Программа Духовно - нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа
Программа Духовно - нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duhovno_-_nravstvennogo_vospitaniya_6_klass.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Демидовская школа – интернат»
Программа
Духовно - нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Классный руководитель:
Абрамова Л.Б.
г. Демидов
Оглавление:
- Пояснительная записка
- Аналитическое обоснование
- Цель и задачи программы
- Содержание программы
- Библиография
1. Пояснительная записка
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствование человека волновали общество всегда и во все времена. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ» оказывают негативное воздействие прежде всего на детей и подростков не обладающих определенной культурой.
В связи с этим одним из наиболее актуальных направлений воспитательной деятельности является нравственное воспитание учащихся. Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс.
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis - мораль. «Нравы»- это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении. Л.А.Григорович дал следующее объяснение: «нравственность- это личная характеристика человека, объясняющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм».
Нравственное воспитание является основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности. Нравственное воспитание- процесс, направленный на формирование у личности нравственный отношений к Родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, чтобы нормы нравственности стали привычной формой его поведения в повседневной жизни и деятельности.
Работа в коррекционной школе имеет свои особенности, так как там обучаются дети с ограниченными возможностями. Такие дети испытывают затруднения в формировании морально-этических понятий, в становлении оценки и самооценки социально-значимых черт личности.
Решение проблемы межличностных отношений и нравственного воспитания осложняется также отсутствием сотрудничества со стороны семьи, так как значительная часть учащихся составляют дети из дисфункциональных семей.
А ведь именно в семье закладываются поведенческие основы ребенка: доброта, любовь, совесть, уважение к окружающим. Основная ответственность за судьбу ребенка ложится на плечи педагогов и воспитателей. А поскольку формирование правильного отношения к главным человеческим ценностям составляет суть нравственного воспитания, возникла необходимость разработки целевой программы нравственного воспитания, которая направлена на привитие хороших манер и правил поведения в обществе.
2. Аналитическое обоснование
Процесс воспитания очень сложен даже тогда, когда речь идет о совершенно здоровых детях. Естественно, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии.
Для многих воспитанников коррекционной школы характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении, или в повышенной заторможенности.
Все это осложняет решение задачи нравственного воспитания ребенка с ограниченными возможностями. Отсюда возникает противоречие между необходимостью нравственного воспитания умственно отсталых детей и невозможностью полноценного усвоения ими нравственных норм и правил в силу недостатков умственного развития.
Движущей силой воспитательного процесса являются внутренние противоречия: между социальными задачами, которые выдвигает педагог и их возможностями; между внешними влияниями и внутренними устремлениями школьников; между притязаниями учащихся и их реальными возможностями; между потребностями ученика и способами их удовлетворения. Часть перечисленных противоречий относится противоречивым стремлениям самого школьника, а другая часть к деятельности педагога. В воспитании детей с ограниченными возможностями эти противоречия разрешаются в ходе целенаправленного воздействия на поведение, сознание ученика, расширение его опыта, в процессе формирования нравственности, правильной оценки своих возможностей.
Помимо внутренних противоречий на воспитательный процесс оказывают влияния внешние противоречия- между целенаправленным воспитательным процессом и стихийными влияниями среды, которые не всегда бывают благоприятными. Эти противоречия не являются ведущими, но они в какой-то мере могут ослабить воспитательное воздействие педагога на учеников. Преодолевая то или иное противоречие, личность развивается, поднимается на новую ступень, приобретает новое качество.
3. Цель и задачи программы
Цель:
Формирование нравственных качеств личности у воспитанников с ОВЗ в специальной (коррекционной) школе.
Реализация цели возможна при решении следующих задач:
1. Обучение практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе нравственности;
2. Формирование нравственных мотивов и привычек, ценностного отношения к этическим нормам жизни, культуры поведения, повышения уровня воспитанности учащихся;
3. Воспитание нравственных качеств путем ознакомления с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций; обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств.
