Дети с расстройствами аутистического спектра. Сенсорная интеграция
презентация к уроку

Фитилёва Елена Владимировна

Причина многих симптомов аутизма - нарушения в сенсорном восприятии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_rasstroystvami_autisticheskogo_spektra1.pptx765.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети с расстройствами аутистического спектра Сенсорная интеграция

Слайд 2

Причина многих симптомов аутизма - нарушения в сенсорном восприятии У многих людей с расстройством аутистического спектра (РАС) есть трудности с восприятием повседневной сенсорной информации, например проблемы со слухом, зрением и обонянием . Обычно это называют нарушением сенсорной интеграции или сенсорной чувствительности. Такая проблема может очень глубоко повлиять на все аспекты жизни человека.

Слайд 3

Как работают наши чувства Наша центральная нервная система воспринимает все сенсорные данные, которые мы получаем, и помогает нам организовать жизнь, расставить приоритеты и понять информацию. Большую часть времени мы воспринимаем сенсорную информацию автоматически, без необходимости её анализировать. Люди с нарушением сенсорной интеграции – включая большое количество людей с аутизмом – испытывают трудности с восприятием повседневной сенсорной информации. Обычные сенсорные стимулы могут вызывать у таких людей сильный стресс, истощение и даже боль. Это может стать причиной поведенческих трудностей. «Когда я ощущаю сенсорную перегрузку, я просто замолкаю; меня как будто разрывает … это очень странно, как будто через тебя транслируют 40 телевизионных каналов».

Слайд 4

Наши семь чувств Зрение Слух Осязание Вкус Обоняние Равновесие (вестибулярный аппарат ) Восприятие собственного тела ( проприорецепция ) Люди с аутизмом могут быть слишком или недостаточно чувствительными в одной из этих областей. Вы могли слышать о таком явлении, известном как «чрезмерная чувствительность» или «недостаточная чувствительность».

Слайд 5

Зрение Располагаясь на сетчатке наших глаз и реагируя на свет, наше зрение помогает нам различать объекты, людей, цвета, контрасты и пространственные границы. Люди с РАС могут переживать следующие трудности : Гипо (недостаточная чувствительность) – Объекты кажутся темными или с потерей тех или иных особенностей. – Центральное зрение может быть размыто, тогда как периферическое достаточно резко. – Центральное зрение достаточно хорошо, но периферия размыта. – Пространственное восприятие на недостаточном уровне – тяжело бросать и ловить предметы; неуклюжесть. Гипер (чрезмерная чувствительность) – Искаженное зрение: объекты и светлые цвета могут казаться движущимися. – Изображения могут искажаться. – Легче и приятнее фокусироваться на какой-то части, чем на целом объекте . «Это была миссис Марек, лицо, на котором свет лихорадочно танцевал, превращая её во что-то больше похожее на героя мультфильмов, чем на человека. Добро пожаловать в город Тун… Прошу пройти в пыточную, которую я называю своей кухней и познакомиться с моей женой, похожей на 3D мультфильм.»

Слайд 6

Слух Это самая распространенная форма сенсорной дезинтеграции при аутизме. Проблемы со слухом могут повлиять на способность общаться и, возможно, на равновесие . Гипо – Способность слышать звуки только одним ухом, второе ухо лишено возможности слышать полностью или частично. – Невозможность распознать некоторые конкретные звуки. – Возможно получение положительных эмоций от нахождения в толпе или шумном месте, а также от громких ударов по дверям или предметам. Гипер – Шум воспринимается преувеличенно, звуки могут быть искажены или неразборчивы. – Особенная чувствительность к звукам, например, способность слышать разговор на расстоянии. – Одинаково сильное восприятие всех звуков, в том числе фонового шума, что часто ведет к проблемам со вниманием . «Ты слышишь шум в своей голове? Он бьется и скребет. Как будто поезд с грохотом несется сквозь твои глаза.»

