Роль Управляющего совета школы в социализации и адаптации детей мигрантов
статья
В последние годы в связи с усилением процесса миграции населения в стране возросло количество детей мигрантов. Школы сталкиваются с проблемой социальной адаптации детей мигрантов. К факторам, влияющим на социальную адаптацию детей мигрантов, относится ближайшее социальное окружение: сверстники, школа и семья. От их влияния зависит характер адаптации, её продолжительность и результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль Управляющего совета школы в социализации и адаптации детей мигрантов
Тополь Вера Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СШ №1»
В последние годы в связи с усилением процесса миграции населения в стране возросло количество детей мигрантов. Школы сталкиваются с проблемой социальной адаптации детей мигрантов. К факторам, влияющим на социальную адаптацию детей мигрантов, относится ближайшее социальное окружение: сверстники, школа и семья. От их влияния зависит характер адаптации, её продолжительность и результат. Наша школа – школа №1 с 2011 года является пилотной площадкой по реализации Программы по социализации и адаптации детей из семей мигрантов. В реализации данной программы участвует администрация, педагогический коллектив, Управляющий совет школы. В управляющий совет, как правило, входят представители от каждого класса, поэтому члены управляющего совета знакомы с проблемами адаптации детей мигрантов. В связи с этим роль Управляющего совета в решении данного вопроса достаточно ответственна - это объединение интересов всех участников образовательного процесса, это диалог и опыт работы с общественными институтами, родительской общественностью, школьным обществом. В своей работе Управляющий совет и педагогический коллектив школы придерживается следующих постулатов: при организации образовательного процесса необходимо учитывать разные факторы, так как трудно определить какие-то единственные подходы в обучении, адаптации и социализации детеймигрантов: - изначальное знание русского языка; - уровень общей культуры семьи; - планы на дальнейшее обучение ребенка; -принадлежность родного языка семьи к той или иной языковой группе. Обучение в школе ведется по общеобразовательным программам, реализующим федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего образования и ГОС. В нашей школе обучаются дети 26 национальностей, каждый восьмой ученик - из семьи мигрантов. Для обучения в школу, как правило, поступают дети-билингвы, они владеют как русским, так и родным языком. Незнание языка в основном матерями детей мигрантов не позволяет им помочь ребёнку в усвоении учебной программы, а интерес успехами ребёнка заканчивается, как только уровень знания языка школьника становится выше уровня знания языка отца. Родители-мигранты, также, как и их дети, испытывают трудности от пребывания в новой для них среде, поэтому стараются не идти на контакт, каждая мигрирующая семья отличается повышенной тревожностью, связанной с изменением условий проживания, низким материальным достатком, отсутствием постоянного места проживания, а иногда и работы. В связи с чем возрастает роль школы в помощи и поддержке не только ребёнка, но и семьи. Управляющий совет обладает возможностью в решении некоторых проблем мигрантов. Поэтому повышение образовательного и культурного уровня родителей мигрантов мы решаем через беседы с ними, организовывая посещение родителями детей мигрантов учебных занятий, тематических классных часов, внеклассный и внешкольных мероприятий. На заседании Управляющего совета рассматривался вопрос: «Особенности мировоззрения и религий семей мигрантов». Это позволило всем участникам образовательного процесса выстроить позитивное сотрудничество в рамках учитель-ученик-родитель. Перспективным направлением в социализации и адаптации детей мигрантов в данном направлении мы считаем расширение сотрудничества с диаспорами Азербайджана и республик Средней Азии. Управляющий совет принял участие в работе дискуссионной площадки «Русский язык как средство сохранения духовных и культурных традиций в полиэтнической среде», проводимой в рамках II международной конференции «Развитие образовательных, культурных и научных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом. Содействие сохранению российской духовной и культурной среды» (27.11.2014г.) Управляющий совет школы пытается помочь в решении детскородительского и межсемейного общения мигрантов. Это направление реализуется посредством привлечения родителей к помощи своему ребенку в выполнении каких-либо творческих заданий или в подготовке и проведении мероприятий. С участием Управляющего совета в школе проходят поликультурные праздники. Они имеют три характерных направленности: -способствующие формированию толерантных отношений (это спортивные праздники, веселые старты «Дружба», круглые