Статья об опыте работы школы как ресурсного центра
статья
Опыт работы ГКОУ школы №10 г. Белореченска
как ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования
в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы ГКОУ школы №10 г. Белореченска
как ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования
в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Иванова Людмила Геннадьевна,
и.о. заместителя директора по КР,
г. Белореченск,
ГКОУ школа №10 г. Белореченска
«Не школа преобразовывает жизнь, а, напротив того,
жизнь создает для себя школу и приспособляет
ее к своим потребностям и стремлениям»
Д.И.Писарев
- настоящее время осуществляется активный поиск способов разрешения проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования, которые позволили бы осмыслить его специфику. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» заданы однозначные ориентиры для организации обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа, индивидуальный учебный план и др. [1].
До сегодняшнего дня отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (бывшие СКОУ I-VIII вида), практически не взаимодействовали с общеобразовательными школами, приступающими к решению общих задач по построению коррекционно-педагогического процесса обучения детей с ОВЗ. Инклюзия же, выступающая в качестве нового ориентира образовательной политики в области обучения детей с ОВЗ, требует перестройки всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей, так называемого слияния двух параллельно существующих систем общего и специального образования. В ситуации инклюзивного образования специальное образование должно прийти в массовую школу и стать профессиональным ресурсом обычного учителя. Ресурсы, в первую очередь человеческие (квалифицированные специалисты, компетентные в решении задач обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществе учащихся с ОВЗ), сконцентрированные в коррекционных школах и необходимые для внедрения в общеобразовательных организациях, должны стать доступными для педагогов массовых школ [ 3, 4].
Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края было принято решение организовать деятельность ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций по вопросам инклюзивного образования, способствующих оптимизации процесса обучения детей с ОВЗ[ 2].
Ресурс (от франц. ressource – вспомогательное средство) – «запас или источник чего-либо», «возможность для осуществления чего-либо», «средство, позволяющего с помощью определенных преобразований получить желаемый результат». Ресурсный центр рассматривается как структурное подразделение специальной школы, обеспечивающее концентрацию ресурсов определенного вида, в том числе человеческих (квалифицированных специалистов, компетентных в решении задач обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществе учащихся с ОВЗ) и материальных ресурсов (средств обучения и оборудования, информационно-коммуникационных технологий, учебной и методической литературы и др.). Материальные, организационные и кадровые ресурсы центра, в свою очередь, призваны обеспечить эффективную организацию повышения компетентности педагогических и руководящих работников образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику.
Основным помощником в реализации инклюзивного образования в Белореченском районе стал ресурсный центр, образованный в феврале 2016 года на базе нашей школы. Главной задачей, ресурсного центра, является формирование единого образовательного пространства для обучающихся с особыми возможностями здоровья на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями города Белореченска и района, близлежащих районов.
На данный момент работа нашего ресурсного центра идет по трем направлениям.
Первое и самое объемное - работа непосредственно с образовательными организациями, реализующими инклюзивную практику.
Эта работа проходила у нас в несколько этапов:
Начали мы с выступления на заседании методического объединения заместителей директоров муниципального объединения, где представили нашу школу как центр оказания консультативно-методической помощи в вопросах сопровождения инклюзивного образования. В течение первого года работы проходило постоянное выявление образовательных потребностей и запросов всех участников образовательного процесса. Работа, прежде всего, была организована в форме индивидуального консультирования. Большая помощь оказана по разработке адаптированных программ, СИПР, рабочих программ индивидуального обучения на дому, вопросов учебно-методического комплектования. Часто давались разъяснения по выполнению мероприятий ИПРА ребенка-инвалида, возложенных на образовательную организацию.
Поскольку в 2017-2018 учебном году к нам стали поступать обращения педагогов и родителей из других муниципалитетов края, таких как Апшеронск, Горячий ключ и Республики Адыгея (а. Габукай, г. Майкоп), мы решили их пригласить в свою школу для оказания различной методической помощи в обучении и воспитании детей ОВЗ. Работу стали строить следующим способом: выделяли вторую половину одного дня недели , когда учителя могли приходить за индивидуальными консультациями, в каникулярное время организовывали семинары, круглые столы, открытые уроки и мероприятия по внеурочной деятельности, коррекционные занятия. Для повышения компетентности педагогов и специалистов, реализующих инклюзивную практику, нами была создана «Библиотека РЦ», где собрана научно-методическая (специальная) литература, материалы с курсов повышения квалификации, семинаров, различных практик, которые проходили педагоги нашей коррекционной школы, а мы, в свою очередь, делились с общеобразовательными школами.
