ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР
рабочая программа

Кузова Анастасия Семеновна

Вступление

Рабочая программа для обучающихся 4 класса с тяжёлыми и множественными нарушения развития разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых  правилах поведения.

Общая характеристика учебного предмета:

Отбор содержания курса «Окружающий  социальный  мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный   мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.

Задачи предмета:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование          представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,  функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТМНР29.4 КБ

Предварительный просмотр:

  БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 Минобразования Чувашии

Рассмотрена и согласована

методическим объединением учителей, реализующих вариант 2 АООП ОО с УО

Протокол № 1

от 30.08. 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________А. В. Ефимов

Приказ от 30.08.2019г. № 200-О

Рабочая программа

по предмету «Окружающий социальный мир»

для обучающихся с тяжёлыми

и множественными нарушения развития

на 2019-2020 учебный год

4«к» класс

Разработала учитель:

Кузова А.С.

п. Кугеси, 2019 г


Вступление

Рабочая программа для обучающихся 4 класса с тяжёлыми и множественными нарушения развития разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых  правилах поведения.

Общая характеристика учебного предмета:

Отбор содержания курса «Окружающий  социальный  мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный   мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.

Задачи предмета:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование        представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,  функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

ОЖИДАЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Планируемые предметные результаты по учебному предмету:

1) Представления о мире, созданном руками человека

Интерес к объектам, созданным человеком.

Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,  водитель и т.д.).

 Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

·  Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

Содержание учебного предмета

 Программа  предмета включает 6 разделов: мир, созданный руками человека; представления об окружающих людях, представления о праздниках, обращение с одеждой и обувью, жилище человека, прием пищи.

1. Представления о мире, созданном руками человека. .

Различать предметы быта и использовать их по назначению.  Учебный класс,  знакомство с мебелью и её назначением. Правила поведения в учебном классе. Представление о предназначении  туалетной  и ванной комнат, алгоритм  мытья  рук  с мылом. Знакомство с территорией детского дома.

2. Представления об окружающих людях.

 Знакомство с профессиями окружающих людей и видами их деятельности. Знакомство с эмоциями и их проявлениями. Взаимодействие с людьми (на доступном  ребенку уровне).

3. Представления о праздниках. Традиции и атрибуты празднования наступления   нового года 

4. Представления о предметах  гигиены.

Учить обращать внимание на свой внешний вид, следить за чистотой и опрятностью. Учить мыть руки, чистить зубы и  причесываться

Знать место нахождения полотенца  и предметов  личной гигиены.

5. Обращение с одеждой и обувью

Различать предметы одежды и обуви, иметь представление о их назначении. Учить одеваться и обуваться (с помощью). Учить вешать одежду на плечики, следить за своим внешним видом (по мере возможности).

 Виды обуви. Домашняя и уличная. Учить  шнуровать,  застегивать (расстегивать)  липучки и пуговицы.    

6. Предметы и материалы.

 Иметь представление о комнатах в группе и их назначении. Расширение знаний о кухонной посуде, и ее  предназначении. 

Умение различать предметы, нужные для приёма пищи (ложка, тарелка, стакан).     Учить  мыть руки перед едой, правильно держать ложку, аккуратно пить из стакана.

Иметь представления о правилах поведения за  обеденным столом. Пользование столовыми приборами по назначению.


Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»

Тема урока

Количество часов

1 четверть

Раздел 1.  Представления о мире, созданном руками человека

1 (1)

Наш класс

1

2 (2)

Мы-ученики 4 класса.

1

3 (3)

Правила поведения в школе

1

4 (4)

Правила поведения в школе

1

5 (5)

Учебные принадлежности.

1

6 (6)

Учебные принадлежности.

1

7 (7)

Мебель учебного класса

1

8 (8)

Мебель учебного класса

1

9 (9)

Мебель жилой комнаты

1

10 (10)

Мебель жилой комнаты

1

11 (11)

Туалет и ванная

1

12 (12)

Постельное белье

1

13 (13)

Постельное белье

1

14 (14)

Игрушки

1

15 (15)

Малые формы и конструкции во дворе интерната

1

16 (16)

Места для прогулки. Карусель. Горка.

1

2 четверть

Раздел 2 Представления об окружающих людях

17 (1)

Окружающие   люди.

1

18 (2)

Окружающие  люди.

1

19 (3)

Медики

1

20 (4)

Медики

1

21 (5)

Медики

1

22 (6)

Педагоги. Воспитатель.

1

23 (7)

Педагоги. Учитель.

1

24 (8)

Педагоги. Учитель.

