Краткосрочный проект "Язычок - болтушка"
рабочая программа
Данный проект рассчитан детей, не имеющих статус ОВЗ, но нуждающихся в коррекции звукопроизношения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 46.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №40»
Краткосрочный логопедический проект «Язычок- болтушка»
Срок реализации: сентябрь 2017года – декабрь 2017
Разработала учитель-логопед
1 КВК Емельянова А.В.
МБДОУ «Детский сад №40»
г.Ачинск, 2017г
Проект направлен на построение системы профилактической работы для детей, имеющих речевые нарушения при педагогическом воздействии и координации родителей к сознательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста
Анализ ситуации
В звуке голоса, в глазах
и во всем облике говорящего
заключено не меньше
красноречия, чем
в выборе слов (Еврипид)
В нашем детском саду занятия учителя-логопеда посещают воспитанники, имеющие статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети посещают занятия учителя-логопеда на основании коллегиального заключения ПМПК, но есть дети, нуждающиеся в речевой коррекции. По результатам диагностики старших и подготовительной групп на август – сентябрь 2017 года мной были выявлены воспитанники, имеющих нарушения одного или двух звуков при сохранных остальных сторонах речи. Таким детям также необходима помощь специалиста.
Нарушения произношения звуков у детей проявляются в дошкольном возрасте, именно тогда они и должны быть исправлены. Дефекты звукопроизношения не только влияют на эмоциональное состояние ребенка, но и на последующее обучение в школе. Дефекты звукопроизношения мешают ребенку полностью раскрыться при общении с взрослыми и сверстниками. Появляются такие проявления, как застенчивость, скрытность, заниженная самооценка.
Родители при такой ситуации должны занимать самую активную позицию. Их привлечение к этапу контроля при постановке и автоматизации звука играет одну из важнейших функций. Родители – это авторитет для ребенка. Совместные усилия специалиста и родителей могут сотворить чудо - дети, испытывающие затруднения в постановке звука по подражанию, чувствуя поддержку взрослых, быстрее преодолевают возникшие трудности. Такой подход помогает искать выход из ситуации без её обострения.
В статье 44 Закона РФ «Об образовании» говорится: 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Грамотная и организованная работа по профилактике речевых нарушений позволит значительно снизить количество детей, нуждающихся в помощи логопеда. Новая форма оказания логопедической помощи детям и их родителям одновременно укрепит взаимодействие детского сада и семьи.
В ходе логопедической работы дошкольник и родители учатся:
- взаимодействовать;
- проявлять такт и терпение в общении;
- понимать сложность выполняемой работы при её кажущейся легкости;
-под руководством учителя-логопеда формировать правильный артикуляционный уклад нарушенного звука;
-выработать воздушную струю, необходимую при произнесении многих звуков;
-использовать игровые упражнения для развития фонематического слуха;
-автоматизировать звук в речи, соблюдая определенную последовательность;
-достигают максимального результата при физических и психологических возможностях ребенка;
-родители повышают уровень педагогической компетентности по речевому развитию.
Для нашего ДОО такой проект и способ решения проблемы воспитанников силами родителей и учителя-логопеда становится наиболее актуальным.
Проект составлен с учетом:
-Закона об Образовании от 29.12.2012, дающего равные права для получения помощи специалистов;
-ФГОС ДО от 13.10.2013, выдвигающим один из принципов дошкольного образования сотрудничество Организации с семьей, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
-Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, 2017
-Результатов логопедической диагностики на август – сентябрь 2017 года
-Психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта: Информационно - практико-ориентированный
Срок реализации:4 месяца
Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники ДОО старшего дошкольного возраста, их родители
Возраст детей: 5-6 лет
Форма проведения: групповая, индивидуальная
Цель проекта: построение системы профилактической работы для детей, имеющих речевые нарушения при педагогическом воздействии и координации родителей к сознательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста
Задачи:
-координировать родителей и их детей, имеющих речевые нарушения к участию в проекте;
-разработать план мероприятий по профилактике речевых нарушений у воспитанников старших групп;
-оказывать консультативно-методическую помощь родителям по коррекции речевых нарушений дошкольников;
-проводить мониторинга проведенных мероприятий и их эффективность.
Предполагаемые результаты.
-повышение компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов дошкольников.
-возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе.
