Экологическое воспитание современных дошкольников
план-конспект по психологии
Приводится конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей и подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_sovremennyh_doshkolnikov.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Пензина Евгения Викторовна, педагог-психолог МКДОУ д/с № 424, город Новосибирск
Экологическое воспитание современных дошкольников
Расширение представлений ребенка об окружающем мире, явлениях природы и бережного отношения к ней играет важную роль в личностном развитии. Последнее особенно актуально в связи с участившимися случаями жестокого отношения к животным, безответственного отношения к природе в целом у подростков и взрослых людей. В ряде ситуаций это отмечается и у младших школьников.
Развивать у детей эмпатию к живым существам, а также правильное, гуманное отношение к ресурсам природы и стремление сохранять ее красоту и богатство необходимо, начиная с дошкольного возраста. Большую помощь педагогу в этом могут оказать беседы, творческие задания и экологические сказки.
Ниже приводится сценарий занятия, направленного на развитие бережного отношения к природе, а также приведены примеры сказок, которые психологи и воспитатели могут применять в развивающей работе с детьми 6-7 лет.
Занятие «Сохраним нашу планету»
Целевая группа: дети 6-7 лет
Цель: развитие бережного отношения к природе
Задачи:
- Создание позитивного климата в группе;
- Развитие эмпатии;
- Развитие ответственного отношения к природе;
- Развитие речи;
- Развитие воображения.
Материалы: карандаши для каждого ребенка;
Лист бумаги формата А4 с нарисованным пустым кругом;
Лист бумаги с рисунком Земли, заклеенным бумажками, фантиками, имитирующими мусор (приготовить заранее).
Фотография Земли из космоса.
Время: 40 минут.
Ход занятия
Приветствие детей.
Упражнение «Есть или нет?» (Кряжева)
Играющие встают в круг, ведущий – в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет»!
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли хвост у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Струны есть у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
Затем педагог показывает детям изображение маленького шарика на листе и предлагает назвать, чем он может быть; на что похож. Он говорит ребятам о том, что эта крохотный шарик на листе – фотография нашей планеты, сделанная в космосе космическим аппаратом с очень большого расстояния. Эта маленькая планета – наш любимый дом. Она нуждается в помощи и бережном отношении. Нужно стремиться сохранять ее красивой и чистой, беречь все, что на ней находится – реки, моря, леса, поля, живых существ, которые ее населяют.
Упражнение «Хороший поступок или нет»
Педагог называет разные поступки детей и предлагает хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть, если поступок правильный и хороший.
- Дети убрали мусор на лужайке. (Лужайка стала чистой и красивой).
- Мальчик съел яблоко и бросил огрызок в море. (Огрызок отнесло далеко в море, его невозможно стало убрать - природу засорили);
- Девочка полила цветы, потому что дождя не было много-много дней (Цветы не погибли, а продолжили расти и радовать людей);
- Дети увидели дождевых червей и раздавили их (черви перестали разрыхлять землю – плохо стало растениям);
- Люди развели в лесу костер, но когда уходили, потушили его (избежали пожара);
- Люди убрали с пляжа мусор и стекло (пляж стал чистым и безопасным).
Затем педагог показывает детям рисунок Земли (приводится в Приложении ), предварительно заклеенный бумажками, символизирующими мусор:
- А вот такой стала бы наша планета, если бы за ней перестали ухаживать и делали только то, что захочется. Хотели бы вы жить на такой планете? А как бы на ней жилось птицам, насекомым, животным, растениям?
Упражнение «Какой я хочу видеть Землю»
Дети по кругу передают мяч по кругу и говорят, какой бы они хотели видеть нашу планету. Например, красивой, чистой, прекрасной, яркой, светлой, ухоженной, любимой, чудесной, необыкновенной, удивительной.
Педагог помогает в случае затруднений. В конце важно подвести детей к тому, что каждый из нас должен быть в ответе за природу – соблюдать чистоту, беречь растения и животных.
Подвижная игра «Ветер-штиль»
Дети изображают морские волны. По команде «Ветер»! они начинают раскачиваться из стороны в сторону (можно варьировать: слабый ветер – слабые волны, сильный ветер – сильные раскачивания - «шторм».) По команде «Штиль» - замирают неподвижно. Игра повторяется 3-4 раза.
Творческое задание
Дети получают листы формата А4 с нарисованными пустыми кругами (Приложение 3).
- А теперь, ребята, нарисуйте нашу Землю, какой бы вы хотели ее видеть. Может быть, вы нарисуете в круге любимое место, где вы побывали. А кто-то из вас представит какой-нибудь красивый уголок природы и нарисует его. Или изобразит, как люди помогают природе. Дайте свободу вашей фантазии и воображению.
Ребята рисуют 15 – 20 минут. После того, как они выполнят задание, можно провести выставку работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" (по экологическому воспитанию дошкольников)
"Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" представлено на сайте в том виде, в котором оно демонстрировалось комиссии, т.е. со всеми приложениями: конспект занятия, фотографии пособий, при...
Методические рекомендации "Использование дидактической игры, как средства для экологического воспитания дошкольников"
Представленные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, занимающихся с детьми старшег...
Статья на тему: "Тенденции экологического воспитания дошкольников"
Одной из важнейших задач стоящих перед человечеством, это сохранение окружающей нас природы....
Экологическое воспитание дошкольников на логопедических занятиях
«Астрахань – мой город родной!» тематическое итоговое занятие в логопедической подготовительной школе группе.Цель: развитие творческого воображения, логики, внимания, смекалки, обобщение и уточнение з...
Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
Статья содержит материал по реализации проекта "Птицы в нашем городе" в старшей группе ДОУ...
Экологическое воспитание дошкольников
Как же воспитывать в детях бережное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональность, сопереживание, которые помог...
Современные технологии экологического воспитания дошкольников
В презентации представлены наиболее часто использованные современные оброзовательные технологии в экологическом воспитании дошкольников. Описано краткое их содержание. Стержнем каждой технологии являю...