Путешествие в историческое прошлое города Нижнеудинска.Купечество города.
материал
Общешкольное клубное мероприятие имеет цель- приобщение детей к историческому прошлому города Нижнеудинска, знакомство с некоторыми купцами, их продукцией, домами, часть из которых сохранена.Интересная форма подачи материала, использование театрализованной деятельности, стихов собственного сочинения педагога привлекут внимание, позволят добиться поставленной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshcheshkolnoe.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Общешкольное (7 -9 классы) клубное мероприятие «Путешествие в историческое прошлое города Нижнеудинска».
Купечество города Нижнеудинска.
Цель: Познакомить детей с некоторыми купцами города, товарами, их магазинами.
Приобщать детей к историческому прошлому города, воспитывать чувство патриотизма, любви, гордости к малой родине.
Развивать интонационную выразительность речи, интерес к театрально- ролевой деятельности, прививать интерес к стихосложению, развивать речь, все виды памяти.
В зале сидит «бабушка» в кресле, рядом- внучка.
-Бабушка, а бабушка!
-Что внученька?
-Тебе сколько лет?
- Да 100 минет скоро, в следующий обед.
- Как жила ты, бабушка, расскажи
Все поведай внучке, ничего не утаи.
-Да стара я, внученька, памяти уж нет
Прожила на свете я очень много лет.
Было много горести, было много бед,
Было много радости- это не секрет!
Начну рассказ свой с младости,
С самых ранних лет!
Посмотри- ка , внученька,
Ты в альбом,-
Много фотографий увидишь в нем!
( рассматривают альбом)
Городок купеческий был у нас,
Расскажу, как жили мы без прикрас!
Папа наш торговал,
Себя купцом он называл.
-А кто такой купец?
Купец- торговый человек, Себя работой утруждал, Товарами, продуктами, Мехами и посудой Весь Нижнеудинск он снабжал! К упцы имели гильдии Их было ровно три. Вот самые богатые- Входили в первую они. Торговали не скупясь Заграничными товарами И ,конечно же, свои вывозили из страны. Так вот, папа наш торговал, Себя купцом он называл. .Дружная, хорошая была наша семья. Много друзей среди взрослых и детей Было у меня!( рассматривает в альбоме рисунок семьи купца) Иногда сижу я и предо мной Как живые все купцы встают Одной стеной. Славное купечество, достаток и покой Люди эти бравые всегда со мной! Хочешь, моя внученька, В старину далекую Возьму тебя с собой? Бабушка, бабушка, я с тобой пойду! Можно, я детей наших с собой возьму? В оспитатель :»Давайте, ребята, и мы с вами отправимся в путешествие в прошлое нашего города, познакомимся с его купечеством. И так, по тропе истории вглубь пойдем, до времен купечества мы дойдем. Многое про них узнаем, многое- поймем.» Бабушка рассматривает альбом… Знаменитые купцы были в городе у нас, Торговали не скупясь. Магазин большой имели, Да без дела не сидели! Выходит «купец Метелев» -Себя представить я хочу, Я- Метелев купец, Друзья мои, я- молодец! Торгую я чем захочу: Есть пряники, вино, конфеты, Есть ткани, парфюмерия, Колбасы, сыр, котлеты. Игрушки-елки и шары, И кружево, и ювелирные дары. Широк ассортимент товара.
Усилий приложил для этого немало.
Построил крепкий магазин,
Подвалы в нем соорудил,
Товаров всяких навозил,
Всех горожан я удивил!
И компаньон есть у меня,
Мы с ним как дружная семья,
Торгуем вместе-будь здоров!
Его фамилия-Щелкунов.
Входит «Щелкунов»
- Да, друг мой
Вот еще чем знаменит-
От прибыли своей часть денег отделит,
И деньги эти, в поселение Тулун
На нужды он училища пошлет.
Скажите, кто его поймет?
Но все ж благое дело Метелева ждет-
Его деяния запомнит наш народ!
