Диагностическая работа учителя-дефектолога в СРЦН
материал

Лозякова Вероника Сергеевна

В данном материале представлена краткая информация о проведении диагностического исследования воспитанников СРЦН учителем-дефектологом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskaya_rabota_uchitelya-defektologa.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

 Проведение диагностической работы

учителя – дефектолога в реабилитационном центре

Дети, которые поступают в социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних, имеют различные отклонения в развитии. Для того чтобы получить информацию об уровне интеллектуального и речевого развития ребёнка, выявить особенности психических процессов, необходимо проводить индивидуальное диагностическое обследование, предварительно изучив медицинскую документацию, по возможности, уточнив сведения о его раннем развитии, а так же необходимо побеседовать с родителями.

Для чего нужна диагностика? Чтобы выявить сильные и слабые стороны ребенка, найти индивидуальный подход к ребенку и разработать наиболее результативную индивидуальную коррекционно – развивающую программу.  

Обязательным условием проведения обследования является соблюдение основных принципов коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский и др.): комплексности, всесторонности, целостности, системности, динамичности.

Традиционно выделяется ряд условий, которые следует соблюдать при проведении диагностического исследования детей для обеспечения более объективной последующей оценки их состояния (С.Д.Забрамная и др.):

  • создание в ходе всего исследования комфортной обстановки, установление эмоционального контакта;
  • предъявление в начале обследования легкого задания для создания ситуации успеха, вызывающей у ребенка желание дальнейшей работы;
  • игровой характер заданий;
  • учет уровня развития познавательной деятельности.

Также при организации и проведении диагностического обследования следует соблюдать следующие специальные условия:

  1. Экономичность предъявляемого диагностического материала. Предлагаемые задания должны быть полифункциональными, т.е. выявлять сразу несколько показателей развития учебно – познавательной сферы.
  2. Вариативность в последовательности предъявления материала.
  3. Учет уровня работоспособности ребенка.
  4. Четкое и доступное предъявление инструкции к заданию.
  5. Дозирование помощи взрослого.

Диагностика предполагает всестороннее исследование психологических особенностей. Видов диагностики множество. Существует классификация по различным критериям. В своей практической работе с детьми учитель-дефектолог использует комплексную диагностику ребенка, которая  позволяет производить оценку особенностей развития когнитивной сферы, представление об окружающем мире и особенности эмоционально – волевой сферы.

Диагностический материал для дошкольников включает следующие параметры: уровень сформированности взаимодействия, развитие моторики, конструктивный праксис, представления об окружающем мире, развитие речи, пространственно-временная ориентация, особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, развитие математических представлений.

         У школьников обследуются особенности внимания, мышления, памяти,  сформированность учебных навыков (математика, русский язык, чтение), анализируются письменные работы для определения причин и механизмов трудностей в обучении.

Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, диагностическое обследование должно проводиться в строгом соответствии со специальными методиками, что способствует осуществлению дифференцированного подхода в последующем коррекционном воздействии.

В зависимости от решаемых в ходе диагностики задач учитель-дефектолог варьирует и методы изучения воспитанников.

Первичная диагностика проводится в течение двух недель с момента поступления ребенка в центр.  Полученные данные фиксируются в дефектологической карте. Эти данные позволяют выбрать направления коррекционно-развивающей работы, наиболее эффективные формы, методы, приёмы работы с ребенком.

Повторное диагностическое исследование проводится через три месяца с момента поступления ребенка. Также на основании полученных данных осуществляется корректировка в ИПР.  

Итоговое диагностическое исследование проводится за две недели до отчисления воспитанника из центра и позволяет определить общую динамику развития за весь реабилитационный период согласно индивидуальной программе реабилитации. Динамика развития отмечается в дефектологической карте.

В целях реализации комплексного подхода в реабилитационной работе с воспитанниками, учитель–дефектолог принимает участие в заседаниях ПМПК, на которых специалисты центра составляют и контролируют программы реабилитации для каждого конкретного ребенка. Итоговый консилиум определяет эффективность проделанной диагностической, коррекционно – развивающей работы специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)

Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

Диагностический материал учителя-дефектолога

Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная....

Диагностический материал учителя-дефектолога

Диагностический материал учителя-дефектолога...

Методические рекомендации «По использованию диагностических методик учителем-дефектологом для обследования детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)».

Пояснительная запискаВ настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерациипредставляет серьезную социальную проблему. К сожалению, уменьшается долярождения здоровых детей, повышаются по...

Диагностический инструментарий учителя-дефектолога

В данной работе представлен диагностический инструментарий учителя-дефектолога: название методики, ее автор, исследуемый процесс и  возраст, для которого данная методика разработана....

«Адаптация диагностического инструментария учителя-дефектолога к современным требованиям образования в условиях ПМПК»

   Обучающиеся, приходящие на ПМПК все разные: по возрасту, по соматическому состоянию, по психическому состоянию, по уровню развития речи и т.д. Поэтому поиск новых диагностических п...