Программа педагогического сопровождения семьи в образовательном учреждении
статья на тему
Программа педагогического сопровождения семьи в образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_semi_v_obrazovatelnom_uchrezhdenii.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа педагогического сопровождения семьи
в образовательном учреждении
Парфенова И.Г., учитель русского языка и литературы, зам.директора по УВР ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово
Введение
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: благополучной или неблагополучной.
Педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача в работе с семьей группы риска - это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная» или семья «группы риска».
Проблема исследования: существующая потребность разработки программы педагогической поддержки семьи.
Объект исследования: процесс поддержки неблагополучных семей, работа педагога с неблагополучными семьями.
Предмет исследования: программа педагогического сопровождения семьи в образовательном учреждении.
Цель исследования: теоретически разработать программу педагогического сопровождения семьи.
Задачи исследования:
- изучить состояние исследуемой проблемы семейного неблагополучия в психолого-педагогической литературе;
- подобрать диагностический инструментарий изучения семейного неблагополучия;
- создать условия для применения эффективных педагогических средств поддержки неблагополучных семей;
- разработать педагогические средства сотрудничества с неблагополучными семьями.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ документов, синтез, обобщение.
2. Программа работы с семьей в образовательном учреждении.
2.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы «Педагогическое сопровождение семьи».
Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием базируются на положении о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях. Изменения в российском обществе, связанные, прежде всего, с приоритетом интересов личности, вызывают изменения в социальном заказе общества школе. Школа XXI века определяется развитием в обществе следующих факторов:
- высокой технологии;
- информативности;
- интернационализации;
- антропологического подхода к формированию личности школьника.
Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка, подростка является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное уч- реждение». Чем теснее будет связь семьи и школы, тем полновеснее будет отдача от проводимых реформ.
В современном обществе школа становится все более открытой социально- педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.
Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным, поскольку разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса духовно-нравственной и со- циокультурной сфер современного общества.
Известно, что проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро: демографы, социологи, культурологи, психологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Кризисное состояние современной семьи – социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, ждущая помощи.
Кризисные явления в жизни семьи многообразны.
1) Разрушены нравственные представления о браке и семье.
2) Повреждены устои семьи, утрачен традиционный уклад семейной жизни. 3) Утрачено традиционное восприятие родительства и детства, увеличивается количество беспризорных детей, социальных сирот.
4) Утратилось традиционное понимание семейного воспитания. Родители за- частую проявляют неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспи- тания в разные периоды детства.
5) Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
- велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмо- ционально-волевого развития и поведения;
- нарушены процессы формирования нравственной сферы, что приводит к культу жестокой силы, господства материальных ценностей над духовными; - распространяются алкоголизм, наркомания, проституция, криминал в дет- ской и подростковой среде и т.д.
6) Система общественного воспитания и образования не может в одиночку изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традицион- ных ценностей семьи.
2.2. Системный поход к решению проблемы семейного воспитания
В условиях кризисного положения современной семьи решить проблемы семейного воспитания невозможно за счет разрозненных и эпизодических мер.
Возможный выход из сложившейся кризисной ситуации – содействовать укреплению семьи посредством:
1) восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;
2) возрождения отечественной культурно-исторической и религиозных тра- диций;
3) творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи;
4) формирования системы социально-педагогической и духовно- нравственной поддержки семейного воспитания.
