Рабочая программа и планирование по физике 8 класс ФГОС (обучение на дому)
рабочая программа по физике (8 класс) по теме
Рабочая программа и тематическое планирование по учебнику Пурышевой Н. С. "Физика 8 класс" для индивидуальников (обучение на дому). Рассчитано на 35 часов (1 час в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_po_fizike_8_klass_fgos_2016-2017_individualnoe_kruglova_kristina.docx | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
УТВЕРЖДЕНА
приказом № …… от «……» ………. 2016 года
Директор
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике для 8 класса
уровень базовый
обучение на дому
срок реализации 2016 – 2017 учебный год
Разработчик программы Швецова Т. Н.,
учитель высшей квалификационной категории
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА
на МО учителей физики___ Зам.директора по УВР
протокол № 1 от «…..» августа 2016 г ___________
Руководитель _____/_____________ «……» ………….. 2016 года
Структура документа
Рабочая программа включает в себя следующие разделы:
- пояснительная записка;
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного курса;
- тематическое планирование;
- приложение: календарно-тематическое планирование.
Пояснительная записка
Программа по физике для 8 класса составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Изучение учебного предмета осуществляется на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» декабря2010 г. № 1897);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1577 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 №19993 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 N576 "Об внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 ";
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования;
- Письма управления образования МО «Барышский район» от 16.08 2016г «Об организации образовательного процесса в 2016-2017 учебном году»;
- Устава МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район»;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район».
- В основу рабочей программы положена программа основного общего образования по физике 7-9 класс авторов Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл.». – М.: Дрофа, 2010. –
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Физика. 8 кл.: учебник - М.: Дрофа, 2016.- 287 с., ил.
- Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Физика. 8 кл.: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013. – 128 с.: ил.
- Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Физика. 8 класс: рабочая тетрадь. - М. Дрофа, 2016. – 206 с.: ил.
- - Сборник качественных задач по физике: для 7-9 кл. общеобр. Учреждений /А.Е.Марон, Е.А.Марон. -М.: Просвещение, 2012;
- Мультимейдийное приложение к учебнику(8 кл.) Н.С.Пурышева., Н.Е.Важеевская – М.: Дрофа, 2012.
- - Проверочные и контрольные работы. Учебное пособие. Н.С.Пурышева., О.В.Лебедева – М.: Дрофа, 2015.
- Интернет ресурсы:
http://class-fizika.narod.ru/
http://www.youtube.com/watch?v=JrVWJrV2TzU
http://www.fizika-zaharova.narod.ru/
http://www.moeobrazovanie.ru/
http://www.schooltests.ru/
http://phys.sdamgia.ru/
http://distolymp2.spbu.ru/olymp/
http://interneturok.ru/
Школьный курс физики 8 класса— системообразующий для естественных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Основные цели изучения физики в 8 классе:
- овладение методами научного познания законов природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
- применение полученных знаний для объяснения природных явлений и процессов, принципов действия технических устройств, решения практических задач;
- формирование представлений о познаваемости законов природы, необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для учреждений РФ на изучение физики в 8 классе на ступени общего образования отводится не менее 70 часов из расчёта 2 часа в неделю. Настоящая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
В данной рабочей программе предусматривается следующее распределение часов по темам:
Название темы | Количество часов по программе для 8 класса авторов Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская «Физика» | Количество часов в рабочей программе |
Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 3 |
Механические свойства жидкостей, газов и твёрдых тел | 12 | 6 |
Тепловые явления | 12 | 6 |
Изменение агрегатных состояний вещества | 6 | 3 |
Тепловые свойства газов, жидкостей и твёрдых тел | 4 | 2 |
Электрические явления | 6 | 3 |
Электрический ток | 14 | 8 |
Электромагнитные явления | 7 | 3 |
Резервное время | 3 | 1 |
Итого: | 70 | 35 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения физики
Изучение физики в 8 классе должно обеспечить:
- формирование целостной научной картины мира;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
- осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирования уважительного отношения к труду
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
5) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
6) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемого предмета- Физика:
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных), видах материи (вещество и поле); усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.
Выпускник научится:
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
проводить прямые измерения физических величин: время, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку,
фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения,
адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации,
критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Механические явления
Выпускник научится:
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел;
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: плотность, давление, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
решать задачи, используя физические законы закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, формулы, связывающие физические величины плотность вещества, сила, давление, на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
различать границы применимости закона, Архимеда, Паскаля;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:
распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу.
составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях, решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца,) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки
Основное содержание учебного предмета «Физика»
Первоначальные сведения о строении вещества
I уровень
Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Дискретное строение вещества. Масса и размеры молекул.
Броуновское движение. Тепловое движение молекул и атомов. Диффузия. Связь температуры тела со скоростью теплового движения частиц вещества.
Взаимодействие частиц вещества. Смачивание. Капиллярные явления.
Модели твердого, жидкого и газообразного состояний вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества.
II уровень
Способы измерения размеров молекул. Измерение скоростей молекул. Опыт Штерна.
Лабораторные опыты
I уровень
Наблюдение делимости вещества.
Наблюдение явления диффузии в газах и жидкостях.
Исследование зависимости скорости диффузии от температуры.
II уровень
Измерение размеров молекул.
Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
- физическую величину и ее условное обозначение: температура (t);
- единицы физических величин: °С;
- физические приборы: термометр;
- порядок размеров и массы молекул; числа молекул в единице объема;
- методы изучения физических явлений: наблюдение, гипотеза, эксперимент, теория, моделирование.
Воспроизводить:
- исторические сведения о развитии взглядов на строение вещества;
- определения понятий: молекула, атом, диффузия;
- основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Описывать:
- явление диффузии;
- характер движения молекул газов, жидкостей и твердых тел;
- взаимодействие молекул вещества;
- явление смачивания;
- капиллярные явления;
- строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел.
