Картотека артикуляционных упражнений
картотека
Каждое упражнение артикуляционной гимнастики дает очень эффективную работу для коррекции речи детей с тем или иным нарушением речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_artik.gimn_.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад «АЯН»
Картотека
«Артикуляционной гимнастики»
Комплексы упражнения.
Учитель-логопед:
Бурбу О.Х..
Самагалтай
Упражнение 1 « Окошко».
Цель: научить удерживать рот широко открытым. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность нижней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык продвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на счет до 5.
Методические указания: следить, чтобы губы растянуты, зубы должны быть видны, корень языка опущен, язык располагается в полости рта симметрично.
Упражнение 2. « Ниточка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение плотно сжимать губы.
Ход выполнения упражнения: рот закрыть, с силой сжать губы.
Методические указания: 1) следить, чтобы губы не вытягивались вперед; 2) зубы сжаты, не прикусывать губы зубами; 3) положение сжатых губ должно быть симметричным.
Упражнение 3. «Заборчик».
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Ход выполнения упражнения: обнажить верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет до 5.
Методические указания: 1) следить, чтобы при улыбке верхняя губа не поднималась, не натягивалась на верхние губы; 2) если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его опускать нижнюю губу; 3) нижняя челюсть не подвижна; 4) улыбка симметричная.
Упражнение 4. «Трубочка».
Цель: выработать движение губ вперед.
Ход выполнение упражнения: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5
Методические указания: следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.
Упражнение 5. «Лопатка».
Цель: выработать умение удерживать напряженный язык в распластанном положении.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть рот, положить широкий передний край напряженного языка на нижние зубы, удерживать положение на счет до 5.
Методические указания: 1) губы растянуть в улыбку; 2) следить, чтобы нижняя губа не поддерживала язык; 3) боковые края языка должны касаться углов рта; 4) язык широкий, тонкий, напряженный; 5) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.
Упражнение 6. «Иголочка».
Цель: вырабатывать умение удерживать язык узким.
Ход выполнение упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть между зубами. Удерживать на счет до 5.
Методические указания: 1) губы растянуты в улыбку без напряжения; 2) язык не загибается и не касается губ; 3) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.
Упражнение 7.»Маятник».
Цель: развивать подвижность языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться. Приоткрыть рот, обнажив зубы. Узкий язык просунуть между резцами. Поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ.
Методические указания: 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной; 2) движения языка должны быть симметричными; 3) язык не загибается и не касается губ.
Упражнение 8. «Качели».
Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх. развивать точность и активность кончика языка, умение быстро менять положение языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнутся, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз». На счет «два» загнуть язык на верхнюю губу(потянуться к носу).
Методические указания: 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы остались неподвижными;2) язык должен оставаться широким; 3)следить, чтобы при подъеме языка вверх нижняя губа не поддерживала язык.
Упражнение 9. «Маленькие качели».
Цель: увеличивать подвижность , развивать точность и активность кончика языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, слегка приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу. Выполнять мелкие движения передним краем языка вверх – вниз.
Методические указания: 1) язык остается широким; 2) нижняя челюсть неподвижна; 3) активно работает только кончик языка.
Упражнение 10. «Вкусное варенье».
Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произношение звука «Ш».
Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания: 1)следить, работал только язык. а нижняя челюсть не помогала, не подсаживала язык наверх; 2) язык должен быть широким, а его боковые края касаться углов рта; 3) если упражнение не получается, вернуться к упражнению 5.как только язык станет распластанным, шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Упражнение 11. «Кошка лакает молоко».
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, активизировать боковые края и кончик языка.
Ход выполнения упражнения: рот полуоткрыт, губы улыбаются,. На счет «раз» широкий язык загнуть к подбородку, на счет «два» приподнять передний и боковые края языка, чтобы язык принял форму чашечки. на счет «три» - не теряя положения чашечки, втянуть язык в полость рта.
Методические указания: 1) следить. Чтобы нижняя челюсть и губы оставались неподвижными., работает только язык. 2) следить. Чтобы форма чашечки сохранялась и в полости рта;3) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.
Упражнение 13.»Катушка».
Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать силу и точность движений кончика языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком широкого языка с силой упереться в нижние зубы. Удерживать в заданном положении на счет до 5. Выполнять мелкие движения выгнутым языком вперед – назад, не отрывая языка от зубов.
Методические указания: 1) следить, чтобы язык оставался широким ,боковые края касались коренных зубов. 2) контролировать симметричное положение языка;3) контролировать наличие желобка, идущего по средней линии языка.
Упражнение 13. «Барабанщики».
Цель: укреплять мышцы кончика языка. Вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, открыть рот и отстучать кончиком языка за зубами, много кратно и отчетливо произнося звук «Д». сначала звук произносить медленно, затем ускоренно.
Методические указания: 1) рот должен все время открыт, губы в улыбке ,нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.2) следить, чтобы звук «Д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим.3) кончик языка не должен заворачиваться.4) звук «д» нужно произносить так ,чтобы ощущалась выдыхаемая струя.
