Технология диагностики высших психических функций в условиях ДОУ
презентация к уроку

Фитилёва Елена Владимировна

Технологии углубленной диагностики базовых высших функций, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon часть 11.46 МБ
Office presentation icon Часть 22.94 МБ
Office presentation icon Часть 3912 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии углубленной диагностики базовых высших функций, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации.

Слайд 2

ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ПСИХО-СОЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ И ОБЩЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ «ТЕСТОВАЯ БЕСЕДА БАНКОВА»

Слайд 3

«ТЕСТОВАЯ БЕСЕДА БАНКОВА» Анализируется: правильность и полнота ответов на вопросы, их развернутость, последовательность и логичность; наличие мотивационной готовности обучению и желания пойти в школу. К 6-7 годам доступно выполнение в полном объеме, ответы на вопросы носят развернутый характер, логичны и последовательны.

Слайд 4

ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ «МЕТОДИКА ПЬЕРОНА - РУЗЕРА» «КОПИРОВАНИЕ» «МЕТОДИКА В. КОГАНА»

Слайд 5

«МЕТОДИКА ПЬЕРОНА - РУЗЕРА» Анализируется: общее количество заполненных фигур; число заполненных фигур за каждую минуту (динамика изменения темпа деятельности); количество ошибок (общее); количество ошибок за каждую минуту работы (динамика изменения количества ошибок) В норме доступно выполнение методики в полном варианте предъявления (заполнение 3-ех фигур) с единичными ошибками и достаточно быстро наступающем пресыщением (3-5 строк). Темп деятельности чаще неравномерный. Хорошими результатами выполнения методики считаются: быстрое запоминание условных обозначений; ситуация, когда после первой заполненной строчки ребенок перестает смотреть на образец; незначительное количество ошибок (1-2 за 3 минуты).

Слайд 6

«МЕТОДИКА КОГАНА» Анализируется: учитываются время раскладки на таблице с одновременным учетом цвета, формы; возможность распределения и переключения внима­ния , в том числе по двум признакам, замечает ли ребенок свои ошибки. Возрастные особенности использования: 5-5,5 лет. В норме дети выполняют задание в полном объеме, способны легко переключится с признака на признак раскладывать карточки по таблице после минимального обучения, не нуждаются в повторении инструкции, допускаются единичные ошибки. 6 лет. Для 6 лет и старше не требуется развернутой инструкции для выполнения задания. 6,5-7 лет. Считается выполнение задания самостоятельно с единичными или быстро исправляемыми ошибками.

Слайд 7

Методика «Копирование» Объемом внимания ребенка считается максимальное количество точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на одной из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек)

Слайд 8

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методика «Запоминание 8 слов» (по А. Лурия) Методика «Опосредованное запоминание» (по А.Н. Леонтьеву)

Слайд 9

Методика «Запоминание 8 слов» (по А. Лурия) Анализируются: объем слухоречевого запоминания; объем отсроченного воспроизведения; Для запоминания используются простые (односложные или короткие двусложные), частотные, не связанные по смыслу слова в единствен­ном числе именительного падежа. В зависимости от целей исследования количество повторов ограничено (чаще всего 5 повторов) либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (Для детей 5- 7 лет используется словарный материал меньшего объема (5-8 слов)). Спустя 25-30 минут проводится проверка отсроченного воспроизведения, т.е. ребенка просят вспомнить, какие слова он учил вначале занятия. Воспроизведено вариант 1 вариант 2 1. 2. 3. 4. 5. 6 Отсроч. 1. дом зуб 2. лес хлеб 3. кот зима 4. ночь слон 5. игла шарф 6. пирог торт 7. брат река 8. окно стул Лишние слова

Слайд 10

«Опосредованное запоминание» (по А.Н. Леонтьеву) Доступность процесса опосредования Возможность устанавливать содержательную смысловую часть между заданным для запоминания словом и изображением на картинке Продуктивность ассоциаций Наличие затруднений при установлении сложных , опосредованных связей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Знание предлогов, обозначающих расположение объектов в пространстве и владение пространственными понятиями Анализируется: возможность понимания и показа взаиморасположения объектов, понимание ребенком предлогов вертикальной оси ( над-под, выше чем-ниже чем) возможность ребенка ориентироваться в горизонтальной плоскости, используя понятия: ближе, дальше, между, перед, за, спереди от, сзади, возможность самостоятельного употребления предлогов и составление пространственных речевых конструкций.

Слайд 2

ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ПОНИМАНИЯ СКРЫТОГО СМЫСЛА Методика «Правильно ли я говорю?» Анализируется умение вычленить главную мысль, более обобщенную по смыслу и неявно представленную в конкретной фразе, выяснить уровень знаний об окружающем мире. Возрастные особенности использования: К 5,5-6 годам нормативным считается, если дети справляются с заданием с минимальной помощью взрослого (вопрос-подсказка) К 7 годам в норме понимают смысл сказанного и справляются самостоятельно

Слайд 3

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ. «УЗНАВАНИЕ ПЕРЕЧЕРКНУТЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ » «УЗНАВАНИЕ НАЛОЖЕННЫХ КАРТИНОК»

Слайд 4

Узнавание перечеркнутых изображений Анализируется возможность узнавания перечеркнутых изображений, возможность адекватного выделения фигуры Необхо­димо учитывать нормативный для каждого возраста словарный запас. В норме задание доступно детям с 4-4,5 - летнего возраста. Затруднения в этом возрасте может вызвать название, но не само опознания изображений ландыша и балалайки. Расческа в этом возрасте нормативно может еще не опознаться правильно.