Уже в ноябре 2017 года на базе нашей школы ГБОУ «Институтом развития образования КК» были организованы курсы повышения квалификации для педагогов района по теме «Методология и технология реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью». Свою квалификацию повысили 50 педагогов города и района. В ходе проведения курсов учителя и специалисты ГКОУ школы №10 поделились своим опытом работы с детьми с интеллектуальными нарушениями.
По мере работы ресурсного центра изменялись запросы. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, озадачивались формами и методами работы, спецификой взаимодействия с особыми детьми, особенностями проведения уроков и занятий, подбора учебного материала Поэтому в этом учебном году (третий год работы нашей школы как ресурсного цента) мы немного изменили форму работы с образовательными учреждениями. Взяв за основу свой режим работы, график проведения предметных недель, стали приглашать учителей на открытые уроки и занятия в режиме реального времени. Таким образом, нам удалось охватить весь спектр учебно-воспитательного процесса для представления коллегам.
Были представлены уроки и занятия в начальных классах, проводимые в рамках ФГОС, в разнообразных формах: изучение звука и буквы, на основе применения творческих заданий, урок-КВН и др. Педагоги школы транслировали опыт работы на уроках изобразительного искусства, географии, истории с применением дифференцированного подхода, уроков физической культуры с делением на группы здоровья, уроков профильного труда «Швейное дело», «Столярное дело» для экзаменационных классов, библиотечный урок, внеклассное мероприятие по предмету « Домоводство» для стимулирования двуручной деятельности у учащихся и др.
А так как в образовательном процессе для особенных детей необходимо специальное материально-техническое обеспечение, для директоров и администрации школ, провели конференцию «Организация образовательной, коррекцинно - разивающей среды для учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), в том числе с РАС», на которой представили оборудование, приобретённое по программы «Доступная среда» и используемое в нашей школе для обучения и развития детей с интеллектуальными нарушениями.
Работа по второму направлению – взаимодействию с родителями детей с ОВЗ так же начиналась с индивидуальных обращений за помощью по вопросам особенностей обучения и воспитания детей, их перспектив и будущего. Для них педагогом-психологом и учителем – дефектологом проводилось занятие «Особые дети обычных родителей», в котором проходило разьяснение личностного переживания родителя, услышавшего диагноз своего ребенка, создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях. С 2018 года общение с родителями города и района переросло в систематические объединяющие встречи под названием «Общий круг».
В «Общий круг» приглашали представителей общественных организаций «Солнечные мамочки Адыгеи», Регионального Отделения «Всероссийской Организации Родителей Детей-Инвалидов», которые делились своим бесценным опытом по вопросам нормативно-правовой поддержки детей-инвалидов и их семей, по решению трудностей в вопросах обучения, развития, воспитания детей. В этом году к нам пришли родители детей с синдромом Дауна 3-4 лет. Для них мы провели мероприятие, в котором показали возможности детей нашей школы с таким же синдромом (например, наглядно как девочка шьет с учителем, ее работы). Приятно было видеть, как в этих родителях растет надежда. Мы не ожидали, что будет такое теплое и благодарное взаимодействие в этом направлении.
Увидев большой потенциал внутреннего мира, способностей, профессий в этих родителях мы готовим проект «Ресурсы ресурсного» в котором планируем создание и развитие благоприятных условий для их дальнейшего дружеского взаимодействия и взаимопомощи.
Третье направление работы задали нам родители детей с ОВЗ. Проблема в том, что общество не ждет с большой радостью детей с интеллектуальными нарушениями, нетрудоспособных юношей и девушек. И наш ресурсный центр начал межведомственное взаимодействие с организациями города и района.
При проведении круглого стола с представителями администрации Белореченского района по делам молодежи, Управлением образования МО Белореченский район, Управлением социальной защиты населения, спортивно-молодежного центра, техникума «Бизнес и право», Белореченского медицинского колледжа, Центральной районной больницы, Общества инвалидов, Белореченским центром реабилитации инвалидов, специалистами ПМПК, родителями, особое внимание уделялось рассмотрению вопросов дальнейшей социализации и трудоустройства детей с ОВЗ, совместного сотрудничества по этим вопросам. Так, например, было предложено представителю техникума «Бизнес и право», который готовит учителей начальных классов, расширить профессию тьютерской компетенцией и проводить педагогическую практику студентов на базе нашей школы. А представители администрации предложили родителям детей участвовать в различных волонтёрских акциях, посвящённых государственным праздникам.
