2019-2020 учебный год. 1 Б класс занятия №4,5
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Занятия № 4, 5
Предмет: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Класс:1класс
«Пришла весна»
- Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без
шелеста листьев, без журчания ручьёв, без животных. Но природа не всегда одинакова.
Она изменяется по временам года.
- Какие времена года вы знаете?
- О каком времени года мы будем говорить сегодня, отгадай загадку:
Кто прошел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла…(Весна).
Видео «Весна»
Как изменилась природа с приходом весны?
Давай вспомним весенние месяцы! Отгадай загадки:
Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе – жаворонка трель.
Месяц к нам пришел… (Апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
Назови природные явления, которые характерны для данного сезона:
- День становится короче;
- Снег тает;
- Замерзают реки и озёра;
- День становится всё длиннее;
- Появляются первые цветы;
- Прилетают птицы;
- Листопад;
- Начинает расти трава;
- Появление первых листьев;
- Выпадает первый снег;
- Очень сильная жара;
- Птицы улетают на юг.
Как только растает снег, на первых проталинах появляются первые весенние цветы-первоцветы. Это те растения, которые отважились пробиться на первых проталинах. Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья).
Мать-и-мачеха (самая смелая)
Она первая появляется после снега. Ёе весенние жёлтые соцветия на недлинных стебельках. Листья крупные: сверху зелёные, а снизу беловатые. Мать-и-мачеха прекрасный медонос. Нижняя поверхность – тёплая, бархатистая – мать; верхняя – холодная, гладкая – мачеха.
Медуница (дарящая мёд)
Она зацветает через несколько дней после мать-и-мачехи. Цветки некрупные, очень яркие и разноцветные. Её ещё называют цветок-колдунья, т.к. от весны до осени он четырежды меняет окраску своих лепестков. Собирать запрещено, занесена в Красную книгу.
Хохлатка (торопливая)
Она как будто всё время спешит. Зацветает очень рано, едва снег успевает исчезнуть. Маленькое растение с чудесными сиреневыми цветами, собранными в густую кисть. У каждого цветка маленький хохолок. Зацветает лишь на 4-5 год своей жизни. Семена хохлатки разносят муравьи.
Ландыш майский
Многолетнее растение со шнуровидным, ветвистым, ползучим корневищем. Листьев обычно два, цветок безлистный до 30 см высотой. Соцветие– одностороннее. Цветки поникающие, на длинных изогнутых цветоножках, с сильным приятным запахом. Произрастает в светлых лесах. Ягоды оранжево-красные.
Загадки про цветы:
Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький (подснежник).
Лишь головку к солнцу приподнял
Сам похож на солнышко он стал.
Маленькие солнышки Земли
(Мать-и-мачехой) в народе нарекли.
Это прозвище не даром,
У красивого цветка,
Капля сочного нектара,
И душиста, и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.
В лес пойдёте, не забудьте
(Медунице) поклонится.
На подстилочке лесной
В конце марта под сосной
Будто бы заплатка –
Расцвела (хохлатка) .
Вот цветочек майский - что за чудо –
Так много чуда – ниоткуда!
Прохладный лес, тенистый двор
Украсил праздничный фарфор
(ландыш)
Использование первоцветов в народной медицине:
Мать-и-мачеха. Высушенные листья и соцветия применяют для лечения лёгочных болезней, при воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, ценное средство от кашля. Отвар из смеси листьев мать-и-мачехи и крапивы применяют для укрепления волос и против перхоти.
Медуница. Применяют как смягчающее и вяжущее средство в виде настоя всего растения при заболеваниях дыхательных путей и кишечника, в качестве отхаркивающего, противовоспалительного средства.
Хохлатка. Применяют при гипертонии и нервных заболеваниях.
Ландыш майский. Предметом сбора являются цветы, листья и трава. Применяют при заболеваниях сердца, в виде примочек – при заболеваниях глаз.
У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми.
Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.
Цветок на лугу я сорвал на бегу,
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял,
А сколько бы он на лугу простоял?!
- Что мы можем сделать, чтобы сохранить растения? (В лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)
- Не только растения реагируют на появление тепла.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку,
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …(птица)
- Вспомни, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)
Вспомни, каких птицы мы называем зимующими? (те, что остались зимовать)
Вспомни зимующих птиц: Воробьи, сорока, снегирь, ворона.
-Какие птицы называются перелетными? Эти птицы осенью улетают на юг, а весной возвращаются обратно.
Давай познакомимся с перелетными птицами.
Какие птицы относятся к перелетным? грачи, ласточки, соловьи , стрижи, кукушки, жаворонки, журавли.
- Что позволяет птицам вернуться? (Появилась пища: растения, насекомые, рыбы).
Игра: Если перелётная птица – машем руками, зимующая – приседаем.
Ласточка, воробей, сорока, голубь, журавль, соловей, ворона, снегирь.
- На первый взгляд – жизнь птиц беззаботна. Когда птицы прилетают к нам весной, что они начинают делать в первую очередь? (Вить гнёзда)
Они ремонтируют старые гнёзда или строят новые.
Птицы вьют гнездо из веток, корешков, мха и травы, выстилают мягким пухом.
В готовое гнездо самка откладывает яйца и начинает их высиживать. Для того, чтобы из яиц вылупились птенцы требуется время. Она согревает своим теплом, охраняет от врагов. С гнезда нельзя отлучаться. Поэтому еду носит самец. Что является едой? Насекомые, червячки.
Птицы весной высиживают птенцов.
Однажды птенцу становится тесно в скорлупе, и он проклевывает изнутри яйцо, и появляются на свет. Птенцы первое время беспомощны, они не умеют летать и добывать пищу. Родители приносят еду в гнездо. Затем учат летать, а потом и самим добывать пищу.
Поиграем в игру «У кого кто?» Вы называете птицу, ребенок называет птенцов этой птицы
- У скворца - … скворчата
- У воробья - ... воробьята
- У грача - ... грачата
- У ласточки - … ласточата
- У аиста - … аистята
У кукушки – кукушата
- А чем кормят птицы своих птенцов? (Насекомыми, личинками, червяками)
Игра: ДА и Нет
Что может сделать человек для птиц? Чего он не должен делать?
Вывешивать скворечники весной.
Стрелять из рогатки по птицам.
Помогать больной или раненой птице.
Разорять птичьи гнезда.
Подкармливать птиц ранней весной.
Уносить домой птенцов.
Задание: Сделать один из весенних цветов.
См. приложения
Загадки – это и игра, и состязание, и развлечение, и учение.
Сегодня загадки будут о птицах.
(Встаньте, вкруг, передавайте друг другу мяч, произнося при этом слова.
- Ты катись весёлый мячик быстро, быстро по рукам, у кого весёлый мячик, тот загадку отгадает нам.
Тот, у кого в руках оказался мяч, тот отгадывает загадку.)
У нее глаза большие, | Спереди шильце, |
Он прилетает каждый год, | Весь день рыбак в воде стоял, |
Это старый наш знакомый, | Гнездо своё он в поле вьет, |
Прилетел к нам наконец | Каждый год я к вам лечу – |
Кто в беретке ярко-красной, | По лужку он важно ходит, |
Чёрный, проворный, | Мать, отца не знаю, |
Непоседа пёстрая | Спинкой зеленоватая, |
Дополнительные материалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукоделие» 2019-2020 на учебный год (8-10 лет, 11-13 лет, 14-17 лет)
Рабочая программа...
2019-2020 учебный год. 1 Б класс занятие №1
laquo;Развитие психомоторики и сенсорных процессов»...
2020-2021 учебный год. 2 класс. Занятия №1,2
Осень на пороге...
Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования 2018-2019 учебный год, 2019-2020 учебный год, 2020-2021 учебный год
Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования 2018-2019 учебный год, 2019-2020 учебный год, 2020-2021 учебный год...
Приказ об утверждении состава жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады 2018/2019, 2020/2021 учебный год
Приказы Управления образования "Об утверждении персонального состава жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников на территории Нижневартовского района в 2018/2019, 2020/2021 учеб...
Результаты всероссийской школьной олимпиады 2019-2020 ШЭ по обществознанию 6 класс
Результаты всероссийской школьной олимпиады 2019-2020 ШЭ по обществознанию 6 класс...