Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ТМНР"
методическая разработка
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения воспитанниками необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ТМНР" | 42.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания«Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства
с нарушениями умственного развитии №1»
Комитета по социальной политике
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ТМНР
Сообщение
на методическом объединении воспитателей специального структурного образовательного подразделения психолого-педагогической помощи детям с ТМНР
Подготовил:
Павленко Е.В.,
воспитатель
первой категории
дата проведения:
15.05.2019
Санкт-Петербург
2018-2019 уч.год
Содержание
1.Формирование культурно-гигиенических навыков 2
1.1Формируемый навык: учить узнавать предметы личной гигиены 3.
(расческа, полотенце, салфетка, носовой платок, зубная щетка, зубная паста).
1.2 Формируемый навык - учить мыть руки 4.
1.3 Формируемое навык - умение чистить зубы 5.
1.4 Формируемое умение - учить пользоваться туалетом 6.
2.Формирование культурно-гигиенических навыков 7.
во время приема пищи.
1.Формируемый навык – умение пользоваться ложкой 1.1Формируемый навык – умение пользоваться вилкой 8.
3.Формирование культурно-бытовых навыков 9.
3.1 Формируемый навык - учить одеваться и раздеваться, бережное 9.
отношение к вещам, приведение помещения в порядок.
3.2 Формируемое умение - учить застегивать и расстегивать молнии, 10.
липучки, пуговицы.
3.3Формируемый навык - учить заботиться о своих вещах 11.
Обучение навыкам самообслуживания может проходить:
- на специально организованных занятиях;
- в бытовых ситуациях;
- в играх;
- при уходе за собой и своим товарищем.
В процессе обучения необходимо отработать алгоритм действий. Это вызовет у воспитанника чувство уверенности в своих возможностях, а у вас чувство уверенности в правильности выбора приемов обучения.
Первое, что вы должны сделать, — выбрать тот навык, который вы будете формировать.
Второе — сообщите воспитаннику, чего вы от него хотите («Расстегни нижнюю пуговицу на рубашке»).
Ваше сообщение должно быть:
кратким, четким, последовательным, подкрепленным определенными действиями.
Указание произносите тогда, когда ребенок смотрит на вас: указание произносите медленно; указание должно быть ясным (используйте слова, которые ребенок хорошо понимает); указание должно быть конкретным, например правильнее сказать: «Возьми одно печенье», а не «Не бери много печенья». Указание дается в позитивном тоне. Оно указывает, что нужно делать, а не то, что делать нельзя или что надо перестать делать.
Третье - разделите процесс на маленькие действия, которые ребенок в состоянии выполнить. Взрослый должен сам несколько раз выполнить то, чему он собирается обучить ребенка. Четко разделите действие на мелкие действия.
Четвертое — процесс показа выполнения действия, которому вы собираетесь обучить ребенка.
Показ должен быть: четким; неторопливым; последовательным. Указание сочетайте с демонстрацией: выполняйте задание вместе с ребенком. После объяснения и показа возьмите своими руками его руки и проделайте вместе с ним все действия.
Для того чтобы сформировать навыки самообслуживания и социализации у ребенка должна быть хорошо развита мелкая моторика, сформирован двигательный стереотип.
Формирование культурно-гигиенических навыков
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения воспитанниками необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков умственно отсталых всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания детей с интеллектуальными недостатками.
Формируемый навык: учить узнавать предметы личной гигиены (расческа, полотенце, салфетка, носовой платок, зубная щетка, зубная паста).
Цель: Формировать у детей умение дифференцировать предметы личной гигиены по назначению в процессе практической деятельности.
Задачи коррекционно-воспитательной работы:
- Учить детей называть (показывать) предметы личной гигиены при активной помощи взрослого.
- Учить детей находить собственные предметы личной гигиены по определенному их месту нахождения, по символическому знаку.
Методическая работа
- Проговаривание в сопровождении показа воспитателем названия предмета личной гигиены: “Это расческа", “У меня расческа”, “Возьми расческу,” “Это твоя расческа,” “ Дай мне свою расческу”, “Положи расческу на место”, «Причешем куклу Сашу» и т.д.
- Игровые упражнения: “Найди свою зубную щетку”, “Покажи свое полотенце”, “Открой (закрой) тюбик с зубной пастой” и т.д.
- Игровые упражнения (работа с натуральными предметами): «Найди салфетку» (зубную щетку и т.д.) среди других предметов.
- Раскрашивание на бумаге изображения предметов личной гигиены.
