмо, полёт;
Смола, слеза, берет.
9.Найди четвертое слово.
Песня – композитор; самолет - ?
- аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель;
Школа – обучение; больница - ?
- доктор, ученик, лечение, учреждение, больной;
Нож – сталь; стул -?
- вилка, дерево, стол, пища, скатерть;
Лес – деревья; библиотека - ?
- город, здание, библиотекарь, театр, книги;
10.Раздели слова на группы.
Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец;Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;
Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.
11.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
12.Какие буквы, слог, слово лишние.
а у р о ы
ма ра ла ны та
река, речка, ручей, ручка, ручеек
Вторая группа - игры по составлению слов со словами.
1.Найди слово в слове.
Гроза шутка ярмарка
2.Подбери пару.
Песня практичный
Площадь примерный
Подруга прилежный
Почтальон праздничный
Подарок полосатыйе
Полотенце полотняный
Портфель прекрасный
Парикмахер приятный
3.Закончи предложение.
По утрам у Айболита лечат зубы:
З б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы
, о ы б б р.
4.Шарады.
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее найдете без труда. (Картина)
С буквой к живу в лесу. С буквой ч овец пасу. (Кабан – чабан)
5.Ребусы: ка ком
ва та
.Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока.)
Третья группа – работа с деформированным текстом, неоконченными рассказами.
1.Составь текст.
2.Составь предложения.
В школе
Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
3.Закончи рассказ.
Забота о птицах.
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут корм…
Четвертая группа – работа с текстом (учебник).
1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы.
2. Расположи вопросы по порядку содержания текста.
3. Задай вопросы по тексту или по части текста.
4. Определи, сколько частей в тексте.
5. Работа над заголовком.
Докажи, что заголовок выбран верно.
Выбери заголовок из предложенных.
Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.
Подбери к заглавию часть текста.
Озаглавь части.
6. Выборочное чтение.
7. Пересказ по вопросам и без них.
8. Составление плана текста.
II. Упражнения для формирования правильности чтения
Первая группа – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.
1. Назови картинки – 5 предметов (далее больше).
Картинки расположены на закрытой доске. Надо их открыть, досчитать до трех, закрыть. Перечислить предметы. Найти, что изменилось.
2. Опиши предмет (показать и убрать).
3. Опиши движущийся предмет (взять в руку – поднять и опустить).
4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных по звучанию).
Бочка-точка, бабушка - бабочка, кошка-ложка.
5. Выбери слова на данный звук.
6. Встаньте те, у кого в имени, фамилии есть данный звук.
7. Выбери слова, в которых один слог, два слога и т. д.
Ударение падает на 1слог, на 2 слог, на 3слог.
Вторая группа – упражнения со словами.
1. Чтение слов, отличающихся одной буквой. Мел-мель-мыл-мыль-мал-мял-мышка-мошка-мишка-миска.
2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст-стук, сосна-насос, мех-смех, мышка-камыш, марка-рамка, арш-шрам, масло-смола, мошкара-ромашка.
3. Чтение слов, имеющих одинаковые окончания, приставки.
Приехал, пришел, пришил, принес, припев;
Красное, белое, голубое, черное, желтое;
Кукла, мама, папа, ложка.
4. Чтение «перевертышей».
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
5. «Сквозная буква», «Лесенка»
_____ - З - Ч____
_____ - З - Ч______
_____ - З - Ч_________
_____ - З - Ч___________
III. Упражнения для развития беглости чтения
Первая группа – упражнения для расширения поля зрения.
1. Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке ставим зеленую точку и концентрируем на ней взгляд. В это время называем предметы справа, слева, снизу, сверху.)
2. Работа по таблицам Шульте.
Развитие поля зрения по горизонтали. Развитие поля зрения по вертикали.
7
3
15
10
1
2
15
3. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.
