Реализация предмета ОДНКНР по адаптированной программе слабослышащих и глухих обучающихся
статья
Целью курса ОДНКНР мы является воспитание толерантного активного гражданина, которому не безразлична судьба своей страны, который будет готов к конструктивному и корректному общественному поведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_v_shkole_dlya_detey_s_ovz.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация ОДНКНР по адаптированной программе слабослышащих обучающихся.
В России стал ощущаться недостаток принимаемых сознательно большим числом ее граждан правил и принципов жизни, согласия в вопросах конструктивного и корректного общественного поведения, а кроме этого, отсутствие творческих ориентиров в смысле их жизни.
Ценности человека складываются в неформальных сообществах, семье, трудовых и иных коллективах, в сфере СМИ, отдыха, искусства и пр.
Образованию отведена ведущая роль в духовно-нравственном усилении общества в России, его сплочении перед лицом внутренних и внешних вызовов.
В области основного общего образования развитие и воспитание личности протекает системно, глубоко и последовательно. Школа в России сегодня обязана стать главным фактором, который обеспечивает социальную и культурную модернизацию социума.
С 1 сентября 2015 года все общеобразовательные организации Российской Федерации перешли на новые образовательные стандарты основного общего образования. Стандарты продиктовали необходимость организации изучения основ духовно-нравственной культуры народов России (далее – ОДНКНР).
Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Таким образом, выбор способа реализации предметной области ОДНКНР отнесен к компетенции образовательной организации.
Для понимания того, как реализуется предмет ОДНКНР в связи с вступлением ФГОС ООО в школе, где обучаются глухие и слабослышащие дети, хотелось бы остановиться на собственном педагогическом опыте.
В нашей школе учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется на основе авторской программы курса «История и культура Санкт-Петербурга» под редакцией Ермолаевой Л.К., адаптированной с учетом особенностей глухих и слабослышащих детей.
Для данной категории детей характерны: недоразвитие речи, трудности в составлении самостоятельных дилогических и монологических высказываний, преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим, недостаточный уровень развития словесной памяти и другие.
Средством обучения является учебник- Л.К. Ермолаевой «Санкт-Петербург – город-музей. для учащихся 5го класса». Данный курс тесно связна с изучением таких предметов как «Всемерная история», «Литература», «Обществознание», «Изобразительное искусство».
Цель программы «Духовно- нравственные традиции петербуржца» соответствует целевым установкам курсов «Основы духовно-нравственных культур народов России» и «История и культура Санкт-Петербурга», а именно:
- создать условия для формирования ценностных ориентаций учащихся, воспитания у подростков мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурной специфики Санкт-Петербурга и уважении духовно-нравственных традиций народа.
- пробуждать интерес к культуре других народов, формировать такие личностные качества, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.
Задачи курса представлены на слайде:
- углубление и расширение представлений школьников о том, что общероссийские национальные ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через региональные (городские) и семейные традиции, религиозные верования местного населения;
- развитие у учащихся представления о Санкт-Петербурге как хранителе культурных и духовных ценностей России;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- воспитание ценностного отношения к культурному наследию города, уважения к землякам и представителям разных культур;
- формирование представления об объектах культурного наследия города (памятниках, зданиях, традициях) как источниках наших знаний о Петербурге и России; развитие визуальной и исследовательской культуры школьников, умения «считывать» информацию, заключенную в памятниках прошлого;
- становление активной жизненной позиции, желания принять участие в социально-значимых акциях, ориентированных на поддержание духовных традиций Петербурга.
При обучении слабослыщаших и позднооглохших школьников важным блоком задач, являются задачи коррекционной направленности, обусловленные особенностями данной категории обучающихся.
Слабослышащие дети имеют свои, свойственные только им особенности в развитии речевой и мыслительной деятельности. В связи с этим усвоение знаний требует специальной коррекционной работы, использования в образовательном процессе специальных задач, методов и приемов.
Назову некоторые из них:
Коррекция и развитие речи, развитие языковой способности; совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся;
развитие речевого слуха,
формирование произношения на материале уроков, закрепление навыков устной речи, контроль за реализацией произносительных возможностей и исправление допускаемых ошибок;
Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
В этом учебном году курс ОДНКНР изучают два класса, которые обучаются по программе для слабослышащих и позднооглохших детей.