- Украшение рисунков предметов личной гигиены (нанесение точек пальчиком, палочкой, губкой и т.д.)
- Соотнесение предметов личной гигиены с изображением на картинке.
- Практические ситуации: “Помой кукле Саше руки”, «Искупаем куклу Сашу» и т.д.
Формируемый навык - учить использовать предметы личной гигиены по назначению
Задачи коррекционной – развивающей работы.
- Учить детей правильно использовать предметы личной гигиены в ходе режимных моментов и специально созданных игровых и практических ситуаций при активной помощи педагогов (взрослых).
- Совершенствовать (развивать) у детей умение правильно дифференцировать предметы личной гигиены по назначению.
Формируемый навык - учить мыть руки
Задачи коррекционно-воспитательной работы.
- Учить детей пользоваться краном, устанавливать нужную температуру воды в практической деятельности.
- Совершенствовать умение пользоваться мылом в ходе режимных моментов и специально созданных игровых ситуациях.
- Совершенствовать умение пользоваться полотенцем, используя жизненно-практические и игровые ситуации.
- Формировать у детей умение последовательно выполнять операцию мытья рук по речевому алгоритму с подкреплением символическими (графическими) знаками.
Методическая работа
Подготовительные упражнения по формированию умения мыть руки.
- Переливание воды из одной емкости в другую.
- Игра «Губка-водонос» Переливать воду из одной миски в другую можно не только с помощью ложек и стаканов, но и… губкой. Губкой переносим воду из одной емкости в другу сначала правой рукой , затем - левой (развитие моторики рук)
- Упражнение “Поймай мыло”
Опустите на дно тазика кусок мыла такого размера, чтобы он соответствовал величине рук ребенка. Помогите ему вынуть мыло из тазика и положить в стаканчик или в другую небольшую емкость. Это даст ему возможность попрактиковаться: он будет учиться брать, держать и выпускать из рук мокрое скользкое мыло.
- Упражнение “Ловись рыбка!»
Возьмите тазик, налейте в него воду на глазах ребенка, дайте ему потрогать воду руками. Затем скажите ребенку, что в воде хорошо плавают рыбки и уточки. Покажите рыбок и уточек, предложите ребенку самому опустить их в воду. Затем проведите игру «Ловись, рыбка!». Возьмите сачок (внешне напоминающий ситечко), покажите ребенку ловлю игрушек сачком, затем предложите ребенку сделать то же самое.
- Имитационные упражнения: “Моем руки”, (отработка алгоритма действия)
- Игровые упражнения с холодной и горячей водой. В таз с холодной водой добавляем горячую воду и получаем теплую.
- Практические упражнения по формированию правильного мытья рук по алгоритму.
Формирование самостоятельного мытья рук начинаем с того, что добиваемся самостоятельного выполнения последнего действия. Это вытирание рук полотенцем. Когда это действие будет освоено, добиваемся самостоятельного выполнения предыдущего действия – закрывание крана.
Воспитатель произносит:
- Моем руки
- Засучи рукава
- Включи воду
- Намочи руки
- Возьми мыло
- Намыливай руки
- Положи мыло на место
- Потри руки (моем ладошки и тыльную сторону рук)
- Смывай мыло
- Закрой воду
- Вытирай полотенцем руки
2.Практические упражнения по формированию правильного мытья лица по алгоритму (аналогично алгоритму мытья рук).
3.Закрепление приемов мытья рук (лица) в игровых действиях.
- «Кукла Саша моет руки»
- «Надо, надо умываться по утрам и вечерам!» (совершенствование умений последовательности выполнения санитарно-гигиенических действий по алгоритму).
- Игра “Купание кукол” (закрепление умения правильного умывания, намыливания, смывания пены, вытирания тела полотенцем).
Формируемое навык - умение чистить зубы
Задачи коррекционно-воспитательной работы
- Вырабатывать у детей последовательность выполнения действий при чистке зубов по этапному алгоритму:
1-й этап по речевому алгоритму с показом и совместными действиями;
2-й этап по речевой инструкции педагога (взрослого).
Методическая работа
1.Имитационные и подготовительные упражнения:
- “Чистим, чистим зубы по утрам и вечерам”( отработка алгоритма чистки зубов)
- “Выдави пасту из тюбика”,
- «Открути (закрути) пробку на бутылке (на тюбике)» и т.д.
- Игры с использованием зубной щетки: "Почистим кукле зубки”, "Утро (вечер) куклы Даши”.
