ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР
рабочая программа
Вступление
Рабочая программа для обучающихся 4 класса с тяжёлыми и множественными нарушения развития разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Общая характеристика учебного предмета:
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
Задачи предмета:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТМНР | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Минобразования Чувашии
Рассмотрена и согласована методическим объединением учителей, реализующих вариант 2 АООП ОО с УО Протокол № 1 от 30.08. 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _____________А. В. Ефимов Приказ от 30.08.2019г. № 200-О |
Рабочая программа
по предмету «Окружающий социальный мир»
для обучающихся с тяжёлыми
и множественными нарушения развития
на 2019-2020 учебный год
4«к» класс
Разработала учитель:
Кузова А.С.
п. Кугеси, 2019 г
Вступление
Рабочая программа для обучающихся 4 класса с тяжёлыми и множественными нарушения развития разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Общая характеристика учебного предмета:
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
Задачи предмета:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
ОЖИДАЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Планируемые предметные результаты по учебному предмету:
1) Представления о мире, созданном руками человека
Интерес к объектам, созданным человеком.
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).
Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
Содержание учебного предмета
Программа предмета включает 6 разделов: мир, созданный руками человека; представления об окружающих людях, представления о праздниках, обращение с одеждой и обувью, жилище человека, прием пищи.
1. Представления о мире, созданном руками человека. .
Различать предметы быта и использовать их по назначению. Учебный класс, знакомство с мебелью и её назначением. Правила поведения в учебном классе. Представление о предназначении туалетной и ванной комнат, алгоритм мытья рук с мылом. Знакомство с территорией детского дома.
2. Представления об окружающих людях.
Знакомство с профессиями окружающих людей и видами их деятельности. Знакомство с эмоциями и их проявлениями. Взаимодействие с людьми (на доступном ребенку уровне).
3. Представления о праздниках. Традиции и атрибуты празднования наступления нового года
4. Представления о предметах гигиены.
Учить обращать внимание на свой внешний вид, следить за чистотой и опрятностью. Учить мыть руки, чистить зубы и причесываться
Знать место нахождения полотенца и предметов личной гигиены.
5. Обращение с одеждой и обувью
Различать предметы одежды и обуви, иметь представление о их назначении. Учить одеваться и обуваться (с помощью). Учить вешать одежду на плечики, следить за своим внешним видом (по мере возможности).
Виды обуви. Домашняя и уличная. Учить шнуровать, застегивать (расстегивать) липучки и пуговицы.
6. Предметы и материалы.
Иметь представление о комнатах в группе и их назначении. Расширение знаний о кухонной посуде, и ее предназначении.
Умение различать предметы, нужные для приёма пищи (ложка, тарелка, стакан). Учить мыть руки перед едой, правильно держать ложку, аккуратно пить из стакана.
Иметь представления о правилах поведения за обеденным столом. Пользование столовыми приборами по назначению.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»
№ | Тема урока | Количество часов |
1 четверть | ||
Раздел 1. Представления о мире, созданном руками человека | ||
1 (1) | Наш класс | 1 |
2 (2) | Мы-ученики 4 класса. | 1 |
3 (3) | Правила поведения в школе | 1 |
4 (4) | Правила поведения в школе | 1 |
5 (5) | Учебные принадлежности. | 1 |
6 (6) | Учебные принадлежности. | 1 |
7 (7) | Мебель учебного класса | 1 |
8 (8) | Мебель учебного класса | 1 |
9 (9) | Мебель жилой комнаты | 1 |
10 (10) | Мебель жилой комнаты | 1 |
11 (11) | Туалет и ванная | 1 |
12 (12) | Постельное белье | 1 |
13 (13) | Постельное белье | 1 |
14 (14) | Игрушки | 1 |
15 (15) | Малые формы и конструкции во дворе интерната | 1 |
16 (16) | Места для прогулки. Карусель. Горка. | 1 |
2 четверть | ||
Раздел 2 Представления об окружающих людях | ||
17 (1) | Окружающие люди. | 1 |
18 (2) | Окружающие люди. | 1 |
19 (3) | Медики | 1 |
20 (4) | Медики | 1 |
21 (5) | Медики | 1 |
22 (6) | Педагоги. Воспитатель. | 1 |
23 (7) | Педагоги. Учитель. | 1 |
24 (8) | Педагоги. Учитель. | 1 |
25 (9) | Эмоциональные проявления людей | 1 |
26 (10) | Эмоциональные проявления людей | 1 |
27 (11) | Эмоциональные проявления людей | 1 |
28 (12) | Эмоциональные проявления людей | 1 |
29 (13) | Эмоциональные проявления людей | 1 |