II уровень
Воспроизводить:
примеры, позволяющие оценить размеры молекул и число молекул в единице объема;
- идею опыта Штерна.
Описывать:
- способы измерения массы и размеров молекул;
- опыт Штерна.
На уровне понимания
I уровень
Приводить примеры:
- явлений, подтверждающих, что: тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки; молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении; молекулы взаимодействуют между собой;
- явлений, в которых наблюдается смачивание и несмачивание.
Объяснять:
- результаты опытов, доказывающих, что тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки;
- результаты опытов, доказывающих, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении (броуновское движение, диффузия);
- броуновское движение;
- диффузию;
- зависимость: скорости диффузии от температуры вещества; скорости диффузии от агрегатного состояния вещества; свойств твердых тел, жидкостей и газов от их строения;
- явления смачивания и капиллярности.
II уровень
Объяснять:
- отличие понятия средней скорости теплового движения молекул от понятия средней скорости механического движения материальной точки;
- результаты опыта Штерна;
- зависимость высоты подъема жидкости в капилляре от ее плотности и от диаметра капилляра.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
- измерять температуру и выражать ее значение в градусах Цельсия;
- обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;
- применять полученные знания к решению качественных задач.
II уровень
Уметь:
- применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и в быту.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Обобщать:
- полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.
Уметь:
- выполнять экспериментальные исследования, указанные в заданиях к параграфам и в рабочей тетради (явление диффузии, зависимость скорости диффузии от температуры, взаимодействие молекул, смачивание, капиллярные явления).
Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел
I уровень
Давление жидкостей и газов. Объяснение давления жидкостей и газов на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Гидравлическая машина. Гидравлический пресс. Манометры.
Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влияние атмосферного давления на живой организм.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Деформация твердых тел. Виды деформации. Свойства твердых тел: упругость, прочность, пластичность, твердость твердых тел.
II уровень
Изменение атмосферного давления с высотой.
Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
1. Измерение выталкивающей силы.
2. Изучение условий плавания тел.
II уровень
3. Наблюдение роста кристаллов.
Лабораторные опыты
I уровень
Изучение видов деформации твердых тел.
Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
- физические величины и их условные обозначения: давление (p), объем (V), плотность (ρ), сила (F);
- единицы перечисленных выше физических величин;
- физические приборы: манометр, барометр;
- значение нормального атмосферного давления.
Воспроизводить:
- определения понятий: атмосферное давление, деформация, упругая деформация, пластическая деформация;
- формулы: давления жидкости на дно и стенки сосуда; соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней; выталкивающей силы;
- законы: Паскаля, Архимеда;
- условия плавания тел.
Описывать:
- опыт Торричелли по измерению атмосферного давления;
- опыт, доказывающий наличие выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.
Распознавать:
- различные виды деформации твердых тел.
II уровень
Называть:
- физические величины и их условные обозначения: механическое напряжение (Q), модуль Юнга (E), относительное удлинение (Δl);
- единицы перечисленных выше физических величин.
- Воспроизводить:
- определения понятий: механическое напряжение, предел прочности;
- формулы: соотношения работ малого и большого поршней гидравлической машины, КПД гидравлической машины, механического напряжения, относительного удлинения, закона Гука;
- «золотое правило» механики;
- закон Гука.
На уровне понимания
I уровень
Приводить примеры:
- опытов, иллюстрирующих закон Паскаля;
- опытов, доказывающих зависимость давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты столба жидкости и от ее плотности;
- сообщающихся сосудов, используемых в быту, в технических устройствах;
- различных видов деформации, проявляющихся в природе, в быту и в производстве.
Объяснять:
- природу давления газа, его зависимость от температуры и объема на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества;
- процесс передачи давления жидкостями и газами на основе их внутреннего строения;
- независимость давления жидкости на одном и том же уровне от направления;
- закон сообщающихся сосудов;
- принцип действия гидравлической машины;
- устройство и принцип действия: гидравлического пресса, ртутного барометра и барометра-анероида;
- природу: атмосферного давления, выталкивающей силы и силы упругости;
- плавание тел;
- отличие кристаллических твердых тел от аморфных.
Выводить:
- формулу соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней.
II уровень
Объяснять:
- анизотропию свойств монокристаллов;
- характер зависимости механического напряжения от относительного удлинения.
Выводить:
- используя метод моделирования, формулы: давления жидкости на дно и стенки сосуда, выталкивающей (архимедовой) силы;
- соотношение работ, совершаемых поршнями гидравлической машины.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
- измерять: давление жидкости на дно и стенки сосуда, атмосферное давление с помощью барометра-анероида;
- экспериментально устанавливать: зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и объема погруженной части тела, условия плавания тел.
Применять:
- закон Паскаля к объяснению явлений, связанных с передачей давления жидкостями и газами;
- формулы: для расчета давления газа на дно и стенки сосуда; соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней; выталкивающей (архимедовой) силы к решению задач.
II уровень
Уметь:
- выращивать кристаллы из насыщенного раствора солей.
Применять:
- соотношение между высотой неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах и их плотностью к решению задач;
- «золотое правило» механики и формулу КПД к расчетам, связанным с работой гидравлической машины.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Обобщать:
- «золотое правило» механики на различные механизмы (гидравлическая машина).
Применять:
- метод моделирования при построении дедуктивного вывода формул: давления жидкости на дно и стенки сосуда, выталкивающей (архимедовой) силы.
Исследовать:
- условия плавания тел.
Тепловые явления
I уровень
Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Шкала Цельсия. Абсолютная (термодинамическая) шкала температур. Абсолютный нуль.
Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Первый закон термодинамики.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
4. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
5. Измерение удельной теплоемкости вещества.
Лабораторные опыты
I уровень
Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.
Наблюдение конвекции в жидкостях и газах.
Наблюдение процессов плавления и отвердевания.