4. Содержание программы
Школьный этикет
Данный раздел направлен на установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми. Этот раздел поможет ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нем. Подготовит школьника с ограниченными возможностями здоровья к вхождению в социум, сформирует осознанное волевое поведение, пробудит самостоятельное логическое мышление, а также будет развивать общую культуру ребенка. Здесь используется доверительная беседа, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно- ролевой играх, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование и др. Стержнем этого раздела является речевая деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения. Педагог только координирует поиск решения проблемы, следуя общепедагогическим принципам доступности, научности, связи с жизнью, сознательности.
Тематика некоторых мероприятий:
- "Я примерный ученик"
- "Поведение в школе"
- "Вежливая просьба"
- "Мой сосед по парте"
- "Точность: береги своё время и время других"
- "Кодекс школьной чести"
- "Ты и твои одноклассники"
- "Дорога в школу"
- "В каждой школе, в каждом классе..."
- "Учись слушать"
Правила общения
Это раздел показывает ученикам преимущества поведения, основой которого является позиция уважения, доброжелательного отношения к другому человеку. Выполняя практические задания, учащиеся осознают, что существенное значение имеют целесообразность и здравый смысл поступков, поэтому, даже не зная тех или иных правил поведения можно руководствоваться знаниями норм и правил речевого общения. В общении ребенок получает разнообразную информацию, формируется его мыслительная деятельность, развиваются человеческие эмоции, социальное поведение. Дети в общении начинают осознавать особенности своей речи, свои речевые трудности и ошибки. Появляется желание говорить более четко, внятно. Способность к общению включает умение вступить в разговор, знание правил речевого поведения, умение участвовать в общении с несколькими собеседниками в совместной деятельности или различных жизненных ситуациях.
Тематика некоторых мероприятий:
- “Приветствуем друг друга”
- “Правила хорошего тона”
- "Обращение к взрослому человеку"
- "Что такое настоящая дружба?"
- "Гостям всегда рады"
- "Слово лечит, слово ранит"
- "Нет друга ищи, а нашёл, береги"
- "Об уступчивости"
- "Как выбрать правильный тон речи"
- «Вежливость – это уважение к окружающим».
- «Как ты разговариваешь с товарищем».
- "О прозвищах и кличках"
- "Вместе тесно, а врозь скучно"
Культура внешнего вида
Данный раздел нацеливает детей содержать в порядке свои личные вещи, так как этим в значительной мере определяется культура внешнего вида. Практические занятия направлены на развитие вкуса, чувства меры в одежде. В ходе занятий педагог выясняет, как дома у школьников храниться одежда, кто ее приводит в порядок, чем повседневная одежда отличается от праздничной.
Тематика некоторых мероприятий:
- "Внешний вид"
- "Пусть тебя не назовут неряхой"
- "Друзья вода и мыло"
- "Чистота- залог здоровья"
- "Запах пота - это невежливо"
- "Кто опрятен и аккуратен, тот и людям всегда приятен"
- "Всё начинается с улыбки"
Внешкольный этикет
Данный раздел знакомит детей с правилами поведения в общественных местах (в кино, в театре, музее и т.п.); объясняет детям о нравственных правилах поведения в гостях и различных ситуациях, в которых ребенок может оказаться; помогает детям осознать свое отношение к природе, понять, почему надо к ней бережно относиться и в чем это может выражаться; дать им представление о нравственной стороне отношения к природе. Создавая ситуации написания писем детьми с ограниченными возможностями здоровья друзьям, родственникам, педагог способствует развитию связной письменной речи.
Тематика некоторых мероприятий:
- “Ох уж эти пассажиры…”
- "Я и общество"
- Путешествие в страну Этикета"
- "Поведение в общественном транспорте"
- "Как вести себя в библиотеке"
- "Телефонный этикет"
- "Дружная компания по улице идёт..."
- "Здравствуйте, спасибо, пожалуйста..."
Счастье семьи
Материал раздела способствует формированию у ребят таких интегральных качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также изменение характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Данный раздел предлагает учащимся пути достижения гармонии и развития, открытости и терпимости, что должно способствовать формированию у ребят новых жизненных ценностей, пониманию сущности любви как творческой основы для восхождения человека по эволюционному пути.
