Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ТМНР
учебно-методический материал

Лиманская Юлия Александровна

Статья  и разработанный конспект занятия по формированию культурно - гигиенического навыка мытья рук для детей с ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_kulturno-gigienicheskih_navykov.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ТМНР.

Автор

Лиманская Юлия Александровна

воспитатель

ГБУ Центр содействия семейному воспитанию

«Сколковский»

Москва

Март 2024 год

Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ТМНР.

   Воспитание у детей культурно – гигиенических навыков играет важную роль в охране их здоровья.

   Овладение навыками самообслуживания является эффективным средством воспитания таких нравственно – волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

     Огромное значение для воспитания навыков, необходимых для самостоятельной жизни, имеет продуманная систематическая работа по формированию гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

     У детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, имеющими разную степень интеллектуальной недостаточности, наблюдается очень слабая сформированность культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания в целом. Как правило, нет желания и даже понимания необходимости следить за своим внешним видом, чистотой тела и т.п. Поэтому в работе с такими детьми необходима целая система коррекционно-воспитательных занятий, направленных на формирование соответствующих умений и навыков. Такие занятия позволяют детям с ТМНР не только успешно овладеть необходимыми знаниями и умениями, но и в дальнейшем способствуют их наиболее полной и успешной социализации и адаптации в обществе.

     Активность такого ребенка в самообслуживании создает положительную эмоциональную установку на еду, предстоящий сон и др. и тем самым благоприятствует нормальному протеканию этих жизненно важных процессов. Самостоятельность детей в одевании, умывании высвобождает значительную часть времени для игр и другой полезной деятельности.

           Прежде, чем требовать от ребенка с ТМНР самостоятельности в самообслуживании, воспитатель учит его действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Показ и объяснение должны быть четкими, наглядными. Обучая детей тем или иным действиям, нужно наглядно демонстрировать способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему непосредственную помощь.

           Навыки самообслуживания необходимо постоянно закреплять повторением.

           В закреплении у детей с ТМНР навыков самообслуживания большое место принадлежит игре.

           Для успешного привития культурно – гигиенических навыков рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенное повышение требований к ним.

   Ниже приведен конспект занятия по формированию культурно- гигиенических навыков у детей с ТМНР.

Тема: Обучение детей правилам мытья рук.

Цель: формировать у детей с ТМНР культурно-гигиенический навык мытья рук

Задачи:

1. Обучающие:

- формировать представления детей о предметах гигиены (мыло, полотенце),    

- учить детей правильно показывать, называть и выбирать предметы гигиены из ряда предложенных,

- учить пользоваться мылом и полотенцем,

- учить давать полные ответы на вопросы,

2. Коррекционные:

- создать условия для развития эмоционального и    интеллектуального потенциала ребенка,

- активизировать словарный запас детей,

- развивать внимание, мышление, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие,

3. Воспитательная:

- воспитывать культурно – гигиенические навыки,

- воспитывать аккуратность, опрятность, умение работать в паре                                                                

Оборудование:

Демонстрационное: предметы гигиены (мыло, полотенце), мыльница, кувшин с водой, тазик, игрушка «Заяц», пакет с туалетными принадлежностями (мылом и полотенцем).  

Раздаточный материал: подносы, мыло, полотенца по количеству детей.

      Словарная работа: мыло, мыльница, полотенце, руки, вода,   намыливать, засучить, вытереть.

                 

План занятия:

  1. Оргмомент.
  2. Выяснение даты.
  3. Сообщение темы занятия.
  4. Словарная работа
  5. Обучение детей правилам мытья рук.
  6. Показ алгоритма ребенком.
  7. Физкультминутка.
  8. Дид. игра «Зайка серый умывается».
  9. Практическая деятельность детей в туалетной комнате.
  10. Обобщение.

11. Итог.

ХОД:

  1. Оргмомент.

  1. Давайте с вами вспомним:

- Какое сейчас время года?                             Весна

- Назовите весенние месяцы.                         Март, Апрель, Май

- Какой весенний месяц идет сейчас?          Март

- Какой сегодня день недели?                        Четверг

- А по каким признакам вы определили, что сейчас время года весна?

                    Весной солнце согревает землю

                    Весной тает снег

                    Весной на деревьях и кустарниках появляются листья

                    Весной прилетают птицы и появляются первые цветы

 - Итак, мы с вами вспомнили: какое сейчас время года, какой месяц и день недели, отметили признаки весны.

  1. Сообщение темы.

 -    Сегодня на занятии мы с вами будем учиться правильно мыть руки и правильно пользоваться предметами гигиены. Будем слушать стихи, отгадывать загадки, играть.

4. Словарная работа.

- Ребята, что нам нужно для того, чтобы вымыть руки?  Мыло, вода, полотенце.

- Где должно лежать мыло?     В мыльнице  

- А для чего мы моем руки?    Чтобы руки были чистые, а мы с вами здоровыми и красивыми.

- Вот посмотрите, у меня на столе лежит мыло, мыльница, полотенце     и есть кувшин. В кувшине есть вода.                        