Представитель отдела по делам молодёжи довел до сведения родителей о проводимой «Ярмарке вакансий», в которой принимают участие индивидуальные предприниматели.
Десять крупных компаний муниципалитета подготовили трудовые места специально для граждан с ограниченными возможностями здоровья.
На этих предприятиях есть пандусы, лифты и другое специальное оборудование. Кроме того, участники ярмарки могут получить консультацию, узнать о переквалификации, обучении и открытии собственного бизнеса.
Дальнейшую работу по тому, чтобы эти дети «состоялись» как личности, были социализированы и приняты обществом при сетевом взаимодействии с организациями города и района, мы так же готовим в проекте «Ресурсы ресурсного».
Таким образом, использование и передача уникального опыта наших педагогов и специалистов , собственной стратегии и тактики осуществления образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями в форме организации на базе нашей школы ресурсного центра позволяет осуществить доступ специального образования в общеобразовательные организации и создание оптимальную обра-зовательной среды для учащегося с ОВЗ.
Литература
- Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон, [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. № 273-Ф3] / Департамент образования г. Москвы. – Москва: Школьная книга, 2013. – 240 с. – (Федеральный закон).
- Об утверждении положения о деятельности государственного бюджетного общеобразвательного учреждения Краснодарского края как ресурсного центра сопровождения инклюзивнго образования»,приказ № 273 от 20.01.2016 г. [Электронные ресурсы]
- Беткер, Л.М. Принципы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностя-ми здоровья в общеобразовательной школе / Л.М. Беткер // Вестник угроведения. –2014. – № 3 (18) – С. 92-97.
- Денискина, В.З. О формировании правильного отношения к дефекту / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – С. 55-61.
- Кобрина, Л.М. Отечественная система специального образования – фундамент инклюзивного обучения и воспитания / Л.М. Кобрина // Дефектология. – 2012. – № 3. – С. 14-19.
6. Беткер Л.М. Ресурсный центр как механизм развития инклюзивного образования/ Л.М. Беткер // Вестник угроведения. –2015.
– № 3 (22) – С. 91-94.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа №530 - ресурсный центр по этико-правовому и гражданскому воспитанию.
Наша школа является (городским) ресурсным центром по этико-правовому и гражданскому воспитанию. Коллектив школы принимает участие в программе «Электронная Россия». Цели программы «Электрон...
статья «Поколение Z МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им.Х.Косиева» и Школьная ЛИГА РОСНАНО»( статья написана для сборника материалов Республиканского ресурсного центра Школьной лиги РОСНАНО)
В статье содержится анализ работы ОУ в Сетевой образовательной Программе "Школьная лига РОСНАНО", сделаны выводы о значении участия в ШЛР для учеников гимназии и успешном взаимодействии межд...
статья из опыта работы школы по интеграции предметов естественно - научного цикла "союз наук"
Материал может быт полезен учителям физики, химии, географии, биологии при желании создать в своей школе проектную работу в старших классах....
Статья "Из опыта работы школы по организации проектной деятельности"
В статье рассматривается система учебно-методического сопровождения проектной деятельности школы. Эта система охватывает весь коллектив школы, включены в нее и родители учащихся. Алгоритм,...
ОТЧЕТ учителя-логопеда СОГБОУ «Починковская школа-интернат » Ресурсный центр по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов с ОВЗ «Радужный зебренок» за 2018-2019 учебный год
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 2.9px; text-align: justify; text-indent: 36.0px; font: 14.0px \'Times New Roman\'; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Цель логопедической...
«Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках развития сотрудничества общеобразовательных школ и ресурсного центра»
Новые экономические процессы в обществе и динамично развивающийся рынок труда обуславливают потребность поиска инновационных путей подготовки молодёжи к осознанному выбору будущей профессиональной дея...
Статья: Проектирование занятий с использованием игровых технологий при работе с подростками «группы риска» (из опыта работы воспитателя социально-реабилитационного центра)
Игровые технологии являются эффективным методом реабилитации и обучения подростков благодаря своей способности мотивировать, вовлекать, развивать навыки, адаптировать, стимулировать мышление, создават...