Практические упражнения:
Очень часто педагоги сталкиваются с проблемой чистки зубов: «Он ест пасту…», «Она глотает воду для споласкивания рта…», «Не дает чистить ему зубы, зажимает губы…» и так далее. Рассмотрим навык чистки зубов.
1. Попросить ребенка показать Вам зубки (хорошо использовать метод моделирования, когда ребенок повторяет за Вами Ваши действия). Как только ребенок показал, скажите: «Отлично! Я вижу твои зубы».
2. Возьмите зубную щетку рукой ребенка (рука в руке). Поместите зубную щетку на внешнюю сторону зубов ребенка. Начните чистить их, двигая щетку вверх-вниз. Скажите: «Чисть вверх-вниз!» Продолжайте чистить внешнюю сторону зубов, двигая щетку вверх-вниз и переходя от центра рта влево и снова к центру.
3. Выньте щетку изо рта ребенка и разверните его кисть так, чтобы теперь щетка была обращена к правой стороне его рта. Поместите щетку на зубы и начните чистить правую сторону, двигая щетку вверх-вниз. Выньте щетку изо рта, дайте ему глоточек воды сполоснуть зубы и скажите: «Выплюни воду!» Покажите, как это делается, если он не знает.
4.Скажите: «Открой по шире рот!» Покажите ему в зеркале, как это нужно сделать. Почистите ему верхние зубы с внутренней стороны в левой половине рта. Делайте это движением щетки вперед-назад. Скажите: «Чисть вперед-назад!» Затем проделайте то же самое с правой верхней стороной рта. Выньте щетку изо рта и дайте ребенку глоток воды сполоснуть рот.
5.Скажите: «Открой рот по шире еще раз!» Почистите теперь внутреннюю сторону нижних зубов сначала слева, потом справа. Скажите при этом: «Чисть вперед-назад!» Выньте щетку и дайте ребенку глоток воды сполоснуть рот.
Формируемое умение - учить пользоваться туалетом
Задачи коррекционно - воспитательной работы.
- Учить раздевать (одевать) одежду перед (после) туалетом с помощью педагога и без посторонней помощи, самостоятельно в свободном режиме и за определенное фиксированное время.
- Формировать умение выражать свои потребности жестом, звуковым сигналом, словом.
- Учить пользоваться туалетной бумагой, смывать унитаз, одеваться в туалете и мыть руки.
- Учить садиться (подниматься) с горшка.
Методическая работа
Практические упражнения по формированию умения пользоваться туалетом с помощью алгоритма (расписывается аналогично алгоритму мытья рук).
Формирование навыков самостоятельного использования туалета не только облегчает уход за воспитанником, но и способствует:
• развитию саморегуляции.
• социализации;
• повышению самооценки, ощущению себя взрослым.
Для успешного формирования навыка пользования туалетом необходимо создать следующие условия: 1. Высаживания на унитаз должны проводиться регулярно в одно и то же время. 2. Удобно привязать использование туалета к режимным моментам – после сна, перед прогулкой, после еды и т.д. 3. Чтобы понять, как лучше составить график посещения уборной, полезно в течение нескольких дней записывать время мочеиспускания и дефекации ребенка. 4. Обычно по поведению ребенка можно догадаться, что он хочет в туалет. Некоторые дети выражают беспокойство, другие, наоборот, сосредотачиваются. Подобные сигналы необходимо отслеживать, озвучивать и реагировать соответствующим образом – высаживанием на горшок. 5. Важным условием перехода от опорожнения в памперс к использованию унитаза или горшка является опыт «мокрых штанишек», опыт дискомфорта от загрязненной одежды. Если ребенок не замечает, что его одежда промокла или испачкалась, следует обратить на это его внимание и отвести в туалетную комнату переодеться. 6. Не позволяйте ребенку сидеть на унитазе дольше 5–10 минут. 7. Поощряйте ребенка за успешное использование горшка или туалета и сохранение белья (подгузника) сухим.
- Формирование культурно-гигиенических умений
во время приема пищи.
Цель. Формировать у детей умения соблюдать правила при приеме пищи.
Формируемый навык - умение приема пищи.
Задачи коррекционно - воспитательной работы.
- Знакомить детей с назначением предметов посуды (ложка, вилка, чашка, тарелка) в практической и игровой деятельности.
- Формировать у детей умение пользоваться столовыми приборами: ложкой, чашкой, вилкой.
- Формировать у детей умение выполнять функцию дежурного по столовой (расставить стулья, расставить тарелки, чашки, уборка стола после еды, подметание пола около стола и т.д.).