Слайд 7

Озязание Осязание очень важно для психического развития, так как помогает нам ощущать окружающий мир (горячее\холодное, твердое\мягкое), чувствовать боль и реагировать соответствующим образом. Гипо – Сильно сжимает людей в объятиях, делает это ради ощущения сильного давления на кожу. – Высокий болевой порог. – Возможно нанесение себе повреждений. – Получение приятных ощущений от тяжелых предметов (например, тяжелого одеяла), находящихся над ними. Гипер – Прикосновения могут причинять боль и дискомфорт, человек избегает прикосновений других людей, что негативно влияет на взаимоотношения с окружающими. – Неприятные ощущения, если на кистях или стопах что-то находится. – Проблемы с мытьем и расчесыванием головы, потому что кожа головы очень чувствительна. – Предпочтение строго определенных предметов одежды и тканей . «Каждый раз, когда ко мне прикасаются, мне больно; появляется ощущение, что по моему телу проходит огонь.»

Слайд 8

Вкус Химические рецепторы в языке рассказывают нам о том, какое всё на вкус – сладкое, кислое, острое и т.д. Люди с РАС могут испытывать проблемы следующего рода : Гипо – Склонность к очень острой еде. – Может есть несъедобные предметы – землю, траву, пластилин. Это явление называется называется пика. Гипер – Считает, что некоторые ароматы и продукты слишком насыщенные и тяжелые из-за слишком острой реакции на вкус. Придерживается очень ограниченного рациона. – Дискомфорт от твердой пищи: дети, например, могут есть только пюре, мороженое или другие мягкие продукты .

Слайд 9

Запах Химические рецепторы в носу рассказывают нам о запахах, которые нас окружают в данный момент. На запах мы реагируем в первую очередь. Люди с аутизмом могут сталкиваться со следующими проблемами : Гипо – Некоторые люди вообще не чувствуют запахов и не воспринимают резкие ароматы (даже запах собственного тела). – Могут лизать предметы, чтобы лучше понимать, из чего они сделаны. Гипер – Запахи могут быть для них слишком интенсивными и сильными. Это может привести к проблемам с использованием туалета. – Такие люди могут испытывать неприязнь к людям, носящим определенный аромат духов, шампуня и т.д . «Запах собак, кошек, дезодорантов и лосьонов после бритья слишком сильный для меня, я не выношу его, а духи приводят меня в бешенство»

Слайд 10

Равновесие (вестибулярный аппарат) Наш вестибулярный аппарат, находящийся во внутреннем ухе, помогает поддерживать равновесие и положение в пространстве и понимать, куда и как быстро перемещается наше тело. Гипо Необходимость качаться, кружиться или поворачиваться, чтобы ощутить что-то. Гипер – Сложности с занятиями спортом, где необходим хороший контроль над своими движениями. – Трудно остановиться во время каких-либо действий. - Человека легко “укачивает” в транспорте. – Сложности с выполнением заданий, в которых голова не находится в вертикальном положении или ноги оторваны от земли.

Слайд 11

Восприятие собственного тела ( проприорецепция ) Наше восприятие тела располагается в мышцах и конечностях и сообщает нам о положении нашего тела в пространстве и о том, как движутся те или иные части нашего тела. Гипо – Такие люди могут стоять слишком близко к другим, потому что не могут оценить расстояние между людьми и определить границы личного пространства. – Также им тяжело ориентироваться в комнате и избегать препятствий. – Могут врезаться в людей. Гипер – Сложности с мелкой моторикой: низкая способность манипулировать маленькими предметами, например, кнопками или шнурками. – Когда человек поворачивается к чему-то, то действует всем телом.

Слайд 12

Синестезия Синестезия – это редкое состояние, которое проявляется у людей с расстройствами аутистического спектра. Сенсорное восприятие «входит» в организм через одну систему, а «выходит» через другую. Например, человек слышит звук, но воспринимает его как цвет. Другими словами, он «слышит» голубой цвет.

Слайд 13

Методы помощи Вот три основных правила: Будьте внимательны: оцените окружающую обстановку и подумайте, может ли она создавать трудности людям с аутизмом. Можете ли вы что-то изменить? Подходите ко всему творчески: вспомните положительные моменты, связанные с сенсорным восприятием. Занимайтесь предварительной подготовкой: заранее рассказывайте людям с аутизмом о возможных сенсорных стимулах, которые могут им встретиться в той или иной ситуации

Слайд 14

Зрение Гипо ( недостаточноая чувствительность) – Необходимо повысить уровень визуальной поддержки . Гипер (повышенная чувствительность) – Убавить флуоресцентное освещение – вместо этого использовать приглушенные цветные лампы. – Носить солнечные очки. – Создать в классе так называемую «рабочую зону» – пространство или стол с перегородками, которые блокируют визуальные раздражители. – Использовать затемняющие занавески.