Измерение удельной теплоты плавления льда.
Наблюдение зависимости скорости испарения жидкости от рода жидкости, площади ее поверхности, температуры и скорости удаления паров.
Измерение влажности воздуха.
II уровень
Наблюдение изменения внутренней энергии тела при совершении работы.
Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
- физические величины и их условные обозначения: температура (t, T), внутренняя энергия (U), количество теплоты (Q), удельная теплоемкость (c), удельная теплота сгорания топлива (q);
- единицы перечисленных выше физических величин;
- физические приборы: термометр, калориметр.
Использовать:
- при описании явлений понятия: система, состояние системы, параметры состояния системы.
Воспроизводить:
- определения понятий: тепловое движение, тепловое равновесие, внутренняя энергия, теплопередача, теплопроводность, конвекция, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива;
- формулы для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания или выделяемого при охлаждении тела; количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива;
- формулировку и формулу первого закона термодинамики.
Описывать:
- опыты, иллюстрирующие: изменение внутренней энергии тела при совершении работы; явления теплопроводности, конвекции, излучения;
- опыты, позволяющие ввести понятие удельной теплоемкости.
Различать:
- способы теплопередачи.
II уровень
Воспроизводить:
- определения понятий: система, состояние системы, параметры состояния, абсолютная (термодинамическая) температура, абсолютный нуль температур.
Описывать:
- принцип построения шкал Фаренгейта и Реомюра.
На уровне понимания
I уровень
Приводить примеры:
- изменения внутренней энергии тела при совершении работы;
- изменения внутренней энергии путем теплопередачи;
- теплопроводности, конвекции, излучения в природе и в быту.
Объяснять:
- особенность температуры как параметра состояния системы;
- недостатки температурных шкал;
- принцип построения шкалы Цельсия и абсолютной (термодинамической) шкалы температур;
- механизм теплопроводности и конвекции;
- физический смысл понятий: количество теплоты, удельная теплоемкость вещества; удельная теплота сгорания топлива;
- причину того, что при смешивании горячей и холодной воды количество теплоты, отданное горячей водой, не равно количеству теплоты, полученному холодной водой;
- причину того, что количество теплоты, выделившееся при сгорании топлива, не равно количеству теплоты, полученному при этом нагреваемым телом.
Доказывать:
- что тела обладают внутренней энергией; внутренняя энергия зависит от температуры и массы тела, а также от его агрегатного состояния и не зависит от движения тела как целого и от его взаимодействия с другими телами.
II уровень
Выводить:
- формулу работы газа в термодинамике.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
- переводить значение температуры из градусов Цельсия в кельвины и обратно;
- пользоваться термометром;
- экспериментально измерять: количество теплоты, полученное или отданное телом; удельную теплоемкость вещества.
Применять:
- знания молекулярно-кинетической теории строения вещества к объяснению понятия внутренней энергии;
- формулы для расчета: количества теплоты, полученного телом при нагревании и отданного при охлаждении; количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива, к решению задач.
II уровень
Уметь:
- вычислять погрешность косвенных измерений на примере измерения удельной теплоемкости вещества.
Применять:
- формулу работы газа в термодинамике к решению тренировочных задач;
- уравнение теплового баланса при решении задач на теплообмен;
- первый закон термодинамики к решению задач.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Уметь:
- учитывать явления теплопроводности, конвекции и излучения при решении простых бытовых проблем (сохранение тепла или холода, уменьшение или усиление конвекционных потоков, увеличение отражательной или поглощательной способности поверхностей);
- выполнять экспериментальное исследование при использовании частично-поискового метода.
Обобщать:
- знания о способах изменения внутренней энергии и видах теплопередачи.
Сравнивать:
- способы изменения внутренней энергии;
- виды теплопередачи.
II уровень
Уметь:
- выполнять исследования при проведении лабораторных работ.
Изменение агрегатных состояний вещества
I уровень
Плавление и отвердевание. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха.
II уровень
Температурные шкалы Фаренгейта и Реомюра.
Работа газа при расширении.
Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
- физические величины и их условные обозначения: удельная теплота плавления (#l), удельная теплота парообразования (L), абсолютная влажность воздуха (#r), относительная влажность воздуха (#j);
- единицы перечисленных выше физических величин;
- физические приборы: термометр, гигрометр.
Воспроизводить:
- определения понятий: плавление и кристаллизация, температура плавления (кристаллизации), удельная теплота плавления (кристаллизации), парообразование, испарение, кипение, конденсация, температура кипения (конденсации), удельная теплота парообразования (конденсации), насыщенный пар, абсолютная влажность воздуха, относительная влажность воздуха, точка росы;
- формулы для расчета: количества теплоты, необходимого для плавления (кристаллизации); количества теплоты, необходимого для кипения (конденсации); относительной влажности воздуха;
- графики зависимости температуры вещества от времени при нагревании (охлаждении), плавлении (кристаллизации), кипении (конденсации).
Описывать:
- наблюдаемые явления превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое.
II уровень
Воспроизводить:
- понятие динамического равновесия между жидкостью и ее паром.
На уровне понимания
I уровень
Приводить примеры:
- агрегатных превращений вещества.
Объяснять на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества и энергетических представлений:
- процессы: плавления и отвердевания кристаллических тел, плавления и отвердевания аморфных тел, парообразования, испарения, кипения и конденсации;
- понижение температуры жидкости при испарении.
Объяснять на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества:
- зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, от рода жидкости, от движения воздуха над поверхностью жидкости;
- образование насыщенного пара в закрытом сосуде;
- зависимость давления насыщенного пара от температуры.
Объяснять:
- графики зависимости температуры вещества от времени при его плавлении, кристаллизации, кипении и конденсации;
- физический смысл понятий: удельная теплота плавления (кристаллизации), удельная теплота парообразования (конденсации).
