Конспект занятия по логопедии. Тема: Дифференциация звуков [с] - [ш].
план-конспект

Кулешова Вероника Викторовна

Конспект открытого логопедического занятия "Дифференциация звуков с-ш". Самоанализ открытого логопедического занятия "Дифференциация звуков с-ш".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по логопедии

Тема: Дифференциация звуков [с] - [ш].

Цель: закреплять знания учащихся о согласных звуках и буквах с-ш.

Задачи:

Образовательные: научить различать звуки [с], [ш] на слух в слогах, словах, во фразе, читать слова с этими звуками, закрепить правильный артикуляционный уклад звуков [с] - [ш].

Коррекционно - развивающие: развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, фонематический слух, связную речь, развивать навыки словообразования.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения на занятии, бережное отношение к дидактическому материалу, воспитывать интерес к занятию.

План:

Вводная часть

1. Орг. момент. (0,5 мин)

Основная часть

2. Сообщение темы. (0,5 мин)

3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. (5 мин)

4. Сравнение артикуляции звуков. (2 мин).

Характеристика звуков. (3 мин)

5. Игра «Выложи букву» - выкладывание букв из фасоли (развитие мелкой моторики). (2 мин)

6. Игра «Топни-хлопни» (упражнение направлено на развитие фонематического слуха).  (3 мин)

7. Игра «Собери слово» - образование слова из слогов (развитие фонематического синтеза).  (2 мин)

8. Произношение звуков [с], [ш] в рифмованных фразах (словообразование). (2 мин)

9. Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках (упражнение на развитие связной речи). (0,5 мин)

10. Игра «Разложи вещи» (упражнение направлено на развитие связной речи) (2 мин)

11. Физкультминутка (упражнение направлено на развитие общей моторики).

 (0,5 мин)

12. Работа с карточками. (2 мин)

Заключительная часть

13. Подведение итогов. (1 мин)

Регламент занятия 25 минут.

Оборудование: комплекс артикуляционной гимнастики, ворота, пенопластовый шарик, снежинки из бумаги, буквы «С», «Ш», фасоль, слоги для образования слова «Страшила», картинка Страшилы, картинки «шкаф», «сумка», наборы картинок на звуки С, Ш; ручки, карточки с заданием.

 

Ход занятия:

Вводная часть

1. Орг. момент.

Логопед: «Представьте дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья».

Дети поднимают руки.

Логопед: «подул теплый ветерок ш-ш-ш, зашелестели листья».

Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.

Логопед: «Подул холодный ветер с-с-с, закачались сосны».

Дети покачиваются и машут руками.

Логопед: «Ветер затих – не шевелятся ни листочки, ни ветки».

Дети расслабляются.

Логопед: «А теперь тихонечко сели».

Дети садятся.

Основная часть

2. Сообщение темы:

Логопед: «Как шумела листва от теплого ветерка?»

Дети: «Ш-ш-ш».

Логопед: «Как подул холодный ветер?»

Дети: «С-с-с».

Логопед: «Сегодня мы будем повторять звуки [с], [ш]».

3. Артикуляционная гимнастика:

Логопед: «А теперь мы с вами выполним упражнения для губ и язычка».

По устной инструкции и показу логопеда дети выполняют артикуляционную гимнастику «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Качели».

Дыхательная гимнастика: «Загони мяч в ворота», «Снежинка».

4. Сравнение артикуляции звуков:

Логопед: «Давайте вспомним, как правильно произнести звук [с]. Нужно улыбнуться. Широкий кончик языка упереть в нижние зубы. Поднесите ладонь ко рту, должна выходить холодная струя воздуха».

Дети произносят звук [с].

Логопед: «А теперь произнесем звук [ш], для этого нужно открыть рот, округлить губки и слегка вытянуть их вперед, поднять широкий язычок и сделать «чашечку», произнести звук [ш]. Поднесите ладонь ко рту, должна выходить теплая струя воздуха».

Дети произносят звук [ш].

Характеристика звуков.

Логопед: «Давайте вспомним звук [с] какой»?

Дети: «Он согласный, т.к. выдыхаемый воздух во рту встречает преграду; глухой. Он может быть твёрдым и мягким».

Логопед: «Молодцы! А звук [ш]»?

Дети: «Он согласный, т.к. выдыхаемый воздух встречает во рту преграду; глухой, он всегда твёрдый».

Делаем вывод.

-Что общего в звуках с-ш? Они согласные, глухие.

-Чем они отличаются?

-При произношении звука с губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы; воздушная струя холодная. При произношении звука ш губы выдвинуты вперёд трубочкой, язык поднят к нёбу чашечкой; выдыхаемая струя воздуха тёплая

5. Игра «Выложи букву» - выкладывание букв из фасоли (развитие мелкой моторики).

Логопед: «Какой буквой обозначается звук [с]?»

Дети: «Буквой С».

Логопед: «Какой буквой обозначается звук [ш]?

Дети: «Буквой Ш».

Буквы вывешены на доску.

