Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ТМНР
учебно-методический материал
Статья и разработанный конспект занятия по формированию культурно - гигиенического навыка мытья рук для детей с ТМНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_kulturno-gigienicheskih_navykov.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ТМНР.
Автор
Лиманская Юлия Александровна
воспитатель
ГБУ Центр содействия семейному воспитанию
«Сколковский»
Москва
Март 2024 год
Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ТМНР.
Воспитание у детей культурно – гигиенических навыков играет важную роль в охране их здоровья.
Овладение навыками самообслуживания является эффективным средством воспитания таких нравственно – волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.
Огромное значение для воспитания навыков, необходимых для самостоятельной жизни, имеет продуманная систематическая работа по формированию гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
У детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, имеющими разную степень интеллектуальной недостаточности, наблюдается очень слабая сформированность культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания в целом. Как правило, нет желания и даже понимания необходимости следить за своим внешним видом, чистотой тела и т.п. Поэтому в работе с такими детьми необходима целая система коррекционно-воспитательных занятий, направленных на формирование соответствующих умений и навыков. Такие занятия позволяют детям с ТМНР не только успешно овладеть необходимыми знаниями и умениями, но и в дальнейшем способствуют их наиболее полной и успешной социализации и адаптации в обществе.
Активность такого ребенка в самообслуживании создает положительную эмоциональную установку на еду, предстоящий сон и др. и тем самым благоприятствует нормальному протеканию этих жизненно важных процессов. Самостоятельность детей в одевании, умывании высвобождает значительную часть времени для игр и другой полезной деятельности.
Прежде, чем требовать от ребенка с ТМНР самостоятельности в самообслуживании, воспитатель учит его действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Показ и объяснение должны быть четкими, наглядными. Обучая детей тем или иным действиям, нужно наглядно демонстрировать способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему непосредственную помощь.
Навыки самообслуживания необходимо постоянно закреплять повторением.
В закреплении у детей с ТМНР навыков самообслуживания большое место принадлежит игре.
Для успешного привития культурно – гигиенических навыков рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенное повышение требований к ним.
Ниже приведен конспект занятия по формированию культурно- гигиенических навыков у детей с ТМНР.
Тема: Обучение детей правилам мытья рук.
Цель: формировать у детей с ТМНР культурно-гигиенический навык мытья рук
Задачи:
1. Обучающие:
- формировать представления детей о предметах гигиены (мыло, полотенце),
- учить детей правильно показывать, называть и выбирать предметы гигиены из ряда предложенных,
- учить пользоваться мылом и полотенцем,
- учить давать полные ответы на вопросы,
2. Коррекционные:
- создать условия для развития эмоционального и интеллектуального потенциала ребенка,
- активизировать словарный запас детей,
- развивать внимание, мышление, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие,
3. Воспитательная:
- воспитывать культурно – гигиенические навыки,
- воспитывать аккуратность, опрятность, умение работать в паре
Оборудование:
Демонстрационное: предметы гигиены (мыло, полотенце), мыльница, кувшин с водой, тазик, игрушка «Заяц», пакет с туалетными принадлежностями (мылом и полотенцем).
Раздаточный материал: подносы, мыло, полотенца по количеству детей.
Словарная работа: мыло, мыльница, полотенце, руки, вода, намыливать, засучить, вытереть.
План занятия:
- Оргмомент.
- Выяснение даты.
- Сообщение темы занятия.
- Словарная работа
- Обучение детей правилам мытья рук.
- Показ алгоритма ребенком.
- Физкультминутка.
- Дид. игра «Зайка серый умывается».
- Практическая деятельность детей в туалетной комнате.
- Обобщение.
11. Итог.
ХОД:
- Оргмомент.
- Давайте с вами вспомним:
- Какое сейчас время года? Весна
- Назовите весенние месяцы. Март, Апрель, Май
- Какой весенний месяц идет сейчас? Март
- Какой сегодня день недели? Четверг
- А по каким признакам вы определили, что сейчас время года весна?
Весной солнце согревает землю
Весной тает снег
Весной на деревьях и кустарниках появляются листья
Весной прилетают птицы и появляются первые цветы
- Итак, мы с вами вспомнили: какое сейчас время года, какой месяц и день недели, отметили признаки весны.
- Сообщение темы.
- Сегодня на занятии мы с вами будем учиться правильно мыть руки и правильно пользоваться предметами гигиены. Будем слушать стихи, отгадывать загадки, играть.
4. Словарная работа.
- Ребята, что нам нужно для того, чтобы вымыть руки? Мыло, вода, полотенце.
- Где должно лежать мыло? В мыльнице
- А для чего мы моем руки? Чтобы руки были чистые, а мы с вами здоровыми и красивыми.
- Вот посмотрите, у меня на столе лежит мыло, мыльница, полотенце и есть кувшин. В кувшине есть вода.