Тематика некоторых мероприятий:
- "Семья - это то, что с тобою всегда"
- "Самый дорогой человек"
- "Кто может быть дороже мамы"
- "МОЯ семья"
- "Семейная символика"
- "Тепло родного очага"
- "При солнышке тепло, при матери добро"
- "Забота старших о младших"
Моя малая Родина
Материал раздела направлен на формирование и развитие личности детей, обладающего качествами гражданина-патриота Родины, города, школы и способной успешно выполнять гражданские обязанности на основе интегрированно-дифференцированного подхода к воспитанию и развитию.
Тематика некоторых мероприятий:
- "Природа нашего края"
- "Береги родную природу"
- "Край, любимый край"
- "Приведи в порядок свою планету"
О трудолюбии
Данный раздел способствует ознакомлению детей с правилами организации своего и коллективного труда, позволяющего получить результат и способствующего формированию межличностных и коллективистских отношений. Занятие начинается с анализа любого общего трудового дела, оценки его результатов. В ходе практических занятий, общественно-полезной деятельности дети осознают значение труда, а также учатся ценить и уважать свой труд и труд других людей.
Тематика некоторых мероприятий:
- "Как я делаю уборку дома и в школе"
- "Сильные, смелые, ловкие, умелые"
- "Все профессии важны, все профессии нужны"
- "Рабочий - это тот кто все на свете знает"
- "Труд основа жизни"
- "Содержи в порядке своё рабочее место"
Духовные ценности
Занятия по разделу «Духовные ценности» рассчитаны на то, чтобы поселить в душе и сердце детей особой заботы светлые образы, мысли и мечтания, чувство красоты, стремление к самопознанию и саморазвитию, пониманию беспредельности, ответственности за свои мысли; устремленности к благу; мужество и бесстрашие; чувства заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия. Темы раздела рассматриваются через использование игровых методов, бесед, анкетирования учащихся и родителей с целью помочь учащимся выстроить образ своих лучших качеств, чтобы опираться на них при принятии решений, выборе путей. Все это способствует не только воспитанию учащегося, но помогает ему поверить в себя, самоутвердиться и найти свое место в этой жизни.
Тематика некоторых мероприятий:
- “В мире вежливости”
- "Слово лечит, слово ранит"
- "Мои достоинства и недостатки"
- "Как стать лучше?"
- "У вас плохой характер?"
- "Слава тебе победитель - СОЛДАТ"
- "Правдивость и честность"
- "Доброта творит чудеса"
- "Если добрый ты - это хорошо"
- "От чего зависят поступки человека"
- "Теплом души согрей и помоги"
5. Концептуальные основы
Программа нацелена на развитие межличностных отношений нравственных качеств личности и опирается на следующей идеи:
- нравственное развитие личности в процессе воспитания;
- формирование у обучающихся осознанного отношения к нравственности;
- совместная деятельность взрослых и детей в процессе воспитания.
Работа педагога по реализации данной программы осуществляется на основе следующих принципов:
1. Принцип воспитания детей на основе их активной и самостоятельной деятельности.
Только в процессе организованной деятельности, имеющей общественную направленность, осуществляется всестороннее развитие учащихся. Деятельность детей с ограниченными возможностями строиться с учетом их индивидуальных особенностей. Она строго дозируются педагогом, чтобы не вызвать переутомления детей. Разъяснение и контроль педагогом в процессе деятельности сочетаются с проявлением самостоятельности школьников. Сначала педагог оказывает максимальную помощь детям, постепенно сокращая её, в то время как самостоятельность и активность школьников увеличиваются.
2. Принцип воспитания детей в коллективе (выдвинут и разработан А.С.Макаренко).
Суть принципа в том, что коллектив, организованный в соответствии с требованиями морали, оказывает огромное воспитывающее влияние на каждого его члена. Подчинение требованиям коллектива, совместная деятельность, единая цель, интересы объединяют детей. В коллективной деятельности у учащихся развиваются чувства ответственности и товарищества, взаимопомощи, формируется дисциплинированность, умение считаться с интересами и желаниями остальных членов коллектива. Без этих нравственных качеств немыслима жизнь человека в обществе. Воспитание детей в коллективе не исключает индивидуальной работы педагога с воспитанниками. Наоборот, в коллективе педагог получает возможность лучше изучить личность каждого воспитанника, выявить его индивидуальные характерологические особенности.