● ● ●
СОК СВЕТА ИВА
НОСКИ МЕСТО КРЕСЛО
САМ КАТОК КЛЕТКА
КУКЛА КУКЛА
МАГАЗИН РАК
4. Чтение столбиков с трафаретами. (Дети, используя трафарет, читают слова в столбиках.
1класс -3-5слов, 2класс – 10-12 слов, 3класс – 15-18 слов, 4класс – 20-25 слов)
Чек красный защелка универмаг
Зуб бегать лаборант продовольствие
Дом игра молоко учебники
5. Определи разницу.
Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование;
Беседа, разговор, собеседование болтовня, диалог.
6. Назови по порядку.
Беда буря плач ветер
Несчастье вьюга рев вихрь
Горе поземка слезы ураган
Печаль метель рыдания шторм
7. Работа с буквенными таблицами и трафаретом. Трафарет накладывается на карточку, буква а в середине. Надо назвать буквы, которые увидели.
№1 №2 №3
Г Я П Л М
А А О А
С Р Щ З Б
Ж К
8. Работа по таблице.
1. агроном железо медведь Ж осина календарь металл | билет пенал растение комната инженер деревня | дорога ребята лисица заяц капуста одежда | месяц самолет орех дежурный аллея Москва | огурец язык метро топор ветер сирень |
2. интересный морковь К желтый праздник овощи русский | молоко север пальто посуда сапог комбайн | осина телефон мороз коньки путешествие сверкать | магазин ужин трактор лагерь корабль шоссе | сеялка солома шофер завод сорока погода |
3. хлебороб директор С аккуратно командир трамвай | космонавт черный желать квартира горизонт пассажир | председатель лестница земляника картофель столица солдат | Россия костер ворона город тетрадь хорошо | корова народ билет берег улица ягода |
4. правительство воробей З свобода библиотека революция коллектив | ракета девочка фамилия вагон медленно богатство | спасибо песок учитель карандаш Родина пшеница | урожай ученик товарищ малина субботник газета | класс герой портрет машина вокзал платок |
Работа по таблице проводится так: называется слово, которое отыскивается (звездочка, синяя, точка, второе снизу; Овал, желтая, пятое, сверху и т. д.)
Вторая группа – упражнения для активизации органов речи.
1.Артикуляционная гимнастика: а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги; б) слова, трудные для произношения.
2.Скороговорки.
3.»Бегущая лента». Через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо успеть их прочитать.
5.Различные виды чтения:
чтение всего текста шепотом, затем громко, затем про себя, хоровое чтение, чтение в парах, чтение одновременно с ведущим, чтение с убыстрением темпа, жужжащее чтение, скачкообразное чтение «Кенгуру» и т. д.
IY. Упражнения для развития выразительности чтения
- чтение слова с разными оттенками интонации
- чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации
- упражнения для дыхания
- упражнения для развития голоса
- упражнения для дикции
- прочитать, передавая радость, печаль, возмущение, гордость в зависимости от текста
- чтение по ролям, в лицах
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида"
Чтение и развитие речи...
Достижения учителя индивидуального обучения по формированию и развитию навыков осознанного чтения у ребенка с ОВЗ
Данная презентация показывает приемы работы по формированию и развитию навыков осознанного чтения с ребенком с ДЦП...
Доклад "Выразительность и осознанность чтения как средство адаптации при работе с учащимися с ОВЗ (задержкой психического развития)»
В своем докладе кратко остановлюсь на особенностях развития детей с ЗПР, методических формах и приемах, применяемых для формирования учебно-познавательного интереса к изучению литературы с назва...
доклад по теме:"Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия и коррекцию недостатков чтения"
выступление...
Презентация на тему: Упражнения, направленные на развитие навыков аудирования.
Презентация на тему: Listening skills. Данная презентация содержит ряд упражнений, направленных на развитие навыков аудирования учащихся....
Презентация на тему "Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практике я использую такие упражнения, которые включаю в...
доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся
Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...