Упражнение 14. «Блинчик».
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Ход выполнения упражнения: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя –пя – пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания: 1) нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижнюю губу;2)язык должен быть широким, края языка касаются углов рта;3) похлопывать язык губами несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух; 4) язык расположен в полости рта симметрично.
Упражнение 15. «Почистим зубы».
Цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Методические указания: 1) губы неподвижны, находятся в положении улыбки;2) следить, чтобы язык двигался у десен, а не скользил по переднему краю зубов;3) следить, чтобы при движении снизу вверх язык был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Упражнение 16. «Киска сердится».
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот, кончик языка спрятать за нижние зубы, а спинку языка выгнуть так, чтобы она касалась верхнего неба.
Методические указания: 1) следить за тем, чтобы спинка языка была поднята;2) края языка не должны выходить за границу зубов и выварачиваться;3) рот сильно не открывать.
Упражнение 17. «Чьи зубы чище».
Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания: 1) губы неподвижны, находятся в положении улыбки.2)двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3) двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Упражнение 18. «Часики»
Цель: отрабатывать движение языка вправо- влево и умение владеть языком.
Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот и кончиком языка выполнять движение из стороны в сторону, касаясь попеременно уголков губ.
Методические указания: 1 губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.2 следить, чтобы работал только язык. 3.сначала выполнять упражнение медленно, затем увеличить темп.
Упражнение 19. «Индюк».
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится (бл-бл)(как индюк болбочет).
Методические указания: 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.2. чтобы движения языком были вперед- назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасывать вперед.
Упражнение 20. «Грибок».
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.(Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка- его ножку).
Методические указания: 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.2. боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно- ни одна половина не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Упражнение 21. «Пароход гудит».
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).
Методические указания: следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
Упражнение22. «Фокус».
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть вату, положенную на кончик носа. воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.
Методические указания: 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе, по середине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы..
Упражнение 23. «Гармошка».
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягивают меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка).
Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания: 1.следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.2. открывать и закрывать рот, удерживать его в каждом положении под счет от трех до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Упражнение 24. «Парус».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка вверх.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка потянуться к носу.
Методические указания: 1. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. 2. Передний край языка должен быть узким напряженным. 3. Язык должен высовываться, как можно дальше и выше.
Упражнение 25. «Болтушка».
Цель: развивать подвижность языка.
Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот и ритмично выполнять движения языком вперед- назад, произнося при этом (бр- бр- бр).
Методические указания: 1. Не открывать рот широко. 2. Если упражнение не получается, сначала выполнять просто движения вперед- назад, не подключая голос, а затем вернуться к правильному выполнению .сначала выполнять медленно, затем увеличить темп.
Упражнение 26. «Приклей конфетку».
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Ход выполнения упражнения: положить широкий кончик языка на нижнюю губу, затем поднять его к верхнему небу и присосать, приклеить кусочек ириски к небу за верхними зубами.
Методические указания: 1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. рот открывать не шире чем на 1-2 см. 3.если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
Упражнение 27. «Маляр».
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком язык твердое небо, делая движение вперед- назад.
Методические указания: 1. Губы и нижняя челюсть должны быть подвижны.2. следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, а не высовывался изо рта.
Упражнение 28. «Лошадка».
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкивать кончиком языка(как лошадка цокает копытами).
Методические указания: 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается ,нужно предложить ему выполнить упражнение « приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению. 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Упражнение 29. «Желобок».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение владеть языком.
Ход выполнения упражнения: высунуть широкий язык, боковые края языка поднять вверх.
Методические указания: 1. Если упражнение не получается, поставить шпатель по середине языка, а края языка приподнять чистыми указательными пальцами ребенка. 2. Рот не открывать широко.
Упражнение 30. «Кто дальше загонит мяч».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, неприрывную струю, идущую посередине языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук «Ф»,сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания: 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.2. нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук «Ф», а не звук «Х» т.е.чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Упражнение 31. «Пирожок».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык напряженным.
Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, а края языка поднять вверх и соединить.
Методические указания: 1. Следить, чтобы язык не поворачивался. 2. Работать должны только края языка. 3. Если не получается, вернуться к упражнению «желобок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека артикуляционной гимнастики
Атикуляционная гимнастика в стихах с картинками...
картотека артикуляционной гимнастики
1.«Улыбка» Широка Нева-река,И улыбка широка.Зубки все мои видны – От краев и до десны....
Картотека "Артикуляционная гимнастика "
Артикуляционная гимнастика в картинках....
Картотека артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики
Картотека упражнений по биоэнергопластике...
Картотека артикуляционной гимнастики
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть п...
Картотека артикуляционной гимнастики для сонорных и шипящих звуков
Картотека артикуляционной гимнастики для сонорных и шипящих звуков для детей дошкольного возраста...
Картотека артикуляционной гимнастики для шипящих и свистящих звуков
Картотека артикуляционной гимнастики для шипящих и свистящих звуков для детей дошкольного возраста...