Внучка держит в руках свой альбом.В нем- современные фотографии магазинов.
-Бабушка, я знаю этот дом!
Дом детского творчества находится в нем! Показ фото. Можно использовать и мультимедиа, сделав презентацию магазинов.
Воспитатель доба вляет, что этот магазин знаменит своими подвалами, которые до сих пор прекрасно сохранились. Ледники, сделанные из камня, создавали прекрасный температурный режим .Стены выложены из дерева, которому больше 100 лет, они еще простоят века, потому что сделано все прочно, добротно.
В годы Великой Отечественной войны здесь еще хранили капусту, огурцы, которые засаливали для города и нужд военного госпиталя.
Бабушка, листая свой альбом - Гляди-ка, внучка, вот купец
Он шоколадный был творец!
Выходит «купец Котков»
-Я купец Котков,
И хоть немало мне годков,
Придумал шоколадный шар,
В него сюрприз я положил,
В бумажку все я завернул,
Надежду в чудо всем вернул!
Еще- являюсь меценатом,
Даю я деньги школе, детям бедным, не богатым!
Воспитатель: «Дети очень любили продукцию этого магазина. Он сохранился до сих пор. Показ фото или презентации. Все новое- это хорошо забытое старое. Как сейчас называют эти шоколадные сюрпризы? Что в них кладут? Да, и сейчас, и тогда детям было интересно: что же внутри? Тогда чаще всего в тонкую бумагу клали колечко, брошку или наперсток .Фамилия кондитера Котков. Посмотрите, как одет купец? (Кафтан, рубаха, жилет, яловые сапоги)
Бабушка и внучка:
-Листаем дальше свой альбом.
Что интересного увидим в нем?
-Вот, внучка, познакомить с ним тебя хочу,
Ему любое блюдо по плечу!
Выходит «купец Ратте»
-Я , Ратте, тоже я купец,
Ну чем же я не молодец?
Какое дело у меня?
Расскажет вывеска моя,
На ней веселая свинья,
А вот продукция моя: Торгую я окороками , Колбасами и потрохами,
Есть буженина, сало «шпик»,
Рулет мясной- ну, это просто шик!
Ведь во дворе коптильня у меня!
Зайдите, буду рад я всем, друзья!
Даю продукты я в кредит,
Да я ведь многим знаменит!
Все в городе со мной знакомы,
Продукция моя вкусна, нужна
Ну кто же с этим спорит?!
Воспитатель:» К сожалению, дома с вывеской « Колбасная» , уже не существует. Сейчас на том месте, на пересечении улиц Гоголя и Ленина, стоит аптека №19.Примечательно, что приказчики ко всем покупателям относились одинаково внимательно и учтиво, вне зависимости от достатка и положения. М ожно было купить много мясной или колбасной п родукции, а при недостатке средств- тонень кий кусочек продукции, который буквально
«светился»
-Любимец деток- кондитер Ло-Ла- Янь,
Учтив и вежлив он, ты только глянь!
Появляется «купец Ло- Ла-Янь»
Да, я кондитер Ло-Ла-Янь.
Придешь в мой магазин,
Не будет денег, времени тебе не жаль!
Ты посмотри! Шедевры оцени!
Купи, до дому донеси,
Гляди, какая красота!
Все могут руки-мастера!
Пирожные и торты, и вафли есть, и хворост.
Воздушные и легкие, вкусные! Красивые! Ничем не заменимые! А чем еще я знаменит?
Тем, что принимаю я заказ,
И вы в назначенный мной час
В мой магазинчик приходите-
Пирожное, тортик получите
И свой заказ мне оплатите!
Воспитатель:»Тот магазин жив и сейчас,
Есть фото у меня для вас!»
Бабушка, смотря в альбом
- А этот, ох, богатый был купец!
Выходит «купец Васильев».
Васильев, первой гильдии купец!
Торгую я продуктами,
Есть мясо, колбаса и вкусный холодец!
