логопедические занятия на тему: "Дифференциация звуков 3 - 3' - Ж"
элективный курс
Дифференциация звуков 3 - 3' - Ж
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 50
Тема: Дифференциация звуков 3 - 3' - Ж.
Цели и задачи: познакомить детей с характеристикой звуков 3 - 3' - Ж; учить соотнесению звуков 3 - 3' - Ж с буквами 3 - Ж; учить давать сравнительную характеристику изучаемых звуков, дифференцировать звуки занятия в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах; формировать навыки звукового анализа и синтеза; тренировать в построении словосочетаний и предложений; развивать высшие психические процессы: память, внимание, логическое мышление и восприятие.
Оборудование: двусторонние карточки (на каждого ребенка); буквы 3 Ж (запись на доске); символы для обозначения звуком занятия; предметные картинки с изображением зайца, жирафа и зебры; карточки со словами в виде стрекоз, козявок и жуков; карточки с записанными на них словами-«примерами».
Ход занятия.
I. Орг момент
1.Развитие памяти (на запоминание 20 секунд).
- Посмотрите и запомните карточки (6-8 штук,
на цветном фоне карточек изображены картинки). Назовите по памяти цвет фона и картинку, изображенную на карточке.
2.Знакомство с темой занятия.
- Послушайте и определите, какие из вышеперечисленных звуков похожи по артикуляции? (Звуки 3- Ж.) Звуки: А. О, К, Б, 3, Ж.
3.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1.Сравнительная характеристика изучаемых звуков
(задание 1. с. 20).
3 - согласный, звонкий, свистящий, твердый, для обозначения используем синий звонок, на письме обозначаем синим не закрашенным кружком.
3' - согласный, звонкий, мягкий, свистящий, для обозначения используем зеленый звонок, на письме обозначаем зеленым не закрашенным кружком.
Ж - согласный, звонкий, шипящий, твердый, для обозначения используем синий звонок, на письме обозначаем синим не закрашенным кружком.
2.Знакомство с героями занятия (задание 2. с. 20).
- Прочитайте загадки. Отгадайте их и запишите
отгадки.
Он ходит, голову задрав, Ну-ка, кто он, угадай
Не потому, что важный граф, и морковку ему дай.
Не потому, что гордый нрав, (Заяц)
А потому, что он ... (жираф)
3.Дифференииаиия звуков занятия в слогах
(задание 3. с. 20).
Прочитайте слоги со звуком Ж, со звуками 3- 3'.
уз - уз - уж оз - оз - ож
за - жа - за зо - зо - жо
за - зя - жа зы - зи - жи
Обращаем внимание детей на то, что звук Ж всегда твердый.
4. Звуковой анализ слов (задание 4. с. 21).
Картинки: рожок, корзина, подорожник, желуди, незабудка, ножницы, узел, ваза.
5.Диффенциация слов со звуками 3 - Ж.
- Карточки в виде жуков: журавль, животное, пирожное, бумажный, мороженое, жилет, желуди, желток, кружева.
Карточки в виде стрекоз: изба, мерзлота, кузнец, змея, змей, зонт, изгородь.
Карточки в виде козявок: зима, зелень, зимовье.
Найдите среди представленных слов родственные. (Зима - зимовье.)
6.Развитие логического мышления.
- «Решите» задачу и запишите отгаданное слово. Укажите наличие звуков 3 - Ж (работа с карточками).(земляника,,зуб,,зубры, коза,жук.гроза.)
ЗЕМЛЯ + Н + ИК + А= ? РОЗА + Г = ?
ЗУБР - Р = ? ЛУК - Л + Ж = ?
ЗУБР - Р + Ы = ? КОСА - С + 3 =?
7. Физминутка.
-Имитируем движения стрекозы и повторяют текст стихотворения.
Стрекоза
Вот какая стрекоза -Очень круглые глаза. Вертится, как вертолет: Вправо, влево, взад, вперед.
8. Развитие навыков словоизменения глаголов
(задание 5. с. 21).
- Измени слова по образцу. Образец: лизать - я лижу.
МАЗАТЬ ХОДИТЬ ЗАКАЗАТЬ
СКАЗАТЬ СКОЛЬЗИТЬ ГРУЗИТ
ВОЗИТЬ НОСИТЬ БРОДИТЬ
ЖУЖЖАТЬ
9. Работа на уровне предложения (задание 6, с. 21-22).
