Определение сути современного дошкольника.
статья

Демина Ирина Валентиновна

Очень важно понимать, как формируется и развивается современный дошкольник в нашем изменившемся мире. От этого зависит качество образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Определение сути современного дошкольника.

Составила: Демина Ирина Валентиновна, учитель-логопед МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №6», Саратовская область, город Энгельс.

Ребенок — это всегда дитя своего времени. Все законы и этапы его развития всегда определяются конкретными условиями воспитания и тесно связаны с установками и представлениями родителей. В последнее время окружающий мир, а значит и установки родителей, во многом кардинально изменились.

Дошкольник — это целый мир со своими взглядами, устремлениями, внутренней позицией. В соответствии с этим миром происходит его социализация и овладение нормами и правилами поведения.

Благодаря исследованиям современных ученых и специалистов мы можем проследить изменения происходящие в становлении личностного, познавательного развития. Отечественные психологи: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В. Мухина, М. Лисина подчеркивают непосредственность, импульсивность, повышенную эмоциональность в поведении дошкольника.

С точки зрения Бояковой Е.В. современный ребенок развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, но также и обладает повышенной активностью, высокой тревожностью и возбудимостью, неусидчивостью, большим объемом долговременной памяти, но плохой концентрацией внимания в течение длительного времени.

Специалист в области раннего языкового развития Н.А. Горлова называет такие особенности современных детей дошкольного возраста: преобладание системно-смыслового сознания над системно-структурным; повышение тонуса организма, настойчивости, требовательности, чувствительности, эмоциональности, потребности к восприятию информации; возбудимость, гиперактивность, тревожность, агрессивность.

Все данные качественные определения современного дошкольника указывают на недостаточную сформированность центральной нервной системы, а значит сенсорной и сенсомоторной систем (с учетом данных Вильямса и Шеленберга, пирамида обучения).

Серьезной проблемой современного дошкольника является качественное состояние речи, так как речь — высшая ступень пирамиды обучения. Нормотипичные дети говорят много, громко, но аграмматично и не всегда связно. Если сравнивать многообразие речевых высказываний детей-дошкольников в 20 веке с речевой составляющей современного ребенка, то можно заметить явное обеднение лексического плана. Такая тенденция возникла из-за постоянного использования телевизора и компьютера вместо книг и театра.

Работая в дошкольном образовательном учреждении необходимо стремиться качественно организовывать образовательную деятельность с воспитанниками.

Используя сильные стороны современного ребенка:

- своеобразие логического мышления, умение «ладить» с техникой;

- любознательность, большая восприимчивость информации;

- ориентированность в себе, в окружающем, во времени и пространстве;

- осознание жизненной линией, своего предназначения;

- стремление к самостоятельности, «взрослости»;

- живость и энергичность восприятия,

построить эффективную работу по образовательной деятельности: непосредственной и опосредованной.

Вследствие чего, современный дошкольник будет обладать:

- развитым разнотиповым восприятием мира и явлений в нем;

- более избирательным информационным чувством;

- вариативным и лабильным мышлением;

- развитой и осмысленной речью, умением строить высказывания с коммуникативной и сообщающей целью;

- терпимостью к другим и объективным суждением тех или иных событий.

Подводя итог изысканиям определения сути современного дошкольника мы видим, что проблема развития детей остается актуальной и по сей день. Необходимы серьезные комплексные исследования в области психологии, педагогики, социологии, физиологии. Результаты данных исследований должны будут пройти через «педагогическую призму» видения, чтобы обновить содержание и организацию учебно-воспитательного процесса для формирования Человека будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"

Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....

Суть изменений современного урока с введением ФГОС

Уважаемые коллеги! В своей работе я попыталась отразить подход к современному уроку в рамках реализации ФГОС....

Семейное воспитание как фактор формирования духовно-нравственной личности современных дошкольников

В данной статье говорится о роли семьи на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста....

Родительское собрание: «Семейные традиции – залог успешной социализации современного дошкольника»

laquo;Семейные традиции – залог успешной социализации современного дошкольника». Способствовать формированию интереса к семейным традициям и обычаям; развитие партнерского отношения...

Экологическое воспитание современных дошкольников

Приводится конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей и подготовительной группы...

Консультация для воспитателей «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника».

Консультация для воспитателей от музального руководителя.Музыка и духовное начало в воспитании дошкольников....