Автоматизация звука "Ш" при мозжечковой дизартрии
план-конспект
Симптомы мозжечковой дизартрии и упражнения для восстановления произносительной стороны речи с наглядным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mozzhechkovaya_dizartriya_._avt._shdokument_microsoft_office_word.docx | 900.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Симптомы мозжечковой дизартрии и упражнения для восстановления произносительной стороны речи с наглядным материалом.
Базовым проявлением выступает расстройство ритмичности, плавности проговаривания, отсутствие речевых акцентов (ударений). Мозжечковая дизартрия характеризуется толчкообразным типом речевого потока, непостоянством силы голоса, что формирует так называемую скандированную речь. Типично оглушение звонких и твёрдое произношение мягких звуков. Большинство фонем произносятся назализированно. Из-за мышечной гипотонии речь смазанная, невнятная. Возможно дрожание голоса при фонации протяжных гласных.
Речь замедлена, затруднительна для больного, требует постоянного поиска артикуляционных укладов. В процессе разговора пациент напряжён, говорит с усилием, речевая продукция сопровождается повышенным потоотделением, вазомоторными реакциями (бледность или гиперемия лица). Экспрессивная речь утомляет больного, трудности фонации заставляют его воздерживаться от активных высказываний. Пониженный тонус мимической мускулатуры обуславливает отсутствие мимики, гипотония жевательной мускулатуры приводит к сложностям пережёвывания твёрдой пищи. Больные жалуются на неустойчивость при ходьбе, нарушение координации, изменение почерка. Объём произвольных и пассивных движений сохранён.
Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно.
Первый этап, подготовительный — основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, у ребенка раннего возраста -воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.
Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.
Методы и приемы работы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи. При отсутствии речевых средств общения у ребенка стимулируют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражания, которым придают характер коммуникативной значимости.
Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.
Второй этап — формирование первичных коммуникативных произносительных навыков.
Основная его цель: развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности :
расслабление мышц артикуляционного аппарата,
выработка контроля над положением рта,
развитие артикуляционных движений, развитие голоса;
коррекция речевого дыхания;
Упражнение № 1
Цель: расслабление мышц шеи и плечевого пояса; Описание: проводят поглаживания шеи сверху вниз.
Массаж лба
Упражнение № 1
Цель: расслабление лобных мышц;
Описание: проводят легкое поглаживание лба от висков к центру.
Упражнение № 2
Цель: расслабление лобных мышц;
Описание: проводят поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей.
Упражнение № 3
Цель: расслабление лобных мышц;
Описание: проводят легкие спиралевидные движения от висков к центру лба.
Массаж щек
Упражнение № 1
Цель: расслабление мышц лица;
Описание: осуществляется массаж одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ.
Упражнение № 2
Цель: расслабление мышц щек;
Описание: выполняют вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.
Массаж скуловой мышцы
Упражнение № 1
Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;
Описание: легкое поглаживание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.
Упражнение № 2
Цель: расслабление скуловых мышц;
Описание: проводят легкие спиралевидные движения от мочек ушей к середине подбородка.
Массаж губ
Упражнение № 1
Цель: расслабление круговой мышцы рта, мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз.
Описание: легкое поглаживание круговой мышцы рта.
Точечный массаж речевой мускулатуры
Упражнение № 1
Цель: снятие мышечного беспокойства в речевой мускулатуре;
Описание: проводится перекрестный массаж в точке, которая находится в середине левой носогубной складки и в точке, которая находится под углом губ справа. Затем массаж выполняется на противоположной стороне.
Массаж языка
Упражнение № 1
Цель: подавление гиперкинезов в мышцах;
Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.
Упражнение № 2
Цель: расслабление продольных мышц языка;
Описание: легкое поглаживание языка от кончика к корню.
Упражнение № 3
Цель: расслабление поперечных мышц языка.
Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону, в направлении от кончика языка к корню языка.
3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата
Выполнение ребенком статических подготовительных упражнений (при выполнении ребенок удерживает артикуляционную позу 10–15 секунд). Упражнения: «Забор», «Окно», «Трубочка», «Мост», «Лопата» (упражнения выполняются перед зеркалом).