Решение выдвинутых задач в большой степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности, от общей педагогической культуры родителей и всего социума. Необходим комплексный, системный подход, а также программная форма организации и управления работой по социальной поддержке и педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей. Поднять педагогическую культуру населения, улучшить семейное воспитание призвана система педагогического сопровождения семьи и всеобуча родителей. Педагогическое сопровождение семьи необходимо осуществлять на различных уровнях взаимодействия государства и общества с семьей. В частности – на уровне общеобразовательного учреждения. Это позволит воспринимать не только ребенка, но и семью в целом в качестве реального субъекта воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого общеобразовательным учреждением. Целями деятельности образовательного учреждения по педагогическому сопровождению семьи названы: содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания детей, выработка единого взгляда школы и семьи на сущность процесса воспитания с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
Основная идея программы образовательно-воспитательного взаимодействия семьи и школы: каждый ребенок – личность, и в то же время каждый ребенок требует сохранения индивидуальности в процессе обучения и воспитания. Чтобы программа взаимодействия школы и семьи способствовала повышению эффективности учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом, необходимо:
- определить основные направления взаимодействия школы и семьи;
- разработать прогностическую модель выпускника школы, которая позволит существенно повысить научную аргументированность решения самых разно- образных вопросов, прежде всего, вопросов преемственности воспитания в семье и образовательном учреждении с целью эффективного развития и об- разования учащихся;
- определить уровни реализации программы взаимодействия школы и семьи; - определить возможные ее составляющие;
- разработать этапы внедрения программы в практику образовательного уч- реждения;
- выявить проблемы процесса взаимодействия образовательного учреждения и семьи, определить профессиональные, а также личностные запросы педаго- гов школы, родителей, учащихся;
- спланировать методическую и научно-исследовательскую деятельность различных звеньев и структур школы, учреждений дополнительного образо- вания по решению проблем и в соответствии с запросами школы и семьи;
- разработать систему стимулов этой деятельности.
Современная школа ставит своей целью обеспечить: доступность, эффективность, качество образования, развитие гармоничной, разносторонне развитой личности, способной к самореализации, сотрудничеству с людьми разных мировоззренческих взглядов.
Педагогический родительский всеобуч способствует практической реализации современной модели личности выпускника, вооружению родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей, обеспечивает единство воспитательных воздействий школы и семьи, обобщает и распространяет положительный опыт воспитания, предупреждает родителей от наиболее распространенных ошибок, привлекает их к активному участию в воспитательной работе.
Назначение программы взаимодействия семьи и школы в том, чтобы создать воспитательно-образовательную среду, где высокое качество воспитания и обучения сочетается с педагогически грамотным учетом возможностей каждого школьника и его семьи, его индивидуальных особен- ностей, где обеспечиваются условия для раскрытия способностей каждого ученика, его социальной адаптации к условиям современной жизни.
Программа взаимодействия общеобразовательной школы и семьи:
1. Обеспечивает гибкое удовлетворение образовательных и воспитательных запросов и потребностей обучающихся и их родителей.
2. Обеспечивает реализацию идей, как базового образования, так и образова- ния по возможностям, способностям, интересам обучающихся.
3. Создает психологическую, комфортную воспитательно-образовательную среду для общего, интеллектуального, нравственного развития личности, для самостоятельного, осознанного выбора в школе, в семье, в социуме в целом.
Учителя и родители обучающихся средней общеобразовательной школы являются непосредственными субъектами образовательного процесса, а родители, кроме того, – еще и одним из заказчиков образовательных услуг.
Роли родителей в семье по отношению к детям-ученикам различны: для родителей начальной школы больше свойственна роль попечителя и руководителя, а для старшей школы более характерна роль товарища – помощника.
Родители учеников, обучающихся в основной школе, часто совмещают обе эти роли. Сами родители зачастую заинтересованы в установлении тесного контакта со школой, так как прекрасно понимают трудности воспитательного процесса, связанные чаще всего со сложностями переходного возраста (возрастов), которые на различных этапах переживают их дети.
В последнее время обострилась проблема взаимоотношений родителей и общеобразовательного учреждения (школы), это является, по мнению многих ученых-исследователей и педагогов-практиков, проявлением взаимодейст- вия-конфликта между профессиональной (учителя, администратора) и не- профессиональной (родителей) частью педагогического сообщества. Разли- чия во взаимодействии этих двух групп по отношению к воспитательному процессу определены и по характеру построения и отношения контроля и от- ветственности. Так, например, педагоги отчитываются перед государством, и, фактически, перед родителями, а родители, по существу, свободны от юридической и административной ответственности перед школой. Еще одно отличие проявляется в том, как эти группы относятся к построению и резуль- татам образовательного процесса: педагогический коллектив школы, в пер- вую очередь, заинтересован в успешности данного образовательного процес- са в целом, в рамках класса и школы, а родители заинтересованы в успешно- сти, в первую очередь, своих собственных детей.
Отбор материала для программы родительского всеобуча осуществлен по ряду принципов:
1) родительское образование базируется на изучении психолого- педагогических особенностей личности ребенка, знание которых является несомненной ценностью для образования родителей;
2) материал, отобранный для изучения, доступен родительскому восприятию, соответствует интересам родителей и возрастным особенностям их детей;
3) учебные занятия с родителями соответствуют образовательным целям оп- ределенного раздела программы, способствуют решению обозначенных в программе задач;
4) программы родительского всеобуча предполагают вариативность исполь- зования.
