Сюжетно-ролевая игра "Пятерочка"
методическая разработка
Предлагаемая сюжетно-ролевая игра направлена на социализацию детей с умственной отсталостью и может быть рассмотрена как структурная часть программы по профориентационной подготовке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pyatyorochka.docx | 87.22 КБ |
Предварительный просмотр:
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
Магазин
Цель: развивать интеллектуальные и творческие способности у обучающихся.
Задачи:
1.Способствовать проявлению у обучающихся активности, творчества и самостоятельности.
2.Развивать игровой опыт.
3.Закреплять предметные и сенсорные представления о предметах: форма, цвет, величина, название, свойства, принадлежность и материал предмета.
4.Формировать в группы по признаку предмета.
5.Формировать представления о профессиях: продавец, кассир, директор, администратор, охранник.
6.Формировать понятия взаимоотношений специалистов (работников магазина).
7.Формировать представления и понятия «покупатель - продавец».
8.Развивать умения обучающихся описывать внешний вид товара: цвет, форму;
вкус; места произрастания фруктов, овощей и ягод; учить правильно понимать и пользоваться обобщающими словами.
9.Обогащать словарный запас: вежливые обороты речи, объяснительная речь
10.Формировать личностные качества обучающихся.
11.Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Кассовый аппарат, весы, игровые «деньги», рекламные вывески, ценники, чеки, кошельки, тележки, сумки, витрина, товар, одежда для сотрудников, бейжики и т.д.
*Дидактические и развивающие игры по темам: «овощи», «фрукты», «одежда», «обувь», «игрушки», «транспорт».
*Муляжи овощей и фруктов ,игрушки ,одежда и обувь разных фасонов, размеров и назначений.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ:
1.Знакомство с ситуациями в магазине по иллюстрациям (действия продавцов, кассиров, покупателей).
2.Обследование картинок и иллюстраций, показывающих работу персонала.
3.Знакомство с видами магазинов. Особенности работы продавцов (продавец магазина тканей, сувениров, обуви, посуды).
4.Беседы с обучающимися (что можно рассказать, видя предмет)?
5.Театрализованные сюжеты по профессиям: покупатель, продавец, директор, товаровед, кассир, грузчик, уборщица и т.д.
а). Покупатель приходит в магазин. Беседует о качестве и использование товара и т.д., расплачивается деньгами с кассиром, получает чек и сдачу. Уходит.
б). Директор магазина организует работу сотрудников , подписывает необходимые документы, работает согласованно с товароведом. Проверяет работу всех сотрудников магазина.
в). Товаровед делает заявки на товар, рекламирует его, помогает сложить товар в корзины и разложить по нужным местам, проверяет ценники, качество товара, проводит акции( скидки).
г). Кассир: берет деньги и выдает чек, проверяет, весь ли товар оплачен, дает сдачу.
д). Водитель : привозит товар , вручает накладную на доставленный товара товароведу или заведующему, подписывает накладную.
е). Грузчик: разгружает товар и отвозит его на склад. Помогает продавцам распределить товар по отделам.
Игра начинается с одного отдела (посуда), формируем у обучающихся алгоритм действий, постепенно добавляем другие отделы: овощной , молочный, обувной…
ХОД ИГРЫ.
Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить, —
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в… (магазин).
Учитель: Ребята, сегодня мы открываем новый магазин.
Как вы думаете, что для этого нужно?
Дети: помещение, касса, сотрудники, витрины, товар.
Учитель: открыть магазин очень сложно, но мы с вами готовы - помещение есть, оборудование есть, витрины полны товара. Сотрудники могут работать.
А кто управляет всеми сотрудниками?
У директора заботы,
Всех других важней забот.
Как приходит на работу,
Так пошел круговорот.
Дети: Директор.
Учитель: Каким должен быть директор?
Дети: Вежливым, внимательным, ответственным.
Учитель: Кто будет в нашем магазине директором?
Мы выбираем – Диму, почему?
Дети: Он внимательный, умный.
Она товары продает,
С ними чек всегда дает. (Кассир)
Учитель: Кто будет в нашем магазине кассиром? Каким должен быть кассир?
Дети: Он должен хорошо считать и быть очень внимательным.
Учитель: Мы выбираем - Катю.
У нее есть на прилавке
Куклы, мячики, булавки,
Обувь – справа , ткани - слева,
Чашки - на витрине.
Она словно королева
В каждом магазине! (Продавец)
Нужно выбрать продавца. Каким должен быть продавец?
Дети: Должен быть вежливым, все знать о товаре.
Учитель: Кто будет продавцом? Мы выбираем Лену.
У входа в магазин стоим
И за порядком здесь следим,
Чтоб хулиганов не пускать
И безопасность соблюдать. /Охранник/
Теперь выбираем охранника.
Каким должен быть охранник?
Дети: Должен быть внимательным, вежливым, сильным, смелым.
Учитель: Кто будет охранником? Мы выбираем Костю.
Мы выбрали основных сотрудников магазина.
Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? /Покупатель/
Учитель: Покупателями будут Света, Антон,Даша,Алиса.
Все готово для игры. Желаю удачи!
Администратор приглашает всех покупателей в магазин.
Рассказывает об отделах в магазине (посуда, сувениры, продуктовый отдел), о товаре, предлагает купить.
Охранник стоит у входа в магазин, следит за порядком.
Игра начинается ...
Для игры используются навыки, полученные при предварительной, театрализованной работе . Каждый играющий выбирает себе роль и выполняет её в соответствии с алгоритмом.
