Статья на тему: "Профилактика девиантного поведения младших школьников"
статья
Индивидуальная помощь девиантному ребенку в классе - это специальная деятельность классного руководителя, социального педагога и педагогов предметников, осуществляемая ими непосредственно во взаимодействии с воспитанником или опосредованно, через его семью и классный коллектив, направленная на содействие в решении его возрастных задач социализации и связанных с ними индивидуальных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_deviantnogo_povedeniya_mladshih_shkolnikov.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика девиантного поведения младших школьников
Одной из ведущих форм воспитательно-профилактической работы является организация совместной деятельности учащихся, учителей и родителей. Школа, как мощный институт социализации несовершеннолетних, должна стать центром и правовой культуры, и социализации подростков. В каждой школе необходимы психолог и социальный педагог. Сотрудничество школы с семьей, изучение семьи, необходимо, прежде всего, потому, что личность матери и личность отца, их характер, темперамент, индивидуальные особенности, качество их супружеских взаимоотношений, повседневное поведение в быту, степень их культурности, образованности являются решающим фактором воспитания детей.
Основными направлениями работы с девиантным поведением у младших школьников являются: диагностика девиантного поведения и его признаков, профилактические мероприятия и коррекция отклоняющегося поведения. Для эффективной деятельности общеобразовательной школы по коррекции девиантного поведения младших школьников осуществляется комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов.
Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и педагога предметника имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы детей в поведении, прогнозирование развития личности ребенка и его поведенческих проявлений, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения школьников.
Работа классного руководителя является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации коррекционной работы с подростками; делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке; организует и координирует комплексную работу по коррекции девиантного поведения школьников.
Педагог дополнительного образования изучает интересы учащихся; создает условия для их реализации; развивает возможности личности в профессиональном самоопределении; решает проблемы рациональной организации свободного времени.
Социальный педагог изучает жизнедеятельность ребенка вне школы; организует профилактическую и коррекционную работу в микрорайоне; поддерживает подростков, попавших в экстремальные ситуации; взаимодействует с центрами психологической поддержки подростков с девиантным поведением.
Исходя из решаемых задач, можно назвать и общие формы коррекционной работы на уровне школы, которые должны обеспечить технологизацию этого процесса:
- диагностика причин девиантного поведения конкретного ученика или группы школьников;
- проектирование программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;
- содержательная деятельность в рамках коррекции девиантного поведения (психолого-педагогических практикумов и консилиумов с детьми и их родителями), где обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления и способы коррекции;
- реализация разрабатываемых программ на уровне школы;
- информирование учащихся и их родителей о тех видах помощи, которую могут получить школьники и их родители в школе и учреждениях, оказывающих различные виды помощи вне школы.
Содержание деятельности специалистов в области социальной работы в школе является основой технологического процесса по коррекции агрессивного поведения младших школьников.
При осуществлении индивидуального подхода к детям задачи социального работника заключаются в следующем: хорошо знать каждого ребенка, его индивидуально-психологические особенности и условия их формирования; при выборе приёмов воспитательного воздействия на младших школьников учитывать их индивидуальные особенности; проявлять педагогический такт и уметь предвидеть последствия того или иного подхода к ребенку.
Коррекция девиантного поведения будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ученика. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного агрессивного школьника и действительных психологических механизмов, лежащих в основе проблем, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, корректировку выбранной.
Индивидуальная помощь девиантному ребенку в классе - это специальная деятельность классного руководителя, социального педагога и педагогов предметников, осуществляемая ими непосредственно во взаимодействии с воспитанником или опосредованно, через его семью и классный коллектив, направленная на содействие в решении его возрастных задач социализации и связанных с ними индивидуальных проблем.
При оказании индивидуальной помощи в коррекции девиантного поведения необходимо придерживаться следующего алгоритма:
- Выявление возрастных и индивидуальных проблем школьника с помощью наблюдения и психолого-педагогической диагностики.
- Классификация выявленных проблем по принадлежности к естественно-культурным, социально-культурным или социально-психологическим задачам; источникам их возникновения, к которым относятся в первую очередь семья девиантного ребенка, ближайший к нему социум, группы сверстников (в том числе и класс) и школа как воспитательная организация; степени их осознанности подростком и его эмоциональному отношению к ним.
- Ранжирование проблем ребенка по степени значимости их с точки зрения его социализации.
- Постановка цели планируемой индивидуальной помощи в школе в соответствии с первоочередными проблемами школьника.
- Определение ведущей тактики оказания индивидуальной помощи воспитаннику: от косвенного включения его в педагогические ситуации до самостоятельного решения им своих проблем.
- Выбор основного пути индивидуальной помощи детям с девиантным поведением на данном этапе решения той или иной проблемы: через классный коллектив, через семью школьника или через непосредственное взаимодействие с ним педагога.
- Выбор и реализация адекватных методов и форм индивидуальной помощи.
- Установление обратной связи в процессе оказания индивидуальной помощи (с помощью наблюдений, психолого-педагогической диагностики и в непосредственном контакте со школьником).
- Интерпретация и анализ получаемых результатов, соотнесение их с поставленными целями и степенью решенности той или иной проблемы ребенка младшего школьного возраста.
Литература:
- Ковальчук М.А. Как организовать работу по профилактике девиантных отклонений в поведении детей младшего школьного возраста / М.А. Ковальчук // Начальная школа. – 2002. – №12. – С.31-33.
- Ляпина Е.Ю. «Профилактика социально-опасного поведения школьников», Волгоград, 2007 г.
- Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция / Н.А. Рычкова. – М., 2001. – 416 с. – ISBN 5-9472-3061-1.
- Семенов Г.С. «Методики работы социального педагога», М,2004 г.
- Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б. Шнейдер. – М.: Трикста, 2015. – 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактики девиантного поведения младших школьников
В основном воспитательная работа по коррекции девиантного поведения направлена на то, чтобы поставить девиантное поведение под контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытесне...
Статья на тему «Эмоциональная регуляции поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью»
Статья на тему «Эмоциональная регуляции поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью»...
Статья по теме «Профилактика аддиктивных форм поведения у подростков в условиях образовательной среды». Из опыта работы.
Статья будет полезна педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям. Из опыта работы....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ НАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ "ПРОФИЛАКТИКА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение являются базой и средством дальнейшего обучения.Ошибки письма носят у младших школьников с...
Статья "Причины и факторы девиантного поведения школьников".
Одной из важных проблем современной школы является проблема отклоняющегося (девиантного) поведения школьников. Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) может проявляться у детей в разные возраст...
Методический материал к проведению родительского собрания на тему: «Профилактика агрессивного поведения младших школьников»
Данный методический материал могут использовать в своей работе классные руководители, социальные педагоги и педагоги-психологи, как форму взаимодействия педагогов и родителей....
Статья на тему «Эмоциональная регуляции поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью»
Статья на тему «Эмоциональная регуляции поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью»...