Вариативность реализуется за счет:
- права выбора руководителем общеобразовательного учреждения той или иной вариативной программы (ряда программ) и технологии социально- педагогического сопровождения семей в вопросах воспитания;
- возможности создания собственной авторской программы занятий с роди- телями каждым педагогом, специалистом, предполагающим осуществлять ту или иную форму родительского всеобуча, исходя из потребностей и задач конкретного образовательного учреждения;
- содержания процесса повышения социально-педагогической компетентно- сти родителей учащихся разных возрастных групп;
- построения программы каждой формы родительского всеобуча таким обра- зом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемый учебный материал;
- использования различных форм образования родителей в условиях общеоб- разовательного учреждения;
- методики проведения учебных занятий родительского всеобуча, в зависи- мости от профиля и квалификации специалиста, проводящего занятия, и принципов, положенных им в основу цикла или отдельной встречи с родите- лями.
Для реализации программы обоснованы следующие технологии организации родительского всеобуча:
– непрерывное психолого-педагогическое сопровождение процесса семейно- го воспитания на разных стадиях развития семьи и ребенка;
– привлечение, по возможности, всех членов семьи к участию в занятиях с использованием методик интерактивного включения родителей в решение учебных и жизненных задач;
– привлечение родителей к активной деятельности в рамках школьного само- управления;
– активизация участия детско-родительской общественности во внутришко- льных и районных просветительских и досуговых мероприятиях.
Весь корпус учебного материала программе компонуется вокруг центральных проблем, основанных на закономерностях развития ребенка в разные периоды детства и соответственно распределенных по разделам (классам). Такое построение программы обеспечивает последовательность изучения воспитательных явлений, обобщения, закрепления и углубления психолого-педагогических знаний родителей. Также это обеспечивает формирование у родителей навыков: педагогического взаимодействия с детьми, анализа типичных проблем детско-родительских взаимоотношений и коррекции собственной родительской позиции при решении этих проблем, с целью профилактики девиантного поведения у детей и создания единого воспитательного пространства «семья – образовательное учреждение».
Освещая основные задачи и содержание семейного воспитания, школа вооружает родителей конкретными методами и приемами воспитательной работы с детьми с учетом особенностей формирования личности на каждом возрастном этапе, специфических воспитательных средств, которыми располагает семья.
Суть программы заключается в том, что самые эффективные средства воспитания в семье – это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоцио- нально-нравственный климат. Особую роль в этом плане приобретают такие категории, как уважение к традициям семьи, к матери, к отцу, к старшему поколению.
В основу методики семейного воспитания положена идея о необходимости разумного сочетания целенаправленного руководства развитием разных типов активности ребенка с включением каждого учащегося в активную творческую деятельность разного плана (занятия техническим и художественным творчеством, физической культурой и спортом и т.п.). Стиль воспитания в семье определяется преобладанием тех или иных методов воспитания, однако важно в каждой семье учитывать возрастные особенности детей, связанные с переходом от детства к отрочеству, от отрочества к юности. Поэтому в программе делается акцент на необходимости организовывать воспитание с учетом психофизического развития и духовно-нравственного становления детей.
Формы проведения занятий родительского всеобуча разнообразны: лекции, семинарские занятия, конференции, «круглые столы», деловые игры, экскурсии, индивидуальные беседы и консультации.
Особая роль при любой форме организации родительского всеобуча отводится социологическим опросам, анкетированию и тестированию учащихся, педагогов и родителей. Поэтому предполагается регулярно проводить социологические и психологические исследования и изучать уровень достижений учеников, что поможет администрации школы корректировать движения в общей воспитательной работе (при формировании учебных программ, курсов, при осмыслении, на какую поддержку родителей можно рассчитывать).
Психологическая служба школы проводит совместно с родителями диагностику стиля воспитания в семьях, осуществляет на основании полученных данных индивидуальные консультации для родителей (по проблемам взаимоотношений детей и родителей, учеников и учителей, родителей и педагогов) с целью реальной коррекции этих взаимоотношений во время учебных занятий с родителями. Кроме того, классный руководитель совместно психологом Центра «Семья» в течение года будет проводить тематические практикумы для родителей, способствующие про- филактике и преодолению психологических и педагогических проблем в се- мье и школе.
