Речевая конференция: "Город правильной речи".
материал
Речевая конференция: "Город правильной речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_konferenciya_nachalnaya_shkola.docx | 192.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая конференция
«Город правильной речи»
Цель: организация развивающей речевой среды с целью максимальной реализации речевых возможностей детей с нарушениями слуха.
Задачи:
- закреплять приобретённые навыки звукопроизношения;
- развивать самоконтроль за речью;
- совершенствовать навыки постановки словесного ударения, отрабатывать правильное литературное произношение;
- формировать умение работать в коллективе сверстников;
- активизировать творческие способности.
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, ребята! Я приветствую вас. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочный город. Это город правильной речи, где красиво говорят. Люди немного меняются, когда приходят в этот город. Хотите узнать, как и почему?
Дети: Да!
Ведущий: Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
- Ребята, кто знает, что такое фантазия?
Дети: Фантазия - это наши мечты, когда мы выдумываем то, чего на самом деле нет.
Ведущий: Верно, ребята.
- Прежде, чем отправиться в это путешествие, давайте вспомним правила, о которых нам расскажут мои помощники.
Помощник 1:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Помощник 2:
Паузу мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Так спокойно, так приятно,
Говорим – и всем понятно.
Ведущий: Итак, отправляемся в город правильной речи. (Звучит сказочная музыка).
- Сейчас вы закроете глаза, и представите себе, что вы летите на воздушном шаре через облака. Сверху видны леса, поля, слышно журчание реки, чувствуется запах свежего воздуха после дождя. Закройте, пожалуйста, глаза.
- Откройте глаза.
Помощник 1: Вот мы и прибыли в город. Ой, здесь так красиво!
Ведущий: Да, красиво, но здесь чего-то не хватает. Давай подумаем, чего не хватает?
Дети: Солнца не хватает, света.
Ведущий: Верно, не хватает солнца.
Солнце, солнышко, где ты?
Солнышко: Я тут, но светить ребятам не буду.
Ведущий: Почему?
Солнышко: Я обиделась на ваших ребят! Они меня никогда не пишут правильно.
Ведущий: Как так?
Солнышко: А вот так. Пишут, как слышат – сонце. А правила правописания не знают.
Ведущий: Милое и теплое солнышко, вы ошибаетесь, ребята знают правило правописания непроизносимых согласных. Верно, ребята?
- Да!
Солнышко: А кто докажет мне это?
Ведущий: Ребята, давайте докажем нашему солнышку, что мы знаем правила русского языка. Что вы знаете о непроизносимых согласных?
Дети: Согласные В, Д, Л, Т в сочетаниях с другими согласными не говорим, но пишем.
Ведущий: Как проверить непроизносимые согласные в, д, л, т?
Дети: Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т, нужно подобрать такие слова, в которых эти звуки произносятся. Например: солнце – солнечный.
Ведущий: Солнышко, вы слышите, как наши ребята отвечают. Вы довольны?
Солнышко: Да, я довольна. Так и быть, буду светить, радуйтесь в моих тёплых лучах.
Помощник:
- Как же сразу стало светлее и теплее. Посмотрите, здесь много улиц, парков, домов, площадей и даже замков.
- Давайте погуляем по Городу правильной речи.
Здесь есть:
- Замок дружных букв.
- Площадь сказочных героев.
- Площадь противоположностей.
- Переулок длинных и коротких слов.
- Озеро чистого произношения.
Ведущий: До того, как зайти в замок дружных букв, давайте вспомним, что такое буквы?
Дети: Буквы – то, что мы видим, пишем и читаем.
- Молодцы, ребята! Давайте постучимся в этот замок.
(Стук в ворота, оттуда слышен сильный спор, выходят буквы на сцену и спорят.)
Помощник 2: В сказочном замке жили-были 33 буквы. И всё бы у них было хорошо, если бы не одна беда, поссорились они друг с другом.
Согласные: Нас много, мы самые главные в алфавите.
Гласные: Подумаешь, это ничего не значит. Мы главнее.
Помощник 2: Буквы так шумели, что даже всегда сдержанная Точка не выдержала и вмешалась в ссору.
Точка: Хватит! Прекратите! Пора поставить точку в этом споре. Вы все равны.
Буква С: Как свистну сейчас, сразу свалишься. И не будешь тогда командовать.
Буква В: Выйди вон, выскочка!
Буква Ш: Шибко шустрая ты, Точка.
Точка: Хорошо, я уйду, а вы спросите у других. Они вам скажут то же самое.
Вопросительный знак: Что здесь происходит? Из-за чего шум?
Восклицательный знак: Тихо! Замолчите! Или вы будете строго наказаны. Пусть говорит кто-нибудь один!
Буква Б: Боюсь бить будут, братцы.
Запятая: Извините, мне кажется, я знаю, что здесь происходит. По-моему, они спорят, кто главнее: Гласные или Согласные.
Восклицательный знак: Но это же глупо!
Точка: Конечно, глупо!
Вопросительный знак: И эта причина ссоры?
Восклицательный знак: Безобразие! Нужно убрать непослушных со страниц нашего буквенного замка.