- Формировать у детей правила правильного поведения за столом во время приема пищи (учить желать «приятного аппетита» перед приемом пищи, не ставить локти на стол, есть из своей тарелки, пользоваться салфеткой, не набивать рот, прожевывать пищу.).
- Формировать у детей правила поведения после приема пищи ( говорить «спасибо», вставать по сигналу воспитателя, задвигать стулья).
Формируемый навык – умение пользоваться ложкой
Методическая работа.
1.Для закрепления умения держать ложку можно использовать упражнение в переносе содержимого из одной емкости в другую. Действие повторяется многократно, пока у воспитанника не появится самостоятельный интерес к выполняемой работе.
- упражнение “Перекладывание фасоли” (зачерпывание и пересыпание ложкой);
- упражнение “Раскладывание орехов” (вращательные движения кисти ведущей руки, раскладывание ложкой орехов по сортам).
Практические упражнения по формированию умения пользоваться ложкой, вилкой, ножом.
Умение пользоваться ложкой по алгоритму:
- встать за спиной ребенка, поместить ложку в его руку, а другую руку положить сбоку от миски;
- держать руки ребенка своими руками наполнить ложку едой зачерпывающим движением справа-налево;
- поднести ложку ко рту ребенка и дать ему есть содержимое пищи;
- опустить ложку в миску и дать ребенку время проглотить пищу.
- Повторять все пункты алгоритма до тех пор, пока ребенок не закончит есть.
Формируемый навык – умение пользоваться вилкой.
Умение владеть вилкой прививается ребенку тогда, когда он уверенно будет пользоваться ложкой.Для упражнения выбираются продукты, которые легко накалываются, желательно любимые блюда ребенка. Вначале взрослый показывает, как он сам держит вилку, как подносит ее к губам. Затем дает вилку ребенку, обхватывая своей рукой его руку, и медленно подносит ему ко рту и возвращает ее на стол. Это движение повторяется несколько раз, вилка попеременно подносится ко рту взрослого и ребенка. Взрослый берет руку малыша и накалывает кусочек пищи. Затем медленно подносит вилку к своему рту, следя за тем, чтобы ребенок наблюдал и медленно убирает вилку. Затем повторяет то же самое действие, поднося вилку ко рту ребенка. Дальше ребенок пробует выполнить сам под контролем взрослого. Постепенно контроль за рукой ребенка снижается.
Необходимо помнить о безопасности. Обязательно показать ребенку острые зубья вилки и объяснить, что можно пораниться. Взрослый сам определяет время знакомства с вилкой.Вилка для ребенка должна быть не слишком острой. Вначале воспитанника обучают держать вилку в правой руке. Затем можно показать, что вилку держат по-разному, в зависимости от того, что едят.
Игры.
- Игра “Кукла Саша обедает ”
- Игра “Едим салат” (закреплять умение правильного приема пищи, пользования вилкой).
Формирование культурно-бытовых умений
Цель. Формировать у детей культурно-бытовые умения в процессе режимных моментов и постоянной практической деятельности.
Формируемый навык - учить одеваться и раздеваться, бережное отношение к вещам, приведение помещения в порядок.
Задачи коррекционно- воспитательной - работы.
- Формировать умение выполнять процесс одевания и раздевания различной одежды и обуви.
- Формировать умение приводить в порядок помещение ( вытирать стол, стул, подметать, стелить скатерть, застилать и расстилать свою кровать, ставить салфетницу и т.д)
Методическая работа
Подготовительные упражненияпо формированиюумения одеваться и раздеваться.
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук
Развитие руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальчиковой моторики – одно из важных показателей и хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка. Движения пальцев рук стимулируют развитие ЦНС и положительно влияют на развитие речи, поскольку проекция кисти руки в коре головного мозга находится рядом с проекцией речевого анализатора. Сочетание ритмичных движений с речевым сопровождением создаёт благоприятные условия для сенсомоторного развития, т.к. в работу включаются несколько анализаторов – речедвигательный, речеслуховой, кинестетический. Ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе речедвигательных. Использование стихов даёт им возможность легче войти в ритм движения, а также делает занятия привлекательными, доставляя огромное удовольствие. Кроме пальчиковой гимнастики, очень полезны различные настольные игры – мозаика, шнуровки, пазлы, пирамидки, игры в сухом, наполненном крупой или песком, бассейне, позволяющие снять мышечное напряжение, активизировать биологически активные точки на ладони, а также развивать ловкость пальцев. Ребёнку можно предложить найти в сухом бассейне мелкие игрушки, понырять кистями рук, имитируя движения рыбок, прятать пальчики и т.п.
