План логопедического сопровождения обучающихся в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ.
учебно-методический материал
Цели, задачи, этапы логопедического сопровождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедическое сопровождение. Проект. | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План логопедического сопровождения обучающихся в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Составила учитель-логопед МДОУ «ЦРР - детский сад №6»
Демина Ирина Валентиновна
В настоящее время в современных социально-экономических условиях отмечается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными различным генезом.
В связи с этим обстоятельством данную категорию детей интегрируют и инклюзируют в общеобразовательную среду нормально развивающихся сверстников.
Процессы инклюзии и интеграции предполагают разную степень включенности детей с ОВЗ в образовательный процесс.
Задачей совместного образования является обеспечение качества и доступности образовательных услуг для всех категорий детей.
Для решения этой задачи необходимо создать специальные условия в образовательной организации, важнейшим из которых является скоординированная совместная работа педагогов.
Как показывают исследования, большая часть обучающихся с ОВЗ имеют нарушения в развитии речи. Вследствие чего в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение, являющееся важной частью коррекционно-развивающей работы.
Особенностями работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования называем:
* диагностические мероприятия, направленные на выяснение характера нарушений речевой деятельности ребенка, используя специальные методики;
* составление плана индивидуального развития, образовательного маршрута, определение причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями;
* специфичность работы учителя-логопеда в условиях логопункта, где находятся разные категории детей с ОВЗ;
* необходимость учета наиболее пострадавшего компонента речи (например при тугоухости — фонематическое восприятие, при дизартрии — звукопроизношение, при алалии — словарь и т.д.);
* лабильность целевых методических установок в соответствии с этапами речевого развития;
* учет возраста ребенка и определение организации, формы работы и привлекаемого материала;
* использование нестандартных подходов, индивидуальных программ, инновационных технологий, учитывающих индивидуальные особенности состояния детей с ОВЗ.
Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ — определение наиболее успешных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, позволяющие адаптировать и интегрировать его в социум.
Для достижения данной цели определяются задачи логопедического сопровождения:
- развитие общего речевого уровня обучающегося;
- создание речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по письму, развитию речи и другим предметам;
- успешная социализация детей.
Деятельность логопеда по индивидуальному сопровождению детей с ОВЗ включает в себя ряд последовательных этапов:
1 этап — диагностика особенностей речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
2 этап — разработка индивидуальной карты речевого развития ребенка;
3 этап — составление совместных с психологом, медицинским работником и другими специалистами рекомендаций по развитию речи детей с ОВЗ;
4 этап — организация индивидуальной и групповой логопедической работы с детьми, нуждающимися в коррекции речи;
5 этап — мониторинг речевого развития каждого ребенка с ОВЗ, имеющего проблемы логопедического характера.
Основные направления логопедического сопровождения.
Диагностическое направление позволяет выявить характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик. Так, беседа с ребенком показывает наличие диалогической и монологической речи, характер владения грамматическими конструкциями, качество словарного запаса, общее звучание речи, тембр, интонированность, темпо-ритмическую структуру, состояние звукопроизношения и т.д.
Далее обследуется словарный запас, отмечаются качественные параметры состояния лексического строя родного языка детей с ОВЗ.
Обследование структуры грамматического строя речи определяет адекватное понимание и реализацию в речи различных типов грамматических отношений.
Обследование связной речи предполагает анализ качественности составления ребенком различных видов рассказов.
Обследование фонетических и фонематических процессов показывает состояние звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического восприятия и слуха, а также навыка звукового анализа и синтеза.
На диагностическом этапе изучается состояние пространственно-зрительных ориентировок и моторно-графических навыков.
В процессе обследования детей с ОВЗ применяется несколько дифференцированных схем диагностики в соответствии с возрастом ребенка и состоянием его базовых коммуникативно-речевых навыков.
Коррекционно-развивающее направление логопедического сопровождения.
На данном этапе оказывается специализированная помощь в освоении содержания образования и коррекция имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения.
В зависимости от уровня речевого развития осуществляется квалифицированное коррекционное построение процесса.