1

25 (9)

Эмоциональные проявления людей

1

26 (10)

Эмоциональные проявления людей

1

  27 (11)

Эмоциональные проявления людей

1

28 (12)

Эмоциональные проявления людей

1

29 (13)

Эмоциональные проявления людей

1

Раздел 3. Представление о праздниках

30 (14)

Атрибуты праздника Новый год

1

31 (15)

Атрибуты праздника Новый год

1

32 (16)

Традиции празднования Нового года

1

3 четверть

Раздел 4.  Представления о предметах  гигиены

33 (1)

Практические упражнения по чистке зубов

1

34 (2)

Практические упражнения по чистке зубов

1

35 (3)

Практические упражнения по чистке зубов

1

36 (4)

Расчески

1

37 (5)

Расчески

1

38 (6)

Полотенца

1

Раздел 5. Обращение с одеждой и обувью

39 (7)

Разные застежки (липучки, молнии)

1

40 (8)

Разные застежки (липучки, молнии)

1

41 (9)

Пуговицы

1

42 (10)

Пуговицы

1

43 (11)

Виды обуви (домашняя и уличная)

1

44 (12)

Виды обуви (домашняя и уличная)

1

45 (13)

Одежда людей различных профессий

1

46 (14)

Одежда людей различных профессий

1

47 (15)

Виды одежды (нижнее бельё)

1

48 (16)

Виды одежды (нижнее бельё)

1

49 (17)

Головной убор

1

50 (18)

Головной убор

1

51 (19)

Мой внешний вид

1

52(20)

Мой внешний вид

1

4 четверть

Раздел 6. Предметы и материалы

53 (1)

Бумага, ее свойства, предметы из бумаги

1

54 (2)

Виды бумаги по плотности (альбомный лист, картон).

1

55 (3)

Предметы, изготовленные из бумаги: салфетка, коробка, газета, книга

1

56 (4)

Инструменты для работы с бумагой. Изготовление изделия из картона – закладка

1

57 (5)

Предметы, изготовленные из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.)

1

58 (6)

Стекло, предметы из стекла: ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.

1

59 (7)

Правила использования стакана, кружки

1

60 (8)

Предметы, изготовленные из резины: резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.

1

61 (9)

Предметы, изготовленные из металла: ведро, игла, кастрюля и др.

1

62 (10)

Ткани, свойства ткани (мягкая, мнется, намокает, рвется)

1

63 (11)

Предметы из ткани: одежда, скатерть, штора, постельное белье, полотенце

1

64 (12)

Столовая и чайная. ложки.

1

65 (13)

Столовая и чайная посуда.

1

66 (14)

Правила поведения за столом

1

 


Приложение

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) разработаны в соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.

Критерии

Слава П.

Артем К.

Сергей А.

  Антон П.

Кирилл Л.

1.

Узнавание (различение) окружающих людей по именам

2.

Элементарные представления  о назначении окружающих предметов

3.

Способность проявлять адекватные эмоциональные реакции при общении с людьми

4.

Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками

5.

Использование столовых приборов по назначению

Критерии уровня выполнения и степень самостоятельности обучающихся выраженными ограниченными возможностями здоровья:

«+ +» Узнает объект, справляется с заданием с минимальной физической помощью

«+» Узнает объект, справляется с требованиями по выполнению заданий со значительной физической помощью

«+–» Не всегда узнает объект, справляется с требованиями по выполнению заданий со значительной физической помощью  

«-» Не узнает объект, но позволяет выполнить задание «рука в руку» (пассивное участие)

«- -» Не принимает задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОБЖ "Загрязнение окружающей природной среды" 8 класс

Конспект урока по ОБЖ @Загрязнение окружающей природной среды" 8 класс + презентация к уроку...

Разработка урока по ОБЖ на тему: «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» для 8 класса

Методическая разработка содержит презентацию, конспект урока и видеоролик по теме урока....

презентация «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» 8 класс

Экологической ситуации в России присущи все основные черты и проявления глобального экологического кризиса. Экологическая обстановка является чрезвычайной и опасной. В настоящее время ежегодные выброс...

ОБЖ_8 класс_6_Загрязнение окружающей природной среды

Учебный материал для 8 классов средней общеобразовательной школы....

Доклад Тема «Экологическое обучение – это многостороннее взаимодействие учащихся как активных субъектов деятельности с окружающей природно - социальной средой»

Я выбрала это направление в своей работе потому, что тема актуальна, проблематична и требует  многих усилий, чтобы получить положительный результат/...

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...

Конспект открытого урока предметная область "Окружающий мир" предмет" Окружающий природный мир" тема: "Зимующие птицы. Снегирь, синица"

Конспект урока разработан для обучающихся 10 класса с тяжёлыми множественными нарушениями развития....