Мягкий знак: Нельзя ли как-нибудь помягче?
Твердый знак: Нельзя! Замку нужна твердая рука.
Вопросительный знак: Что будем делать? Кто знает?
Помощник 2: Никто не знает, что ответить?
Буква Я: Я знаю, как прекратить этот спор! Мне все ясно! Пусть согласные произнесут название нашего замка без нас.
Согласные: Б, К, В.
Буква Я: А теперь мы Гласные произнесем это слово без согласных.
Гласные буквы: У, Ы.
Буква Я: Станьте вместе! (Буквы становятся в ряд и составляют слово.)
Буква Я: А теперь все вместе!
Буквы и дети хором: Буквы!
Буква Я: Теперь вам все ясно!
Буква А: Мы просто не можем друг без друга, согласны!
Буквы согласные: Согласны!
Буквы гласные: И мы тоже!
Точка: Давно бы так. Наконец-то они расставили все точки.
Вопросительный знак: Вы думаете, они поняли свою ошибку?
Восклицательный знак: Конечно! Теперь все будет хорошо!
Ведущий: Вот так закончилась эта история!
- Ребята, а кто решился помочь в споре нашим буквам?
Дети: Знаки препинания.
Ведущий: Ребята, попробуйте угадать, какой это знак препинания.
Помощник 3:
Прибежал к нам кривоносый.
Задаёт он всем вопросы:
Кто? Кого? Откуда? Как?
Какой это знак?
Дети: Вопросительный знак!
Вопросительный знак.
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?
Вот какой я мастак,
Вопросительный я знак.
Помощник 3:
Это чувствительный
Знак препинания
Он ставится, чтобы
Создать восклицание.
Дети: Восклицательный знак!
Восклицательный знак.
Правильно, ребята!
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то это предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
Точка: Закрываю я дорогу, предлагаю отдохнуть.
Дети: Точка!
Точка:
Фразу следует закончить,
Если рядом я.
Меня надо уважать.
Меня слушать надо.
Многоточие:
Если текст вдруг незаконченный,
Вместо точки стоит …
Двоеточие:
Я знак очень важный,
Смотри я – двухэтажный!
В оба глаза я гляжу
За порядком я слежу.
Тире:
Я – минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Запятая:
Обо мне говорят:
Выйдет на дорожку,
Всем подставит ножку.
Там, где я стою, нужно сделать небольшую паузу.
Ведущий: Ребята, а кто знает, после каких знаков препинания делается длинная пауза, а после каких – короткая?
Дети: Длинная пауза делается после точки, вопросительного знака, восклицательного знака, двоеточия, многоточия, точки с запятой.
- Короткая пауза после запятой и тире.
Ведущий: Верно, ребята.
Все знаки:
Знаки нужно уважать.
Правильно употреблять.
Никогда не забывать.
Пока! Пока! (Все знаки дружно уходят за кулисы.)
Помощник 1: Уважаемый ведущий, вам не кажется, что пора позвать наши команды?
Ведущий: Верно. Я совсем засиделась в замке дружных букв.
А сейчас на сцену приглашаются 2 команды. В командах участвуют самые внимательные и любознательные ребята нашей школы. Они покажут свои знания, а наше жюри будет их оценивать. Члены нашего жюри …
-Желаю вам удачи!
1 команда: Наша команда называется «Знайки».
- Наш девиз: «Ясно, четко говорим, потому что не спешим».
Капитан команды - …
2 команда: Мы «Умейки».
- Наш девиз: «Говорим всегда красиво, смело и неторопливо».
Капитан команды…
Ведущий: Правила нашего конкурса просты. Я задам вопрос, кто быстрее поднимет руку и ответит, та команда и получит баллы.
Ведущий: Вперед, мои помощники. Задавайте вопросы участникам команд по порядку. Только не забывайте о главных правилах красивой и правильной речи.
Правила:
1. Правильно строй предложения.
2. Не торопись. Говори четко, не теряй звуки и слова.
3. Не кричи, но и не говори слишком тихо.
4. Говори выразительно, выделяй голосом главные слова, делай паузы.
Помощник 1: Сколько букв в русском алфавите?
Помощник 2: На какие группы делятся буквы? (Гласные и согласные.)
Помощник 1: Сколько гласных букв в русском языке?
Помощник 2: С каких букв слова никогда не начинаются?
(С мягкого и твердого знаков и с буквы Ы.)
Помощник 1: Что вы знаете о согласных? Какими они могут быть? (Они могут быть парными и непарными, звонкими и глухими, твердыми и мягкими.)
Помощник 2: Чем отличается звук от буквы?
Команды: Звук – то, что мы слышим и произносим, а буква – это то, что мы пишем.
Ведущий: Молодцы, ребята! Сейчас я произнесу предложение, а вы определите, какой звук чаще других слышится в этих словах?
Света ест вкусный суп.
Команды: Звук [С].
Ведущий: Правильно ребята, это звук [С]. А сейчас капитаны наших команд должны подготовить и дать характеристику звуку [С]. Какой это звук? Гласный или согласный? Парный или непарный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? И придумать предложение в каждом слове которого встречается звук [С].