Развитие голоса
Дидактическая игра «В деревне».
Описание игры: на большом листе изображен деревенский пейзаж, во дворе гуляют домашние животные со своими детенышами. Логопед предлагает ребенку помочь животным позвать своих детенышей (логопед дает образец выполнения задания).
– Мы позовем гусенка – Га-га-га.
– Мы позовем мышонка, позовем его тихо-тихо, чтобы не услышала кошка – Пи-пи-пи.
– Мы позовем теленка, мы будем звать его громко, он далеко ушел от коровы – Му-му-му.
– Мы позовем котенка, мы будем звать его ласково – Мяу-мяу.
– А теперь громко-громко позовем щенка – Ав-ав-ав.
(Все фигурки на сюжетной картинке свободно перемещаются, и во время звукоподражательных упражнений фигурки детенышей перемещаются ребенком к их мамам).
5. Развитие слухового внимания – различение неречевых звуков.
Ребенку демонстрируются предметы и звуки, которые издают эти звуки (ложка в стакане, шуршание бумаги, губная гармошка, свисток, колокольчик). Затем предметы убираются за ширму, а ребенку раздаются карточки-сигналы, на которых изображены эти предметы. Логопед, за ширмой, издает звуки, а ребенок поднимает карточку-сигнал, на которой изображен предмет, издающий звук.
6. Развитие мелкой моторики – укрепление мышц рук.
Ребенок выполняет самомассаж кистей:
Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением скорости (8—10 секунд);
Грецкий орех положить между ладонями и выполнять круговые движения по часовой стрелке (8—10 секунд);
Работа над развитием речевого дыхания:
Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков
:
Конспект логопедического занятия ребенка с дизартрией
«Автоматизация звука «Ш» изолированно, в слогах и словах.
Вид: фонетическое.
Тип: индивидуальное.
Продолжительность: 20 минут.
Возраст: 6 лет
Цель: автоматизация звука «Ш» изолировано, в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить правильную артикуляцию звука [Ш]
- Закрепить умение произносить звук [ш] изолированно, в слогах, словах.
- Осуществлять коррекцию речевого восприятия на основе упражнений по автоматизации звука [ш] изолированно, в слогах, словах.
- Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Коррекционно- развивающие
- Развивать артикуляционную моторику на основе упражнений на верхний подъем языка и вытягивание губ.
- Развивать слуховое внимание на основе упражнений на проговаривание фонетических единиц.
- Развивать словесно - логическое мышление на основе сравнения предметов по размеру.
Коррекционно - воспитательные:
• воспитывать активность и внимательность на занятии;
• воспитывать потребность в речевом общении.
Оборудование: игрушки мышонок и большая мышь, воздушный шарик,
зеркало, предметные картинки со звуком «Ш».
Ход занятия
Организация деятельности.
Логопед: Посмотри, сегодня к нам на занятие пришел мышонок «Миша». Он принес шарик. Какой первый звук в слове шарик?
Ребенок: Звук [Ш]
Логопед: Как ты думаешь, с каким звуком мы сегодня будем работать?
Ребенок: Со звуком [Ш]
Логопед: Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук [ш], а поможет нам в этом мышонок Миша. Только сначала немного разомнем наш язычок и губы.
Основная часть.
Логопед: А мышонок вместе с тобой разомнется.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы правильно и красиво произносить звук «Ш», давай выполним гимнастику, а мышонок будет наблюдать за нами. Посмотри на картинку и повторяй за мной.
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.
«Чашечка»
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
«Лягушка-хоботок»
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка,
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
«Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
(упр. «Фокус»)
Логопед: А теперь давай покажем мышонку фокусы с шариком. Какой мы слышим звук в слове?
Ребенок: В слове «шарик» слышим звук [ш].
Логопед: Держи шарик перед губами.
Логопед: Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.
Ребенок выполняет задание.
Логопед: Положи шарик на кончик носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.