II уровень
Объяснять:
- зависимость температуры кипения от давления;
- зависимость относительной влажности воздуха от температуры.
Понимать:
- что плавление и кристаллизация, испарение и конденсация — противоположные процессы, происходящие одновременно.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
- строить график зависимости температуры тела от времени при нагревании, плавлении, кипении, конденсации, кристаллизации, охлаждении;
- находить из графиков значения величин и выполнять необходимые расчеты;
- определять по значению абсолютной влажности воздуха, выпадет ли роса при понижении температуры до определенного значения.
Применять:
- формулы: для расчета количества теплоты, полученного телом при плавлении или отданного при кристаллизации; количества теплоты, полученного телом при кипении или отданного при конденсации; относительной влажности воздуха.
II уровень
Применять:
- уравнение теплового баланса при расчете значений величин, характеризующих процессы плавления (кристаллизации), кипения (конденсации).
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Обобщать:
- знания об агрегатных превращениях вещества и механизме их протекания;
- знания об удельных величинах, характеризующих агрегатные превращения вещества (удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования).
Сравнивать:
- удельную теплоту плавления (кристаллизации) и удельную теплоту кипения (конденсации) по графику зависимости температуры разных веществ от времени;
- процессы испарения и кипения.
Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел
I уровень
Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры, объема газа данной массы от температуры (качественно).
Применение газов в технике.
Тепловое расширение твердых тел и жидкостей (качественно). Тепловое расширение воды.
Принципы работы тепловых машин. КПД тепловой машины. Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, холодильная машина. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Основные направления совершенствования тепловых двигателей.
II уровень
Формулы теплового расширения жидкостей и твердых тел.
Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
- физические величины и их условные обозначения: давление (p), объем (V), температура (T, t);
- единицы этих физических величин: Па, м3, К, °С;
- основные части любого теплового двигателя;
- примерное значение КПД двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.
Воспроизводить:
- формулы: линейного расширения твердых тел, КПД теплового двигателя;
- определения понятий: тепловой двигатель, КПД теплового двигателя.
Описывать:
- опыты, позволяющие установить законы идеального газа;
- устройство двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.
II уровень
Называть:
- физическую величину и ее условное обозначение: температурный коэффициент объемного расширения (β);
- единицы физических величин: град-1 или К-1.
Воспроизводить:
- определения понятий: абсолютный нуль температуры.
На уровне понимания I уровень
Приводить примеры:
- опытов, позволяющих установить для газа данной массы зависимость давления от объема при постоянной температуре, объема от температуры при постоянном давлении, давления от температуры при постоянном объеме;
- учета в технике теплового расширения твердых тел;
- теплового расширения твердых тел и жидкостей, наблюдаемого в природе и технике.
Объяснять:
- газовые законы на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества;
- принцип работы двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.
Понимать:
- границы применимости газовых законов;
- почему и как учитывают тепловое расширение в технике;
- необходимость наличия холодильника в тепловом двигателе;
- зависимость КПД теплового двигателя от температуры нагревателя и холодильника.
II уровень
Объяснять:
- связь между средней кинетической энергией теплового движения молекул и абсолютной температурой;
- физический смысл абсолютного нуля температуры.
Понимать:
- смысл понятий: температурный коэффициент расширения (объемного и линейного);
- причину различия теплового расширения монокристаллов и поликристаллов.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
- строить и читать графики изопроцессов в координатах p, V; V, T и p, T.
Применять:
- формулы газовых законов к решению задач.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Обобщать знания:
- о газовых законах;
- о тепловом расширении газов, жидкостей твердых тел;
- о границах применимости физических законов;
- о роли физической теории.
Сравнивать:
- по графикам процессов изменения состояния идеального газа неизменные параметры состояния при двух изменяющихся параметрах.
Электрические явления
I уровень
Электростатическое взаимодействие. Электрический заряд. Два рода электрических зарядов. Электроскоп.
Дискретность электрического заряда. Строение атома. Электрон и протон. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электрического поля. Проводники, диэлектрики и полупроводники.
Учет и использование электростатических явлений в быту, технике, их проявление в природе.
II уровень
Закон Кулона.
Электростатическая индукция.
Лабораторные опыты
I уровень
Наблюдение электризации тел и взаимодействия наэлектризованных тел.
Изготовление простейшего электроскопа.
Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
- физические величины и их условные обозначения: электрический заряд (q), напряженность электрического поля (E);
- единицы этих физических величин: Кл, Н/Кл;
- понятия: положительный и отрицательный электрический заряд, электрон, протон, нейтрон;
- физические приборы и устройства: электроскоп, электрометр, электрофорная машина.
Воспроизводить:
- определения понятий: электрическое взаимодействие, электризация тел, проводники и диэлектрики, положительный и отрицательный ион, электрическое поле, электрическая сила, напряженность электрического поля, линии напряженности электрического поля;
- закон сохранения электрического заряда.
Описывать:
- наблюдаемые электрические взаимодействия тел, электризацию тел;
- модели строения простейших атомов.
II уровень
Воспроизводить:
- определение понятия точечного заряда;
- закон Кулона.
На уровне понимания
I уровень
Объяснять:
- физические явления: взаимодействие наэлектризованных тел, явление электризации;
- модели: строения простейших атомов, линий напряженности электрических полей;
- принцип действия электроскопа и электрометра;
- электрические особенности проводников и диэлектриков;
- природу электрического заряда.
Понимать:
существование в природе противоположных электрических зарядов;
дискретность электрического заряда;
смысл закона сохранения электрического заряда, его фундаментальный характер;
объективность существования электрического поля;
векторный характер напряженности электрического поля (E).
II уровень
Объяснять:
- принцип действия крутильных весов;
- возникновение электрического поля в проводниках и диэлектриках;
- явления: электризации через влияние, электростатической защиты.
