Роль Управляющего совета в условиях инклюзивного образования
статья
Проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивномобразовательном пространстве ОУ» предназначен для решения сложной проблемы обученияи социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. В тоже время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с проблемами в развитии в социальную среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль Управляющего совета
в условиях инклюзивного образования
Дроздова А.Ю., член Управляющего совета,
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ «СШ №1», г. Нижневартовск,
Сегодня ни для кого не секрет, что по вопросам стратегического управления школой решения принимает и Управляющий совет образовательного учреждения. В МБОУ «Средняя школа №1» Управляющий совет создан для решения следующих основных задач:
- определение основных направлений (программы) развития общеобразовательного учреждения, особенностей его образовательной программы;
- повышение эффективности финансово-экономической деятельности общеобразовательного учреждения;
- содействие созданию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
- контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания в общеобразовательном учреждении.
Приказом департаментом образования администрации города Нижневартовска от 1 сентября 2015 года №427 наша Первая школа определена как базовое учреждение для реализации образовательных программ общего образования, обеспечивающих совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического здоровья и детей, не имеющих нарушения развития.
При введении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ администрацией школы совместно с Управляющим советом выстроена проектная ступенчатая модель, определяющая последовательность и содержание действий по созданию условий для реализации нового стандарта обучающихся с ОВЗ в образовательной организации:
нормативно-правовых,
финансово-экономических, организационных, кадровых, информационных и материально-технических.
В первую очередь на заседании Управляющего совета рассмотрены вопрос о введении в образовательном учреждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, план мероприятий по созданию универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение детей с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития), что позволило провести в дальнейшем большую разъяснительную работу о системе инклюзивного (интегрированного) образования среди обучающихся и родительской общественности школы.
Совместно со членами Управляющего совета разработана и утверждена форма договора с родителями обучающихся с ОВЗ, внесены изменения в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования при реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Обеспечение кадровых условий – одно из основных направлений деятельности образовательной организации при реализации адаптированных образовательных программ. Чтобы организовать образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ, педагогами школы изучены особенности психологического развития детей ЗПР через специальную литературу, дистанционные семинары, личные наблюдения, тесное сотрудничество с педагогом-психологом, социальным педагогом, с бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Таукси».
Наше образовательное учреждение совместно с Управляющим советом ежегодно участвует в общероссийском проекте «Школа цифрового века», что позволило педагогам школы пройти обучение на дистанционных модульных курсах «Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ», «Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма».
Эти модульные курсы важны, так как разработка Адаптированной основой образовательной программы, Программы коррекционной работы, Специальной индивидуальной образовательной программы имеет свои особенности, это новое направление работы для управленческой и педагогической команды школы.
Управляющий совет школы помогает педагогическому коллективу в создании учебно-методических и информационных условий реализации адаптированной основной образовательной программы. Для обучающихся с задержкой психического развития в школе создано доступное пространство, которое позволяет воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники, а именно удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке, режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе и ближайших планах.
Для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ подготовлены специальные кабинеты для отдыха, релаксации и коррекционно-развивающих занятий:
- кабинет, оснащенный оборудованием и дидактическим материалом для занятий педагога - психолога;
- кабинет, оснащенный оборудованием и дидактическим материалом для занятий учителя - логопеда.
Данные кабинеты оснащены мультимедийной аппаратурой, музыкальными центрами с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами; дидактическим и наглядным материалом по темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы); видеотекой учебных и используемых в образовательном процессе различных видеофильмов; специальной литературой.
В образовательном учреждении совместно с Управляющим советом проводится внутренний контроль за соблюдением условий инклюзивного образования.
Организация рабочего пространства обучающегося с задержкой психического развития в классе предполагает выбор парты и партнера. При реализации адаптированной программы обучающемуся с задержкой психического развития обеспечена возможность постоянно находиться в зоне внимания педагога – комплектование включает от 8 до 12 обучающихся в классе.