Подбор материала: презентации, памятки с советами логопеда, пригласительные билеты по числу участников проекта, выставка литературы, дидактические пособия
Этапы работы над проектом:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
-анализ результатов логопедической диагностики;
-определение цели и задач проекта;
-формирование групп воспитанников по группам нарушенных звуков;
-разработка проекта;
- подобрать материалы для создания презентаций, памяток, выставки литературы и дидактических пособий
2 этап – основной (практический)
-разработать и апробировать профилактические мероприятия для совместной деятельности воспитанников и их родителей
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)
-анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективности коррекционной работы с детьми.
-провести повторное логопедическое обследование воспитанников, участвующих в проекте через 1 месяц;
- проанализировать продолжительность совместной работы воспитанников и их родителей в домашних условиях
Перспективный план реализации проекта
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
№ | Тема | Формы и методы работы | Цели | Результат | Ответственный | Срок реализации |
1 | Входящая диагностика на начало учебного года | Логопедическое обследование воспитанников | Выявление воспитанников группы риска и имеющих дефекты звукопроизношения | 1Оформление протоколов обследования 2Оценивание уровня речевого развития дош-в | Учитель-логопед | Август сентябрь |
2 | Создание проекта | 1 запросы от родителей по коррекции речевых нарушений 2сбор информации 3оформление проекта и его утверждение | 1грамотное построение системы работы 2создание проекта с учетом потребностей детей и родителей | 1Оформление печатного варианта проекта 2Разработка системы мероприятий для детей и их родителей | Учитель-логопед | Август сентябрь |
3 | Разработка памяток для родителей | Подбор материалов, упражнений | Повышение педагогической компетентности родителей Согласование действий логопеда и родителя по коррекции речевых нарушений | Оформление памяток по количеству родителей на каждое мероприятие | Учитель-логопед | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь |
2 этап – основной (практический)
№ | Тема | Формы и методы работы | Цели | Результат | Ответственный | Срок реализации |
1 | Л-л-ычащие звуки | Мастер – класс по коррекции недостатков произношения звука «Л» Презентация Памятки | Повышение педагогической грамотности родителей. Ознакомление родителей с результатами диагностики. Апробирование упражнений и игр по постановке и автоматизации звуков. | Овладение родителями основными приемами постановки и автоматизации звуков. Анализ анкетирования родителей Отзывы родителей Оформление протокола мастер-класса | Учитель-логопед | Сентябрь |
2 | Р-р-ычащие звуки | Мастер – класс по коррекции недостатков произношения звука «Р» Презентация Памятки | Повышение педагогической грамотности родителей. Ознакомление родителей с результатами диагностики. Апробирование упражнений и игр по постановке и автоматизации звуков. | Овладение родителями основными приемами постановки и автоматизации звуков. Анализ анкетирования родителей Отзывы родителей Оформление протокола мастер-класса | Учитель-логопед | Октябрь |
3 | Свистящие звуки | Мастер – класс по коррекции недостатков произношения звуков «С, З, Ц» Презентация Памятки | Повышение педагогической грамотности родителей. Ознакомление родителей с результатами диагностики. Апробирование упражнений и игр по постановке и автоматизации звуков. | Овладение родителями основными приемами постановки и автоматизации звуков. Анализ анкетирования родителей Отзывы родителей Оформление протокола мастер-класса | Учитель-логопед | Ноябрь |
4 | Шипящие звуки | Мастер – класс по коррекции недостатков произношения звуков «Ш, Щ, Ж, Ч» Презентация Памятки | Повышение педагогической грамотности родителей. Ознакомление родителей с результатами диагностики. Апробирование упражнений и игр по постановке и автоматизации звуков. | Овладение родителями основными приемами постановки и автоматизации звуков. Анализ анкетирования родителей Отзывы родителей Оформление протокола мастер-класса | Учитель-логопед | Декабрь |
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)
№ | Тема | Формы и методы работы | Цели | Результат | Ответственный | Срок реализации |
1 | Промежуточная диагностика на середину учебного года | Логопедическое обследование воспитанников | Выявление динамики после проведенных мероприятий | 1Оформление протоколов обследования 2Оценивание уровня речевого развития дош-в | Учитель-логопед | Декабрь – январь |
2 | Анализ эффективности проведенных мероприятий | Анкетирование родителей. Обработка результатов отзывов, анкет, диагностических карт | Определение уровня достижения поставленных задач. Учет пожеланий и отзывов родителей Выявить необходимость продолжения проекта | Оформление результатов мониторинга. Оформление презентации, показ её на метод.совете | Учитель-логопед | Август сентябрь |
Методическое сопровождение:
1Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В.Новиковой «Логопедическая азбука». Новая методика обучения чтению. – М.: «Издательство ГНОМ», 2011. – 48 с.
2Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
3Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.
4Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.
5Визель, Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В. Секачев, 2005. – 16с
6Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. / авт. – сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2014.
7Микляева Н. Г., Лагутина Н. Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Мозиака – синтез, 2011
8Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 32 с.
9Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: «Литур», 1999.
10Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2008.
11Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб., 1996.
12Шкурат В. В. Детско-родительский проект как средство развития речи и познавательных способностей дошкольников // Логопед, 2007, № 6. С. 80-83.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №40»
Отчет по краткосрочному логопедическому проекту
«Язычок- болтушка»
Срок реализации: сентябрь 2017года – декабрь 2017
Разработала учитель-логопед
1 КВК Емельянова А.В.
МБДОУ «Детский сад №40»
г.Ачинск, 2017г
Данный проект был направлен на построение системы профилактической работы для детей, имеющих речевые нарушения при педагогическом воздействии и координации родителей к сознательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста.
За время работы проекта было проведено 6 заседаний клуба по запланированным темам.
На заседаниях клуба присутствовали родители и воспитанники ДОО старших и подготовительных группа.
По просьбам родителей, не сумевших по различным причинам попасть на заседания клуба по темам «Р-р-рычащие звуки» и «Л-л-лычащие звуки», были проведены повторные заседания.
Результатами работы клуба стали:
- 4 семьи решились пройти медико-психолого-педагогическую комиссию для получения коллегиального заключения, получения ребенком статуса ОВЗ и посещения занятий специалистов ДОО (Фроленко Кристина, Скрипачев Иван, Грибов Вадим, Якушев Ян)
- Родители воспитанников, участвовавших в проекте продолжают заниматься в домашних условиях
- Дети, участвовавшие в проекте, регулярно с родителями приходят на консультации для контроля результатов и получения дальнейших рекомендаций
- Из 25 воспитанников и их родителей, приглашенных на заседания клуба, приняли активное участие 15 человек, что составляет 60%.
- По результатам анкетирования родители, принявшие участие в проекте заинтересованы в дальнейшем успешном обучении детей и считают помощь логопеда своевременной и необходимой
Таким образом, участие в реализации данного проекта помогло родителям не только в получении элементарных логопедических знаний, коррекции недостатков звукопроизношения детей, не посещающих занятия учителя-логопеда и не имеющих статуса ОВЗ, но и увеличило долю участия семьи в воспитательном процессе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект на занятиях по страноведению
Данная статья посвящена использованию краткосрочного проекта по страноведению на базе выездного языкового семинара для осуществления информационной, познавательной и практической деятельности уч...
«Что рассказал нам о Петербурге Ф.М.Достоевский?» (Краткосрочный веб-квест для обучающихся 10 класса по роману «Преступление и наказание"
Веб-квест по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" рассчитан на несколько уроков. Учащиеся делятся на группы, выбирают роли и выполняют задания. Это позволяет учащимся шире поз...
«В гостях у Сальвадора Дали в Каталонии». Краткосрочный веб-квест по МХК для учащихся 9 класса по теме «Творчество Сальвадора Дали в истории и культуре Каталонии»
Целью веб-квеста - знакомство с историей и культурой Каталонии и творчеством великого каталонского художника Сальвадора Дали....
«И вечная Сонечка, пока мир стоит…». Краткосрочный веб-квест по рассказу Т.Н.Толстой «Соня» в 11 классе
Цель веб-квеста - знакомство с направлением «постмодернизм», создание веб-страниц, посвященных этому направлению и художественному творчеству Т.Н.Толстой...
Программа краткосрочного курса по английскому языку
Программа для краткосрочного курса (8 часов), основанная на изучении и инсценировании отрывков из детских произведений писателей англоязычных стран....
Отчет по краткосрочному проекту "Язычок-болтушка"
Провели работу по проекту- вот результаты...
Методическая разработка "Лягушка - Болтушка"
Методическая разработка "Лягушка - Болтушка" для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ТНР...