Понимать:
- относительный характер результатов наблюдений и экспериментов;
- экспериментальный характер закона Кулона;
- существование границ применимости закона Кулона;
- роль моделей в процессе физического познания (на примере линий напряженности электрического поля и моделей строения атомов).
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
- анализировать наблюдаемые электростатические явления и объяснять причины их возникновения;
- определять неизвестные величины, входящие в формулу напряженности электрического поля;
- анализировать и строить картины линий напряженности электрического поля;
- анализировать и строить модели атомов и ионов.
Применять:
- знания по электростатике к анализу и объяснению явлений природы и техники.
II уровень
Уметь:
- выполнять самостоятельно наблюдения и эксперименты по электризации тел, анализировать и оценивать их результаты.
Применять:
- полученные знания к решению комбинированных задач по электростатике.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Уметь:
- анализировать неизвестные ранее электрические явления;
- применять полученные знания для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.
Обобщать:
- результаты наблюдений и теоретических построений.
II уровень
Устанавливать аналогию:
- между законом Кулона и законом всемирного тяготения.
Использовать:
- методы познания: эмпирические (наблюдение и эксперимент), теоретические (анализ, обобщение, моделирование, аналогия, индукция) при изучении электрических явлений.
Электрический ток
I уровень
Электрический ток. Источники постоянного электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, электролитах, газах и полупроводниках.
Действия электрического тока: тепловое, химическое, магнитное.
Электрическая цепь. Сила тока. Измерение силы тока.
Напряжение. Измерения напряжения.
Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Реостаты.
Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность электрического тока. Счетчик электрической энергии. Закон Джоуля—Ленца.
Использование электрической энергии в быту, природе и технике. Правила безопасного труда при работе с источниками тока.
II уровень
Гальванические элементы и аккумуляторы.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
6. Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных ее участках.
7. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
8. Измерение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра.
9. Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата.
10. Изучение последовательного соединения проводников.
11. Изучение параллельного соединения проводников.
12. Измерение работы и мощности электрического тока.
Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
- физические величины и их условные обозначения: сила тока (I), напряжение (U), электрическое сопротивление (R), удельное сопротивление (#r);
- единицы перечисленных выше физических величин;
- понятия: источник тока, электрическая цепь, действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное);
- физические приборы и устройства: источники тока, элементы электрической цепи, гальванометр, амперметр, вольтметр, реостат, ваттметр.
Воспроизводить:
- определения понятий: электрический ток, анод, катод, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность электрического тока;
- формулы: силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников; сопротивления проводника (через удельное сопротивление, длину и площадь поперечного сечения проводника); работы и мощности электрического тока;
- законы: Ома для участка цепи. Джоуля-Ленца.
Описывать:
- наблюдаемые действия электрического тока.
На уровне понимания
I уровень
Объяснять:
- условия существования электрического тока;
- природу электрического тока в металлах;
- явления, иллюстрирующие действия электрического тока (тепловое, магнитное, химическое);
- последовательное и параллельное соединение проводников;
- графики зависимости: силы тока от напряжения на концах проводника, силы тока от сопротивления проводника;
- механизм нагревания металлического проводника при прохождении по нему электрического тока.
Понимать:
- превращение внутренней энергии в электрическую в источниках тока;
- природу химического действия электрического тока;
- физический смысл электрического сопротивления проводника и удельного сопротивления;
- способ подключения амперметра и вольтметра в электрическую цепь.
II уровень
Объяснять:
- устройство и работу элемента Вольта и сухого гальванического элемента;
- принцип работы аккумулятора.
Понимать:
- основное отличие гальванического элемента от аккумулятора.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
- вычислять неизвестные величины, входящие в закон Ома и закон Джоуля-Ленца, в формулы последовательного и параллельного соединения проводников;
- собирать электрические цепи;
- пользоваться: измерительными приборами для определения силы тока в цепи и электрического напряжения, реостатом;
- чертить схемы электрических цепей;
- читать и строить графики зависимости: силы тока от напряжения на концах проводника и силы тока от сопротивления проводника.
II уровень
Уметь:
- выполнять самостоятельно наблюдения и эксперименты;
- анализировать и оценивать результаты наблюдения и эксперимента.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Уметь:
- применять изученные законы и формулы к решению комбинированных задач.
Обобщать:
- результаты наблюдений и теоретических построений.
Применять:
- полученные знания для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.
Электромагнитные явления
I уровень
Постоянные магниты. Магнитное поле. Магнитное поле Земли.
Магнитное поле электрического тока.
Применение магнитов.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
13. Изучение магнитного поля постоянных магнитов.
14. Сборка электромагнита и его испытание.
15. Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
16. Изучение работы электродвигателя постоянного тока.
Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
- физическую величину и ее условное обозначение: магнитная индукция (В);
- единицу этой величины: Тл;
- физические устройства: электромагнит, электродвигатель.
Воспроизводить:
- определения понятий: северный и южный магнитный полюсы, линии магнитной индукции, однородное магнитное поле;
- правила: правило буравчика, правило левой руки;
- формулы: модуля вектора магнитной индукции, силы Ампера.
Описывать:
- наблюдаемые взаимодействия постоянных магнитов, проводников с током, магнитов и проводников с током;
- опыты: опыт Эрстеда, опыт Ампера.
На уровне понимания
I уровень
Объяснять:
- физические явления: взаимодействие постоянных магнитов, проводников с током, магнитов и проводников с током;
- смысл понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции;
- принцип действия и устройство электродвигателя.
Понимать:
- объективность существования магнитного поля;
- взаимосвязь магнитного поля и электрического тока;
- модельный характер линий магнитной индукции;
- смысл гипотезы Ампера о взаимосвязи магнитного поля и движущихся электрических зарядов.
II уровень
Понимать:
- роль эксперимента в изучении электромагнитных явлений;
- роль моделей в процессе физического познания (на примере линий индукции магнитного поля).