Закрепление акустического и артикуляционного образа звука [ш]
Логопед: Давай, посмотрим в зеркало и вспомним, как правильно работают губы и язычок, когда произносишь этот звук. Поднеси ладонь ко рту и произнеси ш ш ш ш.
Ребенок произносит.
Логопед: Что губы делают?
Ребенок: Губки округлены и слегка вытянуты вперед.
Логопед: Что язычок делает?
Ребенок: Широкий язычок наверху образует “чашечку”. Теплая воздушная струя идет по центру язычка.
Логопед: Есть ли голосок?
Ребенок: Голос (горлышко) “молчит”.
Логопед: Молодец! Все верно!
Произносим вместе с ребенком перед зеркалом звук [ш]
Логопед: Когда мышонок шел к нам в гости, он встретил змейку.
Игра «Змейка».
Логопед: Посмотри, вот где он шел.
Логопед показывает ребенку дорожку, по которой шел мышонок.
Логопед: Посмотри по той дорожке шел мышонок. Помоги мышонку убежать от змейки. Вова, вставай на тропинку, пройдем по ней и пошипим на змею. Давай вспомним, как шипит змея?
Ребенок проходит по тропинке туда-обратно и шипит.
Игра «Надуй колеса»
Логопед: Мышонок хотел приехать к нам на машине, но у него спустило колесо. Как выходит воздух из колеса?
Ребенок:: ШШ. шш.
Логопед: Звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот). Давай накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится громко, отрывисто).
Ребенок выполняет задание.
Логопед: Почему мышонок к нам хотел приехать не на автобусе, а именно на ма – ш – ш –шине?
Ребенок: Потому что мы сегодня работаем со звуком [Ш]
Логопед: Мышонок предлагает тебе поиграть с ним в игру «Эхо», Мышонок будет говорить слоги, а ты их повторяешь.
Мышонок проговаривает слоги, а ребенок повторяет.
Ша-шо-шу, аш-ош-уш, шо-ши-ше, ош-иш-еш.
Логопед: А теперь попробуй отгадать загадки, которые придумал для тебя наш гость
- Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке.
Потому что до темна.
В норке прячется она. (мама Мышь)
Логопед: про кого была загадка?
Ребенок: Про маму Мышь.
Логопед: Молодец, правильно угадал. Следующая загадка.
- Твой хвостик я в руке держал.
Ты полетел, я побежал.
Логопед: Что это такое?
Ребенок отвечает. (шарик)
Логопед: Чем мышонок похож на шарик?
Ребенок: У мышки также как и у шарика есть хвостик.
Логопед: Да, ты прав. Посмотри, как похожи хвостики у шарика и мышки.
Сравниваем хвостик мышки и шарика.
Логопед: Посмотри в окошко. На улице поднялся ветерок.
Ребенок и логопед подходят к окошку.
Логопед. Посмотри, за окошком подул ветер. Давай встанем и посмотрим.
Ребенок вместе с логопедом подходит к окошку.
Логопед. Покажи руками, как ветер качает ветки деревьев. Встанем на цыпочки и покачаем руками, как будто ветки деревьев качаются. Длительно произносим звук «Ш».
Ребенок поднял руки и качается, произнося звук «Ш».
Логопед: И последнюю загадку мышонку подсказал ветерок, послушай.
- Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно.
Ребенок отгадывает (шишек)
Логопед: Если мышонок нашел шишку, что он с ней будет делать?
Ребенок: Мышка будет грызть шишку.
Логопед: Мышонок взял шишку и отнес к себе в норку. А в норке его ждала мама Мышь. Давай, посмотрим, что было в норке у мышонка.
Логопед показывает картинки с изображением больших и маленьких предметов и проговаривает их с ребенком.
Логопед: У мамы Мыши есть шляпа, а у мышонка?
Ребенок: Шляпка.
Логопед: Маме Мышке и шуба пригодится, а мышонку Мише?
Ребенок: Шубка.
Логопед: У мамы Мыши есть шкаф, а у мышонка?
Ребенок: шкафчик.
Логопед: маме Мышке пригодится шарф, а мышонку?