Раздел 3. Представление о праздниках | ||
30 (14) | Атрибуты праздника Новый год | 1 |
31 (15) | Атрибуты праздника Новый год | 1 |
32 (16) | Традиции празднования Нового года | 1 |
3 четверть | ||
Раздел 4. Представления о предметах гигиены | ||
33 (1) | Практические упражнения по чистке зубов | 1 |
34 (2) | Практические упражнения по чистке зубов | 1 |
35 (3) | Практические упражнения по чистке зубов | 1 |
36 (4) | Расчески | 1 |
37 (5) | Расчески | 1 |
38 (6) | Полотенца | 1 |
Раздел 5. Обращение с одеждой и обувью | ||
39 (7) | Разные застежки (липучки, молнии) | 1 |
40 (8) | Разные застежки (липучки, молнии) | 1 |
41 (9) | Пуговицы | 1 |
42 (10) | Пуговицы | 1 |
43 (11) | Виды обуви (домашняя и уличная) | 1 |
44 (12) | Виды обуви (домашняя и уличная) | 1 |
45 (13) | Одежда людей различных профессий | 1 |
46 (14) | Одежда людей различных профессий | 1 |
47 (15) | Виды одежды (нижнее бельё) | 1 |
48 (16) | Виды одежды (нижнее бельё) | 1 |
49 (17) | Головной убор | 1 |
50 (18) | Головной убор | 1 |
51 (19) | Мой внешний вид | 1 |
52(20) | Мой внешний вид | 1 |
4 четверть | ||
Раздел 6. Предметы и материалы | ||
53 (1) | Бумага, ее свойства, предметы из бумаги | 1 |
54 (2) | Виды бумаги по плотности (альбомный лист, картон). | 1 |
55 (3) | Предметы, изготовленные из бумаги: салфетка, коробка, газета, книга | 1 |
56 (4) | Инструменты для работы с бумагой. Изготовление изделия из картона – закладка | 1 |
57 (5) | Предметы, изготовленные из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.) | 1 |
58 (6) | Стекло, предметы из стекла: ваза, стакан, оконное стекло, очки и др. | 1 |
59 (7) | Правила использования стакана, кружки | 1 |
60 (8) | Предметы, изготовленные из резины: резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др. | 1 |
61 (9) | Предметы, изготовленные из металла: ведро, игла, кастрюля и др. | 1 |
62 (10) | Ткани, свойства ткани (мягкая, мнется, намокает, рвется) | 1 |
63 (11) | Предметы из ткани: одежда, скатерть, штора, постельное белье, полотенце | 1 |
64 (12) | Столовая и чайная. ложки. | 1 |
65 (13) | Столовая и чайная посуда. | 1 |
66 (14) | Правила поведения за столом | 1 |
Приложение
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) разработаны в соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Критерии | Слава П. | Артем К. | Сергей А. | Антон П. | Кирилл Л. | |
1. | Узнавание (различение) окружающих людей по именам | |||||
2. | Элементарные представления о назначении окружающих предметов | |||||
3. | Способность проявлять адекватные эмоциональные реакции при общении с людьми | |||||
4. | Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками | |||||
5. | Использование столовых приборов по назначению |
Критерии уровня выполнения и степень самостоятельности обучающихся выраженными ограниченными возможностями здоровья:
«+ +» Узнает объект, справляется с заданием с минимальной физической помощью
«+» Узнает объект, справляется с требованиями по выполнению заданий со значительной физической помощью
«+–» Не всегда узнает объект, справляется с требованиями по выполнению заданий со значительной физической помощью
«-» Не узнает объект, но позволяет выполнить задание «рука в руку» (пассивное участие)
«- -» Не принимает задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОБЖ "Загрязнение окружающей природной среды" 8 класс
Конспект урока по ОБЖ @Загрязнение окружающей природной среды" 8 класс + презентация к уроку...
Разработка урока по ОБЖ на тему: «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» для 8 класса
Методическая разработка содержит презентацию, конспект урока и видеоролик по теме урока....
презентация «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» 8 класс
Экологической ситуации в России присущи все основные черты и проявления глобального экологического кризиса. Экологическая обстановка является чрезвычайной и опасной. В настоящее время ежегодные выброс...
ОБЖ_8 класс_6_Загрязнение окружающей природной среды
Учебный материал для 8 классов средней общеобразовательной школы....
Доклад Тема «Экологическое обучение – это многостороннее взаимодействие учащихся как активных субъектов деятельности с окружающей природно - социальной средой»
Я выбрала это направление в своей работе потому, что тема актуальна, проблематична и требует многих усилий, чтобы получить положительный результат/...
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...
Конспект открытого урока предметная область "Окружающий мир" предмет" Окружающий природный мир" тема: "Зимующие птицы. Снегирь, синица"
Конспект урока разработан для обучающихся 10 класса с тяжёлыми множественными нарушениями развития....