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Уметь:
- анализировать наблюдаемые электромагнитные явления и объяснять причины их возникновения;
- определять неизвестные величины, входящие в формулы: модуля вектора магнитной индукции, силы Ампера, магнитного потока, индуктивности, коэффициента трансформации;
- определять направление: вектора магнитной индукции различных магнитных полей; силы, действующей на проводник с током в магнитном поле;
- анализировать и строить картины линий индукции магнитного поля;
- наблюдать взаимодействие магнитов;
- наблюдать и исследовать действие магнитного поля на проводник с током;
- исследовать зависимость действия магнитного поля катушки с током при увеличении силы тока и при помещении внутри катушки железного сердечника.
Применять:
- знания по электромагнетизму к анализу и объяснению явлений природы.
II уровень
Уметь:
- анализировать и оценивать результаты наблюдения и эксперимента.
Применять:
- полученные знания к решению комбинированных задач по электромагнетизму.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Уметь:
- анализировать электромагнитные явления;
- сравнивать: картины линий магнитной индукции различных полей; характер линий магнитной индукции магнитного поля и линий напряженности электростатического поля; электродвигатель и тепловой двигатель;
-обобщать результаты наблюдений и теоретических построений;
- применять полученные знания для объяснения явлений и процессов.
Резервное время (1 ч)
На данных уроках целесообразно провести итоговое повторение изученного материала и итоговую контрольную работу.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | проверочных работ | контрольных работ | ||
1 | Первоначальные сведения о строении вещества | 3 | 1 | - |
2 | Механические свойства жидкостей, газов и твёрдых тел | 6 | 2 | 1 |
3 | Тепловые явления | 6 | 2 | 2 |
4 | Изменение агрегатных состояний вещества | 3 | 2 | 1 |
5 | Тепловые свойства газов, жидкостей и твёрдых тел | 2 | - | 1 |
6 | Электрические явления | 3 | - | 1 |
7 | Электрический ток | 8 | 3 | 2 |
8 | Электромагнитные явления | 3 | 1 | 1 |
9 | Резервное время | 1 | - | 1 |
Итого: | 35 | 11 | 10 |
Календарно-тематическое планирование по физике для 8 класса
1 час в неделю (всего 35 часов)
№ урока | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | Формы организации учебных занятий и основные виды учебной деятельности | Дом. зад | |||
план | факт. | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Первоначальные сведения о строении вещества (3 ч) | ||||||||
1/1 | Техника безопасности. Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Движение молекул. Диффузия | Учащийся научится: - распознавать диффузию, агрегатные состояния вещества; - анализировать свойства тел, используя основные положения о строении вещества; - различать основные признаки физических моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел. Учащийся получит возможность научиться: Использовать знания о диффузии в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде | П: умение находить, выделять необходимую информацию, структурировать её К: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем Р: умение осознавать уровень усвоения учебного материала | Формирование - самостоятельности в приобретении новых знаний, практических умений, - ценностного отношения к себе о окружающим, к приобретению новых знаний, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры, - уважения к творцам науки и техники | Беседа Индивидуальная | §1-4, задание 1, 2 (1, 4), 3 (1-3) | ||
2/2 | Взаимодействие молекул. Смачивание. Капиллярные явления | Опрос, работа с учебником Индивидуальная | §5, 6, задания 4, 5 | |||||
3/3 | Строение газов, жидкостей и твёрдых тел. Проверочная работа | Опрос, беседа, выполнение заданий РТ Индивидуальная | §7, задание 6 (1), стр. 27-28 р.т. №18, 20, 22 | |||||
Механические свойства жидкостей, газов и твёрдых тел (6 ч) | ||||||||
4/1 | Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе | Научится: - распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний передачу давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел; - анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение. Получит возможность научиться: - использовать знаний о сообщающихся сосудах, гидравлических машинах, атмосферном давлении в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами для сохранения | П: умение переводить текст на знаково-символический язык, структурировать информацию К: Умение строить сотрудничество с учителем и одноклассниками, участвовать в коллективном обсуждении проблем Р: умение прогнозировать результат и уровень усвоения учебного материала; - владение основами самоконтроля и учебной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей | Формирование: - самостоятельности в приобретении новых знаний, практических умений; - ценностного отношения к себе и окружающим, к приобретению новых знаний | Наглядно-объяснительная, выполнение опытов с элементами исследований, работа с учебником Индивидуальная | §8, 9, задание 7, 8 (1-4) р.т. №23, 24 | ||
5/2 | Сообщающиеся сосуды. Гидравлическая машина. Гидравлический пресс. Проверочная работа | Опрос, объяснительно-наглядная работа, работа с учебником, работа у доски Индивидуальная | §10, 11, задание 9, 10. р.т. №40-42 | |||||
6/3 | Атмосферное давление | Наблюдение, обсуждение, выполнение заданий РТ, работа у доски. Индивидуальная | §12, задание 11 (1.2,5-7); р.т. №52-54 | |||||
7/4 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Проверочная работа. Плавание судов. Воздухоплавание | Выполнение опытов с элементами исследований, построение гипотезы. Тестирование Индивидуальная | §13, 14, задание 12 (1-4), 14 | |||||
8/5 | Контрольная работа по теме «Механические свойства жидкостей и газов» | Выполнение заданий контрольной работы Индивидуальная | Стр. 69-71 | |||||
9/6 | Строение твёрдых тел. Кристаллические и аморфные тела. Деформация твёрдых тел. Виды деформации. Свойства твёрдых тел | Анализ ошибок, допущенных в к/р Работа с учебником Исследование Индивидуальная | §15-17, задание 15, 16 (2, 3, 5); р.т. №81 | |||||
Тепловые явления (6 ч) | ||||||||