Ведущий: Пока наши капитаны выполняют задание, мы с вами пройдемся по площади «Сказочных героев».
Помощник 1: На сцену выйдут герои разных сказок, вы должны угадать из какой они сказки и как их зовут.
Помощник 2: Итак, на сцену приглашается первый сказочный герой.
- Буратино. Кто я? Как меня зовут? Из какой я сказки?
- Красная шапочка.
- Снежная королева.
- Дюймовочка.
(Каждый герой выходит под музыку из сказки).
Ведущий: Молодцы, ребята. Вы, оказывается, очень хорошо знаете сказочных героев.
Помощник 2: Капитаны наших команд готовы. Мы ждем ваше выступление.
(Капитаны команд дают характеристику звуку [С].)
Дети: Звук [С] согласный, глухой, твердый, парный.
Ведущий: Молодцы! Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. (На столах лежат синие и красные кружочки). Я буду произносить звуки. А вы поднимите синий кружочек, если услышите согласный звук, красный, если услышите гласный звук.
Ведущий: И с этим заданием вы справились. Давайте поиграем в следующую игру «Назови лишнюю букву».
Командам предлагаются по две карточки с буквами. Дети хором читают буквы, определяют лишнюю букву, доказывают, почему она лишняя.
Д Л А З В (Лишняя буква А – гласная среди согласных.)
А О У Э Й Ы И (Лишняя буква Й – согласная среди гласных.)
Г, Д, Б, К, З (Лишняя буква К – глухая среди звонких)
Е Ё Ю И Я (Лишняя буква И – не обозначает двойной звук.)
М, Н, Х, Л, Р (Лишняя буква Х – не сонорный звук.)
Ведущий: И с этим заданием вы справились. А наше путешествие продолжается, и перед нами «Площадь противоположностей».
Здесь мы поиграем в игру «Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот».
Ведущий: Я буду говорить вам слово, а вы назовите другое с противоположным значением.
Как называются слова с противоположным значением? (Вопрос обращен к детям, сидящим в зале.)
Дети: Антонимы.
Горячий - … умный - …хороший - … весёлый - … толстый - … лёгкий - …большой -- … светлый - … добрый - … большой -, быстрый - … широкий -, мягкий - … высокий - …
Ведущий: Ребята, обе команды работают очень хорошо.
Помощник 2: Рядом с площадью противоположностей находится «Переулок длинных и коротких слов».
Ведущий: В этом переулке живут разные животные (названия которых состоят из одного и трех слогов). Участники из команды «Знайки» назовут жителей, у которых имена короткие, а «Умейки» - жителей, у которых имена длинные.
(Волк, медведь, курица, бык, ёж, лось, слон, бегемот, лягушка, тигр, корова, лев, собака, жук, ёрш.)
(Ответы участников команд и выставление баллов)
Помощник 1: Вот мы и пришли к озеру чистого произношения.
В нём плавают волшебные рыбки с разными звуками. Вам надо поймать рыбку с заданным звуком и вспомнить как можно больше слов с этим звуком. Побеждает та команда, которая смогла поймать больше рыбок и вспомнить больше слов.
(На сцене надувной детский бассейн с рыбками на магнитах.)
Ведущий: Вот и подошло к концу наше мероприятие. Команды работали хорошо. Пора им отдохнуть. А наше жюри приступает к нелегкой работе – оценке наших команд.
- Пока жюри оценивает работу наших команд, для нас выступят самые маленькие участники с танцем «Матрёшки».
- Жюри готово вынести свое решение. Для оглашения результатов мы приглашаем на сцену председателя жюри … (Победила дружба.)
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие.
Помощник 1: Мы убедились, чтобы говорить правильно и красиво, надо немало потрудиться.
Ведущий: А самое главное – мы научились быть дружными. Пусть не все у нас еще получается, но мы будем стараться.
- Желаю всем успехов в учёбе, отличного здоровья и прекрасного настроения!
Вместе: До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильность речи (об ошибках в речи при употреблении слов).
В статье кратко излагаются основные сведения о культуре речи. Одним из основных показателей грамотной речи является правильное употребление слов. В русском языке их тысячи, но кажд...
Г. В. Мокина. Работа с речевыми образцами как средство формирования правильной речи учащихся - инофонов (комментарий к фрагменту урока «Составные именные сказуемые»)
Работа с речевыми образцами, положенная в основу части урока в 8 классе по теме «Составные именные сказуемые», направлена на формирование правильной устной и письменной речи учащихся - инофонов. Много...
«Правильное дыхание – правильная речь».
Рекомендации для родителей по проведению дыхательной гимнастики...
Роль речевого окружения и речевого общения в развитии речи ребенка
Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечеств...
Речевая конференция "Город правильной речи"
Речевая конференция "Город правильной речи" для глухих и слабослышащих обучающихся...
Семинар практикум для родителей "Речевое дыхание - основа правильной речи"
quot;Речевое дыхание - основа правильной речи"...
Правильное дыхание - правильная речь
В логопедической работе по формированию правильного произношения необходимо уделять особое внимание дыхательной гимнастике. Необходимо соблюдать последовательность проведения дыхательных упражнений. В...