Занятия по лечебной физкультуре в коррекционных школах
статья
В коррекционной школе лечебная физкультура должна базироваться на патологической анатомии и физиологии в единстве с физической культурой и являться лечебно- педагогическим процессом, решающим присущие ему задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lfk_publikatsiya_poyas._zap.docx | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лечебная физическая культура – научно-практическая медицинская дисциплина, освещающая теоретические основы и методы практического использования средств физической культуры при лечении различных заболеваний.
В коррекционной школе VIII вида ЛФК должна базироваться на патологической анатомии и физиологии в единстве с физической культурой и являться лечебно-педагогическим процессом, решающим присущие ему задачи. ЛФК признано восстанавливать нарушенное здоровье, ликвидировать сформировавшуюся неполноценность физического и психического развития, содействовать биологической и социальной адаптации к социальной жизни.
Среди различных средств реабилитации детей с нарушениями осанки основным средством коррекции является гимнастика т.к. только с помощью гимнастики можно создать хороший мышечный корсет. Активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создадут мышечный корсет, и только активные упражнения сформируют правильный динамический стереотип, доведут до автоматизма привычку к рациональному положению различных звеньев тела в пространстве.
В лечебных целях используются физические упражнения, входящие в основную гимнастику, в подвижные игры, прикладные и спортивные упражнения, и имеющие специальное лечебное значение пассивные, рефлекторные и корригирующие упражнения. Подбор упражнений строится на основе рекомендаций и заключений врача, которые фиксируются в листке здоровья в классных журналах и личных медицинских картах учащихся.
Как показала многолетняя практика, в нашей коррекционной школе VIII вида наиболее эффективны и применяемы корригирующие упражнения, направленные на исправления различных деформаций грудной клетки, позвоночника и стоп. Коррекция отдельных деформаций может вызвать затруднение деятельности органов дыхания, кровообращения. Поэтому необходим тщательный выбор исходных положений и методик проведения занятий в целях сведения к минимуму такого влияния.
Значительное место должны занимать дыхательные упражнения, позволяющие нормализовать механику дыхания, укрепить дыхательные мышцы, улучшить подвижность грудной клетки и диафрагмы, ликвидировать застойные явления в легких.
Ходьба, бег, метание, прыжки, лазание, ползание восстанавливает вегетативно-трофическую способность, общую выносливость и общую тренированность организма.
На занятиях ЛФК широко используются подвижные и спортивные игры. Положительные эмоции повышают эффект лечебного влияния значительно больше, чем аналогичные по интенсивности гимнастические упражнения.
В основном занятия ЛФК проводятся в связи с имеющимися, у подавляющего большинства учащихся, нарушениями осанки опорно-двигательного аппарата, дыхания с преимущественным применением корригирующих упражнений, подвижных и спортивных игр.
В начальной школе процессы формирования организма носят особенно интенсивный характер и требуют более внимательной коррекции появляющихся дефектов.
В целом программа по ЛФК условно делится на два периода: подготовительный – 1 четверть и основной 2-3-4- четверти с соблюдением одного из основных дидактических принципов - постепенности, где осуществляется переход от менее к более сложным и трудным упражнениям и играм.
Однако, крайне незначительное число занятий ЛФК - всего 34 урока в год не может дать необходимого лечебного эффекта.
В связи с этим учителя нашей школы интегрируют ЛФК в учебные уроки физкультуры, используют индивидуальный подход к каждому учащемуся, нуждающемуся в лечебной физкультуре.
Цель программы:
-всестороннее физическое развитие личности; обеспечение комплексного подхода к развитию у детей моторных, умственных, социально-бытовых навыков и содействия их социальной адаптации средствами физической культуры, повышение двигательной активности и мобильности учащихся средствам ЛФК.
Задачи:
-повышение физиологической активности систем организма;
-совершенствование прикладных и жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;
- развитие основных физических качеств;
-обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью;
-формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья.
Средства, используемые для реализации программы:
-основное средство физического воспитания – физические упражнения.
На уроках применяются следующие методы обучения:
- практический метод (разучивание по частям);
- игровой;
- соревновательный;
- метод наглядного восприятия.
Формы обучения:
-разучивание двигательного действия под контролем учителя;
-совершенствование двигательного действия.
Кроме того, важным средством для воспитания навыков правильной осанки является слово. Слово способствует сознательному отношению к выполнению тех задач, которые должны быть решены на занятиях ЛФК. Профессор А.Н. Крестовников писал: «Словесные указания педагога являются раздражителем более сильным, чем условные и безусловные раздражители, представленные потоком проприорецепторных импульсов от работающих мышц к нервным центрам». Поэтому работа на занятиях не только лечебный , но и педагогический процесс, имеющий своей целью доведение до сознания ребенка понятия о правильном соотношении отдельных частей тела с последующим закреплением соответствующего положения через зрительный контроль и мышечно-суставное чувство.
ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Ученики должны знать:
- простейшие правила личной гигиены, режим дня;
- правила поведения во время занятий;
- правила сохранения осанки;
- название спортивного инвентаря, видов спорта.
Ученики должны уметь:
- Выполнять упражнения для различных групп мышц, на координацию движений;
- Владеть основами саморегуляции (напряжение и расслабление);
- Выполнять дыхательную гимнастику для профилактики заболеваний;
- Выполнять упражнения на коррекцию плоскостопия и осанки;
- Игры с элементами коррекции.
Программа по ЛФК составлена на основании:
-Приказа Министерства Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/ 2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
- Учебного плана ГБС(К)ОУ школы № 46 Калининского района
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией Л.Б. Баряевой. Санкт-Петербург 2011 год.
Используемая литература:
- Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа, учебно-методическое пособие для преподавателей под общей редакцией С.П. Евсеева, Санкт-Петербург 2003 г.
- Лечебная физическая культура. Справочник под редакцией профессора В. А. Епифанова. Москва «Медицина» 1987 г.
- Потапчук А.А., Клочкова Е.В., Щедрина Т.Г. Физкультурно – оздоровительные технологии при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей, Санкт- Петербург 2004 г.
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л, Б, Баряевой. Санкт-Петербург 2011 год.
- Яшин Э. Эффект качелей, ФМС № 7, 1989 г.
- П.И. Готовцев. Лечебная физкультура и массаж. Москва «Медицина» 1987 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окрытый урок по физкультуре в коррекционной школе
Техника выполнения кувырка вперёд, стойка на лопатках....
Особенности проведения занятий по лечебной физкультуре в коррекционных Образовательных Учреждениях
Лечебная физкультура применяется в лечении самых различных заболеваний. Её воздействие на организм человека, тем более ребенка с врожденными нарушениями здоровья носит неоценимый характер. Противопока...
лечебная физкультура в коррекционной школе
Рабочая программа составлена на основе «Программно- методического обеспечениия 3-го урока физической культуры (ЛФК) для учащихся 1 – 5 классов «Специальной (коррекционной) общеобразо...
лечебная физкультура в коррекционной школе
Рабочая программа составлена на основе «Программно- методического обеспечениия 3-го урока физической культуры (ЛФК) для учащихся 1 – 5 классов «Специальной (коррекционной) общеобразо...
открытое занятие по лечебной физкультуре--5 -6 класс
занятие поводится как с большими мячами,так и с баскетбольными мячами....
Конспект занятия по лечебной физкультуре.
Конспект занятия по лечебной физкультуре "Корекция осанки и пласкостопия"...
Актуальность использования коррекционных занятий по лечебной физкультуре в коррекционной школе
Актуальность использования коррекционных занятий по лечебной физкультуре в коррекционной школе...