логопедические занятия на тему: "Дифференциация звуков 3 - 3' - Ж"
элективный курс

Чондаева Татьяна

Дифференциация звуков 3 - 3' - Ж

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ 50

Тема: Дифференциация звуков 3 - 3' - Ж.

Цели и задачи: познакомить детей с характеристикой зву­ков 3 - 3' - Ж; учить соотнесению звуков 3 - 3' - Ж с бу­квами 3 - Ж; учить давать сравнительную характеристи­ку изучаемых звуков, дифференцировать звуки занятия в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тек­стах; формировать навыки звукового анализа и синтеза; тренировать в построении словосочетаний и предложе­ний; развивать высшие психические процессы: память, внимание, логическое мышление и восприятие.

Оборудование: двусторонние карточки (на каждого ребен­ка); буквы 3 Ж (запись на доске); символы для обозна­чения звуком занятия; предметные картинки с изображе­нием зайца, жирафа и зебры; карточки со словами в виде стрекоз, козявок и жуков; карточки с записанными на них словами-«примерами».

                          Ход занятия.

                          I. Орг момент

1.Развитие памяти (на запоминание 20 секунд).
- Посмотрите и запомните карточки (6-8 штук,

на цветном фоне карточек изображены картинки). Назо­вите по памяти цвет фона и картинку, изображенную на карточке.

2.Знакомство с темой занятия.

- Послушайте и определите, какие из вышепере­численных звуков похожи по артикуляции? (Звуки 3- Ж.) Звуки: А. О, К, Б, 3, Ж.

3.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

                    II. Основная часть

1.Сравнительная характеристика изучаемых звуков
(задание 1. с. 20).

3 - согласный, звонкий, свистящий, твердый, для обоз­начения используем синий звонок, на письме обозначаем синим не закрашенным кружком.

3' - согласный, звонкий, мягкий, свистящий, для обоз­начения используем зеленый звонок, на письме обозначаем зеленым не закрашенным кружком.

Ж - согласный, звонкий, шипящий, твердый, для обоз­начения используем синий звонок, на письме обозначаем синим не закрашенным кружком.

2.Знакомство с героями занятия (задание 2. с. 20).

-  Прочитайте загадки. Отгадайте их и запишите

отгадки.

Он ходит, голову задрав,        Ну-ка, кто он, угадай

Не потому, что важный граф,        и морковку ему дай.

Не потому, что гордый нрав,        (Заяц)
А потому, что он ... (жираф)

3.Дифференииаиия звуков занятия в слогах
(задание 3. с. 20).

Прочитайте слоги со звуком Ж, со звуками 3- 3'.

уз - уз - уж        оз - оз - ож

за - жа - за        зо - зо - жо

за - зя - жа        зы - зи - жи

Обращаем  внимание детей на то, что звук Ж всегда твердый.

4. Звуковой анализ слов (задание 4. с. 21).

Картинки: рожок, корзина, подорожник, желуди, неза­будка, ножницы, узел, ваза.

5.Диффенциация слов  со звуками 3 - Ж.

- Карточки в виде жуков: журавль, животное, пирожное, бумажный, мороженое, жилет, желуди, желток, кружева.

Карточки в виде стрекоз: изба, мерзлота, кузнец, змея, змей, зонт, изгородь.

Карточки в виде козявок: зима, зелень, зимовье.

Найдите среди представленных слов родствен­ные. (Зима - зимовье.)

6.Развитие логического мышления.

 - «Решите» задачу  и запишите отгаданное слово. Укажите на­личие звуков 3 - Ж (работа с карточками).(земляника,,зуб,,зубры, коза,жук.гроза.)

ЗЕМЛЯ + Н + ИК + А= ?        РОЗА + Г = ?

ЗУБР - Р = ?        ЛУК - Л + Ж = ?

ЗУБР - Р + Ы = ?        КОСА - С + 3 =?

7.        Физминутка.

 -Имитируем движения стрекозы и повторяют текст стихотворения.

Стрекоза

Вот какая стрекоза -Очень круглые глаза. Вертится, как вертолет: Вправо, влево, взад, вперед.

8.        Развитие навыков словоизменения глаголов
(задание 5. с. 21).

- Измени слова по образцу.  Образец: лизать - я лижу.

МАЗАТЬ        ХОДИТЬ        ЗАКАЗАТЬ

СКАЗАТЬ        СКОЛЬЗИТЬ        ГРУЗИТ

 ВОЗИТЬ        НОСИТЬ        БРОДИТЬ

ЖУЖЖАТЬ

9. Работа на уровне предложения (задание 6, с. 21-22).