Прочитайте предложения и закончите их.
Зоя увидела майского... .
У зайчихи родились пушистые серые... .
На вешалке висит разная... .
Анжела расчесывает волосы перед... .
На клумбе расцвели нежные....
Из лужи выглядывает зеленая... Логопед: Запишите предложения и укажите в них звуки занятия.
III. Итог занятия (задание 7, с. 22)
- Припомните и запишите несколько животных у которых есть звуки (З-З-Ж).
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 48
Тема: Дифференциация звуков С - С - Ш.
Цели и задачи: познакомить детей со звуками С - С- Ш; учить детей давать сравнительную характеристику звукам; закреплять знание норм артикуляции звуков С - С -Ш; учить дифференцировать звуки С - С - Ш в слогах, словах; развивать фонематическое восприятие; формировать кавыки работы с обобщениями; развивать понимание пространственных отношений, логическое мышление, зрительное восприятие.
Оборудование: буквы С - Ш (запись на доске); символы для их обозначения на письме; зеркала (на каждого ребенка); карточки с записанными на них словами для оргмомента;
картинки с изображением Малыша и Карлсона; кроссворд (запись на доске).
Ход занятия
I. Оргмомент
1.Работа с родственными словами.
- Прочитайте слова на карточках и попробуйте объединить их в группы.
Слова: свет, светлый, шуметь, светлячок, светло, шум, шумный, светает, шумок, рассвет. (Свет, светлый, светлячок, светло, светает, рассвет,шуметь, шум, шумный, шумок.)
2.Знакомcmво со звуками занятия через выделение согласных а словах.
-Назовите первые звуки во всех словах, сделайте вывод о теме занятия.
3.Сформируйте тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1.Сравнитетельная характеристика звуков С - Ш.
С –согласный, глухой, твердый, свистящий, при его произнесении губы и улыбке, выдыхаемый воздух холодный, кончин и.п.п л умирается в нижние зубы.
С' -согласный, мягкий, глухой, соответствуют зеленые наушники, и., письме - зеленый закрашенный кружок.
Ш-согласный, глухой, твердый, шипящий, при его произнесении губы вытягиваются в трубочку, выдыхаемый воздух теплый, кончик языка и боковые края подняты вверх, а середина опущена т.е. язык принимает форму «чашечки».
2.Соотнесения звуков занятия с символами и буквами для их oбозначение на письме.
З.Дифференциация звуков в ряду других звуков и между собой.
Сегодня у нас- необычный урок:
карлсон , Малыш и Фрекен Бок
Будут учить, а вы - обучаться,
Знания вам всегда пригодятся!
- Послушайте звуки и поднимите соответствующие символы, когда услышите звуки занятия.
Звуки: с, ш, з, ж, щ, у, ц, ж, ш, с, ф, с, ш.
- Посмотрите на картинки.
Картинки: торт, щенок, конфеты, портфель. Выделите буквы С - Ш
4.Дифференииаиия звуков С - III на уровне слога.
- Помогите прочитать слоги без ошибок.
СА-ША-СА СУ-ШУ-ШУ
СО - СО - ШО ЫС - СЫ - ЫШ
5.Работа по уточнению словаря.
Картинки: шорты, галстук, рубашка, носки, шарф, спортивный костюм.
6.Развитие логического мышления.
- Отгадайте кроссворд.
1. Из него садовник поливает цветы и зимой заливает каток. (Шланг )
2. «Скачет ... по полям, а корыто по лугам», - писал Корней Чуковский. (Сито)
3. Зимой все белым-бело оттого, что все покрыто им! (Снег)
4. Ножки у машины обуты в ... (Шины)
7. Развитие пространственных отношений.
-Определите и запишите расположение каждого предмета.
Картинки (груша, кисточка, ласты, вишня, скрепки. карандаши)
- Что находится в правом верхнем углу; в Левом нижнем углу; между вишнями и карандашами; над скрепками; в правом нижнем углу; в левом верхнем углу; слева от кисточки.
8. Физминутка.
- Друзей пора поторопить
- Но что же к ужину купить?
- Продукты - будто невидимки,
- Узнать их трудно на картинке
Закройте правый глаз, рассмотрите наложенные изображения предметов и назовите их. Затем закройте левый глаз и сделайте то же самое. Запишите названия изображенных предметов. Выделите буквы С - Ш.