- Сейчас каждый из вас может потрогать воду.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
- Что у нас в кувшине? Вода
- Для чего нам нужна вода? Вода нужна для того, чтобы
помыть руки
- Что это? Это мыло.
- Что это? Это полотенце.
- Итак, что нам нужно для того, чтобы помыть руки? Вода, мыло
Полотенце.
- Молодцы. Сейчас я проверю, как вы запомнили эти предметы гигиены. Отгадаем загадки.
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не лениться.
(мыло)
- Покажи мыло
- Ребята, правильно он показал? Правильно назвал?
- Мыло бывает кусковым и жидким, кусковое мыло должно лежать в мыльнице, а жидкое - налито с специальный флакон с дозатором.
Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
«Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня».
(полотенце)
- Покажи полотенце.
- Ребята, правильно он показал? Правильно назвал?
- Обучение
- А теперь я вам покажу, как правильно нужно мыть руки. Будем использовать кусковое мыло
Сначала надо закатать рукава, чтобы они остались сухими.
Затем Я беру мыло из мыльницы
Опускаю мыло под воду
Намыливаю руки мылом
Кладу мыло в мыльницу
Мою руки
Ополаскиваю руки водой
Беру мыло 2 раз
Опускаю мыло под воду
Намыливаю руки мылом
Кладу мыло в мыльницу
Мою руки
Ополаскиваю руки водой
Встряхиваю руки аккуратно
И вытираю руки полотенцем.
- Что я сейчас делала? Мыла руки
- Что надо сделать до мытья рук? Засучить рукава
- Сколько раз я намыливала руки? 2 раза
- Чем я мыла руки? Мылом
- В чем лежит мыло? В мыльнице
- Что мне понадобилось, чтобы помыть руки? Вода
- Чем я вытирала руки? Полотенцем
6. Показ алгоритма ребенком
- А сейчас, я проверю, запомнили ли вы как правильно надо мыть руки.
Показ алгоритма ребенком
- Физкультминутка
- А сейчас мы немножко отдохнем и проведем физкультминутку.
Мы намыливаем ручки
Раз-два-три, раз-два-три,
А над ручками, как тучки
Пу-зы-ри, пу-зы-ри.
- Дид. игра «Зайка серый умывается»
- Ребята, теперь все знают, что вы умеете правильно мыть руки и поэтому к нам на занятие пришел гость.
- Посмотрите, кто это? Зайка
- Сейчас Зайка покажет вам, как он умывается. Послушайте.
Зайка серый умывается.
Видно в гости собирается.
Вымыл лапки,
Вымыл ухо,
Полотенцем вытер сухо.
- Ребята, что делал зайка? Умывался
- Зачем он умывался? В гости собирался
-Что он вымыл? Лапки, уши
- Чем он их вымыл? Мылом
- А вытер чем? Полотенцем
- Хорошо.
Раздаточный материал на парты.
- А сейчас зайка предлагает вам сложить те предметы, которые необходимы для мытья, в волшебные мешочки.
- Сначала мы возьмем в руки мыло и положим его в мешочек.
- А затем положим туда полотенце.
- Что у тебя лежит в мешочке? Мыло и полотенце
- Для чего нужны эти предметы? Для мытья рук
- Молодцы, все справились с заданием.
- Практическая деятельность детей в туалетной комнате.
- А сейчас, мы пойдем в туалетную комнату и самостоятельно будем мыть руки.
- Слушайте меня внимательно.
- Мы с вами будем учиться самостоятельно мыть руки.
- Посмотрите, как я это сделаю.
- А теперь, подходите ко мне
- Давайте аккуратно откроем воду, какая вода? Теплая
- Начинаем мыть руки (по алгоритму)
- Все ребята молодцы.
- Обобщение
Что мы сегодня делали? Мыли руки
Какими предметами гигиены пользовались? Мылом и полотенцем
В чем лежит мыло? В мыльнице
Что течет из крана? Вода
Для чего мы с вами моем руки? Для того, чтобы руки были чистыми, а мы здоровыми и опрятными
- Итог.
- Сегодня на занятии мы учились правильно мыть руки, учились правильно называть, показывать и пользоваться мылом и полотенцем.
Все ребята молодцы. Занятие окончено.
Литература:
- Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.
- Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида: Методическое пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
- Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя./Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.
- Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.
- Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 классы: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2010– Сб.1.
- Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания
У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...
Трудности формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта
Методический материал для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта....
ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКЛОЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью показывает, что навык самостоятельности возможно сформировать только в специально организованных условиях воспитания. ...
Формирование санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Формирование санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА В ПРЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для построения воспитательного образовательного процесса в классе. При формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...
Совместная работа семьи и школы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у школьников с ограниченными возможностями здоровья
Наши учащиеся имеют сложную структуру нарушений ЦНС. Из этого следует, что перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения н...