Логопед: «Давайте выложим их из фасоли».

Учащиеся выкладывают буквы.

6. Игра «Топни-хлопни» (упражнение направлено на развитие фонематического слуха). 

Логопед: «Дети, а сейчас поиграем в игру «Топни-хлопни», если я произнесу звук [с] будете хлопать, если звук [ш] – топать.  Я буду называть сначала слоги, а затем слова. Слоги: ша, са, ус, шу, со, аш. Слова: сила, мешок, сила, нос, мышь, усы, уши».

Дети выполняют задание.

7. Игра «Собери слово» - образование слова из слогов (развитие фонематического синтеза).

Логопед: «Сегодня к нам на занятие пришёл гость, а кто – это вы узнаете, когда переставите слоги так, чтобы получилось имя».

Когда учащиеся справляются с заданием, выставляется картинка Страшилы.

8. Произношение звуков [с], [ш] в рифмованных фразах (словообразование). 

Логопед: «У Страшилы в голове все звуки перепутались, поэтому он расстроен. Послушайте, что он сказал:

«Кошка ловит миску, мама моет мышку.

Пожарный носит кашку, Саша ела каску.

Танцует Мишка в Машке, конфету дали маске».

Чтобы у Страшилы поднялось настроение и он вернул звуки [с] и [ш] на место, давайте образуем для него добрые слова от слов, которые я сейчас назову: ласка… (ласковый), слава... (славный), послушание… (послушный), смелость… (смелый). Ура! Страшила возвратил «перепутанные» звуки на место и отгадал правильные слова.

А теперь поможем Страшиле вернуть звуки [с] и [ш] на место. Послушайте, внимательно фразы и исправьте ошибки:

Логопед: «Кошка ловит миску, мама моет мышку.

Дети: «Кошка ловит мышку, мама моет миску».

Логопед: «Пожарный носит кашку, Саша ела каску".

Дети: «Пожарный носит каску, Саша ела кашку».

Логопед: «Танцует Мишка в Машке, конфету дали  маске».

Дети: «Танцует Мишка в маске, конфету дали Машке».

Молодцы! Вы помогли Страшиле вернуть «перепутанные» звуки на место и отгадать правильные слова.

9. Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках (упражнение на развитие связной речи).

Логопед: «Страшила так развеселился, что придумал чистоговорки- небылицы. Давайте вместе их проговорим».

Лон-лон-лон, на лопате едет слон.

Са-са-са, на луне сидит лиса.

Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ».

Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом.

10. Игра «Разложи вещи» (упражнение направлено на развитие связной речи).

На парте – две картинки: шкаф и сумка.

Логопед: «Страшила придумал ещё одно задание. Возьмите картинки, которые лежат у вас на столе. Если в названии вашей картинки есть звук [с], вы кладете этот предмет в сумку, а если звук [ш] – в шкаф. Например, я положу мишку в шкаф».

Дети выполняют задание.

Логопед: «Давайте поблагодарим Страшилу за интересные задания»!

Дети: «Спасибо»!

11. Физкультминутка (упражнение направлено на развитие общей моторики).

На полочке нашей смешные игрушки,

(стоя, руки на поясе)

Смешные ежи и смешные лягушки.

(ходьба на месте, прыжки на месте)

Смешные медведи, смешные олени,

(ходьба боком, руками показываем рога оленя)

Смешные моржи и смешные тюлени.

(прыжки в стороны).

12. Работа с карточками.

На карточках напечатаны слова с пропущенными буквами С и Ш:

«стол, шапка, носок, мышка, дедушка, шуба, сказка, лес, капуста, лягушка».

Задание: вписать пропущенные буквы и прочитать.

Заключительная часть

13. Итог.

Логопед: «О каких звуках мы сегодня говорили? Дайте характеристику этим звукам. Вам понравилось занятие?».

Ответы детей.

     Учитель – логопед: Кулешова В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по логопедии Тема: Автоматизация звука [С ] в слогах и словах со стечением согласных.

конспект индивидуального занятия для ребенка с дизартрией и моторной алалией...

Конспект занятия по логопедии. Тема: "Дифференциация звуков Ш-Ж".

Занятие по логопедии в коррекционной школе 8 вида. Вид занятия: повторение....

Конспект занятия по обучению грамоте ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р-Л

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по логопедии Тема : Деление слов на слоги.

Конспект занятия по логопедииТема : «Деление слов на слоги. Цели: Образовательные: формирование навыков деления слов на слоги.Коррекционно-развивающие: развитие дыхания, мелкой моторики, психичес...

Конспект занятия по логопедии "Дифференциация звуков с-з в словах и словосочетаниях".

Занятие направлено на различение звуков с-з в устной и письменной речи....

Конспект занятия НОД на тему: «Дифференциация звуков [С] и [Ш] в предложении»

Конспект занятия НОД на тему: «Дифференциация звуков  [С] и [Ш] в предложении» поможет вам в сказочной, интересной форме провести работу по дифференциации звуков [С] и [Ш] в пред...