Слайд 15

Звук Гипо – Использовать визуальное сопровождение вместо звукового Гипер – Закрывать двери и окна, чтобы избежать внешнего шума. – Готовиться к походу в шумные места заранее. – Носить затычки для ушей или наушники. – Слушать музыку. – Создать изолированную от шума рабочую зону.

Слайд 16

Осязание Гипо – Использовать тяжелые одеяла или спальные мешки . Гипер – Необходимо предупредить человека, что вы собираетесь его коснуться, а также всегда подходить к нему спереди. – Помните, что кому-то объятия причиняют боль, а не приятные ощущения. – Постепенно представляйте различные текстуры – коробка с разными материалами должна быть в доступе. – Позволяйте людям самостоятельно совершать некоторые действия: (расчесывать волосы, мыть их) для того, чтобы они могли делать что-то так, как им удобно.

Слайд 17

Вкус Некоторые люди с аутизмом недостаточно или чрезмерно чувствительны к вкусам и могут ограничивать себя слишком пресной или слишком острой едой. Мы не включили сюда информацию о способах помощи, потому что пока человек придерживается какой-то сбалансированной диеты, это может и не быть проблемой.

Слайд 18

Обоняние Гипо – Используйте продукты с резкими запахами как награду и с целью отвлечь от сильных раздражающих запахов Гипер – Используйте гигиенические средства без запаха, не носите духов, попробуйте избегать любых запахов настолько, насколько это возможно.

Слайд 19

Равновесие Гипо – Занимайтесь тем, что тренирует вестибулярный аппарат. Для детей это, например, игрушечные лошади-качалки, качели, карусели, можно попробовать игры в мяч, плавно подниматься по лестнице или идти по бордюру . Гипер – Разделяйте большие занятия на мелкие, более легкие задания, используйте визуальные подсказки, как, например, финишная черта.

Слайд 20

Восприятие собственного тела Гипо – Располагайте мебель по краям комнаты, чтобы было легче ориентироваться. – На пол можно наклеить яркую ленту, чтобы обозначить границы. – Используйте «правило вытянутой руки», чтобы определить комфортное расстояние между людьми. Это означает, что к человеку не нужно подходить на расстояние ближе, чем вытянутая рука. Гипер – Используйте упражнения, развивающие мелкую моторику, например, вышивание.

Слайд 21

Если ребенку сложно сконцентрироваться в классе Возможные причины : слишком много отвлекающих моментов, например шум (разговоры, звонки, скрежет стульев по полу) или визуальные раздражители (люди, картины на стенах). Также могут быть проблемы с удержанием карандаша или ручки в руке (предмет может казаться горячим или холодным). Возможные решения : ребенок должен сидеть подальше от дверей и окон, чтобы убавить количество раздражителей. Если возможно, то можно организовать отдельное рабочее место, отгороженное экранами или использовать мебель в классе, чтобы сконструировать отдельную зону без раздражителей.

Слайд 22

Сенсорные комнаты Сенсорные комнаты могут помочь стимулировать, развивать и балансировать сенсорные системы человека. Они есть в некоторых школах, клиниках и детских садах. Также встречаются сенсорные сады. Некоторые семьи создают в своих квартирах сенсорные комнаты (или обустраивают угол в комнате, отделяя его, например, занавеской). В сенсорных комнатах может быть : Расслабляющая музыка Вибрирующие подушки Стеклянные трубки с подсветкой Зеркальные шары Трубки с пузырьками Водяные матрасы Тактильные стены Шары-диско Проекторы Оборудование, которое включается рычагами, движениями, звуком или давлением, то есть такое, которое может научить человека причинно-следственной связи между явлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способность понимать метафоры у детей с нормальным развитием и у детей с расстройствами аутистического спектра

Способность понимать метафоры у детей с нормальным развитием и у детей с расстройствами аутистического спектра...

Презентация "Методические приёмы на уроках русского языка при обучении детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра"

Данная презентация является приложением к докладу на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ.....

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир&raq...