Прочитайте предложения и закончите их.

Зоя увидела майского... .

У зайчихи родились пушистые серые... .

На вешалке висит разная... .

Анжела расчесывает волосы перед... .

На клумбе расцвели нежные....

Из лужи выглядывает зеленая... Логопед: Запишите предложения и укажите в них звуки занятия.

                           III. Итог занятия (задание 7, с. 22)

- Припомните и запишите несколько животных у которых есть звуки (З-З-Ж).



Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ 48

Тема: Дифференциация звуков С - С - Ш.

Цели и задачи: познакомить детей со звуками С - С- Ш; учить детей давать сравнительную характеристику звукам; закреплять знание норм артикуляции звуков С - С -Ш; учить дифференцировать звуки С - С - Ш в слогах, словах; развивать фонематическое восприятие; формиро­вать кавыки работы с обобщениями; развивать понима­ние пространственных отношений, логическое мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: буквы С - Ш (запись на доске); символы для их обозначения на письме; зеркала (на каждого ребенка); карточки с записанными на них словами для оргмомента;

картинки с изображением Малыша и Карлсона; кроссворд (запись на доске).

                           Ход занятия

                         I. Оргмомент

1.Работа с родственными словами.

- Прочитайте слова на карточках и попробуйте объединить их в группы.

Слова: свет, светлый, шуметь, светлячок, светло, шум, шумный, светает, шумок, рассвет. (Свет, светлый, светля­чок, светло, светает, рассвет,шуметь, шум, шумный, шумок.)

2.Знакомcmво со звуками занятия через выделение согласных а словах.

-Назовите первые звуки во всех словах, сделайте вывод о теме занятия.

3.Сформируйте  тему занятия и записать ее на доске.

                      II. Основная часть

1.Сравнитетельная характеристика звуков С - Ш.

С –согласный, глухой, твердый, свистящий, при его про­изнесении губы и улыбке, выдыхаемый воздух холодный, кончин и.п.п л умирается в нижние зубы.

С' -согласный, мягкий, глухой, соответствуют зеленые наушники, и., письме - зеленый закрашенный кружок.

Ш-согласный, глухой, твердый, шипящий, при его произнесении губы вытягиваются в трубочку, выдыхаемый воздух  теплый, кончик  языка и боковые края подняты вверх, а середина опущена т.е. язык принимает форму «чашечки».

2.Соотнесения звуков занятия с символами и буквами для их oбозначение  на  письме.

З.Дифференциация звуков в ряду других звуков и между собой.

Сегодня у нас- необычный урок:

карлсон , Малыш и Фрекен Бок

Будут учить, а вы - обучаться,

Знания вам всегда пригодятся!

- Послушайте звуки и поднимите соответствующие символы, когда услышите звуки занятия.

Звуки: с, ш, з, ж, щ, у, ц, ж, ш, с, ф, с, ш.

 - Посмотрите на картинки.

Картинки: торт, щенок, конфеты, портфель. Выделите буквы С - Ш

4.Дифференииаиия звуков С - III на уровне слога.

 - Помогите  прочитать слоги без ошибок.

СА-ША-СА        СУ-ШУ-ШУ

СО - СО - ШО        ЫС - СЫ - ЫШ

5.Работа по уточнению словаря.

Картинки: шорты, галстук, рубашка, носки, шарф, спор­тивный костюм.

6.Развитие логического мышления.

- Отгадайте кроссворд.

   1. Из него садовник поливает цветы и зимой заливает каток. (Шланг )

   2. «Скачет ... по полям, а корыто по лугам», - писал Корней Чуковский.  (Сито)

   3. Зимой все белым-бело оттого, что все покрыто им! (Снег)

   4. Ножки у машины обуты в ... (Шины)

7. Развитие пространственных отношений.

 -Определите и запишите расположение каждого пред­мета.

   Картинки (груша, кисточка, ласты, вишня, скрепки. карандаши)

- Что находится в правом верхнем углу; в Левом нижнем углу; между вишнями и карандашами; над скреп­ками; в правом нижнем углу; в левом верхнем углу; слева от кисточки.

8. Физминутка.

-   Друзей пора поторопить

  - Но что же к ужину купить?

 -  Продукты - будто невидимки,

 - Узнать их трудно на картинке

Закройте правый глаз, рассмотрите наложенные изобра­жения предметов и назовите их. Затем закройте левый глаз и сделайте то же самое. Запишите названия изображенных предметов. Выделите буквы С - Ш.