Слайд 5

Узнавание наложенных картинок Анализируется доступность выполнения задания, наличие фрагментарности восприятия, возможность выделения целостной фигуры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Исследование сформированности перцептивно-действенного (невербального) мышления «ПОДБОР ПРОСТЫХ НЕВЕРБАЛЬНЫХ АНАЛОГИЙ» «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ» (доступность перцептивно-конструктивного моделирования)

Слайд 2

«ПОДБОР ПРОСТЫХ НЕВЕРБАЛЬНЫХ АНАЛОГИЙ» доступность выполнения заданий по аналогии; Анализируется: возможность удержания инструкции и выполнения задания до конца; оценка характера обучаемости и объема необходимой помощи со сторо­ны взрослого. Методика используется для детей 4,5 - 6,5-летнего возраста. Выполнение заданий в полном объеме считается условно нормативным для детей, начиная с 6-ти лет. (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго) стратегия выявления ребенком логических связей и отношений между понятиями;

Слайд 3

«РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ» объем необходимой помощи со стороны взрослого. стратегия деятельности ребенка; Дети 5,5-6,5 лет справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на пять и более неравных частей различной конфигурации. (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго) Анализируется: успешность выполнения;

Слайд 4

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Исследование сформированности вербально - логического мышления «УСТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ (Вербально - логическое мышление) «СЮЖЕТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕЛЕПИЦЫ»

Слайд 5

«УСТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ» объем необходимой помощи со стороны взрослого. критичность ребенка к результатам собственной деятельности; Ребенок 5-5,5 самостоятельно правильно и логично определяет последовательность из 4 –х картинок («Клумба») и составляет связный рассказ ( Н. Я. Семаго, М. М. Семаго) Анализируется: успешность выполнения и наличие ошибок, а так же особенности устного рассказа ребенка (связность, развернутость и пр.);

Слайд 6

«СЮЖЕТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕЛЕПИЦЫ» наличие и специфика чувства юмора. стратегия восприятия и анализа изображения; Дети с нормальным умственным развитием понимают нелепость изображенного уже в возрасте 4—4,5 лет ( Забрамная С.Д., Боровик О.В.) Анализируется: понимание нелепости изображенных объектов;

Слайд 7

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Исследование сформированности аналитико – синтетической деятельности «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ» (4-ый лишний) «КУБИКИ КООСА»

Слайд 8

«ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ» способность подобрать обобщающее слово и дать речевое объяснение своего решения. логичность объяснения собственного выбора; Данные задания доступны детям с 5 лет; к 7-8 годам – в полном объеме – 10 картинок с изображением четырех предметов на каждой ( Забрамная С.Д., Боровик О.В.) Анализируется: возможность выделения какого-либо предмета в качестве «лишнего»;

Слайд 9

«КУБИКИ КООСА» обучаемость ребенка. стратегия деятельности и сформированность пространственного анализа и синтеза; Дети 5-6 лет способны выполнить задание до №6, при этом нуждаясь в небольшой помощи взрослого. ( Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.) Анализируется: уровень доступной для ребенка сложности выполнения узора и критичность к результатам собственной деятельности;

Слайд 10

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ. РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА РИСУНОК СЕМЬИ РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО

Слайд 11

«РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА» На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны К шести годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы (А. Л.Венгер).

Слайд 12

«РИСУНОК СЕМЬИ» Анализируется: состав изображенной семьи в соотношении с составом реальной семьи обследуемого; • взаимное расположение членов семьи и расположение всего рисунка в целом на листе; • особенности изображения отдельных членов семьи (полезно сопоставить их с изображением человека в тесте «Рисунок человека»); • деятельность, которой занят каждый из членов семьи, в тесте «Динамический рисунок семьи»;(А. Л.Венгер).

Слайд 13

«РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО» Анализируется: общая энергия рисунка, расположение композиции рисунка, отдельные части тела животного, название животного, его образ жизни. (А. Л. Венгер).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные упражнения по социально-бытовой ориентировке на развитие высших психических функций (раздел "Личная гигиена", 6 класс)

Упражнения на развитие высших психических функций по социально-бытовой ориентировке (Личная гигиена, 6класс)Тематика: закаливание водой (обливание, обтирание, купание), закаливание солнцем, воздухом.З...

Нейролингвистическая и нейропсихологическая диагностика высших психических функций младших школьников.

Методика нейропсихологического и нейролингвистического обследования  учащихся начальной школы....

Коррекционное занятие "Коррекция высших психических функций"

Задания для развития мышления, внимания, памяти....

Коррекционное занятие "Коррекция высших психических функций"

Задания для развития мышления, внимания, памяти....

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Методики диагностика высших психических процессов Средний школьный возраст

Методики диагностика высших психических процессов Средний школьный возраст...