«Особенности работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи, на логопедическом пункте»
консультация
В презентации по теме: «Особенности работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи, на логопедическом пункте» представлен теоретический материал для учителей начальных классов по дифференциации видов нарушений письменной речи обучающихся, приводятся примеры практической коррекционно-развивающей работы по их преодолению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОНР ( общее недоразвитие речи) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики, связной речи). Кроме того, недостаточность проявляется и в сформированности познавательных процессов: внимании, восприятии, памяти. Если ребенок не получает своевременную помощь, такое тяжелое системное расстройство приводит к тяжелым последствиям. У детей, имеющих в анамнезе ОНР, как правило, выявляются нарушения письменной речи.
Процесс письма представляет собой ряд операций: - определить последовательность звуков в слове; - уточнить звуки и перевести их фонемы (процесс перевода звука в фонему протекает при участии артикуляции, т.е. создании артикулемы); - соотнести выделенный звук с определенным образом буквы (т.е. перевести в графему); - воспроизвести с помощью движений руки букву (перевод графемы в кинему) .
Н арушения хотя бы в одной из этих функций: - слуховой дифференциации звуков; - правильного их произношения; - звукового анализа и синтеза; - лексико-грамматической стороны речи; - пространственных представлений, приводят к ДИСГРАФИИ – специфическому и стойкому нарушению процесса письма, связанного с нарушением деятельности анализаторов и психических процессов, обеспечивающих письмо .
Классификация дисграфических нарушений Акустическая дисграфия Артикулятор-но-акустическая дисграфия Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Оптическая дисграфия Аграмматическая дисграфия Трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящие к заменам на письме соответствующих букв. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как произносит Затруднения в анализе речевого потока. Ученик не может в сплошном потоке речи выделить отдельные слова и затем разделить их на слоги и звуки. Недоразвитие зрительного гнозиса , анализа и синтеза, пространственных представле-ний . Недоразвитие грамматичес-кого строя речи: морфологических, синтаксических обобщений.
Виды дисграфических ошибок Акустическая дисграфия , артикуляторно-акустическая дисграфия Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Оптическая дисграфия Смешения и замены: звонких и глухих согласных ( полка – « болка », доска – « досга ») , твердых и мягких согласных ( « писмо », « лубит », « зорна », « гризун ») , свистящих и шипящих ( чудешный , подснезники ); аффрикатов и их компонентов: ч-ть, ч-щ , и-т , ц-с ( цудесные , светок ); заднеязычных согласных ( к-х , г-х ); сонорных согласных ( класив , корабрики ) Пропуски, перестановка, добавления букв, слогов и слов « дикат », « сбака »;, чудесные – « чуседные », недописывание окончаний; застревания согласных (гласных) букв и слогов « магазим » слитное (раздельное) написание слов идет дождь — « идедошь », « на ступила»; нарушение или отсутствие границ предложения . Замены графически сходных рукописных букв, состоящих из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (в— д , т— щ , б — д ); замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов (и— ш , п —т, х —ж, л—м); зеркальное написание букв (е – з , У – Ч, Э – Е); пропуски (вставки)элементов при соединении букв, включающих одинаковый элемент ( ау-оу , и – ш , п -т ).
Виды дисграфических ошибок Аграмматическая дисграфия На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в: искажениях морфологической структуры слова, замене приставок и суффиксов (захлестнула — «нахлестнула», козлята — « козленки »); - изменении падежных окончаний («много деревов »); - нарушении предложных конструкций (над столом — «на столом»); - изменении падежа местоимений (около него — «около ним»), числа существительных («дети бежит»); - нарушении согласования («бела дом»); - пропусках и заменах предлогов ( улетают в тёплые края — «улетают тёплые края»); - нарушение последовательности слов в предложении (Леса из вернулись дети); пропуск членов предложения (Бабочка над цветком).
АРТИКУЛЯТОРНО- АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
АГРАМАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Коррекция дисграфии Упражнение "Корректурная правка" Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма. Упражнение «Пишем вслух» Чрезвычайно важный и ничем незаменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется. Приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово. Каждый день писать короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Ошибки не исправлять в тексте. Просто пометить на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давать тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.
Занимаясь с ребенком с нарушениями речи, нужно помнить несколько основных правил: Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Не нужно читать больших текстов и не писать больших диктантов. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти, как негативный опыт. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Логопедическая работа учителя с учащимися, имеющими нарушения речи»
Химина Елена Кузьминична, учитель –логопед ГБОУ РК «Лозовская специальная школа-интернат» Тема: «Логопедическая работа учителя с учащимися ,имеющими нарушения речи»...
Из опыта работы с детьми с ТНР (тяжелые нарушения речи)
Помощ детям с ТНР...
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».
У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...
Особенности логопедической работы с детьми имеющими нарушения речи
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...
некоторые особенности работы с детьми, имеющими нарушения в развитии
Особенности работы с детьми ОВЗ...
Особенности работы воспитателя группы для детей с нарушениями речи
В задачу воспитателя группы для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответств...
«Применение в логопедической практике кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющих нарушение речи»
Применение в логопедической практике кинезиологических упражнений имеет практическую значимость для развития речи детей, так как такая система упражнений помогает активизировать деятельность речевых з...