Нейролингвистическая и нейропсихологическая диагностика высших психических функций младших школьников.
методическая разработка по теме

 Методика нейропсихологического и нейролингвистического обследования  учащихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейролингвистическая и нейропсихологическая диагностика

высших психических функций  младших школьников.

В настоящее время значительно увеличивается число детей, которые не справляются со школьной программой  и попадают в разряд неуспевающих. Решением данной проблемы являются разработки и практическое применение новых подходов в диагностике уровня психического развития ребенка, к анализу причин, приводящих  к трудностям в учебе.

Практика показывает, что успеваемость ребенка в школе зависит от многих обстоятельств. Чаще всего затруднения в обучении обусловлены несвоевременной сформированностью отдельных функциональных систем  психики школьника. Можно определить две основные причины данной несформированности:

  1. Неблагоприятная среда развития

Сюда относятся  дети из социально неблагополучных семей,  где

негативное влияние окружающей среды, плохие бытовые условия, отсутствие родительского контроля и помощи приводит к относительной «незрелости» психических процессов.

  1. Вторая  обусловлена спецификой созревания мозговых структур ребенка.

Мозг ребенка развивается постепенно. При неравномерном созревании мозговых структур или незначительном отклонении в их работе возникают определенные трудности в обучении и развитии ребенка, а также в особенностях  познавательной деятельности в целом и ее качественных характеристик у детей разного возраста.

 

    Во время обучения необходимо, чтобы педагогические требования к ребенку соответствовали его возможностям, в том числе и уровню функционирования нервной системы. Несоответствие требований приведет к трудностям в обучении и снижению успеваемости и мотивации к обучению. Для своевременного выявления и понимания психологических, нейрофизиологических и психолингвистических причин возникновения этих трудностей можно использовать нейролингвистическую диагностику.

Данный вид обследования  Я чаще всего использую у первокласников

Методика нейропсихологического и нейролингвистического обследования включает : обследование высших психических функций, а в частности памяти ( слуховой, зрительной, двигательной), внимания, мышления, речи, анализ нейролингвистических возможностей удержания и воспроизведения звуковой структуры рядов цифр и слов  в прямом и обратном порядке, соотнесение параметров памяти с работой различных зон и полушарий мозга. Учитывая сложность диагностики речевых дефектов, следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и сформированность   впф  ребенка.

     Анализ обследования, позволяет выявить, в каком состоянии находятся различные звенья памяти. Это в дальнейшем поможет специалисту проводить коррекционную, обучающую или развивающую деятельность, направленную на развитие слабых звеньев памяти с опорой на ее сильные стороны, привлекая для работы  различных специалистов  (невропатолога, педиатра, психолога и т.), а также правильно составить индивидуальный маршрут обучения ребенка с учетом сохранных анализаторов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нейролингвистическая и нейропсихологическая диагностика высших психических функций младших школьников Составитель: учитель-логопед Гроздова И. Н.

Слайд 2

Нейролингвистика, часть нейропсихологии занимающаяся изучением и восстановлением нарушенных языковых навыков и умений, т. е. изучающая психолингвистические аспекты афазии Нейропсихология, отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга

Слайд 3

Нейролингвистическое обследование 1 Исследование слухоречевой памяти 2 Исследование зрительной памяти 3 Исследование двигательной памяти 4 Исследование мыслительных способностей 5 Исследование способностей восприятия 6 Исследование речи

Слайд 4

Исследование слухоречевой памяти - слова в группах сходны по звучанию слова в группах относятся к одному родовому понятию заучивание серии слов с последующим выполнением задания по объединению их в рассказ

Слайд 5

Исследование зрительной памяти Запоминание серии фигур в заданном порядке:

Слайд 6

Запоминание двух групп по три фигуры с последующим воспроизведением каждой тройки: Фигуры в группах имеют общий признак:

Слайд 7

Исследование двигательной памяти Включает тесты на показ направления стрелок в сопровождении с речью и без нее

Слайд 8

Исследование мыслительных способностей 1 Воспроизведение цепочек цифр в прямом и обратном порядке, а также воспроизведение слов по звукам в обратном порядке. 2 Повторение серии ритмических рисунков //, ///, ////, // //, // // // //, /// ///. //// ////. /. ///, / // , / / / , // // // // , / / / / / /. / // /

Слайд 9

Исследование способностей восприятия Определяет ведущее полушарие мозга, межполушарные особенности запоминания и воспроизведения графического материала

Слайд 10

Заключение Осуществление целенаправленного психолого-медико –педагогического сопровождения детей Индивидуальный маршрут обучения ребенка Проводить коррекционную работу с учетом сохранных анализаторов Рекомендации родителям и учителям

Слайд 11

Литература 1. Астахова Т. В. Коррекция оптических и моторных нарушений письма у младших школьников с использованием изобразительных средств. М., 2006. 2 Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М. 2007 Фотекова Т. А. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М., 2007 Добровольская Н.А., учитель - логопед школы №143 Нейролингвистическая и нейропсихологическая диагностика трудностей развития речи и обучения младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные упражнения по социально-бытовой ориентировке на развитие высших психических функций (раздел "Личная гигиена", 6 класс)

Упражнения на развитие высших психических функций по социально-бытовой ориентировке (Личная гигиена, 6класс)Тематика: закаливание водой (обливание, обтирание, купание), закаливание солнцем, воздухом.З...

Коррекционное занятие "Коррекция высших психических функций"

Задания для развития мышления, внимания, памяти....

Коррекция, развитие и формирование высших психических функций.Методы нейропсихологической коррекции.

В данном докладе представлена работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на расслабление мышц, релаксации, дыхательные упражнения. Для чего нужны такие упражнения. А значит это дает д...

Интерактивная презентация и приложение "Коррекция высших психических функций младших школьников с ОВЗ в работе педагога – психолога".

Одним из важнейших условий эффективности учебного процесса в образовательном учреждении является преодоление тех трудностей, которые испытывают школьники с ОВЗ  в учёбе. Активное введение в тради...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Технология диагностики высших психических функций в условиях ДОУ

Технологии углубленной диагностики базовых высших функций, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации...

Методики диагностика высших психических процессов Средний школьный возраст

Методики диагностика высших психических процессов Средний школьный возраст...