Купил я мельницу, мелю на ней пшеницу.
Мне- отдыхать? Лениться?
Ну, это не годиться!
Еще работники мои
Из кожи сделают и седла, и сбруи.
Богат, конечно, я друзья…
Но в том заслуга есть моя!
Сложивши руки не сижу,
Весь день работаю, «кручусь»…
И очень мало сплю.
Живем мы дружною семьей,
Есть дом большой , Богатство, мебель, Есть в семье покой. -Бабушка, магазин Васильева знаю я!
В него ходят все мои друзья!
В народе « первый номер» называется,
Действительно, он первым и является!
Воспитатель»Интересен магазин своими подсобными помещениями, расположенными в ограде магазина. Это постройки из толстых сосновых бревен, которые простояли больше 100 лет и совсем не подвержены разрушению .До сих пор используются для хранения товаров.
-Внученька. а внученька, устала я… Разговор наш долгий остановить пора.
Но как хочется мне, милая,
О многом рассказать…
-Хочется о многом мне,
Бабушка, узнать!
Не порвется, внученька, связь времен
Если помнишь прошлое-
Оно всегда с тобой!
Воспитатель «Сегодня мы совершили небольшой экскурс в историю нашего города., познакомившись с некоторыми из купцов. А их было более 20.А сейчас я хочу узнать, стали ли вам близки фамилии купцов? Узнай купца.
1.Кто придумал шоколадный шар?
В него сюрприз он завернул
Надежду в чудо всем вернул?
И сколько б не прошло годков
Мы будем знать фамилию…(Котков)
2.Коптильню в городе имел, Торг вел окороками,
Колбасами и потрохами,
Давал товары он в кредит,
Был в городе он очень знаменит! Фамилия-…( Ратте )у него, Всем надо брать пример с него!
3.Два компаньона, друга два.
Торгуют всем они, друзья!
В продаже- пряники, вино, конфеты,
И ткани, парфюмерия,
Колбасы, сыр, котлеты,
Игрушки-елки и шары…
Скажите, дети, кто они?
Торгуют в паре-будь здоров!
Фамилии их-…(Метелев и Щелкунов)
4.Богатый, 1-ой гильдии купец,
Скажите, что за молодец?
Торг свой продуктами ведет,
Он никогда и никого не подведет.
Фамилия простая у него,
Купец…(Васильев) величать его!
5.Кто был кондитером у нас?
К то торты делал- высший класс?
Вкусна его продукция, красива очень! Глянь!
Фамилия кондитера…(Ло-Ла-Янь)
Воспитатель «Беседы в нашем клубе будут продолжаться, мы многое узнаем о жизни, традициях разных слоев общества нашего города. Ведь зная историю, свои корни, мы с уверенностью можем смотреть в будущее. Действительно, без прошлого нет будущего !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Память об историческом прошлом – это свойство души человека»
Итоговое занятие цикла классных часов "И славе русского солдата в веках сиять", в ходе которого обучающиеся класса знакомились с памятными местами родного края. Занятие в форме презентации мини-исслед...
мастер-класс элективного курса "Историческое прошлое России в художественных кинофильмах"
В рамках предпрофильной подготовки девятиклассники осуществляют занятия на элективных курсах. Одним из курсов по выбору является курс по истории: "Историческое прошлое России в художественных кинофиль...
Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"
Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины"....
М.Ю.Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"- поэма об историческом прошлом России.
В презентации к уроку предложена сравнительная характеристика героев произведения....
"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" «Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века в поэме».
Читая «Песню про купца Калашникова», мы переносимся в глубокую старину Руси XVI века во времена Ивана Грозного...
Урок – путешествие. ФГОС Тема: Путешествие в прошлое. (Из истории возникновения города Астрахани.)
Интегрированный урок по ФГОСу....
«Историческая правда и художественный вымысел в героической повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» через сравнение с историческим прошлым своего края»
http://урок по серии литературы "Тарас Бульба"...