Диагностическая работа учителя-дефектолога в СРЦН
материал
В данном материале представлена краткая информация о проведении диагностического исследования воспитанников СРЦН учителем-дефектологом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskaya_rabota_uchitelya-defektologa.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведение диагностической работы
учителя – дефектолога в реабилитационном центре
Дети, которые поступают в социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних, имеют различные отклонения в развитии. Для того чтобы получить информацию об уровне интеллектуального и речевого развития ребёнка, выявить особенности психических процессов, необходимо проводить индивидуальное диагностическое обследование, предварительно изучив медицинскую документацию, по возможности, уточнив сведения о его раннем развитии, а так же необходимо побеседовать с родителями.
Для чего нужна диагностика? Чтобы выявить сильные и слабые стороны ребенка, найти индивидуальный подход к ребенку и разработать наиболее результативную индивидуальную коррекционно – развивающую программу.
Обязательным условием проведения обследования является соблюдение основных принципов коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский и др.): комплексности, всесторонности, целостности, системности, динамичности.
Традиционно выделяется ряд условий, которые следует соблюдать при проведении диагностического исследования детей для обеспечения более объективной последующей оценки их состояния (С.Д.Забрамная и др.):
- создание в ходе всего исследования комфортной обстановки, установление эмоционального контакта;
- предъявление в начале обследования легкого задания для создания ситуации успеха, вызывающей у ребенка желание дальнейшей работы;
- игровой характер заданий;
- учет уровня развития познавательной деятельности.
Также при организации и проведении диагностического обследования следует соблюдать следующие специальные условия:
- Экономичность предъявляемого диагностического материала. Предлагаемые задания должны быть полифункциональными, т.е. выявлять сразу несколько показателей развития учебно – познавательной сферы.
- Вариативность в последовательности предъявления материала.
- Учет уровня работоспособности ребенка.
- Четкое и доступное предъявление инструкции к заданию.
- Дозирование помощи взрослого.
Диагностика предполагает всестороннее исследование психологических особенностей. Видов диагностики множество. Существует классификация по различным критериям. В своей практической работе с детьми учитель-дефектолог использует комплексную диагностику ребенка, которая позволяет производить оценку особенностей развития когнитивной сферы, представление об окружающем мире и особенности эмоционально – волевой сферы.
Диагностический материал для дошкольников включает следующие параметры: уровень сформированности взаимодействия, развитие моторики, конструктивный праксис, представления об окружающем мире, развитие речи, пространственно-временная ориентация, особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, развитие математических представлений.
У школьников обследуются особенности внимания, мышления, памяти, сформированность учебных навыков (математика, русский язык, чтение), анализируются письменные работы для определения причин и механизмов трудностей в обучении.
Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, диагностическое обследование должно проводиться в строгом соответствии со специальными методиками, что способствует осуществлению дифференцированного подхода в последующем коррекционном воздействии.
В зависимости от решаемых в ходе диагностики задач учитель-дефектолог варьирует и методы изучения воспитанников.
Первичная диагностика проводится в течение двух недель с момента поступления ребенка в центр. Полученные данные фиксируются в дефектологической карте. Эти данные позволяют выбрать направления коррекционно-развивающей работы, наиболее эффективные формы, методы, приёмы работы с ребенком.
Повторное диагностическое исследование проводится через три месяца с момента поступления ребенка. Также на основании полученных данных осуществляется корректировка в ИПР.
Итоговое диагностическое исследование проводится за две недели до отчисления воспитанника из центра и позволяет определить общую динамику развития за весь реабилитационный период согласно индивидуальной программе реабилитации. Динамика развития отмечается в дефектологической карте.
В целях реализации комплексного подхода в реабилитационной работе с воспитанниками, учитель–дефектолог принимает участие в заседаниях ПМПК, на которых специалисты центра составляют и контролируют программы реабилитации для каждого конкретного ребенка. Итоговый консилиум определяет эффективность проделанной диагностической, коррекционно – развивающей работы специалистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)
Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...
Диагностический материал учителя-дефектолога
Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная....
Диагностический материал учителя-дефектолога
Диагностический материал учителя-дефектолога...
Методические рекомендации «По использованию диагностических методик учителем-дефектологом для обследования детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)».
Пояснительная запискаВ настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерациипредставляет серьезную социальную проблему. К сожалению, уменьшается долярождения здоровых детей, повышаются по...
Диагностический инструментарий учителя-дефектолога
В данной работе представлен диагностический инструментарий учителя-дефектолога: название методики, ее автор, исследуемый процесс и возраст, для которого данная методика разработана....
«Адаптация диагностического инструментария учителя-дефектолога к современным требованиям образования в условиях ПМПК»
Обучающиеся, приходящие на ПМПК все разные: по возрасту, по соматическому состоянию, по психическому состоянию, по уровню развития речи и т.д. Поэтому поиск новых диагностических п...