Для максимального включения в урок всех детей класса, которые имеют разный уровень общего и речевого развития, с учетом программных требований, разработаны речевые наглядные опоры в виде образцов высказываний, которые помогают детям овладевать и пользоваться спонтанной лексикой. Для учащихся, испытывающих особые трудности при усвоении новых знаний, разрабатывается помощь в виде табличек для индивидуального пользования, используется дифференцированный подход. Во всех возможных случаях применяется разноуровневый подход, в том числе в составлении контрольных работ.
Наглядный материал организован так, чтобы увеличивать уровень самостоятельности более сильных обучающихся, но в то же время помогать слабым детям.
В качестве примера реализации данного курса хотелось бы подробно остановиться на одном из уроков в 5 б классе по теме «Всемирное наследие». Цель урока: познакомить обучающихся с городскими объектами, которые представляют ценность для Всемирного наследия.
Задачи урока представлены на слайде:
Подвести к пониманию «ЮНЕСКО», «Всемирное наследие».
Развивать способность формулировать мнение, логическое и абстрактное мышление, познавательный интерес. Расширять представление детей об окружающим мире, понимание ценности объектов города имеющих ценность для всего мира.
Продолжать развитие умений извлекать и элементарно анализировать информацию из анимированных объектов компьютерной презентации, оценочных и речевых умений;
Учить работать с терминами, систематизировать информацию.
Развивать способность формулировать мнение, логическое и абстрактное мышление, познавательный интерес. Расширять представление детей об окружающим мире, понимание ценности объектов города имеющих ценность для всего мира.
Развивать разговорную и связную речь обучающихся на материале урока.
Контролировать звукопроизносительную сторону речи на уроке. Контроль правильного произношения дежурных звуков .
Развивать речевой слух на материале фраз разговорно- обиходного характера и материале .
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать и находить на карте объекты культурного наследия города, понимать их ценность для всего мира;
-уметь находить нужную информацию в тексте учебника;
- применять основные культурологические термины и понятия по изучаемой теме;
2) Метапредметные:
а) Коммуникативные: формулировать свою точку зрения, уметь слушать своих одноклассников;
б) Познавательные: с помощью учителя искать и выделять необходимую информацию по теме.
в) Регулятивные: структурировать найденную информацию, обобщать факты и явления, давать определения понятиям.
3) Личностные:
обеспечивать понимание значимости достижений архитектурных объектов в исторической части города, как культурное многообразия мира, гордиться историческим наследием Санкт-Петербурга.
Далее работа строится по плану урока:
Организация начала урока, в которую включены вопросы о числе, о дне недели, названии урока по расписанию. Далее следует установка на работу и качество речи обучающихся (работайте…, думайте, отвечайте…., слушайте… ).
Проверка домашнего задания. (ребятам был предложен список архитектурного наследия города, было необходимо выбрать и посетить 1 объект, а также составить сообщение или мини-проект о истории его создания и культурном значении; это связано с тем, что категория наших детей встречая памятники архитектурного наследия города, не всегда представляют себе их мировую ценность и могут даже не знать название)
Изучение новой темы.
Выполнение заданий.
Рефлексия.
На каждом этапе учитель использует экран для развития речевого слуха и внимания.
В течении всего урока учитель требует от учеников воспроизведение услышанной речи учителя за экраном и речи своих одноклассников. Так же на всех этапах учитель производит коррекцию звукопроизношения и грамматического оформления высказывания (искажение, замены звуков, пропуски или замены окончаний, предлогов).
На уроке используются следующие виды работ:
1.Работа с текстом. Важно отметить, что все тексты, с которыми предстоит работать ученикам, предварительно адаптируются учителем, поскольку они недоступны для полноценного понимания всеми учащимися.
При работе с текстом важно не допускается механическое прочтение текста! Во избежание этого обучающимся задаются вопросы, уточняющие содержание прочитанного: о чем вы прочитали? Что вы поняли? Что нового вы узнали из прочитанного? В чем заключается главная мысль?
Работа с текстом строится следующим образом:
Дается установка:
-Будем читать текст и отвечать на вопросы.
Дети читают, а затем внимательно вместе с учителем и одноклассниками отвечают на вопросы.
Возможен вариант, когда учитель дает установку, прочитать о конкретном персонаже, объекте, событии. Например: «Найдите и прочитайте о детстве Петра I.» Такое выборочное чтение способствует более осмысленному и глубокому пониманию содержания текста.