Для выкладывания букв или «рисования» контура предметов, насыпания дорожек используются крупы. Большой интерес также вызывает игра «Чудесный мешочек». Детям предлагается на ощупь, опираясь на тактильные ощущения, узнать предмет, лежащий в мешочке.
Существуют много различных игровых пособий для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук: это всем хорошо знакомая мозаика, пирамидки, кубики, конструктор, шнуровки, различные мячи, ведёрки с фигурными вырезами, раскраски.
Формируемое умение - учить застегивать и расстегивать молнии, липучки, пуговицы.
Задачи коррекционно- воспитательной работы.
- Развивать двигательную активность детей в процессе выполнения имитационных упражнений (расстегивания и застегивания молний, липучек, пуговиц и т.д.).
- Формировать умение выполнять застегивание и расстегивание различных застежек в ходе игровых ситуаций (на макете, на себе и другом ребенке, на кукле).
Методическая работа
- упражнение “Нанизывание бочонков на шнур” (согласование работы обеих рук, держание шнура тремя пальцами; нанизывание бочонков на шнур);
- упражнение с использованием прищепок (“пинцетное” захватывание предмета, открывание прищепки, прикрепление с ее помощью).
- Упражнение “Разложи пуговицы” (совершенствование соотносящих движений, умение брать предметы “пинцетным захватом”).
3. Практические упражнения по формированию умения застегивать и расстегивать молнии, липучки, пуговицы.
Формируемый навык: - учить заботится о своих вещах (умение повесить свою одежду на крючок, вешалку, умение сложить вещи на полке в шкафу).
Задачи коррекционно-воспитательной работы:
- Учить находить свои вещи среди других вещей, а процессе организации режимных моментов и специально созданных ситуациях.
- Формировать у детей первоначальные умения содержать свои вещи в порядке. Складывать свои вещи и класть их на свою полку.
- Учить детей вешать аккуратно свои вещи на стульчики, класть носки в обувь, обувь ставить аккуратно перед стулом или под стул.
- Учить детей уважать чужую собственность.
Методическая работа
- Упражнение “Застегни кофту у куклы Саши ”.
- Игра “Кукла Маша пришла с прогулки”.
- Игра “Хорошая хозяйка”.
- Игра «Кукла Саша ложится спать» (отрабатываем алгоритм действия.
- Практическая ситуация «Вытираем стол после обеда».
- Практическая ситуация “Возьми свои вещи”.
- Практическая ситуация “Наведем порядок в группе” и т.д.
- Практическая ситуация «Вешаем аккуратно свои вещи на стульчик в спальне».
- Практическая ситуация «Застели (расстели) свою кровать».
Заключение
Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок с тяжелым нарушением интеллекта осваивает серию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения человека в быту.
Гигиеническая культура осваивается через формирование у детей навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.
У ребенка с тяжелым нарушением интеллекта освоение данных процессов растянуто во времени. Последовательные упражнения, поощрения самостоятельности дают хорошие результаты. Необходимо использовать все возможности для поощрения ребенка, отмечать любые, хотя бы незначительные его достижения формирование навыков самообслуживания.
Литература
1.Айзенберг Б.И., Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Н.П.Вайзман. – М.: Просвещение, 1992
2. Басилова Т.А., Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением. Дефектология, 1996, N 3
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1956. С. 78-101.
4. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: ИСПиП, 1998. – 124 с.
5. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь, М.: Академия, 2006.
6.Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М.: АПН РСФСР, 1960
7. Манелис Н.Г. Ранний аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы/ Н.Г. Манелис // Шк. здоровья. -1999. -N 2. - C. 6-22
8. Барташникова И.А., БарташниковА.А.. Учись, играя! – Харьков, 1997.
9. https://vemakids.com.ua
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания
У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...
Трудности формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта
Методический материал для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта....
ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКЛОЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью показывает, что навык самостоятельности возможно сформировать только в специально организованных условиях воспитания. ...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА В ПРЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для построения воспитательного образовательного процесса в классе. При формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...
Совместная работа семьи и школы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у школьников с ограниченными возможностями здоровья
Наши учащиеся имеют сложную структуру нарушений ЦНС. Из этого следует, что перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения н...
Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ТМНР
Статья и разработанный конспект занятия по формированию культурно - гигиенического навыка мытья рук для детей с ТМНР...