10/1 | Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии | Научится: распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений; диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; описывать тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, температура, удельная теплоемкость; - соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием Получат возможность научиться: распознавать тепловое равновесие, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение) | П: выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи; - контролировать процесс и результат деятельности К: определять общую цель и пути её достижения Р: - преобразовывать практическую задачу в образовательную; - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи | Формирование: - самостоятельности в приобретении новых знаний, практических умений; - самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | Обсуждение, работа с учебником, выполнение заданий РТ Индивидуальная | §18-20, задание 17 (2,3,5), 18 (1, 2), 19 (1, 3) р.т. №89, 90 | ||
11/2 | Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Проверочная работа | Наблюдение, обсуждение. Тестирование Индивидуальная | §21-23, задание 20 (1.3), 21 (1-3), 22 (3-4) р.т. №101, 104 | |||||
12/3 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Проверочная работа | Опрос. Вывод формул. Тестирование. Решение задач Индивидуальная | §24, задание 23 (1-4), р.т. №113 | |||||
13/4 | Удельная теплота сгорания топлива. Кратковременная контрольная работа (по материалу §24) | Обсуждение. Вывод формулы. Проверка ЗУН учащихся по теме «Количество теплоты. Удельная теплоемкость». Индивидуальная | §25, задание 25(1-3) | |||||
14/5 | Первый закон термодинамики. Решение задач. Повторение и обобщение | Опрос. Обсуждение, работа с учебником, вывод формулы, выполнение заданий РТ Индивидуальная | §26, задание 26 | |||||
15/6 | Контрольная работа по теме «Тепловые явления» | Выполнение заданий контрольной работы Индивидуальная | Р.т. №141, 144, 145 | |||||
Изменение агрегатных состояний вещества (3 ч) | ||||||||
16/1 | Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Испарение и конденсация. Проверочная работа | Научится: распознавать тепловые явления: плавление, кристаллизация; - описывать их, при описании правильно трактовать физический смысл физических величин. Получит возможность научиться: анализировать плавление и отвердевание, используя основные положения; решать задачи, используя формулы, связывающие физические величины | П: умение переводить текст на знаково-символический язык; Умение структурировать информацию К: умение строить сотрудничество с учителем и одноклассниками, участвовать в коллективном обсуждении проблем Р: умение самостоятельно планировать пути достижения цели; Умение прогнозировать результат и уровень усвоения учебного материала; Владение основами самоконтроля в учебной деятельности | Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний, практических умений; Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | Анализ ошибок, допущенных в к/р. Наблюдение, обсуждение, работа с учебником Тестирование Индивидуальная | §27, 28, задания 27(1-4,7), 28 (1-4) | ||
17/2 | Кипение. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха. Решение задач. Проверочная работа | Научатся: Распознавать испарение, конденсацию, кипение, влажность воздуха, поглощение энергии при испарении и выделение её при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления; описывать их, при описании правильно трактовать физический смысл; решать задачи Получат возможность научиться: Анализировать их на основе положений атомно-молекулярного учения о строении вещества; Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях | Наблюдение, обсуждение, работа с учебником, выполнение заданий в РТ Индивидуальная | §29, 30, задание 29 (1,2,4), 30 (1, 2), р.т. №164, 165 | ||||
18/3 | Контрольная работа по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | Решать задачи, используя формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива | Выполнение заданий контрольной работы Индивидуальная | стр. 126-127, задание 29 (5,6) | ||||
Тепловые свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (2 ч) | ||||||||
19/1 | Связь между параметрами состояния газа. Применение газов в технике. Тепловое расширение твёрдых тел и жидкостей | Научатся: описывать тепловые явления; Анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения МКТ и закон сохранения энергии Получат возможность научиться: приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях | П: выбирать наиболее эффективные пути решения поставленной задачи; структурировать информацию; контролировать процесс и результат деятельности. К: определять общую цель и пути ее достижения; Участвовать в коллективном обсуждении проблем Р: умение прогнозировать результат и уровень усвоения учебного материала | Адекватная мотивация учебной деятельности. Умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Анализ ошибок, допущенных в к/р. Обсуждение, работа с учебником, выполнение заданий в РТ Индивидуальная | §31-33, задания 31 (1-3), 33 (3,4), р.т. №174, 178 | ||
20/2 | Принципы работы тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Кратковременная контрольная работа по теме «Тепловые свойства газов, жидкостей и твёрдых тел» | Научатся: описывать тепловые явления, используя физические величины: внутренняя энергия, удельная теплота сгорания топлива, КПД теплового двигателя; При описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; Различать основные признаки строения газов, жидкостей и твёрдых тел Получат возможность научиться: анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения МКТ и закон сохранения энергии; Приводить примеры их практического использования | Обсуждение Тестирование Индивидуальная | §34-36, задания 34 (1-3, 5), 35 (1, 2), р.т. №200 | ||||
Электрические явления (3 ч) | ||||||||
21/1 | Электрический заряд. Электрическое взаимодействие. Делимость электрического заряда. Строение атома | Научатся: распознавать и объяснять на основе имеющихся знаний взаимодействие зарядов, электризацию тел, взаимодействие зарядов Получат возможность научиться: анализировать электромагнитные явления, используя закон сохранения электрического заряда; приводить примеры практического использования электризации, физических знаний о проводниках и диэлектриках | П: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - использовать общие приемы решения поставленных задач К: ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач Р: удерживать познавательную задачу и применять установленные правила; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Адекватная мотивация учебной деятельности. Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний, практических умений | Анализ ошибок, допущенных в к/р Обсуждение. Решение качественных задач о теме урока Индивидуальная | §37-39, задания 36 (3, 4), 37 (2) р.т. №204, 206, 208, 211 | ||