При освоении адаптированной программы обучающиеся в I–IV классах обучаются по базовым учебникам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья. При этом могут применяются специальные, учитывающие особые образовательные потребности, приложения, дидактические материалы, рабочие тетради на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающие поддержку освоения Адаптированной Основной Образовательной Программы Начального Общего Образования, и направленные на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и содействие более успешному продвижению в общем развитии.
МБОУ «СШ №1» - одна из первых общеобразовательных школ города, которая реализует ФГОС НОО ОВЗ. На базе школы в 2016 году сформирован (согласно рекомендаций Территориальной Психолого - Медико - Педагогической Комиссии) класс для детей с ОВЗ по варианту 7.1. (для детей с задержкой психического развития (ЗПР).
В 2017-2018 учебном году с учетом мнения Управляющего совета в школе открыт еще один класс для детей с задержкой психического развития. В интеллектуальном плане эти дети не уступают сверстникам, просто они медленнее взрослеют, медленнее думают, им требуется больше внимания, заботы, доброты, тепла, любви, понимания. Задача педагога состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых их таланты и способности раскрылись.
Учебный процесс организуется по традиционной системе. Планируются и проводятся уроки с обязательным проведением физминуток, зрительной гимнастикой. В процессе работы определены следующие принципы организации работы с детьми с ЗПР:
- ежеурочное использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой деятельности;
- максимальная опора на игру, как пока ещё ведущую деятельность ребёнка;
- стимулирование познавательного интереса различными приемами занимательности (задачами с элементами игры, занимательными упражнениями, загадками, задачами-шутками, элементами театрализации и т. д);
- максимальное использование слухового, зрительного анализаторов.
Еще одно направление деятельности Управляющего совета – это содействие обобщению опыта образовательного учреждения. Так опыт работы по созданию условий для реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представлен образовательным учреждением на расширенном заседании Координационного совета при департаменте образования администрации города Нижневартовска по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 05 мая 2016 года, региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» 01 декабря 2016 года.
Таким образом, роль Управляющего Совета в условиях инклюзивного образования многогранна.
Во-первых, Управляющий совет может помочь педагогическому коллективу школы узнать мнение родителей обучающихся о том, как школа должна учить, воспитывать, развивать детей в условиях инклюзивного образования, услышать пожелания семьи к школе и учителям.
Во-вторых, Управляющий совет может улучшить условия жизни детей с ограниченными возможностями здоровья в школе, создать в ней более разумный и человечный уклад школьной жизни. Именно поэтому качество школьного питания, безопасность детей, комфортность школьной среды, хорошее устройство школьного быта, оздоровительные занятия, разумное сочетание учения и отдыха – все это забота членов Управляющего совета.
В-третьих, Управляющий совет может повлиять на обучение детей: он имеет право согласовывать учебники и учебные пособия, а также школьный компонент учебного плана образовательного учреждения.
Роль Управляющего совета сводится к тому, чтобы определять стратегические направления в деятельности школы в условиях инклюзивного образования, помогать находить ресурс для реализации мероприятий данного направления и наблюдать за тем, как они претворяются в жизнь директором и школьным персоналом.
Важно помнить, что коллективные решения имеют большую силу и влияние, чем решения, принятые единолично. Образовательному учреждению будет только на пользу, если Управляющий совет будет содействовать развитию и становлению инклюзивного образования в общеобразовательной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.
материал, раскрывающий значимость психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья....
Работа с семьёй: направления, формы и методы приемлемые в условиях инклюзивного образования
Работа с семьей, где воспитываются дети с ОВЗ.ОПЫТ РАБОТЫ: «ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»...
Научно-практический семинар: «Обучение, воспитание и коррекция детей с умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования»
Инклюзивное образование – панацея или «замок на песке»?...
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....
Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"
Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся "Механизм психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования" на 2018-2019 года
В данном материале описан механизм взаимодейвия учреждения в сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на 2018-2019 учебный год....
Роль Управляющего совета школы в социализации и адаптации детей мигрантов
В последние годы в связи с усилением процесса миграции населения в стране возросло количество детей мигрантов. Школы сталкиваются с проблемой социальной адаптации детей мигрантов. К факторам, влияющим...