столы); - формирующие активную гражданскую позицию (субботники, «Дни здоровья», сбор макулатуры, акция «Вахта памяти», фестиваль военнопатриотической песни «Дорогами поколений»); - воспитывающие позитивное отношение к многообразию культур (фестиваль «В дружбе народов – единство России», ярмарка «Дары осени», акция «Аллея первоклассников»). Во время подготовки к мероприятиям, помощь родителей необходима ребенку в процессе поиска информации, в оформлении национальных гостиных, при приготовлении блюд национальной кухни, подборе национальных костюмов. Непосредственно во время самого праздника родители принимают участие в работе своего и других классов, оказывают необходимую моральную поддержку своему ребенку во время творческого выступления. После завершения основного общешкольного мероприятия, совместная деятельность продолжается в классах. Таким образом, оказывая поддержку своему ребенку, родители сами оказываются в поликультурной и многонациональной среде. Школа выступает посредником, средой для благоприятной совместной деятельности представителей различных культур, в ходе чего происходит изменение и формирование толерантных отношений как внутри семей, так и между ними. Во время мероприятий, проходящих на территории школы, родители общаются с семьями разных национальностей, знакомятся с их нравами и культурой. Вовлеченные в общую совместную деятельность, дети и родители разнонациональных семей стремятся к одной цели, помогают друг другу, советуются, ищут точки соприкосновения, поддерживают благоприятную эмоциональную атмосферу. Мы понимаем, что современный педагог должен быть подготовлен к работе с детьми из семей мигрантов, так как успешность социальной адаптации детей мигрантов может гарантироваться только тогда, когда создана единая образовательная среда. Данная проблема обсуждалась на одном из расширенных заседаний Управляющего совета. В процессе обсуждений пришли к единому выводу, что педагогу так же необходимо определённые знания для успешной организации обучения детей мигрантов. Возможность обучаться предоставил Педагогический университет «1 сентября». Педагогический университет «1 сентября» предлагает дистанционный курс «Обучение русскому языку как неродному». Данная тема дистанционного курса определена в школе как внутрикорпоративная для учителей предметов гуманитарного цикла. Подведу итог вышесказанному. Безусловно, успешность адаптации детей мигрантов в культурное пространство можно гарантировать только тогда, когда создано единое воспитательно-образовательное пространство «семья – школа». Опыт нашей школы показывает, чем теснее осуществляется связь семьи и школы, тем эффективнее педагогический результат. Взаимодействие школы и семьи позволяет реализовать основные педагогические условия, обеспечивающие социальную адаптацию ребёнка из семьи мигрантов: - взаимная толерантность, уважение культурных отличий открытость и принятие педагогами и родителями общих основ воспитания; - деятельностный подход, использование активных методов обучения, обеспечивающих освоение детьми и родителями ценностей и социальных норм, способов поведения, воспитание дружеских взаимоотношений; - обеспечение психолого-педагогической, социальной поддержки семьи. Семья и школа – два важнейших института воспитания ребёнка, социальная адаптация пройдёт быстрее и безболезненнее, если они будут сотрудничать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое Управляющий Совет школы.
Материал об общественно-государственном управлении школой....
Некоторые аспекты адаптации детей-мигрантов и их семей в условиях школы
В статье рассматриваются некоторые пути вхождения обучающихся-мигрантов в новую для них социальную и образовательную среду....
Роль Управляющего совета в условиях инклюзивного образования
Проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивномобразовательном пространстве ОУ» предназначен для решения сложной проблемы обученияи социали...
«Школа адаптации детей - мигрантов»
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого ...
Приказ ДОиМП об итогах конкурса программ образовательных организаций, направленных на социализацию и адаптацию детей-мигрантов
Приказ ДОиМП об итогах конкурса программ образовательных организаций, направленных на социализацию и адаптацию детей-мигрантов...
Приказ ДОиМП об итогах конкурса программ образовательных организаций, направленных на социализацию и адаптацию детей-мигрантов
Приказ ДОиМП об итогах конкурса программ образовательных организаций, направленных на социализацию и адаптацию детей-мигрантов...
«Мульт-терапия как способ успешной социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к школе».
Мультипликационная терапия на сегодняшний момент является одной из наиболее эффективных технологий адаптации и социализации детей, так как развитие компьютерных технологий, доступность для использован...