Таким образом, функции школьной социально-психологической службы в процессе образования родителей и интегрирования семьи и школы заключаются в:
- квалификации школьных и семейных проблем;
- оценке состояния психических процессов ребенка и системы социальных связей, в которых он находится;
- во владении экспресс-методиками для диагностики и коррекции семейных отношений.
Результаты педагогического сопровождения семьи и родительского всеобуча во многом зависят от того, насколько тщательно и продуманно ведется подготовка занятий, насколько разнообразны формы и методы их проведения, своевременна информированность родителей о днях и темах занятий.
Можно выделить семь направлений системы работы по педагогическому сопровождению семьи (организации родительского всеобуча, в частности): I. Содержательное направление, включающее разработку содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимой педагогической компоненты в практику современного семейного воспитания.
- Социально-педагогическое направление, предполагающее реализацию системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей (семьям, переживающим разные периоды раз- вития; семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи; семьям группы риска, неблагополучным, асоциальным семьям).
III. Программно-структурное направление, предполагающее разработку со- держания педагогического сопровождения семейного воспитания в рамках последовательных этапов:
1) просвещения родителей;
2) организации совместной деятельности семей.
IV. Направление кадрового обеспечения системы, предполагающее психоло- го-педагогическое сопровождение семейного воспитания.
V. Организационно-правовое направление, оценивающее и реализующего возможности включения мер по просвещению родителей и поддержке се- мейного воспитания в различные существующие и вновь создающиеся про- граммы регионального, муниципального и школьного уровней. В рамках это- го направления деятельности осуществляется разработка собственных про- грамм, созвучных содержанию региональных программ развития образова- ния, различных социальных программ, комплексных программ патриотиче- ского и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи и т.п.
VI. Управленческое направление, позволяющее подготовить, привлечь к ра- боте и объединить в решении общих задач содействия восстановлению куль- туры семейного воспитания все службы и отдельных специалистов, рабо- тающих с родителями (и семьей в целом) в конкретном образовательном уч- реждении, при содействии учреждений здравоохранения, культуры, социаль- ной защиты.
- Цели и задачи программы
Цель программы: содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, восстановлению традиционного уклада жизни.
Достижение цели предполагает решение системы задач организационно-управленческого, информационно-просветительского и содержательного характера.
I. Организационно-управленческий блок задач:
1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение развития системы поддержки семейного воспитания.
2. Управление программой по педагогическому сопровождению семьи.
II. Информационно-просветительский блок задач:
1. Ознакомление родителей с содержанием программы поддержки семейного воспитания.
2. Организация системы конкретных мер по просвещению семей в вопросах развития и воспитания детей.
3. Планирование и реализация работы по психолого-педагогическому, меди- цинскому, культурологическому просвещению специалистами.
III. Содержательный блок задач:
1. Научно-методическое обеспечение содействия семейному воспитанию.
2. Разработка ценностно-значимого содержания семейного воспитания с уче- том социокультурных и культурно-исторических традиций, а также совре- менных проблем и особенностей развития общества.
2.4. Оценка эффективности программы педагогического сопровождения семейного воспитания.
Осуществление программы предполагает:
- снижение остроты проявления кризиса семьи, укрепление института семьи, возрождение и сохранение лучших отечественных традиций семейного воспитания;
- активизацию педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов по работе с семьей;
- создание активно действующей, работоспособной системы поддержки се- мейного воспитания.
2.5. Этапы реализации программы
1 этап – диагностико-конструирующий:
- Создание пакета нормативных документов.
- Подбор диагностических материалов для определения актуальных проблем семейного воспитания.
- Диагностика проблем детско-родительских отношений.
- Изучение нормативных документов, опыта работы с родителями в других регионах.
- Разработка, экспертиза и корректировка программы педагогического сопро- вождения семейного воспитания в образовательном учреждении.
- Создание рабочей группы и координационного совета по реализации про- граммы.
- Совершенствование работы университета психолого-педагогических зна- ний для родителей.
Предполагаемый результат:
- Разработка и рецензирование программы.
- Создание координационного совета по реализации программы.
- Создание диагностической базы для социально-педагогического и психоло- го-педагогического мониторинга семейного воспитания учащихся ОУ.
- Проведение семинаров для различных категорий педагогических работни- ков по проблемам семейного воспитания.
2 этап – этап реализации программы педагогического сопровождения семьи:
- Проблемный анализ состояния психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания.
- Внедрение программы педагогического сопровождения семейного воспита- ния в ОУ
- Внедрение подпрограммы «Родительский университет».
- Совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения проблемных детей.
Предполагаемый результат:
- Активное сотрудничество семьи и школы.
- Психолого-педагогическое сопровождение социально-опасных семей и де- тей «группы риска».
3 этап - этап – обобщающий:
- Обработка и интерпретация данных за 5 лет.
- Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
- Определение перспектив и путей дальнейшей деятельности ОУ в данном направлении.
2.6. План работы на учебный год
Изучение семей обучающихся
Задачи:
- изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
- создание банка данных о семьях учащихся с целью преодоления негативных тенденций в воспитании детей в отдельных семьях.
№ п/п | Формы и содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
Организационная работа | |||
1 | Заполнение социальных паспортов класса. | Сентябрь | Кл .руководители |
2 | Обработка данных социальных паспортов классов. Заполнение социального паспорта ОУ. | Сентябрь | Зам.директор по УВР |
3 | Посещение учащихся на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий их жизни. | Сентябрь | Кл.руководители |
Анкетирование и диагностика | |||
1 | Анкетирование и диагностирование родителей и учащихся с целью изучения эмоциональной атмосферы в семье, уровня психолого-педагогической культуры родителей, особенностей семейного воспитания, характера взаимоотношений родителей и детей. | В течение года | Кл.руководители Психолог Центр «Семья» |
Взаимодействие с общественными организациями родителей
Задачи:
- создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении ОУ, организации учебно-воспитательного процесса;
- активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родителями; -ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.
№ п/п | Формы и содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
Школьный родительский комитет | |||
1 | Подведение итогов и планирование работы на новый учебный год: - отчѐт председателя родительского комитета о деятельности комитета за уч.год. - утверждение плана работы школьного род.комитета на текущий уч.год | Сентябрь | Представитель комитета Директор школы Зам.директор по УВР |
2 | Охрана жизни и здоровья учащихся: - деятельность ОУ по охране и укрепления здоровья учашихся. Реализация программы «Здоровые дети – здоровая нация» - участие родителей в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса и со- блюдении санитарно-гигиенических правил и норм. -организация спортивно-оздорови-тельной работы в школе | Ноябрь | Директор школы Зам.директор по УВР Представитель комитета |
3 | Итоги учебно-воспитательной работы школы за первое полугодие уч.года | Декабрь | Зам.директор по УВР |
О состоянии духовно-нравственного воспитания школьников | Зам.директор по УВР | ||
4 | Организация работы с неблагополуч-ными семьями и детьми «группы риска»: -деятельность ОУ по проблеме профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. отчѐт членов родительского комитете о посещении проблемных семей | Февраль | Зам.директор по УВР Психолог Центр «Семья» Представитель комитета |
5 | Подготовка и проведение общешкольных родительских собраний | В течение года | Члены родит. комитета Зам.директор по УВР |
6 | Итоговое заседание: - о подготовке школы к новому учебному году. Об организации летнего отдыха и занятости школьников в каникулярное время: -план работы на новый учебный год | Апрель | Директор школы Зам.директор по УВР Представитель комитета |
Работа с социально неблагополучными семьями и детьми по профилактике правонарушений и безнадзорности
Задачи:
- создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
- организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
- повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;
- координация деятельности и взаимодействии служб и ведомств района, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;
- сотрудничество с организациями и службами района по работе с семьѐй с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению коррек- тировки воспитания в семьях отдельных учащихся.
№ п/п | Направления, формы и содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
Организационно – профилактическая работа | |||
1 | Выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении; детей группы риска, а также детей, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе. | Сентябрь | Кл .руководители |
2 | Посещение учащихся на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий их жизни. | Сентябрь | Кл .руководители |
3 | Создание банка данных неблагополучных детей, детей «группы риска» | Сентябрь | Кл.руководители Зам.директор по УВР |
4 | Создание картотеки индивидуаль-ного учета социально тревожных семей и семей «группы риска» | Сентябрь | Кл.руководители Зам.директор по УВР |
5 | Посещение семей учащихся с целью изучения характера взаимоотношений, особенностей семейного воспитания, эмоциональной атмосферы в семье | В течение года | Кл.руководители |
6 | Проведение рейдов «Подросток» в выходные, праздничные дни и каникулярное время в местах массового отдыха подростков с целью выявления случаев употребления алкоголя, курения, наркотиков и асоциального поведения детей. | В течение года | Кл.руководители Администрация Психолог Центра «Семья» |
7 | Работа Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних | Сентябрь | Зам.директор по УВР |
8 | Своевременное информирование родителей, администрации школы, органов опеки, правоохранительных органов о возникающих проблемах | В течение года | Кл.руководители |
Направление «Медико-социальное» | |||
1 | Организация циклов бесед для родителей и детей (формирование здорового образа жизни; привитие санитарно-гигиенических; половозрастные особенности развития; профилактика наркомании, курения, алкоголизма и т.д.) | В течение года | Кл.руководители Психолог Центра «Семья» |
2 | Организация мероприятий, направленных на профилактику социальных болезней у несовершеннолетних (алкоголизма, наркомании) | В течение года | Кл.руководители Психолог Центра «Семья» |
3 | Проведение профилактических медико-социальных осмотров детей из неблагополучных семей | По плану | Медработники |
Направление «Социально-правовое» | |||
1 | Информирование детей и родителей об их правах и обязанностях | В течение года | Кл.руководители |
2 | Проведение бесед с учащимися (анализ собственного поведения; законопослушное поведение и т.д) | В течение года | Кл.руководители Психолог Центра «Семья» |
3 | Защита прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении | В течение года | Администрация Кл.руководители |
4 | Проведение классных часов и бесед о правах ребенка | В течение года | Зам.директор по УВР Кл.руководители |
5 | Беседы инспектора ПДН с учащимися, склонными к право- нарушениям | В течение года | Зам.директор по УВР |
Организация работы с семьями, где есть дети, находящиеся в социально опасном положении, и дети группы риска | |||
1 | Организация консультативной помощи по социально-правовым вопросам для членов семей, чьи дети находятся в социально опасном положении | В течение года | Администрация Кл.руководители |
2 | Проведение для родителей лекций по пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании, алкоголизма и преступности несовершеннолетних, разъяснение прав и обязанностей родителей в делах воспитания и обучения | В течение года | Зам.директор по УВР Кл.руководители |
3 | Организация встреч родителей с психологом, врачами, юристами. | В течение года | Кл.руководители |
3. Заключение
В работе рассмотрены проблемы педагогической поддержки семьи образовательным учреждением.
В работе предложена программа педагогического сопровождения семьи. Возрождение семьи и ее функций в настоящее время как никогда приобрело первостепенное значение. Образовательное учреждение было, есть и останется одним из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, способное внести огромную лепту в восстановлении семейственности.
4. Литература
- Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога».
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2001
- Иванцова А. О работе с проблемными семьями. Воспитание школьников - 2000 - №10 - с.18.
- Касаткина Н.А. формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. - Волгоград; 2005. 6-21с;
- Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -С.3-99
- Султанова Т.А. Работа с неблагополучными семьями. Методическое пособие -Уфа; 2005 10-11с; 25-40с.
- Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
- Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. - М.: Дрофа, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Список критериев результативности деятельности (достижений) по должностям педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений
Список критериев результативности деятельности (достижений) по должностям педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образо...
О внесении изменений в Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства образования и науки Самарской обла
Внесены изменения в Регламент проведения аттестации...
Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства образования и науки Самарской области №50-од от 30.03.201
Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства об...
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА
Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможн...
Организация работы психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицин...
Консультация «Формирование учебной мотивации в условиях учреждения как одна из первоочередных задач педагогического сопровождения участников образовательного процесса»
Неуспеваемость - извечная «головная боль» педагогов. Проблема неуспеваемости - это проблема, появившаяся не у современной школы. Над поиском решения этой проблемы уже давно работают м...
Программа педагогического сопровождения семей имеющих детей с ОВЗ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫпрограмма педагогического сопровождения семей имеющих детей с ОВЗ«СЕМЕЙНЫЙ ОЧАû Заволжском политехническом колледже на 2019 – 2020 учебный год Основание для р...