- Сейчас каждый из вас может потрогать воду.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

- Что у нас в кувшине?                Вода

- Для чего нам нужна вода?         Вода нужна для того, чтобы

                                                        помыть руки

- Что это?                                           Это мыло.  

- Что это?                                          Это полотенце.  

- Итак, что нам нужно для того, чтобы помыть руки?     Вода, мыло

                                                                                                 Полотенце.

- Молодцы. Сейчас я проверю, как вы запомнили эти предметы гигиены. Отгадаем загадки.

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не лениться.  

                                                                        (мыло)

- Покажи мыло

- Ребята, правильно он показал?  Правильно назвал?

- Мыло бывает кусковым и жидким, кусковое мыло должно лежать в мыльнице, а жидкое - налито с специальный флакон с дозатором.

 

Говорит дорожка –

Два вышитых конца:

«Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня».

                                                   (полотенце)

- Покажи полотенце.

- Ребята, правильно он показал?   Правильно назвал?

  1. Обучение

- А теперь я вам покажу, как правильно нужно мыть руки. Будем использовать кусковое мыло

Сначала надо закатать рукава, чтобы они остались сухими.

Затем   Я беру мыло из мыльницы

              Опускаю мыло под воду

               Намыливаю руки мылом

               Кладу мыло в мыльницу

               Мою руки

               Ополаскиваю руки водой

               Беру мыло 2 раз

               Опускаю мыло под воду

               Намыливаю руки мылом

               Кладу мыло в мыльницу

               Мою руки

               Ополаскиваю руки водой

               Встряхиваю руки аккуратно

               И вытираю руки полотенцем.  

 

- Что я сейчас делала?                               Мыла руки

- Что надо сделать до мытья рук?            Засучить рукава

- Сколько раз я намыливала руки?           2 раза

- Чем я мыла руки?                                    Мылом

- В чем лежит мыло?                                             В мыльнице

- Что мне понадобилось, чтобы помыть руки?         Вода

- Чем я вытирала руки?                                         Полотенцем

6. Показ алгоритма ребенком

- А сейчас, я проверю,  запомнили  ли вы как правильно надо мыть руки.

Показ алгоритма ребенком

  1. Физкультминутка

- А сейчас мы немножко отдохнем и проведем физкультминутку.

Мы намыливаем ручки

Раз-два-три, раз-два-три,

А над ручками, как тучки

Пу-зы-ри, пу-зы-ри.

  1. Дид. игра «Зайка серый умывается»

- Ребята, теперь все знают, что вы умеете правильно мыть руки и поэтому к нам на занятие пришел гость.

- Посмотрите, кто это?                             Зайка

- Сейчас Зайка покажет вам, как он умывается. Послушайте.

Зайка серый умывается.

Видно в гости собирается.

Вымыл лапки,

Вымыл ухо,

Полотенцем вытер сухо.

- Ребята, что делал зайка?    Умывался

- Зачем он умывался?           В гости собирался

-Что он вымыл?                     Лапки, уши

- Чем он их вымыл?               Мылом

- А вытер чем?                        Полотенцем

- Хорошо.

Раздаточный материал на парты.

- А сейчас зайка предлагает вам сложить те предметы, которые необходимы для мытья, в волшебные мешочки.

- Сначала мы возьмем в руки мыло и положим его в мешочек.

- А затем положим туда полотенце.

- Что у тебя лежит в мешочке?            Мыло и полотенце

- Для чего нужны эти предметы?        Для мытья рук

- Молодцы, все справились с заданием.

  1. Практическая деятельность детей в туалетной комнате.

- А сейчас, мы пойдем в туалетную комнату и самостоятельно будем мыть руки.

 

- Слушайте меня внимательно.

- Мы с вами будем учиться самостоятельно мыть руки.

- Посмотрите, как я это сделаю.

- А теперь, подходите ко мне

- Давайте аккуратно откроем воду, какая вода?      Теплая

- Начинаем мыть руки   (по алгоритму)

- Все ребята молодцы.

  1. Обобщение

Что мы сегодня делали?              Мыли руки

Какими предметами гигиены пользовались?   Мылом и полотенцем

В чем лежит мыло?                     В мыльнице

Что течет из крана?                     Вода

Для чего мы с вами моем руки? Для того, чтобы руки были чистыми, а мы здоровыми и опрятными

  1. Итог.

  - Сегодня на занятии мы учились правильно мыть руки, учились правильно называть, показывать и пользоваться мылом и полотенцем.

   Все ребята молодцы. Занятие окончено.

 Литература:

  • Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.

  • Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида: Методическое пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

  • Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя./Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.

  • Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.

  • Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 классы: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2010– Сб.1.

  • Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания

У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...

Трудности формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта

Методический материал для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта....

ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКЛОЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью показывает, что навык самостоятельности возможно сформировать только в специально организованных условиях воспитания. ...

Формирование санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Формирование санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА В ПРЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для построения воспитательного образовательного процесса в классе. При формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...

Совместная работа семьи и школы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у школьников с ограниченными возможностями здоровья

Наши учащиеся имеют сложную структуру нарушений ЦНС.  Из этого следует, что перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения н...