Картинки: груша, сосиски, колбаса, вишни, абрикос.

Логопед раздает карточки с наложенными изображения­ми: сыр, сосиски, колбаса, ананас, сушки, груша.

9. Дифференциация С - С- Ш в словах.

 -Запишите под предметами названия вещей с соответствующим звуком (С- Ш).

   Картинки: скамейка, шкаф, кресло, стул, стол, кушетка.

                             III. Итог занятия.

Стих.

Наступил прощанья срок,

Прозвенит вот-вот звонок.

Говорят вам на прощанье:

«Не скучайте, до свиданья!»

Кто же вспомнит наш урок,

И слова припомнит в срок? Дети вспоминают тему занятия и подбирают слова С - Ш.

ЗАНЯТИЕ 49

Тема: Дифференциация звуков С - Ш.

Цели и задачи: закреплять знания о звуках С - С- Ш; учить дифференцировать звуки С - С- Ш в словах, слово­сочетаниях, предложениях и тексте; развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синте­за, навыки работы со словами-паронимами; тренировать в составлении рассказа по плану.

Оборудование: буквы С - Ш (запись на доске); символы для обозначения звуков С - С- Ш; модели слов; карточки с изображением предметов

одежды; картинки с изображе­нием Малыша, кошки Матильды и Карлсона; план для составления рассказа.

                        Ход занятия.

                        I. Оргмомент

1.        Знакомство с темой занятия через припоминание героев прошлого занятия.

Картинки: ботинки, штанишки, жилет, рубашка, майка. звуки ( С- Ш.)

2.        Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

                       II. Основная часть

1.Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.

- Вставьте в модели слов буквы С - Ш. Проверьте, сущест­вует такое слово или нет.

Модели слов (запись на карточках): БА...НЯ, КА...КА, ...УТКИ, ...КАЛА, ...ПОРЫ, ПЛЮ...

Вывод: басня - башня, каска - кашка, сутки - шутки, шкала - скала, споры - шпоры, плюс - плюш.

- Запишите пары слов (запись на доске) и срав­ните их по написанию, звучанию и значению.

2.Дифференциация С - Ш на уровне словосочетания и предложения (задание 7. с. 19).

Стих.

   Потемнело во дворе видно,

   Скоро детворе спить пора уже ложиться.

   Что же может им присниться?

   Может, быстрая река?

   Может, в небе облака?

   Вы и сами узнаете это,

   Подскажу я лишь приметы.

Картинки: 1. шорты, шинель, мишка, сапоги, усы, следы, шарики, серьги.

               2. косолапый, кошачьи, солдатская, мамины, дяди­ны, новые, синие, красивые.

(Написать словосочетания)

3.Закрепление знания норм орфографии.
Запись словосочетаний {задание 7. с. 19).

Логопед: Запишите словосочетания и укажите в них зву­ки занятия.

4.Работа на уровне предложения и текста
{задание 8. с. 19).

Стих.

Малыш и Карлсон в кухню пришли,

Хотят позавтракать они.

Едва ступили на порог -

А их встречает Фрекен Бок.

Едва лишь двери им открыла –

                  Стих.

 Да здравствует мыло ... ,

И полотенце ... ,

И зубной ... ,

И густой ....

 - Вставьте в текст слова (гребешок, душистое, пушистое, по­рошок).

5.Развитие связной речи (задание 9. с. 20).

- Составьте рас­сказ о кошке по плану.

 Выставляем на доску изображение кошки и план рассказа.

1.У кого была кошка?

2.Как ее звали?

3.Какого цвета у нее шерсть?

4.Какой она породы?

5.Какого она цвета?

6.Чем она любит питаться?

7.Как она любит играть?

8.Где она спит?

9.Как ты относишься к кошкам?

                         III. Итог занятия

- Прочитайте свои рассказы. Ученики перво­го ряда называют слова для


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Г]-[К]"

Цели занятия: Образовательные: учить  различать звуки Г, К; уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных  звуков, учить  дифференцировать звуки Г,К на письме.Коррекцион...

Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях"

Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости - глухости, твёрдости - мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на...

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш]"

Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова...

Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков С-Ш"

ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Обоазовательная:- подготовить детей к усвоению темы- дифференциации  смешиваемых звуков С-Ш в устной речи и письменной речи-закрепление навыка звуко-бук...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР...