Технология диагностики высших психических функций в условиях ДОУ
презентация к уроку
Технологии углубленной диагностики базовых высших функций, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ПСИХО-СОЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ И ОБЩЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ «ТЕСТОВАЯ БЕСЕДА БАНКОВА»
«ТЕСТОВАЯ БЕСЕДА БАНКОВА» Анализируется: правильность и полнота ответов на вопросы, их развернутость, последовательность и логичность; наличие мотивационной готовности обучению и желания пойти в школу. К 6-7 годам доступно выполнение в полном объеме, ответы на вопросы носят развернутый характер, логичны и последовательны.
ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ «МЕТОДИКА ПЬЕРОНА - РУЗЕРА» «КОПИРОВАНИЕ» «МЕТОДИКА В. КОГАНА»
«МЕТОДИКА ПЬЕРОНА - РУЗЕРА» Анализируется: общее количество заполненных фигур; число заполненных фигур за каждую минуту (динамика изменения темпа деятельности); количество ошибок (общее); количество ошибок за каждую минуту работы (динамика изменения количества ошибок) В норме доступно выполнение методики в полном варианте предъявления (заполнение 3-ех фигур) с единичными ошибками и достаточно быстро наступающем пресыщением (3-5 строк). Темп деятельности чаще неравномерный. Хорошими результатами выполнения методики считаются: быстрое запоминание условных обозначений; ситуация, когда после первой заполненной строчки ребенок перестает смотреть на образец; незначительное количество ошибок (1-2 за 3 минуты).
«МЕТОДИКА КОГАНА» Анализируется: учитываются время раскладки на таблице с одновременным учетом цвета, формы; возможность распределения и переключения внимания , в том числе по двум признакам, замечает ли ребенок свои ошибки. Возрастные особенности использования: 5-5,5 лет. В норме дети выполняют задание в полном объеме, способны легко переключится с признака на признак раскладывать карточки по таблице после минимального обучения, не нуждаются в повторении инструкции, допускаются единичные ошибки. 6 лет. Для 6 лет и старше не требуется развернутой инструкции для выполнения задания. 6,5-7 лет. Считается выполнение задания самостоятельно с единичными или быстро исправляемыми ошибками.
Методика «Копирование» Объемом внимания ребенка считается максимальное количество точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на одной из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек)
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методика «Запоминание 8 слов» (по А. Лурия) Методика «Опосредованное запоминание» (по А.Н. Леонтьеву)
Методика «Запоминание 8 слов» (по А. Лурия) Анализируются: объем слухоречевого запоминания; объем отсроченного воспроизведения; Для запоминания используются простые (односложные или короткие двусложные), частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа. В зависимости от целей исследования количество повторов ограничено (чаще всего 5 повторов) либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (Для детей 5- 7 лет используется словарный материал меньшего объема (5-8 слов)). Спустя 25-30 минут проводится проверка отсроченного воспроизведения, т.е. ребенка просят вспомнить, какие слова он учил вначале занятия. Воспроизведено вариант 1 вариант 2 1. 2. 3. 4. 5. 6 Отсроч. 1. дом зуб 2. лес хлеб 3. кот зима 4. ночь слон 5. игла шарф 6. пирог торт 7. брат река 8. окно стул Лишние слова
«Опосредованное запоминание» (по А.Н. Леонтьеву) Доступность процесса опосредования Возможность устанавливать содержательную смысловую часть между заданным для запоминания словом и изображением на картинке Продуктивность ассоциаций Наличие затруднений при установлении сложных , опосредованных связей
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ПОНИМАНИЯ СКРЫТОГО СМЫСЛА Методика «Правильно ли я говорю?» Анализируется умение вычленить главную мысль, более обобщенную по смыслу и неявно представленную в конкретной фразе, выяснить уровень знаний об окружающем мире. Возрастные особенности использования: К 5,5-6 годам нормативным считается, если дети справляются с заданием с минимальной помощью взрослого (вопрос-подсказка) К 7 годам в норме понимают смысл сказанного и справляются самостоятельно
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ. «УЗНАВАНИЕ ПЕРЕЧЕРКНУТЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ » «УЗНАВАНИЕ НАЛОЖЕННЫХ КАРТИНОК»
Узнавание перечеркнутых изображений Анализируется возможность узнавания перечеркнутых изображений, возможность адекватного выделения фигуры Необходимо учитывать нормативный для каждого возраста словарный запас. В норме задание доступно детям с 4-4,5 - летнего возраста. Затруднения в этом возрасте может вызвать название, но не само опознания изображений ландыша и балалайки. Расческа в этом возрасте нормативно может еще не опознаться правильно.
Узнавание наложенных картинок Анализируется доступность выполнения задания, наличие фрагментарности восприятия, возможность выделения целостной фигуры.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«ПОДБОР ПРОСТЫХ НЕВЕРБАЛЬНЫХ АНАЛОГИЙ» доступность выполнения заданий по аналогии; Анализируется: возможность удержания инструкции и выполнения задания до конца; оценка характера обучаемости и объема необходимой помощи со стороны взрослого. Методика используется для детей 4,5 - 6,5-летнего возраста. Выполнение заданий в полном объеме считается условно нормативным для детей, начиная с 6-ти лет. (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго) стратегия выявления ребенком логических связей и отношений между понятиями;
«РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ» объем необходимой помощи со стороны взрослого. стратегия деятельности ребенка; Дети 5,5-6,5 лет справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на пять и более неравных частей различной конфигурации. (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго) Анализируется: успешность выполнения;
ИССЛЕДОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Исследование сформированности вербально - логического мышления «УСТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ (Вербально - логическое мышление) «СЮЖЕТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕЛЕПИЦЫ»
«УСТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ» объем необходимой помощи со стороны взрослого. критичность ребенка к результатам собственной деятельности; Ребенок 5-5,5 самостоятельно правильно и логично определяет последовательность из 4 –х картинок («Клумба») и составляет связный рассказ ( Н. Я. Семаго, М. М. Семаго) Анализируется: успешность выполнения и наличие ошибок, а так же особенности устного рассказа ребенка (связность, развернутость и пр.);
«СЮЖЕТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕЛЕПИЦЫ» наличие и специфика чувства юмора. стратегия восприятия и анализа изображения; Дети с нормальным умственным развитием понимают нелепость изображенного уже в возрасте 4—4,5 лет ( Забрамная С.Д., Боровик О.В.) Анализируется: понимание нелепости изображенных объектов;
ИССЛЕДОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Исследование сформированности аналитико – синтетической деятельности «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ» (4-ый лишний) «КУБИКИ КООСА»
«ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ» способность подобрать обобщающее слово и дать речевое объяснение своего решения. логичность объяснения собственного выбора; Данные задания доступны детям с 5 лет; к 7-8 годам – в полном объеме – 10 картинок с изображением четырех предметов на каждой ( Забрамная С.Д., Боровик О.В.) Анализируется: возможность выделения какого-либо предмета в качестве «лишнего»;
«КУБИКИ КООСА» обучаемость ребенка. стратегия деятельности и сформированность пространственного анализа и синтеза; Дети 5-6 лет способны выполнить задание до №6, при этом нуждаясь в небольшой помощи взрослого. ( Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.) Анализируется: уровень доступной для ребенка сложности выполнения узора и критичность к результатам собственной деятельности;
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ. РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА РИСУНОК СЕМЬИ РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО
«РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА» На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны К шести годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы (А. Л.Венгер).
«РИСУНОК СЕМЬИ» Анализируется: состав изображенной семьи в соотношении с составом реальной семьи обследуемого; • взаимное расположение членов семьи и расположение всего рисунка в целом на листе; • особенности изображения отдельных членов семьи (полезно сопоставить их с изображением человека в тесте «Рисунок человека»); • деятельность, которой занят каждый из членов семьи, в тесте «Динамический рисунок семьи»;(А. Л.Венгер).
«РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО» Анализируется: общая энергия рисунка, расположение композиции рисунка, отдельные части тела животного, название животного, его образ жизни. (А. Л. Венгер).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные упражнения по социально-бытовой ориентировке на развитие высших психических функций (раздел "Личная гигиена", 6 класс)
Упражнения на развитие высших психических функций по социально-бытовой ориентировке (Личная гигиена, 6класс)Тематика: закаливание водой (обливание, обтирание, купание), закаливание солнцем, воздухом.З...
Нейролингвистическая и нейропсихологическая диагностика высших психических функций младших школьников.
Методика нейропсихологического и нейролингвистического обследования учащихся начальной школы....
Коррекционное занятие "Коррекция высших психических функций"
Задания для развития мышления, внимания, памяти....
Коррекционное занятие "Коррекция высших психических функций"
Задания для развития мышления, внимания, памяти....
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....
Методики диагностика высших психических процессов Средний школьный возраст
Методики диагностика высших психических процессов Средний школьный возраст...