22/2 | Электризация тел. Понятие об электрическом поле. Линии напряженности электрического поля. Проводники и диэлектрики | Опрос. Наблюдение. Опыты. Обсуждение. Выполнение заданий в РТ. Индивидуальная | §40, 42, 43, 45 задание 39 (1-3), 40 (1-3), 43 91, 2) р.т. №225, 229, | |||||
23/3 | Кратковременная контрольная работа по теме «Электрические явления» |
| Выполнение заданий контрольной работы Индивидуальная | Р.т. №248 | ||||
Электрический ток (8 ч) | ||||||||
24/1 | Электрический ток. Источники тока. Действия электрического тока | Научатся: распознавать и объяснять на основе имеющихся знаний электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное) | П: умение переводить текст на знаково-символический язык; Умение структурировать информацию К: умение строить сотрудничество с учителем и одноклассниками, участвовать в коллективном обсуждении проблем Р: умение самостоятельно планировать пути достижения цели; Умение прогнозировать результат и уровень усвоения учебного материала; Владение основами самоконтроля в учебной деятельности | Формирование: - самостоятельности в приобретении новых знаний, практических умений; - ценностного отношения к себе и окружающим, к приобретению новых знаний | Анализ ошибок, допущенных при выполнении к/р. Опыты. Обсуждение. Выполнение заданий в РТ Индивидуальная | §46-48, задание 44 (1-4), р.т. №260, 261, 266, 269 | ||
25/2 | Электрическая цепь. Сила тока. Амперметр. Проверочная работа | Научатся: составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр) | Опрос. Работа с учебником. Построение схем электрических цепей Тестирование Индивидуальная | §49, 50, задание 46(1.4), 47 (2, 3, 5), р.т. №273, 275, 286 | ||||
26/3 | Электрическое напряжение. Вольтметр. Проверочная работа | Тестирование Обсуждение Индивидуальная | §51, задание 49, р.т. №287, 288, 291, 292 | |||||
27/4 | Сопротивление проводника. Закон Ома для участка цепи. Проверочная работа. Расчёт сопротивления проводника. Реостаты. | Научатся: анализировать свойства тел. электромагнитные явления и процессы, используя закон Ома для участка цепи, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием Получат возможность научиться: решать задачи, используя закон Ома для участка цепи | Опыты. Наблюдение. Обсуждение. Выполнение заданий в РТ. Тестирование Индивидуальная | §52, 53, задания 51 (1-3), 52 (2-4), р.т. №296, 302, 313, 320 | ||||
28/5 | Последовательное соединение проводников. | Исследовательская Индивидуальная | §54, задание 53 (1-4), р.т. №324, 325 | |||||
29/6 | Параллельное соединение проводников. | Исследовательская Индивидуальная | §55, задание 54 (1-3), р.т. №330 | |||||
30/7 | Кратковременная контрольная работа. Мощность электрического тока. Работа электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. | Научатся: рассчитывать мощность электрического тока; определять работу электрического тока, применять закон Джоуля – Ленца при решении задач Получат возможность научиться: приводить примеры практического использования физических знаний о мощности и работе электрического тока | Выполнение заданий контрольной работы. Опыты. Наблюдение. Обсуждение Индивидуальная | §56, 57, задание 55 (1-3), 56 (1-5), р.т. №338. 342, 348 | ||||
31/8 | Контрольная работа по теме «Электрический ток» | Выполнение заданий контрольной работы Индивидуальная | Задание 56 (6), р.т. № 341, 343, 346 | |||||
Электромагнитные явления (3 ч) | ||||||||
32/1 | Постоянные магниты. Магнитное поле. Магнитное поле Земли. Магнитное поле электрического тока | Научатся: распознавать и объяснять на основе имеющихся знаний взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу; соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием Получат возможность научиться: анализировать наблюдаемые электромагнитные явления и объяснять причины их возникновения; определять неизвестные величины, входящие в формулы: модуля вектора магнитной индукции, силы Ампера, магнитного потока, индуктивности, коэффициента трансформации; исследовать зависимость действия магнитного поля катушки с током при увеличении силы тока и при помещении внутри катушки железного сердечника. Применять знания по электромагнетизму к анализу и объяснению явлений природы. | П: выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности К: определять общую цель и пути ее достижения; формулировать собственное мнение и позицию Р: преобразовывать практическую задачу в образовательную; использовать установленные правила в контроле способа решения задачи | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку; Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | Анализ ошибок, допущенных при выполнении к/р. Опыты. Наблюдение. Обсуждение. Индивидуальная | §58-61, задание 57 (1,3), р.т. №352, 358, 364, 367 | ||
33/2 | Применение магнитов. Проверочная работа. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель | Тестирование. Исследовательская. Обсуждение. Индивидуальная | §62-64, задание 59, р.т. №372, 374, 378, 382, 386 | |||||
34/3 | Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления» | Выполнение заданий контрольной работы Индивидуальная | Стр. 279-281 | |||||
Резерв учебного времени (1 ч) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по физике для индивидуального обучения на дому
Календарно-тематическое планирование по физике для индивидуального обучения на дому...
Рабочая программа учебного курса по физике для 9 класса (обучение на дому)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и а...
Планирование по физике с учащимися, обучающимися на дому
Представлено КТП для занятий по физике с учащимися-надомниками (9 класс) из расчета 0,5 ч в неделю...
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» в соответствии с ГОС (ФК) уровень среднего общего образования (7-9 классы) (индивидуальное обучение на дому по медицинским показаниям)
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» в соответствии с ГОС (ФК) уровень среднего общего образования (7-9 классы) (индивидуальное обучение на дому по медицинским показаниям) расчитана на 104 ...
рабочая программа и планирование "Обществознание" 8 класс, учебник Соболева О.Б
Настоящая рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 8-х классов общеобразовательной школы. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (ос...
Рабочая программа + тематическое планирование. МАТЕМАТИКА 5 класс МЕРЗЛЯК
Рабочая программа и поурочное планирование учебного материала. МАТЕМАТИКА 5 класс. Мерзляк...
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы»,
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Фи...