Так же возможен вариант опережающего чтения при объёмных текстах, параграфах. Чтобы у детей сложилось целостное представление о каком –либо объекте, на уроке необходимо при выборочном чтении более сжато и конкретно раскрывать тему, выполнять задания по тексту и таким образом выстраивать грамотный вывод.
Эффективной является ОПЕРЕЖАЮЩАЯ СЛОВАРНАЯ РАБОТА на карточках (например: подчеркнуть, выделить, термины, понятия, слова, которые вызывают у ребенка затруднения для понимания). На уроке это позволяет детям более осмысленно проработать незнакомые термины вместе с учителем. Это формирует у ребенка мотивацию к пониманию новых незнакомых слов в ходе словарной работы на уроке.
2. Кроме работы с текстом, на данном уроке использовалась работа над предложением. Это необходимо для того, чтобы ребенок, выстраивая самостоятельное высказывания, не пропускал значимые ключевые термины, грамотно выстраивал собственные высказывания, формулировал свою мысль, делал обобщающие выводы.
деформированное предложения
дополнение предложений
работа по вопросной схеме предложения
исправление ошибок в предложении (как в содержании, так и в грамматическом оформлении)
Чтобы формулирования учащимися вывода по теме учитель предлагает детям вопросную схему для составления им самостоятельного обобщающего высказывания (например, расскажите, что такое ЮНЕСКО? для этого используйте вопросную схему: что? что делает? кто? кого? зачем?). Ребенок должен используя текст, словарь (в котором могут быть даны слова только в начальной форме), или с помощью учителя (слова даются на слух-за экраном), или по памяти (возможно из домашнего задания) построить самостоятельное высказывание.
3. Работа с картой, а именно историческим центром города, использовался на включение имеющихся знаний для достижения цели урока. Дети вспоминали, какие достопримечательности им знакомы из жизни, чтобы связать такое абстрактное, труднодоступное понятие, для ребенка с нарушением слуха и речи, как ЮНЕСКО, связывали его с тем, что они уже видели и знают.
Этот вид работы был направлен на расширение представлений детей об окружающим мире и понимание ценности объектов города имеющих ценность для всего мира. А так же на повышение активности обучающихся и использовался в качестве физ.минутки.
4. Далее следует рефлексия в ходе которой происходит закрепление полученных знаний (при помощи игры: «да-нет» и выводы в конце урока).
Важно отметить, что на всех этапах урока, при применении всех видов работ использование НАГЛЯДНОСТИ является обязательным, в связи с преобладанием наглядного-образного мышления над словесно-логическим у детей, особенностями развития зрительной памяти. Схемы, опорные таблицы, иллюстрации и другие виды наглядности наводящие на образы позволяют быстрее и легче анализировать, систематизировать и оречевлять информацию по теме урока.
Сейчас хотелось бы продемонстрировать вам небольшие видеофрагменты урока, о котором я рассказывала, поскольку моё выступление имеет ограниченные временные рамки.
По окончанию курса ОДНКНР мы предполагаем воспитать толерантного активного гражданина. Которому не безразлична судьба своей страны, который будет готов к конструктивному и корректному общественному поведению.
Человека, который стремится к созданию полной семьи, общественно-полезной деятельности, испытывает уважение и чувство благодарности к институтам, которые воспитали в нем правильные личностные ценности и ориентиры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по математике для обучающихся 10 - 12 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДанная Адаптированная программа по математике для 10-12 классов составленаВалах Е.В., разработана на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII ...
Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся (с внешней рецензией).
Данный материал содержит титульный лист, паспорт и внешнюю рецензию на "Программу организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающи...
Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Материал содержит титульный лист, внешнюю рецензию и паспорт программы....
Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Материал содержит титульный лист, внешнюю рецензию и паспорт программы....
Рабочая адаптированная программа по музыке для обучающихся с ОВЗ ТНР (5.1)
Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка» (4 класс) учащихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это рабочая программа по предмету, адаптированная для обуче...
Адаптированная программа по литераруре для обучающихся с ОВЗ 8 класс (индивидуальное обучение).
Адаптированная программа по литературе для обучающихся с ОВЗ 8 класс (индивидуальное обучение). Составила учитель русского языка и литературы Е.Ф. Платонова....
Эффективное использование наглядности в формировании лексического навыка у слабослышащих и глухих обучающихся при обучении английскому языку
Владение иностранными языками определяет кругозор и общий культурный уровень личности. Знание иностранного языка приобретает все большее значение. Особое место принадлежит английскому языку, ставшему ...