Ребенок: Шарфик.
Логопед: Посмотри с чем к нам пришел мышонок «Миша»?
Ребенок: С рюкзачком.
Логопед: И принес в нем свои картинки. Давай их посмотрим, и назовем, выделяя голосом звук «Ш» (шапка, шишка, машина, подушка, шкаф)
Ребенок за логопедом проговаривает слова и крепит их на доску.
Логопед: Наш гость скоро отправится домой, давай поможем ему собраться, найти среди картинок с одеждой те, в названии которых есть звук «Ш» и сложить к нему в рюкзачок.
Сапоги, калоши, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шуба, шляпа
Ребенок находит и проговаривает слова со звуком [ш].
Игра «Закончи предложение»
Логопед: Мышонок на прощание оставил нам интересное письмо, в котором не хватает слова МЫШОНОК. Давай закончим предложение словом мышонок.
Логопед проговаривает предложения, а ребенок называет последнее слово.
Под шкафом шуршит (кто?) ……………………..…МЫШОНОК.
Чуткие ушки у (кого?) …………………………………МЫШОНКА.
Пушистая кошка подкралась к (кому?) …………..МЫШОНКУ.
Не поймать кошке (кого?) …………………………..МЫШОНКА
Мы наблюдаем за (кем?) …………………………МЫШОНКОМ.
Заключительная часть занятия.
Логопед: С каким звуком мы сегодня работали?
Ребенок: Звук [Ш]
Логопед: Как ты думаешь, у нас в гостях мышонку понравилось?
Ребенок отвечает.
Логопед: А тебе понравилось с мышонком играть?
Ребенок отвечает.
Логопед: Почему?
Логопед: Мышонку очень понравилось, как ты занимался, и он дарит тебе воздушный шарик!
Использованная литература
- Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям : сборник дом. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников . - Санкт Петербург : Детство – Пресс, 2004. -147 с. – Точка доступа : http://pedlib.ru/katalogy.
- Александова, Т.В. Живые звуки или Фонетика для дошкольников : учебно- методич. пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. – Москва : Гном –Пресс, 199. – 80 с. – Точка доступа : http://pedlib.ru/katalogy.
- Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция, профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП, Алалия, дизартрия, ОНР : учебно – методич. пособие для логопедов и дефектологов. – Санкт Петербург : Детство – Пресс, 2004. – 320 с. – Точка доступа : http://pedlib.ru/katalogy.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : Учебное пособие для студ. сред. пед. Учеб. заведений / М.Ф. Фомичёва, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – Москва : Академия, 2002. – 200 с. – Точка доступа : http://pedlib.ru/katalogy.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дизартрия. Психолого-клинико-педагогическая характеристика детей с дизартрией.
Статья будет интересна логопедам и может служить хорошим материалом для подготовки к аттестации....
Логопедическая работа при дизартрии. Система автоматизации звуков.
Характеристика дефекта...Комплексный подход к проблеме...Этапы логопедической работы...Система автоматизации звуков при дизартрии......
Логопедическая работа при дизартрии. Система автоматизации звуков.
Характеристика дефекта...Комплексный подход к проблеме...Этапы логопедической работы...Система автоматизации звуков при дизартрии......
Конспект логопедического индивидуального занятия с ребенком с ОНР II уровня с корковой дизартрией. Автоматизация звука [в]слогах, словах. Образовательная область «Речевое развитие».
Уточнение и закрепление произношения звука [в]....
Автоматизация звука "ж" при бульбарной дизартрии
Симптомы бульбарной дизартрии и план коррекционно-логопедической работы по восстановлению речи с наглядным материалом....
Представление опыта работы "Автоматизация звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи - стёртая форма дизартрии".
Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40% до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространённых нарушений - стёр...
индивидуально-подгрупповое занятие «Репка» по постановке и автоматизации звука «Р» с детьми с дизартрией (стертой)
К сожалению, современное время нас, учителей-логопедов, все чаще и чаще приводит к детям с дизартрией, к тем, у кого стойкое речевое расстройство, обусловленное недо...