Обучение детей не владеющих фразовой речью (первый уровень речевого развития) предполагает развитие понимания речи и подражательной речевой функции. Обязательно идет работа над развитием памяти, внимания, логического мышления, целостного восприятия, устойчивого внимания. Также включаются развитие и совершенствование моторно-двигательных навыков, профилактика нарушений эмоционально-волевой сферы.
Обучение детей с начатками фразовой речи (второй уровень речевого развития) заключается в развитии понимания речи, активизации речевой деятельности и развитии лексико-грамматической стороны, самостоятельной фразовой речи с правильным грамматическим оформлением, совершенствовании звукопроизношения и слоговой структуры слов. Системность подхода в преодолении речевого дефекта предусматривает также формирование психофизиологических возможностей ребенка.
Обучение детей с развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического недоразвития (третий уровень речевого развития) включает в себя совершенствование понимания речи, работу по дифференциации оппозиционных звуков речи, закрепление навыков звукового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты, развитие лексико-грамматических средств языка и работу над слоговой структурой многосложных слов.
Обучение детей с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи (четвертый уровень речевого развития) предусматривает совершенствование лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной развернутой фразовой речи, совершенствование связной речи, совершенствование звукопроизношения и фонематического восприятия и слуха, овладение навыками письма и чтения.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Консультативное направление логопедического сопровождения обеспечивает непрерывность коррекционного процесса детей с ОВЗ с помощью информирования семей в вопросах реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
В рамках данного направления разрабатываются индивидуальные рекомендации для каждого ребенка с учетом речевого дефекта, особых образовательных потребностей и логопедического заключения. Проводится консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми с ОВЗ. Оказывается консультативная помощь педагогам и родителям (законным представителям) в вопросах предупреждения и преодоления нарушений речи у детей с ОВЗ.
Информационно-просветительская работа направлена на повышение уровня компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка всех участников образовательного процесса. Здесь используются различные формы данной деятельности (семинары, беседы, печатные материалы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса и сопровождения детей с речевыми нарушениями. Также проводятся тематические выступления для педагогов и родителей по разъяснению причин речевых нарушений и методах их коррекции с учетом индивидуально-типологических особенностей развития детей с различными видами нарушений.
Логопедические компетенции являются важной составляющей в работе педагогов, дефектологов, психологов, так как речевые нарушения наблюдаются чаще всего у аномально развивающихся детей, чем у нормотипичных.
Наиболее актуальными проблемами логопедического сопровождения считаются:
— ранняя профилактика, прогнозирование, выявление и устранение нарушений;
— творческая и практико-ориентированная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС;
— обеспечение преемственности в логопедической работе медицинских, дошкольных и школьных учреждений;
— недостаточное освещение в методической литературе вопросов логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа педагогического сопровождения семьи в образовательном учреждении
Программа педагогического сопровождения семьи в образовательном учреждении...
Статья "Проблема профессионального самоопределения и формирования жизненных планов старшеклассников , обучающихся в образовательных учреждениях интернатного учреждения"
Данная статья была опубликована в сборнике " Вопрсы социализации, воспитания, образования детей и молодежи" (выпуск 7 часть) 3. Основная цель сборника – интеграция межвед...
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР.
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР....
Статья "НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА" (из опыта работы)
В статье рассматривается значение ресурсного центра в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности организации логопедического сопровождения обучающихся....
« Программа логопедического сопровождения обучающегося 2 «Д» класса (ОВЗ) как часть адаптированной образовательной программы».
Индивидуальная программа для младшего школьника с нарушением ОДАПрограмма коррекции звукопроизношение младших школьников с ОВЗ (ЗПР)Программа внеурочных коррекционных логопедических занятий с обучающи...
Работа с предлогами в системе логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
В данных методических рекомендациях даны практические задания и занимательные упражнения, направленные на формирование пространственного представления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллект...
Трудности адаптации, социализации и постинтернатного сопровождения и поддержки выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают быть одной из самых уязвимых...