Игра заканчивается - сотрудники наводят порядок на рабочем месте, охранник закрывает магазин, включает сигнализацию.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Учитель: Ребята, вам понравилась игра «Магазин»? Как вы считаете, все ли работники магазина справились со своими обязанностями, покупатели довольны?
Вы хотите еще поиграть? Обязательно будем играть и каждый из вас выберет себе новую роль.
Молодцы! Всех поздравляю!
Дальше так держать желаю,
Дружно умными расти,
Свою профессию найти.
Специалистом стать отменным,
Сможете вы непременно!
Учитель:
Петкевич Любовь Анатольевна
Дополнительный материал по теме: «магазин «ПЯТЕРОЧКА»
*Всем зарплату начисляет.
С калькулятором весь день
И не знает слово "лень". (Бухгалтер)
*Чтоб товары закупить,
Лучшие на свете,
Чтобы радовались им
Взрослые и дети.
В магазине есть эксперт,
Звать его … (товаровед).
*И журнальчик, и газету
Продавец продаст мне эту.
В теремке своём сидит,
Сквозь окошечко глядит. (Киоскёр)
*Носит он тяжёлые грузы,
Будь-то мебель иль арбузы.
Утром ведь он рано встал,
За день очень он устал.
«Дайте кто-нибудь мне стульчик»
– Скажет вам уставший… (грузчик)
*Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? (Покупатель)
*За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьет – кассир.
*Здесь деньги принимают, и чек нам отбивают - кассир.
*Его дело охранять, рядом быть и защищать. (Охранник)
*Она рубль бережет - копейка.
*В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем - деньги.
*За прилавком магазина, где красивая витрина,
Покупателей он ждет и товары продает.- Продавец.
*Кто товары продает-молоко, сметану, мед.- Продавец.
*Мы заходим в магазин.
Человек там есть один,
Нам подскажет, что купить,
Сколько нужно заплатить?
Кто же этот молодец?
Ну, конечно—продавец.
*Целый день он напролет нам товары продает.
Купим мед мы и ватрушки,
Куклы, шарики, хлопушки,
Шоколад и леденец, нам продаст их - продавец.
*На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец предлагает - продавец.
*Чтоб товары закупить, лучшие на свете,
Чтобы радовались им взрослые и дети.
В магазине есть эксперт,
Звать его - товаровед.
*В этой сумочке живет Звонкая монета.
Как для денег домик звать?
Жду от вас ответа. /Кошелек/.
*Обычно из кожи
Шьют этот предмет.
То есть в нем монеты,
То их уже нет. /Кошелек/.
*Чтоб в магазине расплатиться смог,
Возьми с собой с деньгами...кошелек.
*В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. /Деньги/
*Здесь деньги принимают
И чек нам отбивают. Кассир.
*Мы пошли купить продукты:
Молоко, сметану, фрукты.
На кассу все несем в корзине.
Мы в продуктовом.магазине.
В магазине "Хозтовары"
Мы купили в выходной
Мыло, порошок и губки.
В сумке все несем домой.
* Есть она у кенгуру и коалы,
Есть и у папы, есть и у мамы.
Животные деток в ней могут носить,
А люди продукты домой приносить. /сумка/.
Игра: Выбирается продавец. На столе картинки с изображениями фруктов, ягод или овощей. «Покупатель» подходит к картинкам и не называя фрукты/овощи, описывает то, что хотел бы купить. Например: «Я хочу купить фрукт. Он круглый, бывает красного, желтого и зеленого цветов. Растет в саду. Из этого фрукта можно сварить варенье и компот, можно использовать как начинку к пирогу-Что за фрукт?-(Яблоко).
«Покупатель» должен так описывать картинку, чтоб «продавец» понял, какие фрукты или ягоды хочет купить покупатель.
По этому принципу могут быть проведены игры: Магазин «Овощи-фрукты». Магазин «Посуда». Магазин «Игрушки» и т.д.
Лото «Магазин». «Найди лишнее», «Выбери по характеристикам». «Что изменилось?»
БЕЙДЖИ
ДИРЕКТОР: ДИМА | КАССИР: КАТЯ | ПРОДАВЕЦ: ЛЕНА | ОХРАННИК: ДИМА |
КАССА |
ПРИЕМ ТОВАРА |
ЗАКРЫТО |
ОТКРЫТО |
ОБЕД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно - ролевая игра "Ателье мод".
Нетрадиционный урок технологии для 7 класса (2 часа)...
Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.
данный материал содержит выступление на муниципальных педагогических чтениях. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки...
Сюжетно ролевой урок " Путешествие в страну дрожных знаков"
Урок физкультуры для 1 классов...
Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема: Сюжетно-ролевая игра «Лесные сказки»
Конспект урока-занятия для детей и подростков с тяжелыми нарушениями интеллекта и сопутствующей патологией....
Внеклассное занятие по развитию речи и слуха с элементами сюжетно-ролевой игры «Магазин»
Тема: сюжетно-ролевая игра «Магазин» Цель:1. Активизировать жизнь детей.2. Развивать речь и слуховое восприятие.3. Во...
Конспект Сюжетно-ролевого урока по физической культуре для учащихся 5 классов
Ознакомление учащихся с символикой Олимпийских игр и легкоатлетическими видами спорта....
музыкальная сюжетно - ролевая игра "На золотом крыльце сидели"
музыкальная сюжетно - ролевая игра предназначена для детей старших групп и их родителей. ...