3. Принцип единства педагогических требований школы и общественности.
Дети с ограниченными возможностями живут и учатся в школе-интернате, где их воспитанием занимается большой коллектив педагогов и воспитателей. Единство их действий - залог успешного воспитания учащихся. Противоречия в требованиях приводят школьников к мысли о том, что эти требования обязательны не для всех, их можно нарушать, не выполнять. Подобные явления могут порождать отрицательные черты характера, отклонения в моральном облике воспитанников.
4. Принцип единства уважения и требовательности к личности ребенка.
Этот принцип требует от воспитателей знания личности ребенка, его возможно и особенности их психологического развития. Уважение к личности школьника проявляется в умении воспитателя выслушать объяснения ученика, понять мотивы, которыми он руководствовался, в проявлении доверия к нему.
В воспитании особое внимание уделяется общению воспитателя со своими воспитанниками, общению построенному на доверии, взаимопонимании, уважении личности и мнения ученика, взаимной требовательности.
Требовательность - это тоже проявление уважения к ребенку. Разумные требования, соответствующие целям и задачам воспитания, предлагают помощь школьникам в выполнении этих требований, строгий контроль со стороны воспитателя, учитывают уровень общего и нравственного развития школьников, их возможные особенности. Важна и форма предъявления требований. В воспитательной работе с учащимися целесообразнее использовать косвенные формы предъявления требований (просьба, совет).
В своей педагогической деятельности я стараюсь использовать данные принципы и делаю упор на индивидуальный подход к воспитанникам, учитывая их темперамент, характер, способности, мотивы и интересы. В работе использую различные формы и методы воспитания. В ходе воспитательских занятий, бесед поручаю ребенку задания в соответствии с его способностями; создаю педагогическую ситуацию, помогающую выявить его индивидуальные качества. Такой подход необходим любому ребенку, так как помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные стороны и корректировать слабые стороны.
Еще А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным. Он считал, что в процессе воспитания и обучение необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям.
Механизм реализации программы.
1 этап - Подготовительный.
- Аналитико – диагностическая деятельность.
- Поиск форм и способов воспитательной деятельности.
- Установление причин возникающих у детей трудностей и конфликтных ситуаций.
- Определение стратегии и тактики деятельности.
2 этап – Практический.
3 этап – Обобщающий.
- обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
- соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами;
- определение перспектив развития.
Библиография
1.А.С.Белкин «Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы». Москва, «Просвещение», 1982.
2.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького – Омск.
3.Журналы: Воспитание школьников 2008-2009г.
Классный руководитель-2008-2009г.
4.Книга для учителя вспомогательной школы. /Под ред. Г.М. Дульнева. - М., 1959.
5.В.Ф.Мачихина «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате». М.: 1983г.
6.Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме. – Пособие для воспитателей и учителей.
7.Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж.И.Шиф-М.,1965.
8.Подласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005.
9.Т.И. Пороцкая «Работа воспитателя вспомогательной школы. М., «Просвещение», 1984.
10.А.З. Рахимов «Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель 2001. №6.
11.Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. «Дети с 13.Специальная психология/Под. Ред. В.И.Лубовского. М., 2003.
12.Специальная педагогика/Под. Ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Опыт работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей. В основе - использование песенного богатства русского народа с целью формирования у воспитанников уважения к истории, народному творчеству, с...
Доклад: «Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»
Добро творить ,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога. Лучами сердца Мир отогревать, И отдавать, и не считать,Что отдал много…”...
Выступление на тему: "Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"
Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самым важным и актуальным для становления челове...
Доклад "Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»
В докладе раскрыта проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения с ограниченными возможностями здоровья....
Доклад "Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"
Духовно-нравтсвенное воспитание детей с ОВЗ...
Выступление на МО "Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает сам...
Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
Нравственное воспитание молодёжи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества.Становление личности ребенка с ОВЗ связано с формирова...