Картинки: груша, сосиски, колбаса, вишни, абрикос.
Логопед раздает карточки с наложенными изображениями: сыр, сосиски, колбаса, ананас, сушки, груша.
9. Дифференциация С - С- Ш в словах.
-Запишите под предметами названия вещей с соответствующим звуком (С- Ш).
Картинки: скамейка, шкаф, кресло, стул, стол, кушетка.
III. Итог занятия.
Стих.
Наступил прощанья срок,
Прозвенит вот-вот звонок.
Говорят вам на прощанье:
«Не скучайте, до свиданья!»
Кто же вспомнит наш урок,
И слова припомнит в срок? Дети вспоминают тему занятия и подбирают слова С - Ш.
ЗАНЯТИЕ 49
Тема: Дифференциация звуков С - Ш.
Цели и задачи: закреплять знания о звуках С - С- Ш; учить дифференцировать звуки С - С- Ш в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, навыки работы со словами-паронимами; тренировать в составлении рассказа по плану.
Оборудование: буквы С - Ш (запись на доске); символы для обозначения звуков С - С- Ш; модели слов; карточки с изображением предметов
одежды; картинки с изображением Малыша, кошки Матильды и Карлсона; план для составления рассказа.
Ход занятия.
I. Оргмомент
1. Знакомство с темой занятия через припоминание героев прошлого занятия.
Картинки: ботинки, штанишки, жилет, рубашка, майка. звуки ( С- Ш.)
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1.Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.
- Вставьте в модели слов буквы С - Ш. Проверьте, существует такое слово или нет.
Модели слов (запись на карточках): БА...НЯ, КА...КА, ...УТКИ, ...КАЛА, ...ПОРЫ, ПЛЮ...
Вывод: басня - башня, каска - кашка, сутки - шутки, шкала - скала, споры - шпоры, плюс - плюш.
- Запишите пары слов (запись на доске) и сравните их по написанию, звучанию и значению.
2.Дифференциация С - Ш на уровне словосочетания и предложения (задание 7. с. 19).
Стих.
Потемнело во дворе видно,
Скоро детворе спить пора уже ложиться.
Что же может им присниться?
Может, быстрая река?
Может, в небе облака?
Вы и сами узнаете это,
Подскажу я лишь приметы.
Картинки: 1. шорты, шинель, мишка, сапоги, усы, следы, шарики, серьги.
2. косолапый, кошачьи, солдатская, мамины, дядины, новые, синие, красивые.
(Написать словосочетания)
3.Закрепление знания норм орфографии.
Запись словосочетаний {задание 7. с. 19).
Логопед: Запишите словосочетания и укажите в них звуки занятия.
4.Работа на уровне предложения и текста
{задание 8. с. 19).
Стих.
Малыш и Карлсон в кухню пришли,
Хотят позавтракать они.
Едва ступили на порог -
А их встречает Фрекен Бок.
Едва лишь двери им открыла –
Стих.
Да здравствует мыло ... ,
И полотенце ... ,
И зубной ... ,
И густой ....
- Вставьте в текст слова (гребешок, душистое, пушистое, порошок).
5.Развитие связной речи (задание 9. с. 20).
- Составьте рассказ о кошке по плану.
Выставляем на доску изображение кошки и план рассказа.
1.У кого была кошка?
2.Как ее звали?
3.Какого цвета у нее шерсть?
4.Какой она породы?
5.Какого она цвета?
6.Чем она любит питаться?
7.Как она любит играть?
8.Где она спит?
9.Как ты относишься к кошкам?
III. Итог занятия
- Прочитайте свои рассказы. Ученики первого ряда называют слова для
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв и звуков [дь -ть] с презентацией
конспект логопедического занятия ( 2 класс)...
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Г]-[К]"
Цели занятия: Образовательные: учить различать звуки Г, К; уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных звуков, учить дифференцировать звуки Г,К на письме.Коррекцион...
Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях"
Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости - глухости, твёрдости - мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на...
Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш]"
Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова...
Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков С-Ш"
ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Обоазовательная:- подготовить детей к усвоению темы- дифференциации смешиваемых звуков С-Ш в устной речи и письменной речи-закрепление навыка звуко-бук...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР...